Человек, который плакал

Памяти Ким Джонхена.

***

У маленького Мальчика сломалась машинка. Голубенькая, с желтыми колесиками. Мальчик заплакал. Некрасиво скривил губки вниз и горестно-прегорестно заплакал. Любимая игрушка, которая была только у него и которой завидовали все мальчики двора, сломалась. Печаль вселенского масштаба.

Мальчик сидел на старой, покрашенной в неприятно синий цвет скамейке и долго-долго плакал. Вдруг он почувствовал, что сидит не один: кто-то пристально разглядывал его и тихонько вздыхал. Это был Мудрец.

-Ты плачешь из-за машинки? – прозвучал тихий, очень добрый голос.

-Да, - еле выдавил из себя Мальчик.

-В жизни много будет сломанных вещей. Эта игрушка первая.

-Но я очень любил эту машинку, я хотел ее разогнать, а она упала и сломалась.

-Люди не всегда могут удержаться на ногах, что уж говорить о детских машинках.

-Мне очень грустно.

-Мы часто грустим, это нормально. Но знаешь, в грусти есть доля правды.

-Как это? Я не понимаю…

-Ты еще слишком мал.

-Почему все взрослые считают, что дети маленькие? Почему мы ничего не понимаем?

-Все просто. Я живу уже 70 лет и видел многое. Ты живешь намного меньше и знаешь мало.

-В жизни будет много грусти? – вдруг со страхом спросил Мальчик.

Тогда Мудрец вытащил из кармана очень длинную веревку и протянул ему ее.

-В те моменты, когда ты будешь плакать, возьми эту веревку и делай по одному узелку. В конце концов ты поймешь, сколько в жизни грусти и дойдешь до Истины.

-Истины? А что это?

-Я пока и сам и не знаю…

***

Мальчик вырос. Вытянулся, поднакопил знаний, успел полюбить, подружится и предать. Но в каждом своем шаге он чувствовал одиночество.

Придя с работы, он повалился на диван в надежде сразу уснуть, но сна не было. Так бывает всегда, после тяжелого рабочего дня, когда силы уже на исходе, когда голова трещит, а глаза слипаются, что-то продолжает нас мучать, не давая заснуть. Мальчик долго лежал и смотрел в потолок. На чистый белый потолок, на котором не было ни одного изъяна, чтоб можно было за него зацепиться.

«Это грусть», - подумал Мальчик.

Он медленно встал, поплелся к письменному столу и вытащил из нижнего ящика старую грязную веревку. На ней было очень много узелков, и выглядела она, как запутанная жизнь.

Новый узелок. Очередная горечь одиночества.

Когда ты один, ты не связан путами и кажешься свободен. Но без пут, без цепей, мы как бродячие собаки, которые не знают, где приютится, где прокормиться, где найти добрую ласковую руку хозяина. Без пут ты бесцелен.

Мальчик много раз влюблялся, но Настоящая Любовь еще не встречалась на пути. Ему казалось, что ее и вовсе нет. Ведь можно было купить любую девушку. Улыбкой, цветами, деньгами. Но купить тепло и свет  невозможно.

Иногда хотелось бежать далеко-далеко, хотелось догнать жизнь, зацепиться за ее загадочность, почувствовать тепло и, наконец, успокоиться. Но куда бежать? Этого Мальчик не знал.

Когда он задумывался о любви, он вспоминал Маму. Она была теплой и ласковой, красиво улыбалась и смешно смеялась. Любовь к ней была безграничной. Она жила вместе со своей сестрой в деревни, и когда выдавалась возможность, Мальчик обязательно ездил к ней.

Но вот уже долгий период времени Мальчик затерялся в большом городе, не хватало времени выбраться, и это наводило на грусть.

Новый узелок.

Мальчик написал друзьям, пытаясь узнать, где они, что делают, может удаться встретиться. Но общий диалог оставался пустым и холодным. Дружба никогда не заканчивается, она тихонько отходит за спину человека, боясь помешать ему, боясь разрушить хорошие отношения одним криком о помощи или жестом усталости.

Мальчик один. Узелков много.

***

Мальчик слушал полуночное радио.

-Молодое поколение часто страдает депрессией. Сталкивались ли Вы с ней? Расскажите об этом, - вещал тихий и спокойный голос Диджея.

Депрессия… Мальчик уже думал об этом. Ему казалось, что ответить на этот вопрос так сразу не получится. У каждого человека найдется свое определение этого лихорадочного состояния. Для кого-то это просто грусть, для кого-то – внутреннее напряжение, для кого-то – душевная боль.

Мальчик сталкивался со всем этим. Боли было много, но она стала воспоминанием, грустным, полузабытым прощальным подарком из детства.

В юные годы  сверстники Мальчика часто над ним смеялись, не принимали его увлечений, сторонились. Он часто бренчал на гитаре, гонял на велосипеде в одиночестве навстречу ветру, смеялся и плакал в одиночестве. В нем видели чужака с другого мира. Казалось, что он  больше из мира взрослых, чем детей. А дети, как правило,  не любят взрослых. Тогда-то у Мальчика и появились первые слезы.
Мама работала на двух работах – в больнице санитаркой и уборщицей в ночном баре. Она слышала много слов укора в свой адрес. Мальчику говорили, что его мать обманывает и по ночам работает совсем на другой работе. Он много плакал и даже сомневался, где правда, а где ложь. Став старше, он все понял и старался всегда поддерживать свою Маму.

