Свой маршрут

ЛЮДМИЛА ГЕРАСИМОВА: «СВОЙ МАРШРУТ Я ВСЕГДА ПРОЙДУ!»

Героиня нашего рассказа – жительница Сосновой Поляны Людмила Евстигнеевна Герасимова. Недавно ей исполнилось 86 лет – возраст, казалось бы, преклонный, однако ее активная жизненная позиция и динамичный образ жизни позволяют ей до сих пор оставаться обаятельной женщиной, интересным собеседником, веселым человеком. Судите сами.

Закалка на всю жизнь

Людочка Родионова родилась 9 марта 1931 года в Тихвине. Почему Людочка? Потому что этого ребенка молодые родители ждали целых девять лет. Только собрались идти в детский дом за приемным сыночком, а тут, возьми да и появись чудо-дочка, в которой они души не чаяли. Людмила Евстигнеевна вспоминает:
– Я родилась с врожденным рахитом. Родители на меня молились. Все самое лучшее – мне. Но это, с одной стороны. А с другой, – когда я чуть подросла, я была физически нестандартым ребенком – очень полной девочкой, и меня часто дразнили сверстники. Эти два обстоятельства сформировали мой характер: с одной стороны, любовь к людям, а с другой – железная жизненная стойкость – меня можно было окунуть в навоз, а я считала, что я королева!

1941 год. Война. Когда Людмила Евстигнеевна вспоминает о войне, ее глаза затуманиваются, а потом становятся жесткими, ледяными… 14 октября 1941 года был совершен массированный налет фашистской авиации на железнодорожную станцию Тихвин, а там находились составы с горючим и боеприпасами, эшелоны с ранеными красноармейцами, женщинами и детьми, эвакуированными из блокадного Ленинграда. Бомбардировка продолжалась непрерывно более шести часов, превратив железнодорожную станцию в огненный ад. 10-летнюю девочку с матерью эвакуируют из Тихвина. В последнем вагоне, куда с трудом удалось их поместить, они доезжают до Ташкента, а «город тепла и яблок» их не принимает. Поезд мчит в Барнаул, и там они живут до осени 42-го.
– Как только освободили Тихвин, папа сразу привез нас домой. Отец продолжал работать в Тихвине машинистом-железнодорожником, а мама – сестрой-хозяйкой в больнице. Работали много, днями и ночами. Что с нами происходило днем, они не ведали.

Друзья навеки

А городская ребятня организовала бригады и работала на вокзале:
– Приходили поезда, и мы носили лекарства, таскали раненых: старшие несли носилки вдвоем, а мы, помладше, – вчетвером. Бои за Тихвин были ожесточенными, кровавыми. Город так не бомбили, как вокзал – это был стратегически важный объект: ведь знаменитая Дорога жизни не заканчивалась на берегу Ладожского озера, а шла дальше по суше через Войбокало, Волхов, через Тихвин. Немцы не щадили даже вагонов с красными крестами.

Ребята, продолжая работать в таких условиях, ничего не говорили родителям – иначе они не пустили бы их помогать в разгроме фашистов. И ведь помогли! Эти героические дети получили маршальские благодарности, и Людмила была среди них. Так она стала ветераном войны.

Потом закончилась война. Людмила продолжила учебу в тихвинской школе:
– Нас училось тогда всего 18 человек, и закончили среднюю школу все они – только 18 послевоенных выпускников на весь город и Тихвинский район! Как жаль… Многие погибли… За эти суровые годы мы стали родными. Мы держались друг за друга до конца своих дней. Сейчас я осталась одна – год назад умерла моя последняя подруга – Зоя Самойленко, зав. химлабораторией одного из cудостроительных предприятий.

Забежав вперед, замечу, что все 18 друзей Людмилы, помогавшие в борьбе за Тихвин и закончившие вместе с ней школу, добились больших успехов в жизни: среди них было несколько генералов, летчики, атомщики, руководители среднего и высшего звена. Закалка!

«Молодые годы мои…»

Итак, школа закончена. Послевоенная бедность была страшная, поэтому у всех должна быть стипендия и общежитие. Так наша героиня попала в Лесотехническую академию. По окончании она работала на заводе им. А. Марти (теперь это «Адмиралтейские верфи»), потом вместе с мужем-летчиком – в Польше, в авиаполку механиком по электроспецоборудованию.
Вернувшись в 1961 году из Польши, Людмила Евстигнеевна пять лет в Ленинградском радиополитехникуме дает студентам знания по сопромату и теоретической механике, а с 1966 года и до самой пенсии работает в училище повышения квалификации № 83, где преподает технологию металлов.
Вы думаете, это вся ее деятельность? Нет. Работы ей всегда было мало: продолжая читать лекции в техникуме, она поступила на курсы экскурсоводов во Всесоюзный музей А.С. Пушкина, по окончании написала две авторские экскурсии и вела их в Литературном музее города Пушкина и в музее-квартире А.С. Пушкина на Мойке, 12. Технарь по образованию, наша героиня блестяще выступила и на гуманитарном поприще: она работала экскурсоводом восемь лет в каникулы и выходные дни!

