О Володе Высоцком...

                Соратнице Татьяне Матвеевой 2
                (к тому же сегодня и ее день тоже).

                «О Володе Высоцком я песню придумать решил,
                Вот еще одному не вернуться домой из похода.
                Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил.
                Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа".
                (Булат Окуджава).

     Когда не стало Высоцкого, мы с другом поставили перед собой задачу: собрать и записать на магнитофон как можно больше песен в его исполнении. Кое-какие у нас и самих были, но выяснилось, что у каждого практически одни и те же, самые известные. Тогда кликнули клич по всем друзьям и знакомым, но немного в этом преуспели, поскольку у всех, кто им интересовался, было примерно одно и то же.

     Наконец, повезло: окольным путем нас вывели на учителя математики одной из московских школ, который оказался фанатейшим фанатом Высоцкого. Дали и его телефон, по которому я не преминул позвонить. Человек на том конце провода поинтересовался, что есть у меня самого, и когда я ему это перечислил, заметно поскучнел. Я явно был ему неинтересен. Но когда выяснил, что один из актеров Таганки мой приятель, и я могу через него доставать билеты или контрамарки, тут же предложил приехать к нему. Он живет на другом конце Москвы, но, как говорят, «бешеной собаке сто верст не крюк», поэтому оба к нему и отправились.

    Это был человек лет уже за шестьдесят, невысокого роста, если не сказать маленький. Спереди почти лысый, но задние волосы доходили до плеч по тогдашней молодежной моде. А на пиджаке его красовался самодельный значок с изображением Высоцкого, который, по его же словам, никогда не снимал, где бы ни находился. Фонотека с песнями Высоцкого у него и впрямь оказалась богатейшая, мы просто обалдели от такого обилия, поскольку большинство из них были нам вообще неведомы. Здесь были и песни, спетые в какой-то компании, под звон бокалов и реплики гостей; и те, которые он спел на теплоходе «Россия» специально для его капитана . « Моему другу Толе Гарагуле посвящаю всю эту запись», - -такими словами он начал этот персональный концерт. И первая звучащая там песня называется «Каждый четвертый». Можно понять, что Гарагуля белорус, а в Белоруссии во время войны погиб каждый четвертый ее житель.

     Есть и редкостная запись с Кириллом Ласкари (сводный брат Андрея Миронова)  на дому у последнего в Ленинграде, где они вдвоем поют песни, написанные специально для предполагавшегося телефильма «Авантюристы» по рассказу Алексея Толстого, который так и не был снят. Это у них что-то вроде репетиции. Кстати, единственная запись, где они звучат не под гитару, а под пианино, на котором играет сам Ласкари. А вместе поют потому, что в некоторых песнях есть как бы диалоги. Помнится такой:

«Вот народ упрямый, все с нахрапа.
Ладно, лезьте прямо вверх по трапу»  (действие происходит на корабле, и это фраза боцмана ( за него Кирилл Ласкари). И дальше:

 - Что у вас? Что у вас? Что у вас? (это опять же боцман-Ласкари)

- Песни и новые танцы.

Этим товарам нельзя залежаться,
Сколько людей с нетерпеньем их ждет.

 - С нетерпеньем?

- Вы поверьте.

 вместе: –  с нетерпеньем их ждет».

  Есть и песня, звучащая под аккордеон, но ее исполняет (и сам же аккомпанирует) друг Высоцкого МХАТ-овский актер Всеволод Абдулов. И с какой же радостью я уцепился за песни, исполняемые Мариной Влади (в частности, «Я несла свою беду» и «Мы вас ждем, торопите коней».). Грудное контральто Марины придает его песням совершенно другую окраску, они как бы и написаны для нее. Конечно, ей непосильно исполнить те, где Высоцкий рвет наши сердца и свое горло, вроде «Спасите наши души» или «Порвали парус». Вряд ли доступна и песня-притча «Райские яблоки» («Я когда-то умру, мы когда-то всегда умираем»). Но лирические, которых у него тоже немало, звучат потрясающе.  Вот когда она берется за песню «О двух красивых автомобилях» («без запретов и следов, об асфальт сжигая шины, из кошмара городов рвутся за город машины»), не такую уж и надрывную, она у нее звучит недостоверно и не впечатляет. Зато песню, где речь идет о двух кораблях, они поют вместе: «Жили-были в гавани, это значит плавали, курс держали правильный, слушались руля…» и она проникает куда-то глубоко.

   В ее конце такие слова: «Пришла к нему под белое крыло и встала рядом белая Мадонна». Встала на добрых пятнадцать лет.

     Конечно, все это записать за один раз было невозможно, поэтому пришлось ездить к нему четыре или даже пять раз. Постепенно мы как-то сблизились на этой почве, и однажды он рассказал вот такую историю.

    - Я старался всеми правдами и неправдами проникать на его концерты, где бы они ни проходили. И однажды в клубе какого-то завода или института в перерыве между двумя отделениями присоединился к окружившей его толпе жаждущих получить автограф.  У меня с собой по случаю оказался журнал «Советский экран» со статьей о готовящемся фильме не то о Степане Разине, не то о Емельяне Пугачеве. Там были фотографии нескольких актеров, пробующихся на эту роль, запечатленных в образе героя, в том числе и фотография Высоцкого. Пробился через окружающую толпу и несмело протянул журнал для автографа. Не знаю, почему он выделил меня из всех, - может, потому, что я оказался старше всех по возрасту, чем явно выделялся, - но задал  какой-то вопрос, а я настолько осмелел, что обратился к нему со следующей просьбой: - Я не раз бывал на Ваших концертах, но я в зале, а Вы на сцене. Хотелось бы побывать в более располагающей обстановке, где будет немного людей, и послушать Ваши песни приватно. Возможно ли это?