-Когда вам грустно, не стыдитесь слез, - продолжало радио. – Это, правда, помогает, хотя и утомляет жутко. Говорят, что мужчины не должны плакать, это привилегия женщин. Но эмоции остаются эмоциями вне зависимости от пола. Поэтому плачьте смело, не бойтесь осуждения. Я и сам люблю поплакать в грустные моменты. Со слезами уходит все плохое.

Мальчик всегда боялся чужого мнения. Однажды человек, которого он очень ценил и любил, сказал Мальчику, что тот ничего не стоит, что он всего лишь пустышка, стеклянный сосуд, который и заполнить-то нечем, как только глупыми слезами. Эти слова оглушили его громом. ОН НИЧЕГО НЕ СТОИЛ В ЭТОМ МИРЕ. Со стороны, наверное, виднее… Мальчик плакал от того, что он и правда оказался пустым и бесполезным грузом для людей.

-Слезы не помогают, господин Диджей, слезы только затуманивают сознания и приглушают боль на время. Грусть все равно остается.

***

Еще один бесполезный, по-настоящему одинокий, снежный день. Работа – красивый фон. Красивое дополнение к твоей жизни. На работе тебя окружают люди, вы с воодушевлением выполняете общие задачи, улыбаетесь, шутите, спорите, что-то обсуждаете, создаете проекты, достигаете высот, остаетесь недовольными. Но Мальчик чувствовал, что все это словно старый добрый фильм 60-х годов, а не его жизнь, не его смысл существования.

Каждый день, возвращаясь домой, слушая музыку в белых, как падающий снег, наушниках, он ловил себя на мысли, что на время пропадали все звуки и краски, что люди, торопящиеся куда-то, словно игрушки, сломанные жизнью и идущие только по инерции. В такие минуты он хотел верить в волшебство, что есть в жизни что-то хорошее, готовое спасти его искусственность, от бесполезности собственных мыслей. Но время текло, как и музыка в наушниках, а чуда не происходило. Все оставалось кинопленкой фильма под названием «Жизнь».

-Как вы спасаетесь от грусти? – спрашивал Диджей радио. – Я слышал, здорово помогают комедии и шоколад. Поделитесь своими секретами. Я хочу взять все на заметку.

Как борется с грустью Мальчик? Никак… Он давно не сопротивлялся этому состоянию. Он просто плакал, заглушая на время боль. Он пробовал шоколад и комедии, они отвлекали, это правда. Но ненадолго. Мальчик всегда думал, что грусть сможет сломать только любовь. Но ее не было. Он завязывал узелки на веревки и думал, долго думал, почему ему так грустно и одиноко. Ответов не было, как и любви, и это все усложняло. Слишком сложное было прошлое. Однажды оно мучило Мальчика, но потом превратилось в ненужный мусор, который можно было с легкостью выбросить из памяти и сердца.

Забыв прошлое, Мальчик понял, что у него нет и настоящего. Мимо проходили лица, которых он не знал и не хотел знать, мимо проходило время, бесценное и бесполезное. Музыка утекала снова и снова.

Без настоящего нет будущего. «Что ж, - думал Мальчик». – значит уже не надо думать, как спастись от грусти.

-Спасибо за ваши ответы. Лично я в минуты грусти люблю зажигать ароматизированные свечки и принимать ванну. Запах свеч успокаивает меня, а теплая вода снимает напряжение тела. В такие минуты, мне правда кажется, что грусть отступает.
 
-Свечи и ванна… - задумался Мальчик. – Неплохо, господин Диджей, я обязательно попробую.

***

Сегодня Мальчику не спалось. Время 01:23. За окном фонари, снег и ветер. Но это не помешало Мальчику надеть пальто, завернуться в теплый голубой шарф и выйти в непогоду.

Идти было некуда, тем более в такой час. Тогда Мальчик начал фантазировать, чтоб как-то спастись от скуки. Он стоял у фонаря, один, с мечтательным выражением лица, надел наушники и включил песню, которая в последнее время ему очень нравилась – Lim Kim «No more». Голос певицы был замечательным, мотив легким, - и это заставляло Мальчика пританцовывать.

Время 02:01. У ночного фонаря танцевал парень, подпевал и улыбался. Очередной виток депрессии…

«Завтра напишу в радио, что свечи и ванна – это и правда прекрасное лекарство от печали, но еще лучше ночные танцы, бессмысленные и расслабляющие, особенно на улице, на свежем улице, когда ты чувствуешь себя полным глупцом, но ситуация забавляет тебя и отпускает грусть. Опять же лишь на время, к сожалению», - думал безмятежно Мальчик.

Песня закончилась. С ней закончилась и жизнь. Время возвращаться в темноту комнат, в сумерки одиночества. Время завязывать узелки. Мальчик улыбнулся, но в глазах слезы. Правда, грустная картина.

***

-Сегодня я снова плакал. Мне кажется, что я плохо справляюсь со своей работой. Хотя я получаю много писем и сообщений с поддержкой, мне кажется, что вы слишком меня любите, и поэтому не замечаете моих минусов и ошибок. Ох, как я хочу оправдать ваши ожидания, - смущенно делился своими мыслями Диджей.

Мальчик подумал, что Диджей зря думает о плохом, у него все здорово получается.  Разговоры о депрессии и грусти. Тематическая музыка. Минуты иронии.  К тому же он был неплохим композитором и певцом, его песни очень впечатляли и уносили в новый мир расслабления и фантазий. «Ты не должен плакать, господин Диджей, ты хорошо работаешь, у тебя есть в этой жизни все для хорошего настроения. У тебя есть любимая работа. У тебя есть слушатели. У меня нет никого, кроме Мамы, лучи тепла которой не долетают до меня, и я одинок», - Мальчик сидел на подоконнике и разглядывал проезжающие машины.

