Т. Гумбатова. Католики в Азербайджане. Гл. 3

3.Первые попытки построить католическую церковь на земле  Азербайджана(1840-1884).
 
    По утверждению С. Ашурбейли  (цит. по 12) 28 сентября 1607 года в Баку прибыли первые католические миссионеры-кармелиты. После этого в декабре 1607 года  они торжественно въехали в  Исфаген.  Шах Аббас I разрешил им вести миссионерскую работу среди армян и часто обсуждал с ними, как посланниками Папы,  планы анти турецкой коалиции. 
  Затем  приехали для распространения слова Божьего  и »искоренения заразы мусульманства и язычества»   представители ордена иезуитов.  В 1681 году по ходатайству польского короля Яна II Собеского было разрешено иезуитам образовать свою миссию в Шамахе,  а в 1700 году по просьбе короля Августа II Фридриха- в Гяндже и Нахичевани. Вначале миссионерами были итальянцы и французы, позже - поляки. Среди них , в 1703 году был путешественник, езуит  и миссионер Ян Тадеуш Крусинский(J. T. Krusinski), который написал книгу о Персии и Азербайджане (12).
    В 1793 году после  второго раздела  Польши между Россией и Пруссией   прошло освободительное восстание поляков под предводительством Тадеуша  Костюшко. Восстание было подавлено русскими войсками под командованием А.В. Суворова в сентябре – ноябре 1794 года, после чего много поляков (политических ссыльных) были высланы в Российскую Империю,  в том числе и на Кавказ (5). Первыми  в Азербайджан  прибыли Анджей Яневич и Франциск Борковский, последним – в 1894 году Эдвард Штрумпф.
    После присоединения польских земель к России в царскую армию было  рекрутировано более 200 тыс. поляков. Многие  из них служили в Кавказском корпусе русской армии. Так, поручик Ладинский вместе с Кн. Цициановым участвовал в 1803 году в походе на Гянджу,  был произведен в майоры  и стал начальником гражданской части на Кавказе. В 1826 году в битве возле Шамхора отличился поляк Иван Желиховский. В  начале Х1Х века «за мужество против горцев»  и  участие в других боях были отмечены майор Кричевский, в Сальянах -полковник Матяшевский, комендант Бакинского временного карантина - Серопский,  письмоводец правления Бакинского коменданта Сосновский, бакинский уездный начальник Палашковский, столоначальник  Мокрицкий   и  др.(12).
    В 1840 году в Кавказском корпусе служило до 39 тысяч поляков. Пастырские обязанности в армии были вменены польским военным священникам (капелланам). В Шамахе  было девять гражданских католиков -поляков, которые в эти годы  подали  прошение о постройке молитвенного дома (16) .Предписанием от 24 июля 1846 года  начальник  Каспийской области  Каськадский  разрешил открыть подписку в области для добровольных пожертвований на строительство римско-католического молитвенного дома.  Тогда  было  собрано 587 руб. 59 коп. Затем было выделено место, разработан  план и фасад дома. Все это было передано для утверждения  в  Тифлис.   
    В Баку в 1847 году проживало  так  же  девять гражданских лиц, исповедующих католицизм. Одним из самых знаменитых был свободный скрипач, аранжировщик песен и танцев, поляк Г. Я. Полянский. Он прожил 100 лет и умер  в  1906 году.
   Первые упоминания о католиках, как общности, находим в описании знатока истории Баку К.Ф. Спасского-Автономова: “ 19 апреля 1853 года - великая ночь Пасхи. Гремят пушки.  Все собрались в трех храмах: православные, католики и лютеране вместе в двух православных. Армяне-григориане, особо, в своей церкви Св. Богородицы. Вокруг слышатся приветствия:« Христос Воскресе»! Мусульмане тоже поздравляют нас”(17).
    В то время ни католики, ни лютеране Баку не имели своих церквей. Главное их церковное руководство находилось в Тифлисе. Деканом военных капелланов отделения Кавказского корпуса и временным Управляющим Закавказской римско- католической  церкви (Тифлис, Гори, Кутаис, Ставрополь и др.)  был  магистр, военный капеллан Франц Старевич. В Тифлисе, по сведениям «Кавказского календаря» на 1854 год, был один католический приход и один костел(18).   