   И вдруг последовал неожиданный ответ: - Хорошо, дайте Ваш телефон, может я выкрою время в своем плотном графике и позвоню.

   Телефон я, конечно, дал, хотя и не надеялся на какое-то продолжение. Но буквально через неделю последовал звонок: - Это Высоцкий. Судя по Вашему номеру, я нахожусь где-то недалеко от Вас, и у меня есть время. Вам сейчас удобно меня принять?

    - Да, конечно. Но если бы я хотя бы знал о Вашем появлении, то достал у кого-нибудь гитару.

   - Не волнуйтесь, гитара при мне.

   И пока он до меня добирался, срочно снарядил жену в магазин, а сам отправился по соседям и выпросил у кого-то из них бутылку водки. К его приходу был сооружен вполне приличный стол. Но пить Высоцкий категорически отказался: - вы на меня не обращайте внимания, пейте, сколько считаете нужным, а я не буду.

   На мою просьбу позвать кого-то из соседей тоже ответил отказом: - Будем считать, что я сегодня у вас в гостях, и больше никто здесь не нужен.

   Так и пел только для нас с женой в течение добрых двух часов, а то и побольше.  Я, конечно, все это записывал на свой магнитофон с его разрешения.

     Иногда Высоцкий делал небольшие паузы. Мы спрашивали его о театре на Таганке, и он охотно рассказывал о взаимоотношениях с Любимовым, о партнерах по сцене и о своих работах в кино., которых было тогда раз-два и обчелся. Магнитофон при этом не выключался. Потом я поразмыслил и решил, что Владимир Семенович тогда всеми доступными ему методами старался стать более известным. Фильм «Вертикаль» с тремя звучащими его песнями уже вышел на экраны, но больших залов для концертов ему попрежнему не предоставляли, а на Таганку попасть было невозможно. Не знаю, прав ли я в своих предположениях, но рассказываю вам то, что было на самом деле. Да и придумывать мне нет резона, никаких дивидендов я от этого не приобрету.  Правда, та кассета как образовалась у меня вот таким невероятным образом, так же и ушла. Один приятель выпросил ее у меня для перезаписи, но возвращаясь домой положил ее в большой целлофановый пакет и заснул в вагоне метро, а проснувшись этот пакет не обнаружил, кто-то на него польстился, явно не предполагая, что в нем такое богатство. Может и вообще выбросил за ненадобностью.

    Я приятеля чуть не убил, да он и сам был на грани. Вот была бы у меня сейчас едва ли не реликтовая реликвия!

   PS.  Благодаря всему этому , прошерстив потом таким же образом две или три фонотеки людей, знавших Высоцкого лично, собрал восемьсот с чем-то его песен. Больше, как ни старался, ничего нового ни у кого не находил.

   И последнее: была и у меня самого встреча с Высоцким, правда не лично, а в составе группы лиц, хоть и небольшой. Но она настолько курьезна и даже комична, что в день его восьмидесятилетия рассказать о ней не решусь.

   «Я на десять тыщ рванул, как на пятьсот, и спёкся», - как будто бы о себе самом написал. Безмерно жаль, сколько бы еще мог спеть Владимир Семенович.

   «Пусть звучит над Москвою охрипший его баритон,
   Ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем» (это все из той же песни Окуджавы).

     Да и перед Всевышним ему есть, что спеть, как он написал едва ли не на папиросной коробке. Вот только на музыку положить не успел, потому что это его последнее стихотворение.


Рецензии
Не моя эта тема и не мой поэт. После выученного наизусть Евгения Онегина в восьмом классе на спор за три дня (выиграла) навсегда осталась верна одному кумиру. И после окончания института музыкальной культуры ну не могла я слушать эту лакейскую музыку. Ни Окуджаву на дух не переношу и этих бардов заодно.

И как мы могли после такого высокого фанатеть от Высоцкого. Причем массовый психоз какой-то. Из всех окон и подворотен, во всех общежитиях и на встречах молодежных. Этот распад,это отрицание началось с его творчества. В сущности безнравственный человек - многоженец, алкоголик и наркоман. И кумир в Отечестве нашем. А как он был некрасив. Ростиком не вышел. Так что ему еще оставалось делать? Ведь таких чаще всего не замечает толпа. Он, как штопор, что-то будил в нас,протест против действительности. Ну вот. Мы в капитализме. Наелись колбасы. А что дальше?

Но к Вашим трудам мое почтение. Имеете право его любить. Как и я имею право - не любить.

Меня папа всегда учил не быть бараном. Он говорил, что когда идут отарой бараны, они смотрят на вожака. Если натянуть веревку, вожак прыгнет. И потом опустить веревку, а бараны все как один прыгнут именно на этом месте. Вслед за вожаком. Но в искренность Вашей любви верю. И не обязательно всем любить, то, что мне по душе. И отрицать то, что отрицаю я. Каждый имеет право быть неповторимым. А во т этого у Высоцкого - предостаточно.

Будьте здоровы!

Валентина Телухова   26.04.2018 15:52     Заявить о нарушении
"Папа учил не быть бараном", но видимо плохо учил...

Нина Богдан   13.03.2021 17:40   Заявить о нарушении
Зачем Вы меня оскорбляете? Давно не занимались сексом? Не ели? Плохо спали? Не дали опохмелиться в подворотне? Я здесь не при чем.
Будьте здоровы. Фанатичка.

Валентина Телухова   14.03.2021 02:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.