Пиковая дама спектакль заладился сразу!

«Пиковая дама»: спектакль заладился сразу!
Опера Чайковского, 24 января 2018 года, Новая сцена Мариинского театра
Сколько ни слушай одну и ту же оперу в одном и том же театре, каждый спектакль  оставляет какое-то особое впечатление. Сегодняшний, 24 января, был увлекательным, динамичным и каким-то очень добротным! Порой,  и словами трудно объяснить, почему театральное действо воспринимается так, а не иначе! А иногда, как сегодня, понимаешь, что артисты были в ударе,  вот спектакль и заладился сразу! И бойкие дети лихо маршировали и отдавали команды, играя в солдатиков. И друзья-картежники во главе с графом Томским (Владислав Сулимский) со смаком рассказывали светские байки и сплетни, являя на свет историю про три карты и «ужасную цену» (провести ночь с графом Сен-Жерменом, о времена, о, нравы!), которую пришлось заплатить в молодости графине за секрет этих заветных карт, гарантировавших выигрыш и позволивших ей отыграться! Лиза (Татьяна Павловская) и Полина (Екатерина Крапивина) вдохновенно спели знаменитый дуэт в обставленной по последней моде XVIII века гостиной в турецком стиле.  Лиза Татьяны Павловской (в этой роли я ее видела и слышала впервые) приятно удивила своим сдержанным достоинством, звучным и выверенным вокалом. Герман (Владимир Галузин), одержимый любовью к незнакомой красавице и готовый покончить с собой от невозможности реализовать свою страсть из-за бедности, заставлял удивляться своей  граничащей с помешательством  привязанностью.  Графиня (Анна Кикнадзе), вечно недовольная и ворчливая, прикрикивающая на своих приживалок и наставляющая на путь истинный свою воспитанницу  Лизу, заворожила песней-воспоминанием про Версаль. Князь Елецкий (Владимир Мороз) сегодня заставил меня задуматься о своем персонаже, когда пел «Я Вас люблю, люблю безмерно».  По сути, он говорит Лизе о возможности отношений в браке «на равных», не экономических, а человеческих, хочет  «быть другом». Хотя этот дворянин внешне сдержан, внутренне он не холоден. И мне подумалось, что такой тип человека, в принципе, может быть хорошим спутником жизни. Но молодость жаждет страстей и, в лучшем случае, набивает шишки. Или, как Лиза, терпит полное фиаско…  Не зря сказано: «Если бы молодость знала, если бы старость могла!»
 Чопорное светское общество, фланирующее на заднем плане многих сцен, не оставляло надежды на понимание человеческих порывов героев! Единственно допустимая вольность в нем – милая шаловливая  пастораль «Искренность пастушки», в которой можно любить одного, а сбежать с другим, кто поманил богатством! Игрушечные  персонажи, игрушечные чувства, безопасная игривость! Княжнам и русского плясать не дозволено, и беситься-веселиться тоже не полагается:  «Девушкам вашего круга надо приличия знать!» И только в мире мужских развлечений можно отпустить соленую шутку, спеть веселые куплеты с подтекстом, а кого стесняться? Дам-то тут нет, все свои! Играй, пей, гуляй! И тут, конечно, блеснул всеми своими актерскими умениями Владислав Сулимский в роли балагура графа Томского.  Как сочно он исполнил раблезианские куплеты про птиц, сучочки и девОчек! Его баритон так органично ложится на музыку и текст, а актерский кураж расцвечивает пение невероятной массой красок и интонационных нюансов, что, сколько бы я ни слушала и ни смотрела эту сцену, я каждый раз замираю от предвкушения незабываемого зрелища и прекрасного пения! А когда начинается его лихая русская пляска с удалыми коленцами, невозможно не смеяться от удовольствия и восхищения, приговаривая: «Ай, да Томский, ай да с**кин сын!»
Еще одним кульминационным моментом в музыке был для меня торжественный хор «Виват! виват, Екатерина!» Как я люблю такую величественную музыку, ей радуется все мое существо! Ничего не могу поделать!
Сегодня в который раз убедилась, что декорации в спектакле очень влияют на впечатление от исполнения. Не только внешним видом (в этом смысле они мне нравятся),  а с точки зрения акустики. А она на Новой сцене Мариинского театра очень непростая.  Красота, звучность и сфокусированность голосов теряется, если ничто в декорациях не перекрывает необъятную глубину сцены или артисты не поют на авансцене. В «Пиковой даме» это очень заметно, поскольку есть несколько эпизодов, где действуют  такие «щиты», отсекатели глубины сцены, в декорациях. Это последняя сцена в игорном доме, где имитируется закрытое пространство  залы, или сцена в гостиной Лизы. Но лучше всего это слышно в сцене на набережной, где Лиза поет фактически на авансцене, в позади нее парапет над рекой,  над нам возвышается высокая гранитная тумба с шаром. И в какой-то момент девушка прислоняется к ней спиной и сползает на землю. И у певицы за спиной оказывается идеальный отражатель звука, часть арии исполняется ею в таком положении, потом к ней присоединяется Герман, и звучит дуэт. И в этом эпизоде очень заметно, как «оживают» голоса, набирают полнокровность, красоту, звучность. Уходит легкая «припыленность» звучания, которая возникает из-за рассеивания звука вглубь сцены. Я не инженер, но физику в школе любила и хорошо учила. И полагаю, что декорации в театре создаются не только режиссером  для красоты, но и кем-то хотя бы элементарно просчитываются с позиций влияния на общий звуковой эффект при исполнении вокальных партий. Идеальные декорации в этом смысле – это открывающаяся карусель в «Травиате». Раздвигается стена, появляется комната без передней стены фактически на авансцене, с певцами внутри. И они поют в своеобразном рупоре, который точно направляет весь звук прямо в зал.  В декорациях «Симона Бокканегры», «Дона Карлоса» и ряда других спектаклей есть стена дома, стоящая близко к авансцене. Тоже прекрасный отражатель…
На спектакле было еще одно интересное для меня наблюдение. Чем больше слушаю оперной музыки, тем больше делаю для себя  маленьких открытий. Сегодня поразила ария Лизы « Уж полночь близится, а Германа все нет!»  Сколько в ней народного, русского. В ней слышатся интонации русских песен, их мелодичная напевность, национальная задушевность. Раньше я никогда в музыке этой арии этого не замечала и не слышала. С одной стороны, это была мода времени, когда писалась опера, с другой, дань уважения народной музыке.
Прекрасный был спектакль! Великолепная опера! Замечательное исполнение!


Рецензии