Возраст

  МАРИЯ БЕРДИЧЕВСКАЯ: «ВОЗРАСТ – ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ЦИФРА»

Задавали ли вы себе вопрос, почему одни сохраняют свою молодость десятилетиями, а другие быстро стареют? Попробуем разобраться. Мы в гостях у обаятельной женщины, на долю которой выпали и жизненные перипетии, и счастливые дни. Знакомьтесь: жительница Сосновой Поляны Мария Борисовна Бердичевская.

«Но всё подвижное сильнее
неподвижного. Вода сильнее скалы»
(Эрих Мария Ремарк)

Встреча

Я тихо шла к своему дому и что-то мурлыкала – дурацкая привычка, но поздно меняться. Вообще не нужно ничего менять в своей жизни. Шаг влево, шаг вправо в пожилом возрасте – зачем? Да и лень. Движение – это удел молодых, рассуждала я...
– Добрый день! – услышала я молодой голос. Поворачиваюсь – меня догоняет «милая знакомка».
– Где Вы пропадали, Мария Борисовна? Я не видела Вас больше полугода!
Она немолода, но до сих пор хороша собой – порода чувствуется. А какие глаза! На меня смотрела мудрая Тортила, и столько было в ее взгляде понимания, что я решила напроситься к ней в гости.
– И давно Вы, Нина, так ходите?
– Как?
– Своеобразно…
Многозначительность и юмор этой дамы всегда были на высоте.
– А как Вы носились раньше на каблуках – никто догнать не мог!
– А смысл?
– Смысл всегда есть. Каждое утро в Африке просыпается газель. Она должна бежать быстрее льва, иначе погибнет. Каждое утро просыпается и лев. Он должен бежать быстрее газели, иначе умрет от голода. Не важно, кто ты – газель или лев. Когда встает солнце, надо бежать. Это сказал журналист Томас Фридман. Вся моя жизнь – вечное движение. Вот мне 92 года, а я по-прежнему не могу сидеть без дела.
– Как 92?

Так началось это интервью. С моего ступора. Шутка ли, 92!!!

В Сибири

Мария Борисовна родилась 25 ноября 1925 года в селе с красивым названием Райгород Винницкой области. В семье были старшие брат и сестра, Маша – младшая. Когда ей исполнилось пять лет, семья переехала в Хабаровск, и с этого момента наша героиня помнит всю свою жизнь. Мать сразу пошла учиться на бухгалтера, а затем успешно работала в должности главбуха до конца своих дней. Отец устроился кладовщиком. Мария Борисовна вспоминает свою сибирскую жизнь:
– В Хабаровске мы прожили 20 лет. Здесь меня застала война. Я поступила после школы в механический техникум – там мы занимались утром, а во вторую и третью (!) смену я работала вместе с моими сверстниками на токарном станке. Я это хорошо помню.

Да. 16-летняя девочка-подросток запомнила всё: как ребята красили гранаты в зеленый цвет, как спали по очереди в туалете на каких-то газетах по полчаса, и как она уставала, сопротивляясь изо всех своих девчачьих силенок…
Потом были рабфак, медицинский институт, который она успешно закончила в 1948 году, а спустя год – замужество.

Ленинград: спасибо «вилке»!

Её муж, Наум Абрамович Шухман, был военным летчиком, прошел всю войну, и закончил ее на Дальнем Востоке в сентябре 1945 года. После войны был летчиком-испытателем первых советских реактивных самолетов. А в 51-м вместе с сыном Олегом и дочерью Инной семья переехала в Читу, куда Наум Абрамович был направлен служить. В СССР тогда были так называемые «вилочные должности». Зам. начальника полка по тылу, например, мог иметь звание «майор-подполковник». На этой вилке и закончилась карьера Найма Абрамовича.

После окончания Академии Генерального штаба Наум Абрамович в звании полковника был назначен заместителем Командующего Забайкальского Военного округа по контрразведке на генеральскую должность. Вот и срок подошел получить звание генерала, а руководство не торопилось: помешал пресловутый пятый пункт в анкете. Гордый муж подал в отставку, и семья уехала в Ленинград.

Грязи бояться – врачей не видать

Молодой семье предоставили квартиру в Московском районе нашего города. Кругом новые дома, детской поликлиники еще нет. Педиатры ведут прием в так называемых филиалах: сначала в однокомнатных квартирах в условиях жутчайшей тесноты, затем в трехкомнатном жилье, и лишь через несколько лет поликлиника № 35 была введена в эксплуатацию. А пока что бушевали ежедневные страсти педиатра:
– У нас новый район. И тьма вызовов! Рядом строится кинотеатр «Меридиан». Однажды я решила сократить путь – ребенок с высокой температурой нуждался в моей помощи – подошла слишком близко к стройплощадке и провалилась в жуткую грязь, там была какая-то яма – самой не выбраться. Что вы думаете? Меня вытаскивал трактор!

