О прочном корпусе и его авторе

Море – это сама опасность. Природная. Для любого корабля. Для любого плавсредства. А для подводной лодки – тем более.

Владимир Стефановский. «Прочный корпус»

В июне прошлого года, на Всероссийском фестивале «Алые паруса», я впервые встретилась с Владимиром Стефановским, как с писателем. Шла презентация его книги "Прочный корпус". И , надо признать , чувствовала себя на этой презентации не просто рядовым читателем, а человеком, причастным к миру подводников. Как-никак, муж служил на подводной лодке... Может, поэтому и автограф получила особенный: «Ковалевой Лане с приглашением на прогулку в "Прочный корпус". Семь футов под килем! С уважением, автор».

Прочитала книгу и задумалась. Что-то происходило со мной, а что именно, понять не могла. До тех пор, пока в голове не сложилась фраза: не могу молчать. Прямо, как у Толстого, только по другому поводу. Ну, конечно, решила я, нужно выговориться по поводу книги, вслух или письменно, пусть неумело, пусть коряво, но обязательно высказать всё, что скопилось на сердце и не дает покоя.

Итак, что представляет собой эта книга? Вещь эпохальная, но вроде не роман и не сборник рассказов. Мемуары? Не очень-то похоже. Это собрание небольших историй, где реальная жизнь представлена с такими деталями и подробностями, как будто рассмотрена в увеличительное стекло. Вот весеннее солнышко припекает спину курсанта-сачка и ветер колышет траву, где-то пахнет отработанной соляркой, а здесь, под толщей океана, заканчивается воздух в отсеках затонувшей подлодки.

Вот смотрите: «Подходили к концу вторые сутки... Воздух в отсеке уже выдышали. Он стал окончательно непригодным. Жизнь каждого уже отсчитывалась если и не на минуты, то на очень короткие часы. Решили выходить самостоятельно. Погоду наверху никто не знал. Но все равно – хуже не будет! Надо выходить. Но опять встал вопрос – кому первому?... Никто не хотел умирать».

Кажется, что в книге собраны отдельные фрагменты, такие разноцветные камешки из жизни подводников, но в итоге они складываются и образуют великолепную мозаику, картину, запечатлевшую эпоху длиною в несколько десятилетий.

Этих историй много. Они разные по накалу страстей, по месту действия. Ведь жизнь подводника продолжается и на берегу. И здесь ему, бедному, тоже нет покоя.

Хотите убедиться? Пожалуйста: « ... На заседании женсовета эскадры присутствовал нач. политотдела капитан 1 ранга Сергей Ефимович Мирошник. Вопросы на повестке дня: жилье, отопление... Но вдруг одна женщина встает и говорит: а мой-то приходит домой со службы очень поздно. А то еще и навеселе... Сергей Ефимович, забросив в сторону вопросы жилья, сосредоточил свое внимание на домашнем уюте. – Ну, насчет «выпивши» я вам так скажу, товарищи женщины..., почему офицер пригубит чарку-другую по дороге домой? Да потому, что вы не разрешаете дома выпить... А приготовили бы вы к его приходу стол,... он бы как миленький домой бежал... Вот я, например, прихожу домой – у меня всегда стоит. И жена не против».

Автор обладает удивительным качеством – находить изюминку в обыкновенных людях и делать своих персонажей интересными для читателя. Мы запоминаем их по крылатым фразам, по эмоциональным жестам, по какой-то особенной флотской мудрости. . Вот что говорит старпом Кубынин: «... Герой не тот, кто геройски погиб. Герой тот, кто выполнил долг, спас товарища и сам остался жив».

История литературы знает писателей, которые не имели яркой биографии. Например, Харпер Ли была агентом по продаже авиабилетов, сидела в коморке с крохотным окошком, но умудрилась написать великий роман «Убить пересмешника».

А вот «Прочный корпус» появился на свет благодаря двум составляющим. Невероятно насыщенной и деятельной жизни самого автора. И способностям, отпущенным Владимиру Стефановскому природой. У него феноменальная память. Остается только позавидовать, как легко он перечисляет имена и фамилии сослуживцев, как рисует их портреты и выписывает характеры, как воспроизводит разговоры полувековой давности. Представляете, он помнит кто и что сказал, с какой интонацией, с каким намеком и подтекстом.