    В 1858 году после постройки в Баку нового русского православного собора Св. Николая Чудотворца возбуждался вопрос о том, чтобы старую церковь Св. Николая Мирликийского возле Девичьей башни превратить в католический костел, но с этим не согласился Высокопреосвященный митрополит Исидор. Церковь простояла  закрытой  до 1871 года. В 1892 году на этом месте  была построена русская  православная часовня Св. Варфоломея (19).
    В 1859 году в Шамахе произошло сильное землетрясение, которое круто изменило жизнь всего региона. Вопрос о  строительстве  молитвенного дома был временно закрыт, а собранные 584 рубля  с копейками  сданы на хранение  в Закавказский приказ общественного призрения. В 1858 годы на них было выдано два билета.
     6 декабря 1859 года  Баку  получил степень губернского города. Все  служащие переехали  из Шамахи  в Баку. В 1861 году, сгруппировавшиеся лица  католического исповедания и  визитатор РК церкви на Кавказе Орловский, подали ходатайство о постройке молитвенного дома  в  Баку  по проекту, утвержденному 13 октября 1860 года Наместником Кавказским генерал- фельдмаршалом кн. Барятинским   для Шамахи, который находился  в  Бакинском Губернском правлении (20).
   В 1862 году католики Баку продолжили  свои  хлопоты. Синдики (старшины) Иосиф Антонович  Шиманский,  граф С. Р. Красницкий и В.Абрамович обратились к  Бакинскому военному губернатору князю К. Д. Тархан-Моуравову с прошением об отводе пустопорожнего участка для строительства католического молитвенного дома  в Баку  и  получения разрешения сбора пожертвований для этой цели. К прошению был приложен план молитвенного дома, разработанный ранее для Шамахи и обещание содержать  священнослужителей за счет общества. 12 января 1863 года военный губернатор препроводил эту просьбу   Наместнику на Кавказе.
   В  1863 году опять произошло  восстание поляков, которое было поддержано и  в  Баку. Член  католического сообщества  граф Красницкий  в 1864 году  за »политическое преступление»  был  осужден  к каторжным  работам. 11 мая 1871 года  Высочайшим повелением он был помилован  и  принят на службу в таможню, а с 1875 года стал Управляющим   Ордубадской  Карантинно- таможенной
заставы. В 1879 году Сигизмунд Рафаилович  обратился с прошением о возведение его в чин генерала, но Правительственный Сенат отказал ему, так как отсутствовал Высочайший Указ о снятии с него судимости(21).               
    24 июля 1863 года начальник Главного управления уведомил, что Его Императорское Высочество Наместник Кавказский Кн. М. Воронцов изволил согласиться на отвод РК обществу  участка земли. Он также одобрил план дома, который был представлен правлением католического прихода, но не разрешил сбор пожертвований.
    При этом Князь показал свою осведомленность в вопросе о католиках и разъяснил,  что  «по закону, места общественных богослужений католиков называются церковью или каплицами». В Закавказском крае возводить свои церкви они могут только после Высочайшего разрешения Его Императорского Величества, так как еще с 1832 года официальной главой всех церквей в Российской Империи является Царь. «Устройство же каплиц и подвижных престолов можно производить после получения разрешения от губернского начальства. Кроме того, как известно, у католиков не принято содержать священника за свой счет, как обещают просители. Все духовные лица получают жалование из Государственного Казначейства”(20).
    17 сентября 1864 года городские власти приняли решение отвести пустопорожний участок земли под №5 под постройку каплицы на участке LХХII, согласно Генеральному плану города Баку, утвержденного 14 февраля 1864 года начальником Главного штаба Кавказской армии генерал- майором Карцевым. План хранился в  Кавказском  Военном окружном штабе в  Тифлисе(20). 
    20 апреля 1865 года Бакинская городская полиция  по распоряжению генерал-майора военного губернатора М. П. Колюбакина вручила доверенным лицам, избранным католическим обществом для строительства молитвенного дома (Николаю Н.Павловичу- коллежскому советнику, председателю Елизаветпольского окружного суда  , капитану Маевскому и инженеру, штабс-капитану А.Делобень) предписание  и  утвержденный план каплицы.