Каждый видит со своей высоты. И никто не хочет увидеть действительность, которая удивленно смотрит на вас на расстоянии вытянутой руки.

Мальчик снова плакал. Беззвучные слезы. Они самые страшные на свете. Порой человек их даже не чувствует, слезы становятся привычкой. В такие минуты человек обречен на что-то невыразимо плохое и ужасное.

Мальчик решил пройтись по ночным улицам. Это отвлекало. Время 01:45. На улице пусто и холодно, как и на душе. Мальчик дошел до автобусной остановке, на которой стояла одинокая фигура молодой Девушки. Она курила и нервно кого-то или чего-то. Мальчику было скучно, и он решил подождать вместе с ней хоть что-нибудь.

Прошло 20 минут, но тишина и одиночество продолжали парить над молодыми людьми. Когда Мальчику стало совсем скучно, он медленно подошел к Девушке и спросил:

-Как ты спасаешься от грусти?

Девушка только ухмыльнулась, бросила сигарету и чуть слышно ответила:

-От грусти можно спасаться только радостью.

-А что такое радость? – безразлично спросил Мальчик.

-На данный момент радость – это ты, потому что ты задаешь самые глупые вопросы этого мира и при этом тебе все равно на ответы. Твоя тактика - убить время - меня забавляет и заставляет улыбаться. Улыбка – это тоже радость. – Девушка широко улыбнулась.

-Почему ты разговариваешь со мной? Другая бы на твоем месте уже давно бежала от меня и от моей странности. – фыркнул Мальчик в недоумении.

-Типичный сценарий, к которому ты так привык. Мне тоже скучно. И я тоже хочу чего-то. Поэтому, почему бы не заговорить с чокнутым парнем посреди одинокой ночи, может быть такого шанса больше не будет.

И тут неожиданно, как для самого Мальчика, как и, может быть, для этой Девушки, она весело подбежала к нему и очень крепко обняла.

-Никогда не грусти, - радостно прошептала она. – Грусть – это попытка убежать от себя и реальности, но ты и реальность – это жизнь, где есть место, как для плохого, так и для хорошо.

***

Мальчик лежал в одинокой кровати и думал. Обо всем и ни о чем… Этого было его любимым делом, нечто похожим на хобби.

«Я скучаю по ее теплу. Ее объятия и поцелуи заставляют меня отказаться от привычной грусти и ускользнуть в страшный и прекрасный мир фантазий. Она странная, но мне кажется, что именно ее улыбка дарит мне Настоящую Любовь.
Но иногда я вижу в ее глазах боль. Нет одиночества, страха, неловкости или неприязни. Есть острая боль. Когда я вижу ее такой, ненавижу ее больше всего на свете. Свою боль она заглушает сигаретами, запах которых наводил на меня невыносимую тоску и разочарование. Но я ничего не говорю, а прижимаюсь к ней сильнее, мне кажется, что жар моего тела способна растопить холод любой ее боли. Я глупый, я очень глупый Мальчик».

Они составляли очень странную пару. Встречались они по ночам, когда было темно и безлюдно. Каждый из них бежал от одиночества по-своему, но, оказываясь вместе, каждый продолжал витать в своем мире внутреннего хаоса. Они садились на скамейку, спинами друг к другу, надевали одни наушники, слушали музыку в ночной опустошенности и смотрели на небо, такое же пустое и темное, как и их сердца. Каждый думал о себе, о своей любви к другому. Их объединяло лишь тепло спин. Единственной ниточкой служили наушники и незнакомые звуки старых песен. EXO «Universe»… Как же это грустно. Но такая грусть прекрасна. По крайней мере, для этих двоих.

«Грусть может убить только любовь. Но почему мне так грустно рядом с ней?»
Никто не лез в душу друг друга, хотя любопытство порой изъедало Мальчика. Кто Она на самом деле? Та, которая в первую их встречу обняла его со всей присущей ей только нежностью. Та, которая поделилась с ним теплотой в холодные дни зимы без лишних слов, без лишних взглядов. Та, которую он называл Настоящей Любовью.

Однажды он увидел порезы на ее запястьях. Она лишь обняла его и прошептала еле слышно:

-Не спрашивай меня ни о чем. Слова не помогут. Мои шрамы  могут излечить только твои поцелуи.

Мальчик легко и нежно начал целовать ее порезы, боясь сделать больно.

-Я люблю твои глаза, -  продолжала Девушка, не отрывая от него взгляда. – В них больше слов, чем те, которые ты хочешь мне сказать. Я не хочу просто целовать тебя, я хочу делить дыхание. Оно согревает нас обоих и убивает мою грусть.

«Но не мою».

Смятая постель – как убежище, ее локоны на подушке – как порезы на руках, сводят с ума сознание и говорят о том, что счастье будет, только терпеливо подожди. Мальчик гладил ее острые плечи, жадно вдыхал ее аромат, мяты и какой-то свежей травы, и боялся закрыть глаза, боялся оторваться от таинственного блеска ее тела.
Сейчас Она принадлежала ему, но все же была недоступной. Она спала, но ее сны были за ширмой, которую он не в силах был открыть. Ее боль была только ее болью. Ее грусть была только ее грустью. И Мальчик стал понимать, что любовь не терпит загадки. Любовь либо открывает наши двери, либо заколачивает их сильнее.

