Домовой

 ТАМАРА РОГОВА: «ДОМОВОЙ ВСЕГДА ПОМОЖЕТ!»

«Домовой, домовой – поиграй ты со мной! Исполни все мои желания!». Много есть рассказов о домовых и духах. А мы расскажем сегодня о своем домовом и обо всех его, вернее её, приключениях. Героиня нашей статьи – Тамара Васильевна Рогова, экономист, работник жилищно-коммунального хозяйства. Дома и квартиры – ее стезя.

Звоню. Дверь открывает приветливая хозяйка. А на кухне кто-то хлопочет – как потом оказалось, ее муж, шутник, настоящий полковник и превосходный кулинар.

Урал и Поволжье

Родилась Тамара Васильевна 17 декабря 1950 года в семье Федотовых на Урале, под Златоустом – в деревне Калиновке. Ее мать Анна Никаноровна много работала – шутка ли, на пять деревень одна акушерка, она же и фельдшер, а в зависимости от обстоятельств и хирург, и терапевт и педиатр – в общем, сельские медики всегда были «многостаночниками».
Отец Тамары Василий Иванович во время войны защищал Ленинград. Важную роль тогда играла артиллерийская разведка. В тяжелых боях усилия артиллерийских разведчиков объединяли с разведкой соединений, которая обеспечивала скрытность и боевое охранение. Это позволяло пересечь линию фронта и скрытно корректировать огонь своей артиллерии, находясь под охраной бойцов разведки (снайперов, автоматчиков, пулеметчиков). Такие разведчики выявляли командные пункты противника, позиции, коммуникации и корректировали артиллерийский огонь для их уничтожения. Василий Иванович был одним из них. За свои боевые подвиги он получил медали «За оборону Ленинграда», «За отвагу» и орден Отечественной войны.

О своих родителях Тамара Васильевна говорит охотно, с гордостью и любовью:
– Их уважали все. Я горжусь своими родителями. В нашей семье было не принято говорить на повышенных тонах, я не помню ссор. Их взаимоотношения я перенесла и на своих детей и внуков.

Анна Никаноровна часто повторяла: «Бог дал человеку два уха и один рот, чтобы он больше слушал и меньше говорил». Умница Тамара так и делала. Когда работы стало еще больше, а вес Анны Никаноровны достиг немыслимых цифр – 37 килограммов, семья переехала в Ульяновск. Здесь Тамара закончила школу, строительный техникум и работала в Домостроительном комбинате мастером. Там же она была секретарем комсомольской организации.

Башкирия

В 1972-м Тамара выходит замуж за Александра Рафаиловича Рогова, и молодая семья совершает еще один переезд – в Стерлитамак (Южный Урал, Башкирия). Кстати, не все знают, что около Стерлитамака можно увидеть настоящие древние коралловые рифы, которые находились в далеком прошлом на дне Пермского моря. Это удивительное место представляет собой несколько высоких холмов конусообразной формы. Это Стерлитамакские шиханы. Всего шиханов три: Юрактау, Куштау и Тратау. До недавнего времени был и четвертый шихан – Шахтау. Но его поглотило местное предприятие «Сода». К настоящему времени от Шахтау практически ничего не осталось. Промышленная разработка шихана началась еще в 1950-х годах прошлого века. Шахтау находился ближе всего к Стерлитамаку – всего в пяти километрах.

Оставшиеся три шихана пока в сохранности, хотя угроза повторить незавидную судьбу Шахтау повисла и над ними. Разрабатываемое месторождение истощается, и Стерлитамакская «Сода» добивается передачи ей шиханов. А ты, читатель, успей здесь побывать!

Как семья Роговых оказалась в далекой Башкирии? Все просто: сотрудник уголовного розыска Александр Рогов поехал туда по распределению. А встретили его примерно так, как в известном фильме:
– Ну, здравствуй, Шарапов! Из отдела кадров о тебе уже звонили. Ну, в общем, мы тебя таким и представляли.
– Обыкновенный...
– Ну, правильно, а нам и нужны такие обыкновенные… ребята. Чем занимаемся-то, знаешь? Убийства, бандитизм, грабеж... Это тебе, брат, не фунт изюму!

А «брат» любил свою жену, цифру «четыре» и сразу стал подавать большие надежды. В их город приехала молодая девушка. Попутчик вызвался ее провожать… В четырех кварталах от вокзала она была изнасилована и убита. Александр и его опергруппа нашли убийцу всего за четыре дня – он получил «вышку».

Кнут и пряник для дворника: сможет ли?