    Но строить было не на что. За прошедшие годы количество собранных денег не увеличилось. 22 октября 1871 года поверенные   обратились в Губернское правление с просьбой вытребовать из Закавказского Приказа общественного призрения деньги, пожертвованные в Шамахе, но ответа не получили(16).
   28 сентября 1876 года представители общества полковник- инженер Делобель  и кандидаты: присяжный поверенный Шуцкий  и надворный советник Сташевский,  опять повторили просьбу в Губернское правление, но получили отказ.   Оказалось, что двое бывших поверенных выбыли  (Павлович умер, Маевский выехал в Тифлис), а Шуцкий и Сташевский не смогли представить, ни доверенности от общества, ни приказа.И только 5 ноября 1876 года Бакинская городская полиция засвидетельствовала выборный листок, согласно которому Делобень и Сташевский являлись ходатаями, распорядителями и строителями католического дома в Баку. Они имели право получать деньги, как из Закавказского приказа, так и жертвуемые отдельными лицами.               
    В 1877 году было введено Городское самоуправление. Город начал очень быстро развиваться. Стало приезжать много разного люда, в том числе приверженцы католического исповедания: немцы, поляки, литовцы, латыши, чехи, а позже - французы и итальянцы.  Прошение лютеран и иудеев Баку об утверждении Уставов их обществ было достаточно быстро удовлетворено. Католики же не предпринимали никаких действий по поводу официального признания их,  как общества.
    1 февраля 1877 года  поверенные  Делобень и Сташевский опять обратились в Бакинское губернское правление с прошением об истребовании  денег,  собранных   в  Шамахе  еще в  1846 году  и  передачи их для начала постройки  на отведенном участке молитвенного  дома. 14 июля 1878 года  его рассмотрели  в присутствии Сташевского. Было установлено, что представленная общая доверенность неправомерна, так как  умер один из представителей общества- А.Делобень. Кроме этого, бакинские католики  имели разрешение  на постройку только каплицы,  что же касается молитвенного дома, то о его постройке  в законе о РК исповедании ничего не сказано. Там речь  идет  о домашних каплицах  и подвижных престолах  для лиц, приобретших право на особое уважение. На возведение  же общественного молитвенного дома, равно как  и на  РК и  армяно-католической церкви  в Закавказском крае,  надо получить  Высочайшее соизволение  и  вопрос об этом нужно чинить общими требованиями закона. Кроме того, состоящие на службе и прибывшие по своим промысловым делам люди католического исповедания, не могут считаться оседлым   обществом, имеющим право выражать свое уполномочие или доверие на общественных сходах в форме приговора, поэтому каждое уполномочие должно быть удостоверено нотариальным порядком. На этом основании Губернское правление  отказало  в  их  ходатайстве(20).
    10 августа 1878 года вице-губернатор сообщил Наместнику на  Кавказе,  что  поверенные имеют сомнительные права, поэтому деньги  им выдавать не  нужно,  а препроводить  их  Тираспольскому РК епархиальному начальству, сообщив при этом  о цели их сбора.  Он обратил внимание на то, что проживающие   более десяти лет  в  Баку католики, несмотря на выделение им участка земли и утверждение проекта, так и не приступили к строительству церковного дома, а имеющаяся у них сумма денег недостаточна  для возведения ни церкви,  ни   каплицы.  Просили дать разъяснения по этому поводу.   
    Католики  спешно выдали доверенность на имя Сташевского, который обратился  с прошением в  Департамент Главного управления Наместника на Кавказе, где указывал,  что в Баку проживает до  50-ти семей, которые и составляют ядро католического общества. Он просил вернуть обществу деньги  и сообщил, что часть денег (500 руб.) хранится у вдовы Павловича, часть - у окружного капеллана.  Всего есть около 3000 рублей, но зажиточная часть прихожан готова жертвовать деньги после начала строительства молитвенного дома.   
    До 1879 года в Баку не было постоянного католического священнослужителя. Город посещал настоятель прихода церквей Тифлисской, Кутаисской и Ставропольской губерний военный капеллан, магистр Франц Старевич. Периодически  наезжал  в  Баку  польский ксендз Фердинанд Сенкевич. Они отправляли службы в разных домах, отводимых частными лицами. Но цены на квартиры резко увеличились, и полиция вынуждена была временно  уступить   нижний этаж своего здания на Полицейской улице (Ю. Мамедалиева) для совершения католических богослужений с военными.