«Как грустно, Она не Настоящая Любовь», - все-таки закрыл глаза Мальчик.

Новый узелок новой грусти.

***

Девушка крепко обняла Мальчика и весело проговорила:

-Ну что ж, спасибо за приют. Еще увидимся! Люблю тебя!

-Хорошо! Боже, только не щекоти меня! – Мальчик заскулил от ловких движений ее рук.

-Какая ты все-таки неженка! Пока!

-Пока…

Тяжелая дверь закрылась. Утро как утро. Выходной обещал быть простым и спокойным. Мальчик отправился на кухню, поспешно поставил маленький чайник на плиту и подошел к заснежному окну. Девушка словно убегала от его дома. Это показалось странным, но не удивило Мальчика. Она ведь была самой странной девушкой в мире.
Мальчик автоматически запустил руки в карман, чтоб как-то согреться. Руку обожгла какая-та мелочь и маленькая бумажка.

«Странно. Что это такое?»

Он развернул бумажку и отчетливо прочитал четыре роковых слова:

«Прощай... Это было прекрасно…»

Вмиг Мальчик словно потерял зрение, мир завертелся перед ним, как детская юла.
Он все понял. Понял всю боль Девушки и, главное, ее страшное решение. Порезы на руках… Сигареты…Грусть…Молчаливая постель…

Не одеваясь, Мальчик рванул из квартиры, выбежал из старого подъезда и несся по сугробам на остановку, куда должна была отправиться Девушка.

Не успев добежать до дороги, его оглушил треск машины и звон отлетевшего тела.
Одно слово «Нет»… Одно слово, ставшее концом и началом…

Машины остановились. Девушка лежала практически на обочине, ее откинуло далеко от дороги. Мальчик подбежал к ней с криком. Она еще дышала. Голова вся была в крови, но она смогла открыть глаза.

-Где ты?

-Я здесь, любимая, - отрывисто дышал Мальчик.

Она рукой дотронулась до его лица.

-Я забыла твою улыбку… Я забыла твои глаза… Как я их любила… Я забыла жар твоих поцелуев… Холод, почему только холод окружает меня?

-Любимая, потерпи! Сейчас приедет скорая, и все будет хорошо!

-Я забыла тебя, - продолжала Она, будто не слыша его слов. – Но если хочешь, в назначенный день в назначенный час я обернусь к тебе и подарю букет цветов.

-О чем ты? О чем ты говоришь?

-Спасибо за все, люби… - и нежный, до боли знакомый голос оборвался.

Любовь всегда проигрывает. Она делает человека самым беднейшим существом на свете. Забирает все, что было без остатка, не оставляя ничего, кроме сожаления. Любовь прекрасна лишь на мгновение, на долю секунды. В ней всегда останется слабая сторона. Сторона, которая переживала обиду, непонимание, загадку. Сторона, которая не хотела делиться своим внутренним миром, но хотела разделить любовь. Одно дыханье не означает, что вы едины. Два сердца могут биться быстрее или медленнее, громче или тише. Когда любите, всегда боитесь, даже тогда, когда все спокойно. И этот страх заставляет молчать о боли.

Если бы Мальчик узнал не только любовь Ее тела, но и любовь Ее сердца, то сейчас бы обнимал ее кровавую голову и кричал, что есть силы? Если бы однажды, в часы ночной снежной тишины он спросил Ее, как дела, то сейчас бы крепче сжимал ее плечи и рыдал? Ее глаза, некогда безумно любившие его, потеряли блеск и смотрели куда-то мимо. Эти глаза всегда его манили, но где их вспышка. Где Она? Пять минут назад Она улыбалась и игриво прощалась с ним. Где Ее улыбка? Где тот легкий бег от него, ее звонкий смех?

«Любовь сможет разбить грусть…Нет, все совершенно по-другому. Любовь и есть грусть».

Мальчик кричал, хоть и набежавшие на трагедию люди пытались его успокоить. Он смотрел поверх Ее головы, и ему казалось, то падавший легкий снег на минуту застыл. Жизнь замерла, лишь его крик и слезы куда-то рвались и рвали его наружу.

Утро, ставшее ночью. Свет, обратившийся во тьму. Любовь, загубленная смертью. Смерть, возвеличившая любовь. Жизнь, потерявшая вмиг смысл.

«Мудрец, в чем же истина?»

***

Искать истину оказалось сложно. Мальчик пытался дойти до нее, опуская свою грусть на дно пустой бутылки алкоголя и скручивая боль в очередной узелок. Становилось еще тошно.

На похоронах, под медленный снег он прощался с Великой Тайной, которая, к сожалению, так и не стала Настоящей Любовью. Он не понимал происходящего, но стоял твердо. Лишь взгляд говорил о невыносимой тоске: Мальчик смотрел в одну точку. С фотографии ему улыбалась Та, которую еще два дня назад он крепко обнимал в своих объятиях и засыпал в ее спутанных локонах.

«Ты ушла, не сказав своего нового адреса, - думал Мальчик. – Вокруг снега, но я не могу найти твоих следов. Слишком много дорог передо мной. По какой ушла ты? Если я пойду за тобой, то дойду ли до истины? Почему ты оставила мне только Молчание?»