Хочу отметить еще одну особенность автора, которая задает настроение, делает книгу легко читаемой. Это самоирония и юмор. Они пронизывают описания житейских и служебных коллизий, и даже трагических ситуаций. Эта легкая ирония наполняет каждую главу жизненной силой.

Сложные технические вопросы автор растолковывает на пальцах так, что ребенку становится понятно. Чем отличается, к примеру, водолазное белье от просто нательного белья. Это теперь даже я понимаю. о. Поэтому книга будет интересной не только для адмиралов и старшин, её с удовольствием прочтут домохозяйки, студенты и другие читатели нашей необъятной Родины.

Чтобы своими бурными аплодисментами не оглушить читателя, задам вопрос: а есть ли у этой книги недостатки? Ответ: а куда без них. Даже классики не были свободны от сей беды. Но тут многое зависит от личности читателя. То, что мне видится недостатком, для иного окажется достоинством. Поэтому «минус», о котором скажу ниже, прошу считать видом с, так называемой, моей скромной колокольни.

Я отношусь к тому поколению людей, которым пообещали, что они будут жить при коммунизме. Не случилось. Но я выросла, получила образование и сформировалась, как личность, в той социально-политической среде, которую принято называть развитым социализмом. (Напомню, что и Владимир Стефановский оттуда же). Я насквозь пропитана той субстанцией. Может, поэтому испытывала дискомфорт и ёжилась, читая, как автор яростно громит наши прежние идеалы и наших прежних идолов, приводя неоспоримые, вроде, аргументы. Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что с историей надо обращаться более деликатно.

Хотя признаюсь: энергию и бескомпромиссность Владимира Владимировича ценю высоко. Такие люди способны поворачивать колесо истории.

Недаром капитан второго ранга Владимир Стефановский, прошедший 80 000 миль под водой, сегодня является тараном, который пробивает дорогу делам, славящим наш прекрасный город. Благодаря его усилиям появляется памятник Пушкину на Фиоленте и доска на Графской пристани, напоминающая нам о соотечественниках, вынужденных покинуть Родину в 1920 году. Он ведет культурно-просветительскую работу в ассоциации «Морское собрание». Он же – член-корреспондент Российской Петровской академии наук, Лауреат литературной премии имени Льва Толстого прошлого года.. Он же – Указом президента РФ награжден медалью имени А. С. Пушкина, став единственным в России обладателем этой высокой награды в 2017 году.

Тут впору и самому В.В. Стефановскому устанавливать памятник при жизни. Но бронзоветь ему рано. Впереди дел невпроворот – нужно вернуть к севастопольскому причалу крейсер «Михаил Кутузов», на борту которого организован Музей Черноморского флота и возвести на Приморском бульваре памятник «Севастопольский вальс» и т.д. и т. п.

Но это уже другая часть жизни, та, что лежит за пределами книги. Возможно, она ждет своего письменного воплощения. Поживем-увидим.

Что касается «Прочного корпуса», то хочу отметить следующее – после прочтения книги остается необыкновенное послевкусие. Я не сразу смогла определить характер этого послевкусия. Закрываешь последнюю страницу, а память снова и снова возвращает тебя назад, к персонажам «Прочного корпуса», и душа волнуется, вновь переживая коллизии, в которых оказались стармех Дурицын, флагман Спешилов, матрос Егорушкин, контр-адмирал Шестив и другие герои Владимира Стефановского. «Прочный корпус» переносит меня в молодость, к началу жизненого пути. . Я как будто снова оказываюсь в далеком гарнизоне. Лодка моего мужа только-только вернулась с боевого дежурства. Я и жены других подводников стоим на плацу в стороне от личного состава и командования с традиционным жареным поросенком на подносе и до боли в глазах, всматриваемся в родные лица. Я слышу, как стучит мое сердце. Наконец, закончены рапорты, поздравления. Звучит команда: «Экипажу сход разрешить!» и отбросив пр

иличия, летим навстречу своим мужьям ! Вернулся ! Дождалась!

Спасибо автору за это счастливое путешествие во времени.

А вашей книге, Владимир Владимирович, счастливого плавания и семь футов под килем!


Рецензии