    По официальным сведениям в Бакинской губернии в это время проживало 1.217 католиков, включая военных.  Бакинский губернатор,  генерал- майор  Позен  сообщил  Наместнику на Кавказе, что  полиция подтвердила указанное Сташевским количество католиков в Баку и  отсутствие  у них возможности отправлять богослужения.
    Но 5 мая 1879 года  истек десятилетний  срок на участок, выделенный почти  пятнадцать лет тому (22).
   В 1881 году Российским Императором стал Александр 111. Проявляя полное миролюбие во внешних отношениях, он сосредоточил свое внимание на внутренней жизни государства,  на вопросах экономики и социальной политики.  Манифестом от 2 марта 1881 года он  объявил « о неприкосновенности великих реформ Александра 11» и повел «решительную борьбу с крамолой». Император старался развить промышленность и специальное техническое образование. Он положил начало церковно-приходским школам, где под руководством священнослужителей проходило образование и религиозно-нравственное воспитание молодого поколения. Исходя из лозунга: «Россия для русских», были предприняты меры к обрусению окраин, уничтожены отдельные привилегии немецким колонистам и положен предел их переселению из Германии. Впервые крестьяне привлекались к присяге на верность Государю и Империи. Все это несколько осложнило жизнь иноверческих сообществ.
   24 марта 1882 года в Баку прибыл новый губернатор,  генерал-майор армейской пехоты, барон, католик Юстин Казимир Гюбшь  фон  Гросталь. Появление единоверца на такой большой должности способствовало повышению активности католиков города.
   В апреле 1883 года Россия подписала согласие с Ватиканом о назначении  Митрополитом всех РК церквей  Империи   управляющего  Плоцкой РК  эпархии   Суфратана  Гинтова. В связи с этим Папа Римский   Лев XIII   пожаловал российскому МИД и МВД орден  степени  Пия I степени.
    Католическим визитатором на Кавказе оставался прелат М.Орловский. Он служил в Тифлисских  церквях   Свв. Петра  и Павла   и   Успения Богородицы. В 1883  году военным капелланом в Закавказском крае, включая Бакинскую и Елизаветпольскую  губернии, был назначен  немец  Георг Майер (20.10. 1844 - 30.09.1893). Он прибыл в Баку 20 апреля  и пригласил прихожан   для обсуждения дел, касающихся прихода. Собрание должно было состояться 24 апреля  в 7 вечера в Александровском зале Городской Думы, которая располагалась тогда в доме Адамова на Думской площади.(23).Пришло очень мало людей,что отметил в своем выступлении капелан Майер: «Возлюбленные во Христе братья! С тех пор, как я пребываю между вами, мне неоднократно приходилось слышать от вас искреннее сочувствие и неподдельные радости по поводу свершившегося факта. Благосклонное начальство вошло, наконец-то,  в положение бакинских католиков, которые до сих пор , яко овцы без пастыря,  и назначило меня настоятелем католического прихода, имеющегося здесь образоваться .По словам вашим,  вы уже давно желали и стремились к этому,  много и усердно об этом хлопотали. Но, несмотря на определенные препятствия, у вас не было воли и желания. Даже сегодня малолюдное собрание говорит об этом. Не скрываю, что основать приход нам, немногим католикам, трудно. Тем не менее, возможно при терпении и соединенных усилиях! Необходима сумма для  съема помещения   для церкви,  на ее содержание и на содержание священника- 1200р в год. Это главный вопрос. После его обсуждения,  собрание избрало трех синдиков и трех кандидатов, но утвердить их смогли только на   следующем  собрании 8 мая
    В  1883 году  в  Баку находилось 2260   католиков, из них 2000 были военными, а 260 - иностранцы(7). 
    24 июля 1883 года католики Баку, «встречая крайнюю нужду», официально обратились за помощью к губернатору Гросталю, который  6 августа 1883 года затребовал все документы, подтверждающие принятые ранее решения по этому вопросу. Губернатор, считая просьбу «заслуживающую внимания», 16 августа 1883 года написал  Наместнику на Кавказе  прошение » о разрешении,  возбужденного в 1878 году, вопроса о постройке РК молитвенного дома в Баку»  и  передаче  им  выделенного ранее  участка.  Изучив все существующие по данному вопросу законы,   Наместник перепоручил  это   губернатору. Сообщение об этом  было передано 28 декабря 1883 года Его преподобию господину  военному капеллану Майеру(20).