Чуть позже ее тетя, единственная родственница, рассказала Мальчику жизнь Девушки.
«Моя сестра родила ее одна, без мужа. Ребенок не нужен был ей. Она родила ее в туалете дома и хотела утопить, но я ее остановила. Сестра потом уехала и редко, когда интересовалась делами дочери. Воспитывала ее я. Да видно не дала достаточно любви, - сокрушалась тетя. – В 14 лет она гулять начала, в 15 - я заставила ее сделать аборт, в 18 – она съехалась с одним парнем, который в течение года ее бил. Она прибегала ко мне с разбитым лицом, живого места не было. Я ее тогда забрала. Боже, никогда не забуду, как она тогда плакала».

Мальчик слушал все эти воспоминания и не верил, что Она пережила все это. Будто он слушал историю другой девушки, но не ее. Порезы на запястьях… Она улыбалась и молчала, но в этой улыбки и молчании было столько боли, о которой он так сильно боялся спросить.

«Неужели это Она? – думал Мальчик. – Сколько шрамов на сердце оставила ей жизнь? Откуда Она брала силы вот так любить меня и отдавать свое тепло? Какой же я глупый и жалкий… Это была все-таки Настоящая Любовь. Как мне дальше дышать без нее?..».

Неделю спустя после ее ухода, Она приснилась Мальчику.

-«Любовь и Смерть всегда едины, - Девушка ласково улыбалась Мальчику. – Прости меня, но не беги за мной. Не мучь себя вопросами. Теперь уже все неважно. Однажды мы снова встретимся, в одной далекой стране, где нет боли. Но не сейчас. Я за тебя молиться стану. Когда грусть укутает тебя, как теплый плед, не сопротивляйся, не рви душу, испей грусть, как бокал вина до дна. В этой грусти я буду плакать вместе с тобой. Позади, не показывая своих слез, я обниму тебя легонько, чтоб ты не проснулся от грусти, и буду долго вспоминать нашу зиму, наше счастье. Эта грусть станет твоей молитвой, иконостасом, таинством. В ней ты найдешь утешение. Когда ты будешь грустить, возьми свои узелки и посмотри, какой узор ты сотворил. Подумай, что ты видишь. Это и будет истина. Любовь и Смерть всегда едины, любимый, с этим ничего не поделать».

Мальчик поднялся, подошел к ящику стола. Веревка, узелки. Остались воспоминания. Мальчику казалось, что если он сейчас упадет, то расколется на тысячу частей, словно стеклянная бутылка, и позабудет все.

«Подумай, что ты видишь?»

«Истина где-то рядом, на дороге, один край которой закрыт Любовью, а другой – Смертью. Ведь так, Мудрец?»

«Я пока и сам и не знаю… - вспомнил Мальчик».

***

Ночной радиоэфир в точно назначенное время вещал о грусти.

«Время не убивает воспоминания. Оно лишь стирает их цвет и запах. В течение жизни мы можем терять что-то или кого-то, и это каждый раз ранит наше сердце. Кажется, что они падают в пропасть безвестия безвозвратно. Но пока мы помним, пока живем этими воспоминаниями, ничего не умирает. Надо лишь бороться со временем», - мягкий голос Диджея отрезвлял Мальчика.

Бороться всегда сложно. Бороться - значит выиграть или победить. Бороться – значить убить. Убить время, память или себя. Три варианта. Мальчик не знал, что выбрать.

Жизнь продолжалась и без Нее. Все также бежали стрелки часов. Все также люди бежали вокруг по своим нелепо ничтожным делам, не отрываясь от светящихся экранов телефонов. Мальчик все также вставал по утрам, днем пропадал на работе, а вечером грустил.

Голос Диджея продолжал: «Кто-нибудь плакал сегодня ночью в одиночестве? Не из-за жалости к чему-либо или к кому-либо, а из-за того, что вы не можете ничего изменить в своей жизни, спрашивая себя, почему всё происходит так, а не иначе? Кто-нибудь расчувствовался сегодня или почувствовал себя виноватым, никому не нужным? Не надо так. Я надеюсь, что в вашем сердце всё же живёт вера в то, что горькие, одинокие, полные слёз дни сменятся на самые красивые моменты в вашей жизни. И вы поймёте со временем, что ваша жизнь не так уж плоха. Я обещаю вам. Если хотите, я напишу вам гарантийное письмо! Самое прекрасное в этом мире то, что происходит прямо сейчас. Этот миг. Никогда. Не забывайте об этом».
 
Миг, когда Мальчик потерял Девушку, прошел. Миг тоски наступил сейчас. Но в этой тоски Ее улыбка и блеск Ее глаз живы. И Мальчик после слов Диджея осознал, что эта память прекрасна, и она дает ему шанс на жизнь. Жить, чтобы помнить. Конечно, было страшно оставаться со счастливыми воспоминаниями наедине. Но отпустить Ее руки означает убить память о Ней, а значит и Любовь к ней. Но, может быть, именно эти руки связывают его с этой невыразимо грустной жизнью. Он все еще любил.
 
Мальчик вдруг захотел во все это поверить.

«Спасибо, господин Диджей. Я устал от мук сожалений. Мне невыразимо хочется плакать».

***

Угасает ли боль, спустя время?.. День, неделя, месяц, 3 месяца, год, 5 лет… Кто знает ответ на этот вопрос?.. Мудрец думал, что спустя мятежное время, боль превращается в простую грусть. Не в тоску, не в безумство. Спустя время мы улыбаемся сквозь слезы, вспоминая об утрате.

Но думал ли Мальчик также?