Таких экстремальных случаев было много. Впрочем, вспоминает моя собеседница эти будни со смехом, и меня заражает своим оптимизмом:
– Поднялась на этаж. Дверь открыта, захожу в квартиру – меня сбивает с ног огромная овчарка, я теряю сознание. Думаю: лучше бы уж укусил какой-нибудь чихуа. Укушена я тоже, кстати, была. Вернее, некстати. Зашла в квартиру, разделась, вымыла руки. Подхожу к больной девочке – вдруг откуда-то вбегает ревнивая болонка и кусает меня за ногу. Больно!

Откровения педиатра:
Главное в жизни – дети. И лечить их – зов сердца.
Педиатру нужны терпение, энергия и любовь к детям.
Сложно не с детьми – сложно с родителями.

Количество вызовов к больным детишкам нередко доходило до 35. Бывали дни, когда наша героиня сажала своих детей в машину, и они колесили вместе с мамой всю смену. Ответственность!
– Это высокое чувство ответственности я переняла от мужа. Он буквально горел на работе, приходил домой поздно, да и в отпуск за все время супружества мы с ним съездили только один раз. И лишь последние десять лет, когда муж серьезно заболел, он был в семье. Пообщались напоследок. А в 1980-м его не стало.

Стаж работы педиатром Марии Борисовны – 53 года. Она труженик тыла и ветеран труда. Лишь когда ей исполнилось 77 лет, она позволила себе бросить работу. И тут началось! Всегда любившая путешествовать, наша героиня побывала в Чехии, Болгарии, Польше, во Франции, Швеции, Финляндии. Съездив между делом в Израиль и перешагнув 80-летний рубеж, она дважды совершила круиз по Волге-матушке.

Энергия ци

Говорят, возраст человека определяется по тому, как он встает. Мария Борисовна, решив показать мне цветы, подаренные ей на день рождения, вскочила и стремительно вышла. Я ждала. Букеты прибывали, а одышки всё не было… Старушкой ее назвать невозможно. Неутомимая, красивая женщина! На вопрос, какая она в повседневной жизни, Мария Борисовна ответила:
– Я энергичная. Я вот тут (окидывает взглядом комнаты) все переставила бы – не разрешают. А раньше я такое вытворяла! Муж придет с работы – а у меня уже вся мебель переставлена – и всё сама, вплоть до тяжелого пианино! Он смеялся: «Квартиру не узнаЮ – это полбеды. Я боюсь, что однажды тебя не узнАю!». А я не люблю рутину. Переставила мебель – как будто в новую квартиру переехали. Новизна – это же здорово! Если мыслить по-китайски, то во мне много энергии ци. А в ци нет ничего свехъестественного, это наша внутренняя сила. У меня этой ци по сей день многовато.

Жажда жизни

Конечно, возраст берет свое. Мария Борисовна перенесла три полостные операции, инсульт. Но, как ни странно, и это вечное движение, и эта легкая походка остались!!! Во время инсульта отказали ноги. А врач попался хамоватый, даже для своей коллеги не сделал исключения, заявив, что «эта» ходить больше не будет. А «эта» сказала: «Назло таким, как Вы, буду ходить!». И ведь пошла, да как быстро!
– Я не могу сидеть без дела: и глажу белье, и завтрак могу приготовить, и пол помыть. А на даче этим летом, пока никто не видит, тихонько возьму лопату и ковыряюсь в земле. Дочка ругается (она боится, что мне плохо станет), а мне хорошо!

Советы долгожителя:
Тренируйте свой ум. Умственная работа – путь к долголетию.
Улыбайтесь и находите приятное во всем, что вас окружает.
Дышите свежим воздухом – больше гуляйте на природе.
Постоянно двигайтесь. Ходите пешком при любой возможности.
Поддерживайте чистоту в теле, в помыслах и вокруг себя.
Смейтесь чаще!

– А как нужно питаться, чтобы долго прожить?
– Возраст – это всего лишь цифра. Есть сыроеды, есть мясоеды, рыбоеды, есть вегетарианцы – да мало ли кто что употребляет. Я ем все. Абсолютно. Но понемногу. Главное – движение. Мои приятели, которые любили полежать, уже ушли в мир иной. А я двигаюсь и живу.

На вопрос о счастье Мария Борисовна ответила:
– Важно, кто тебя окружает. Я счастливый человек: живу с умной, любящей, заботливой дочерью и прекрасным зятем. У меня двое детей, четверо внуков и шесть правнуков. Когда они приходят в гости, я вижу их искреннюю радость. А что еще нужно? Я счастлива.

***

Все думаю: кто Вы, доктор Мария Борисовна? Женщина вне возраста. Человек с собственным солнышком. Энерджайзер. Возмутитель спокойствия. А может, инопланетянка? И это все она, наша осенняя женщина – веселая, приветливая и по-прежнему обаятельная. Завтра надену каблуки – теперь есть кому подражать.


Рецензии