    Бакинский  губернатор  фон Гросталь 21 февраля 1884 года дал указание  городскому главному инженеру Н. А. фон дер Нонне определить  место, отведенное когда-то католикам, но  за давностью лет это  оказалось трудным даже для него.  По его мнению, участок находился на форштадте в юго-западной части Баку, где-то в районе старого мусульманского кладбища по Колюбакинской и Лютеранской улицам, близ дома Скибинского. Но выделение католикам там участка уже было невозможно, так как Городская Дума 9 ноября 1883 года постановила построить в этом месте Русский Православный собор. К 1891 году на этом месте  была выстроена церковно-приходская школа и дом для священников.
    Надо отметить,  что  решение Думы  о строительстве православного собора  на земле б. мусульманского кладбища вызвало неоднозначную реакцию Бакинского общества в целом. Высокопреосвященство Экзарх Грузии Архиепископ Павел специально в 1884 году приехал в Баку, посетил кладбище и вечером на обеде у губернатора категорически высказался против строительства там какого-либо христианского собора. Он мудро считал, что «в крае, представляющем смесь многих исповеданий и сектантских уклонений от господствующей церкви», площадь Колюбакина (Парапет, площадь Фонтанов), на которой “было пролито много русской крови  и  полегло много православного люда”, самое удобное место для возведения Русского Православного собора и предполагаемого памятника  Императору  Александру II. Такое соседство “есть самим приличным. Это  поможет нашим церковным делам очиститься от, некстати примешавшихся к ним   племенных дрязг”(19). 
    Губернатор Гросталь  возразил, что “он не видит никакой надобности стесняться в  выборе для католиков другого места”  и вместе  с Городским Головой С.И. Деспот- Зеновичем (тоже католиком) приняли решение построить на участке б.мусульманского кладбища, и католическую, и православную церкви. Это заявление привело к еще большему возбуждению. Сразу же подсчитали,  что только в канцелярии губернатора работает аж! десять  поляков-католиков. Это были: И.А. Бениславский, И.А.Бернатович, И.А.Делинский,А.К.Качмарек,В.Б.Абрамович, П.А.Янцевич, Е.В.Семеевский, И.В.Томашевский,  П.П. Залесский, С.И. Деспот-Зенович, Е.С.Кишинский, М.И.Яворский, А.Л.Якубович?, Андозерский и др.
    Бывший Управляющий Бакинской контрольной палатой Михаил Качурин  написал жалобу в МВД по поводу того,  что «католик, председатель Городской Думы небрежно и непочтительно говорит в нашем Отечестве о вопросе, столь близкому каждому национальному и религиозному чувству - о создании государственной церкви». На что Деспот-Зенович 19 мая 1884 года парирует: “когда мечети превращали в церкви или в склады артиллерийского оружия, то это не вызывало открытого протеста местного населения” и  просит не тревожить  национальный вопрос.
   Возникшее противостояние между католиками и православными позволило последним не прислушаться к мнению Грузинского Экзарха и привело к эмоциональному решению построить в 1898 году главный в Баку православный  Александро-Невский Собор на земле бывшего  мусульманского кладбища.
  23 марта 1884 года католикам предложили  подать  в Городскую управу новое ходатайство о выделении им участка для постройки молитвенного дома.  Тогда же  был поднят вопрос об учреждении в Баку постоянного приходского священника для  католиков города, по поводу чего губернатор Гросталь обратился с ходатайством в  военный округ. По распоряжению Командующего войсками округа генерал-адъютанта Кн.Дондукова-Корсакова, исполнение духовных треб в Бакинской губернии  было поручено священнослужителю  Георгу  Майеру.   
   Так закончился первый, сорокалетний период пребывания на земле Азербайджана  римско- католиков. Теперь нужно было  все начинать сначала.
            рис.Проект католического молитвенного дома,
                разрешенного к постройке в Шамахе.
      


Рецензии