Комната была перевернута вверх дном. Огромный телевизор пестрел картинками из мультфильма «Сто далматинцев», но в беззвучном режиме. Мальчик лежал на холодном светлом полу в ярко-красной кофте, в синих рваных джинсах и черной беретке. Его бесконечные ноги были запрокинуты на кровать. Вокруг него были разбросаны цветные бутылки из-под пива, книжки и тетради, среди которых выделялась «Красная книга». Странный выбор… Телефон, выброшенный в дальний угол, разрывался от песни Серебро «Я тебя не отдам».

Грусть ли это? Когда хочешь только кричать, рвать волосы и плакать навзрыд… Когда тело трясет от безумного напряжения…

«Кто-нибудь, скажите, что это? Скажите, что я не сошел с ума…»

Мальчик резко встал, с размаха взял рядом стоявший деревянный стульчик и что есть силы запустил его в строе потертое зеркало, которому не повезло было висеть на стене этой невыразимо грустной комнаты. Его осколки, как и осколки сердца Мальчика, разбились с грохотом, но этого шума никто не услышал. Мальчик согнулся пополам и начал истошно кричать. Рваное дыхание мешало, слезы разрывали голову, но он продолжал свой звериный истошный крик.

Спустя минуту Мальчик упал в бессознании. Музыка, мультфильм, бутылки и книжки. Жизнь ли это? Если да, то кому она нужна?

«Инстинкт самосохранения… С возрастом, с осознанием безысходности, он может притупится. Мы живем, потому что ВСЕ живут. Так принято. Так положено. Уйти – это трусость, надо бороться? Но Она не была трусихой, она была сильным человеком. Трусы – это я и все-все, которые живут жалкой жизнью и бояться чего-то, кричат, плачут, не спят, но бояться сделать верный шаг к той дорожке, которая ведет к спокойствию. Ведь там Истина, Мудрец? Я прав?».

Тишина.

***

Поездка на море заняла определенное время. Зеленый остров, теплый климат, свобода от трудовой, бытовой, безынтересной жизни.

«Здесь я постараюсь все понять».

Маленький ретро-автобус, соломенная шляпа, гитара, небольшая дорожная сумка. В наушниках песня Jonghyun «She is». Весенняя, желто-зеленая, игривая, как это ранее солнце. Эта песня поднимала настроение.

Добравшись до моря, Мальчик легко, будто на пружинках, весело побежал навстречу к холодным волнам. Он не любил плавать, но ему нравился морской простор и его мелодичность. Как будто в шутку Мальчику захотелось записать на телефон звук волн. Он игрался с ними, пытался подобраться поближе, но чуть не упал, подскользнувшись на мокрых серых камнях. Этот момент заставил Мальчик громко засмеяться.

Когда он в последний раз так смеялся?.. Он и сам не помнил. Однако ему показалось, что смеяться – это здорово и даже приятно.

В небольшом уютном кафе Мальчик подкрепился, заказав кофе и банан. Такая странность показалась ему уместной, тем, что нужно было в данный момент. Людей практически не было: 2-3 юные улыбающиеся пары, приятные официантки в бело-черной одежде. Мягкий голос из радиоприемника. День без вчерашней суматохи, сожалений и, главное, грусти.

Позже Мальчик отправился в поисках гостевого дома. Он предварительно забронировал комнату по Интернету, поэтому искать пришлось нет так долго. От моря минут 10, симпатичный, старый домик голубого цвета с заброшенным садом и обветшавшими воротами, но открывающий прекрасный вид на горы.

Мальчика отвели в комнату, маленькую, но приятную: света мало и чисто. Небольшое продолговатое окно, на стене огромный деревенский темно-пестрый ковер, скрипучая железная кровать, огромный старый шкаф и голубой сундук вместо стола.

«То, что нужно, - подумал Мальчик. – Самое время окунуться в простоту».
Домик ему очень понравился.

Но Мальчик бывал там только вечерами, все остальное время он гулял у моря, заглядывал на пестрые улочки, где торговали всем, что душе угодно, фотографировал городские пейзажи, играл на гитаре. Время шло плавно и, главное, спокойно. Перемены иногда необходимы человеку, чтоб спасти его от повседневной грусти. Здесь, у моря, Мальчик совершенно не плакал и не вспоминал ни Девушку, ни Мудреца, ни Истину.

Утром прогулки были еще приятнее, чем в другие часы дня. Не жарко, и людей немного, а, значит, не было суматохи и шума. Гуляя по улочкам, где только-только открывались магазины, Мальчик обыкновенно улыбался и разглядывал сладости, ткани, сувениры с какой-то особой, трепетной теплотой.

Неожиданно около его ног, непонятно откуда появился и стал извиваться огромный рыжий кот. Он был очень упитанным и еле передвигал свои пушистые лапы, но мурчал, что есть мочи, желая понравиться человеку.

Мальчик улыбнулся коту, но, поняв, что тот не собирается уходить, стал отгонять его и даже тихо ругать.

«Откуда ты взялся и что тебе надо от меня? Вон какое брюхо отъел! У меня еды нет, как бы ты не просил», - недовольно бурчал Мальчик и, в конечном счете, резко повернулся в сторону и решительно зашагал прочь.

Дойдя до старого дома, Мальчик не спешил заходить внутрь. Он сел на крыльцо и задумчиво стал смотреть на бескрайнее сочно зеленое поле и раскинувшиеся вдалеке крохотные горы. Жизнь – это тоже поле. Что-то на нем вырастет и украсит мир ярким цветом. Что-то – погибнет от холодов и отсутствия заботы. А что-то и вовсе не произрастет. И ничего с этим не поделать. Человеку, как и этому полю, остается только ждать. Ждать, будут ли дожди или лучи солнца, морозы или засуха. Одно сплошное ожидание…

Неожиданный вихрь самых странных мыслей завертелся в голове Мальчика, но они не наводили на него грусть или разочарование. Будто он начал принимал каждый удар судьбы как барьер, через который нужно всего лишь перепрыгнуть и двигаться дальше.