А через четыре года уже набравшиеся опыта молодые специалисты Тамара и Александр поехали покорять Ленинград. У них появился сын, они были счастливы и полны надежд.
Мужу, как главе семьи и кормильцу, нужна была карьера, и он поступил в Военно-политическое училище. Извечный вопрос большинства молодых семей: а жить где? И Тамара, поменявшая проектный институт Стерлитамака на аналогичный ленинградский и никогда не державшая в руке ничего тяжелее карандаша, берет в руки лопату – она пошла в дворники ради жилья. Жертва это или нет? А это как посмотреть. Когда любишь, можно горы свернуть друг для друга. Всю тяжелую работу делал за Тамару Александр.

Трудно было:
– Зима. Убираю снег (муж задерживается). Пот градом, шепчу: «Господи, помоги мне встать на ноги. Упасть я могу и сама…».

Работа дворника была недолгой – всего полтора года:
– Осень. Гребу листья. Ко мне подходит техник-смотритель Любовь Семенова и предлагает мне должность техника-смотрителя. А я уже и втянулась, привыкла работать дворником: муж помогает, время остается, чтобы пораньше сына забрать из садика. «Не пойду». «На колени встану, соглашайся!». «Не пойду». Она: «Хочешь, я на колени встану?». Она уговорила мужа, и я, боясь коленопреклоненной позы «на ковре из желтых листьев», согласилась.

Попутно скажем, что сегодня в сфере ЖКХ работают мигранты: узбеки, таджики, молдаване, армяне и представители других национальностей. Только не русские! Почему? А хорошо было бы раздать метлы и лопаты некоторым питерцам – уверена, найдутся желающие. Ведь работали же наши люди в Советском Союзе дворниками и не чурались этого. Но! Интерес к непопулярной профессии должен подогреваться конкурентной зарплатой и хорошим соцпакетом.

Еще как сможет!

Работа техника-смотрителя оказалась для Тамары Васильевны самой сложной:
– Я с ужасом просыпалась. Дел было невпроворот: ежедневно заполняла журналы, отслеживала поступление квартплаты от жильцов – а домов-то на моем участке было 20! Посещала квартиры с профосмотром – нет ли у кого незаконных перепланировок, проверку сантехников тоже никто не отменял. То запил дворник, то заболел рабочий мусоропровода. Заливы, засоры, бытовые ссоры (да-да, и с милицией ходила!) – «как белка в колесе» – это про меня. А по вечерам приемы в конторе. Технику-смотрителю дня не хватает. Мне даже жаль жилищников (сейчас эта должность называется «домоуправ»)…

Вскоре родилась дочь. При реорганизации жилищной системы Тамара Васильевна была назначена на должность экономиста в РЭУ. Десять лет она писала финансово-хозяйственные планы, составляла сметы (даже на территорию для выгула собак требовалась смета) и на основании статистики РЭУ делала всевозможные расчеты: сколько рабочих требуется на текущий ремонт, на санитарное содержание и благоустройство домов, дворов?

Тамара Васильевна сокрушается теперешним состоянием чистоты в Красносельском районе:
– В 1976 году на 20 трехэтажных домов было 13 дворников – вот тогда была чистота! По благоустройству и санитарному содержанию наш район был одним из лучших в городе.

Для нас, жителей Сосновой Поляны, работа Тамары Васильевны незаметна. Но она очень значима. Проверяя сантехников, она точно знала, сколько деталей и времени им необходимо для ремонта санузла. Делая фотографию рабочего дня дворника, она знала, как тяжела его работа. И так изо дня в день 40 лет наш жилищник Тамара Васильевна Рогова работала рядом с нами. «Домовой всегда поможет» – шутит наша «домовиня».

***
Вот уже два года Тамара Васильевна на заслуженном отдыхе. Ее семья в полном составе: муж, полковник милиции, бывший преподаватель Академии МВД, тоже пенсионер, сын закончил «корабелку» и Академию народного хозяйства, у дочери ФИНЭК за плечами. У всех семьи, и каждый доволен своим спутником. Довольна своим спутником и наша героиня:
– У меня уникальный муж. Он мой домовой – в буквальном смысле: когда учился, он помогал мне в нелегком дворницком деле, а теперь помогает по дому: мебель сделать по индзаказу – легко! Евроремонт – пожалуйста! Покрывало сшить – с радостью! Обед – с удовольствием! Я за ним уж точно, как за каменной стеной!

В наш диалог вмешивается Александр Рафаилович с подносом и отменным чувством юмора:
– Боже, голубушки, как вы постарели за эти два часа! Срочно кофе! А пока релаксируете, вот вам диалог двух старушек: «– Зина, я чувствую, что с годами мужчины все больше интересуются мной…– Лена, это врачи!».

Да, чуть не забыла: у четы Роговых есть уже внук и внучка. И это прекрасно: поменьше врачей, побольше внуков – жизнь продолжается!


Рецензии