«Голубая моя да розовая…»

История знакомства студентки 5-го курса была предельно краткой. 1954 год. Подружки давно уже встречаются с кавалерами, бегают на танцы, целуются, а Люда одна. Однажды знакомые курсанты-моряки повели девушек в Дом офицеров и захватили с собой Люду. Конец вечера. Объявляют последний танец – белое танго:
– Я увидела симпатичного паренька – Юру Герасимова, пригласила его на танец – и всё... Он стал моим мужем. Один на всю жизнь.

В 55-м они поженились, и через 10 месяцев у них родилась малышка. Говорят, что любовь проверяется расстоянием. Был трудный год, они были не вместе, но письма, которые муж писал ей, согревали их сердца, сокращали их разлуку. Письма от Юрия приходили каждый день, и порой почтальонша не выдерживала и докучливо вопрошала у матери:
– Ну что он ей пишет каждый день?
Мать, смеясь, отвечала всегда одно и то же:
– Ну что пишет? – Голубая моя да розовая – вот что!

Письма издалека

«…Любимая, любимая, вся моя жизнь! Сколько ты даешь мне света, тепла, счастья! Но и не только этого. Сколько силы я черпаю из нашей любви, сколько настойчивости и выдержки! Ведь вот получение нашей злополучной комнаты – это целая эпоха борьбы, исканий, требований. Или рождение нашей малютки-крикуши – как я за тебя переживал, сколько выстрадал, и теперь… в обоих случаях мы уже почти победили…».
«…Как я хочу под самую красивую музыку вальсировать с тобой!... Ты в белом пышном платье, а я в своем хотя бы парадном костюме… Но для этого мне нужно только лишь научиться танцевать и сшить тебе красивое платье…».

Со временем Юрий, военный летчик, перешел в гражданскую авиацию, отлетал до 60 лет, а потом еще 20 лет преподавал методику летной подготовки в Академии гражданской авиации. Его уже нет шесть лет, но Людмила Евстигнеевна рассказывает о нем, как о живом.

Ее секрет

Спрашиваю, в чем секрет их любви. Она говорит страстно, иногда сбивчиво, но совершенно открыто, без тени кокетства:
– Есть женщины, которые околдовывают мужчин. Например, Лиля Брик была такой. В личности Лили Брик была загадка, которую она унесла с собой. Не в силах разгадать ее, люди выдумывали небылицы, а ее имя обрастало легендами. Ее раскованное поведение, вольные взгляды породили массу слухов и домыслов. Если Лиле нравился мужчина, и она хотела завести с ним роман, она делала это без особого труда. Она была хороша собой, стильно одевалась, была независима. А я старалась ей подражать… Я говорила мужу, что он замечательный или даже гениальный, просто не все это понимают. И разрешала ему то, что не разрешают мужьям другие женщины. Например, давала ему много свободы.

Муж, безусловно, это ценил. Вероятно, обалдев от такого доверия, он был ей верен всю жизнь.

Перпетуум мобиле

Сейчас Людмила Евстигнеевна по-прежнему ведет активный образ жизни: ходит в бассейн, пять раз в неделю занимается гимнастикой по Норбекову. Каждое утро у нее начинается с обычной гимнастики, днем – ежедневные двухчасовые прогулки с собакой до Троице-Сергиевой Пустыни и обратно:
– Для меня важно движение. Это моя суть. Включаю музыку – и вперед! Гимнастика, танцы – главное двигаться. Часто выхожу на прогулку через силу, но я знаю: свой маршрут я всегда пройду!

Ее жизнь скрашивают дорогие родные: дочь, зять, внук, невестка и правнучка. На вопрос, как живется ей одной сейчас, она, не задумываясь, отвечает:
– С юмором! Он мой спутник. В нашей семье часто смеются. И я вместе с ними.

***
После нашей беседы я подумала: вот человек. Испытал на себе военные невзгоды, а дальше была обычная жизнь. Как у многих. Чем же она меня зацепила? Веселая, стойкая и удивительно молодая. Учитесь, женщины!


Рецензии
Очень Хорошо пишите!

Григорий Аванесов   30.11.2018 08:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.