«Сейчас плохо, но ведь впереди есть что-то, очень хорошее и светлое».

Немного отойдя от карусели мыслей, Мальчик повернул голову и увидел, что рядом с ним мирно, спокойно и даже нагло сидит тот самый рыжий кот, которого он встретил у торговых лавочек, и умывается, мельком поглядывая на человека.

«Боже, как ты здесь очутился??? – в некотором удивлении воскликнул Мальчик. – Тебе сюда нельзя, хозяйка дома вряд ли одобрит тот факт, что ты тут сидишь и беззаботно облизываешь свои лапы».

Но кота ничуть не взволновали слова человека, и он продолжал свое дело. Он думал, что никто не в силах устоять от его мягких пушистых кошачьих чар.
И он был абсолютно прав.

Хозяйка, старушка в возрасте 70 лет, низкая, полная, с добрым лицом и седым пучком волос с большим восторгом встретила неожиданного гостя, улыбнулась своим беззубым ртом и сразу отнесла его на кухню, щедро налив гостю в маленькую миску холодного молока. Кот был доволен. Хозяйка тоже. Мальчик только улыбнулся и пожурил нового соседа, видя его ловкость и безграничную кошачью хитрость.

-Ну что ж, сосед, добро пожаловать! – примирительно погладил кота Мальчик.

-Батюшки, нам надо его как-то назвать! У каждого живого существа ведь есть имя. Без имени никак нельзя! – внезапно запричитала хозяйка и, важно насупив лоб, начала подбирать все кошачьи имена.

Кот терпеливо ждал.

-Мальчик, ведь он должно быть мальчик….Барсик, Мурзик, Тосик, Рыжик….Нет-нет-нет! Он такой представительный, ему не подойдет какое-то простое имя! Что же делать? – сражалась хозяйка.

-Пусть будет Бернадотом, - Мальчик засмеялся. – Ему точно подходит.

Хозяйка радостно захлопала в ладоши и согласилась.

«Может теперь все измениться», - пронеслось в голове Мальчика.

***

Бернадот любил сидеть либо дома, либо на крыльце. Прогулки по городу или по пляжу были для него пустой тратой времени и сил, поэтому Мальчику часто приходилось гулять в одиночестве.

Но все же однажды он смог договориться с котом и отправиться с ним на пляж, ловить новые впечатления. Был тихий вечер: розовое небо, редкие чайки и семейные пары с маленькими детьми. Мальчик фотографировал то кота, то морские пейзажи. Бернадот не задерживался в позах и постоянно бродил по теплому песку, что удивляла Мальчика, ведь кот был ленив в повседневности.

Оставив его на какое-то время, Мальчик выпрямился, закрыл глаза, раскинул руки и начал глубоко вдыхать приятный теплый морской воздух. Все было хорошо. Грусть не приходила…

Но минута расслабления завершилась очень быстро, ведь нужно было взглянуть на Бернадота и проследить, чтобы тот не убежал. Повернувшись, Мальчик увидел необычную картину. Почти касаясь пятками волн, рядом сидела маленькая девочка с тонким пучком на голове и в красном платье в белый горошек и гладила осторожно и пугливо рыжего кота, который мирно разлегся на ее коленках. Вокруг девочки бегали ее родители, женщина и мужчина, широко размахивая руками, смеясь и плача одновременно. Глаза матери, глубокие, полные борьбы, отчаяния и надежды, сейчас горели такой сильной благодарностью, что от их света можно было ослепнуть.
Мальчик подошел поближе, присел возле девочки и, взглянув на ее лицо, все понял.
Она больна. Он не знал, что это за болезнь. Аутизм или как-то по-другому. Люди, ушедшие в себя и свой внутренний мир. Люди, боявшиеся всего, что их окружает, и не откликающиеся на внешний контакт. Этот кот, толстый рыжий кот, даже сам не подозревая, смог стать ключиком к выражению девочкой самых простых человеческих эмоций.

Ее лицо было странно серьезным, но рука, ласкающая голову Бернадота, дышала заботой и любовью. Радость родителей можно было понять без лишних слов.

Бернадот остался с ними. Мальчик возвращался один.

«Настоящая Любовь…Вот она, в руке девочке и наглой мордочке этого наглого кота. Ее не надо искать ни за морями, ни за горами, она приходит сама и порой в самых непредсказуемых образах. Рука девочки-аутистки – это маленькое чудо. 10-12 лет она никого не обнимала и не гладила, не знала любви и боялась выразить ее сама. Слезы матери и вздохи отца не могли дать ей то, что дал этот толстый Бернадот. Тепло…Обыкновенное тепло. И мягкость. Значит любовь – это не грусть и это не крик. Настоящая Любовь – это чувство теплоты. Чувствовал ли я тепло Ее рук? Да… К сожалению, да…»

Мальчик впервые за долгий период времени почувствовал грусть. Беззвучные, спокойные слезы на глазах. Улыбка
.
«Все, что я могу сейчас, это только скучать по тебе…Мне жаль, что сейчас ты не можешь наслаждаться со мной этим теплым морским воздухом. Мне, правда, жаль».
«Мудрец, значит тепло простых вещей – это Истина, которую я так долго искал?»
Тишина летнего вечера оглушала Мальчика, оставляя вопросы без ответа.

***

Совсем недавно в дом приехала гостить внучка хозяйки, необыкновенно худая девушка 30 лет с большими удивительно красивыми глазами, которая привезла с собой  грудного ребенка. Младенцу было всего два месяца. Несмотря на незначительный возраст, Мальчуган уже умел громко смеяться, издавать громкие и странно-бессвязные звуки, которые причудливо веселили взрослых, кричать и плакать на весь дом и плохо спать, как его прабабушка.

Мальчик иногда просыпался посреди ночи от его истошных воплей. Но они не вызывали в нем недовольство или раздражение. «Младенец есть Младенец, ему положено кричать», - думал Мальчик.

Однажды внучка попросила Мальчика немножко посидеть с Младенцем, пока та сделает все домашние дела. Держать на руках маленькое существо было непривычно. Тепло его маленькое тела согревало как солнце. Младенец и не думал спать: то корчил рожицы, то громко смеялся, то начинал хныкать. Мальчик наспех нашел в плейлисте телефона колыбельную и включил ее на полную громкость. BTS – N.O [Music Box Ver.]. Младенец успокоился под приятные звуки, но спать не собирался и лишь любопытно озирался по сторонам. Пытаясь его убаюкать, Мальчик качал его из стороны в сторону в такт музыке. Спустя час Младенец начал очень медленно закрывать свои серые глазки. Иногда можно было услышать его усталый детский вздох, который приводил Мальчика в неописуемый восторг.

«Совсем, как взрослый», - улыбался Мальчик.

Наконец ручки Младенца опустились, и он заснул.
 
«Лицо ребенка, который спит, еще одно чудо этого мира, - подумал Мальчик. – Сколько в нем красоты и спокойствия. Он спит, не ведая о том, с чем столкнется в этой жизни. Он узнает любовь, дружбу, радость и счастье. Он будет шалить, строить глазки, бегать и громко смеяться. Но вместе с тем он узнает, что такое грусть, что такое утрата. Он будет горько плакать, он будет биться об глухие стены. Но все это будет потом. Сейчас он тихо спит под сладкие звуки. Сейчас он безмятежен. Лицо спящего ребенка – может это тоже Истина, Мудрец?»

***

В гостях хорошо, но дома всегда лучше. Мальчик понял это сразу после возвращения в упрямо серый, снежный город. Город неразрывно был связан с привычной грустью. Отпуск и далекое лето закончились, оставшись теплым воспоминанием. Начиналась прежняя жизнь. Начиналась комфортная жизнь.

Дни сменяли друг друга. Но зима не заканчивалась. Мальчик не любил холод, ненавидел обогреватели и объемную теплую одежду. Кофты с воротом, шарфы, сапоги, куртки, шапки до ужаса раздражали его без особых на то причин.

Утро и день на работе, тысяча ярких лиц, которые торопились жить. Вечер и ночь проходили со сладкой грустью и иногда со слезами.

В один из таких вечеров Мальчик, лежа на кровати, в белых, как потолок над ним, наушниках, слушал музыку и вспоминал то, от чего так долго стремился убежать.
Он вспомнил Маму.

«Однажды в детстве я, наспех поев рисовую кашу, приготовленную заботливой рукой Мамы, уже готов был мчаться на улицу, как, выходя со двора, споткнулся об какой-то странный провод и упал. Помню, как Мама, бросив посуду, которую она мыла здесь же во дворе, на землю, подбежала ко мне, обняла большими руками и запричитала. Ее любовь защищала меня. Тепло ее тела заглушило боль в коленке и внесло спокойствие в мою голову. Только Мама может отдать всю себя, всю свою любовь мне, не требуя ничего взамен. Это самое лучшее, что я испытал в жизни».

Позже Мальчик вспомнил сломанную голубую машинку, горькие слезы, Мудреца. Эти воспоминания заставили его тихо улыбнуться.

Кинопленкой мелькали сюжеты и о Девушке. Самая странная вещь в его жизни – это Ее любовь. Прошло несколько лет с ее ухода. Сердце не болело и не ныло. Она превратилась в грустное, но теплое воспоминание, которое он хранил с особым трепетом. Для него Она стала схожа с чашкой горячего кофе: нечастое явление в его жизни, но сладкое и согревающее. Настоящая Любовь никуда не уходит, даже столкнувшись со Смертью. Она навсегда остается внутри человека и изредка напоминает ему о себе. Это чувство нравилось Мальчику, пусть и вызывало слезы.

Картинки моря, мордочка кота Бернадота, рука девочки-аутистки, вздох Младенца, - все вращались в голове, как тени на потолке от тусклого светильника.

Мальчик встал, вышел на кухню, сделал чашку кофе и подошел к заснежному окну. Происходящее за ним не волновало его. Допив приторно-сладкий напиток, Мальчик вернулся в комнату, достал из ящика письменного стола веревку с узелками и устало сел на кровать.

«Настало время не завязывать узелки, а распутывать их».

«Возьми свои узелки и посмотри на их узор», - вспомнил Мальчик.

«Я не знаю, на что похож этот узор. Но видимо это и есть жизнь».

Узелок за узелком распутывался под тонкими усталыми пальцами Мальчика. Час, два, три…Уже утро…Слезы заполоняли лицо.

Наконец с рассветом солнца в руках у Мальчика осталась лишь одна голая веревка. Исчезли все узелки. Мальчик встал и искренне улыбнулся.

«Вот она – Истина».


Рецензии