День Святого Георгия. роман. Русско-турецкие войны

- Значит, на чем мы остановились тогда?

- На том, что четыре войны в 19 веке.

- А! Да-да… Верно… Значит, я говорил, что в девятнадцатом веке русские в войнах с Турцией стяжали себе бессмертную славу великих воинов и защитников христианских народов, верно? И что мы можем гордиться немеркнущими в веках победами Русского оружия. И что в стране много памятников и церквей, построено в честь побед той поры. Например, Чесменская церковь, в Питере, которую почему-то экстатично любит моя жена...


- Ну, вот… В девятнадцатом мы воевали с ними четыре раза.

В первый раз из-за Молдавии…

Второй – из-за Греции…
 
Третья война вообще прошла под слоганом – Россия – освободительница христианских народов! Николай I  мечтал о таком звание… Народ – освободитель!
 
- А что эта ваша ирония относится  царю, или к нашему действительному участию?

- Ну, нет, я совершенно серьезно. Я считаю, что это самые главные столетие для России, как для страны-воительницы… Че там? Третья, а да… Четвертая  война началась, опять же из-за Болгарии… Ну, а  уж в этой войне мы, наконец-то, завоевали звание защитников христинских народов. Это ж, разумеется,самое главное, за что стоит воевать, и отправлять на смерть свой народ!

Ну, и все это время мы воевали, как я уже говорил, за идею.  За символ. Русского солдата-освободителя!… Значит, в первой войне мы освободили Молдавию, во второй войне мы отвоевали все наше нынешнее черноморское побережье, Сухуми, значительную часть Закавказья. Это 1828 год. Так для справки… Ну и да, Греция получила автономию от Турции. В третьей войне мы так увлеклись своей миссией спасителей, что извините за слово, просрали завоевания  почти целого столетия битв и крови. Ну, да чего там, выросли же новые солдаты!

- Ваня прекрати!

- Ну, почему же! Именно тогда в русской ментальности  и появился этот «комплекс защитника»! Который теперь шлейфом стелется за русским человеком! И вся эта наблагодарная восточно-европейская шваль! - смеется над прекраснодушным русским валенком! – последнее он договаривал уже, кажется, одной ЛЛ, сунув одну руку в карман, и выбрасывая вперед указательный палец другой, на каждом восклицательном знаке.

Потом он повернулся к Глафире и продолжил уже относительно спокойно:
- Победы  этих войн были победами… Гениальных Стратегий… А поражения – результатом… ошеломляющей… дипломатической наивности, мягко выражаясь! … что тоже очень русская черта!

- Например…

- Например… Николай не верил!... что Англия с Францией договорятся, и выступят… с Турцией – против России… А они договорились. И третья война столетия закончилась таким мощным поражением, что… ну я уже сказал!

- Пусть! Это не отменяет,ни героизма, ни достоинства! даже!…  даже если это наивность... Россию это не роняет!  Она и в этой наивности выглядит!...достойной уважения! Даже если она ошибается, Вера в честность, верность данному слову… Это аристократично…

-  А знаете, Ваня, я согласна с Леной… Все это, так романтично, с моей, конечно, стариковской точки зрения. Братья славяне! Шипка! Альпы! Суворов!
 
- Ну, почему, не буду спорить! И  даже я, не будучи христианином сам,  нахожу это красивым… То, что за это люди отдают жизни… Что есть удивительная страна Россия, готовая стать на защиту… И  эта русская особенность проливать кровь за братьев – может объясниться только верой! Потому что рационально, это вообще никак!... ни объяснить, ни оправдать - нельзя!...И уж совершенно точно,нельзя простить!...

 Восточная Европа русскому оружию сильно должна. Это объективность. Русские два века, два!... века! умирали за своих братьев во Христе – Ваня помрачнел, голос стал жестче.

- Вань, ты специально ерничаешь? – спросила ЛЛ, ее тон Глафире тоже, ой как, не понравился.

- Верите, Глафира Андреевна, мы раз в неделю разводимся по общественно-политическим поводам,  еще раз в месяц, по морально-этическим, ну и иногда по духовно-нравственным! Это, правда, реже – сказал Иван, задумчиво глядя в окно…

- Дети! Давайте вы не будете ссориться! Пожалуйста, Лена, Ваня… Ну, может, вернемся к туркам?
 
Оба промолчали, глядя в разные окна.

- Ваня, ну пожалуйста!

- Хорошо, давайте вернемся к туркам. Тем более что, о чем-то другом мы  вряд ли сможем поговорить без скандала…

Значит, что там?

- Восьмая война... - подсказала Глафира.

- Да, восьмая...или первая в девятнадцатом веке (1806-1812):

В общем, турецкий султан…, господи, о чем я там?...

- Война... первая  в девятнадцатом веке...

- Ах, да, турецкий султан отставил правителя Молдавии... А вообще-то не имел права, после последней войны - только с согласия России.  Но Турция ведь не дура, так нарываться - нет… Ее науськали… Французы… А французам нужно было оттянуть русские армии с Европейского театра военных действий… Мы же еще и с Наполеоном тогда воевали…

При том это была долгая война. Шесть лет. Миллион перемирий между союзниками,  тыща  переворотов внутри Османской империи. Сто сражений: на земле, на море. При том  туркам - то французы помогут, то англичане денег дадут… никому ж не нужны русские победы.

В итоге  Турция отказалась от Бессарабии, Дунайские княжества получили автономию, но кое-что и Турции оставили, Россия в Европе продвинулась вглубь турецких владений, но Анапу отдали Турции. В общем, такой компромисс, который нужен был всем, потому что начиналась  большая война с Наполеоном, и было не до турок.

*

Потом нам долго было не до турок!

Девятая война(1828-1829)

Потом в 1821 году в Греции произошла революция. Их поддерживали. И французы, и англичане. Россия в это время союзничала с Англией.  Однако император Александр I не хотел в это ввязываться.  Но тут он умер, и с его смертью, и воцарением на престоле Николая I все изменилось.

В 1827 году Россия,Англия и Франция подписали Греции полную автономию. Русский флот разместился около Пелопоннеса, хотели попугать турков и вынудить признать независимость Греции. Те намека не поняли, итогом стало их поражение в Наваринском сражении.

Тогда те закрыли русским Босфор.Турция объявила себя свободной от всех обязательств перед Россией. Николай I объявил войну… В результате победы России к империи перешло восточного побережья Черного моря. Возвращена Анапа и присоединен Сухум. Дельта Дуная. Значительные части Закавказья.  Ну и в итоге, Турция, куда деваться, согласилась на автономию Греции.

*
 
Десятая война.(1853-1856)

Следующая турецкая война, начавшаяся как русско-турецкая, вошла в историю как Крымская.
 
Это уже середина 19 века. Это уже повешены декабристы, убит Пушкин, погиб Лермонтов. Это уже времена разночинцев. Реакция и упадок в общественной жизни.
 В международных отношениях  в Европе и на Ближнем Востоке тоже не айс!

Великобритания надеялась ослабить Россию, Франция тоже. Балканы  манили императора Николая I, он мечтал стать освободителем христианских народов,  от османского ига! И значит их надо было отнять у Турции. Что совсем не нравилось Австрии, например. И Англии.

 Пренебрегая советами министров, и не веря в возможность антироссийского союза между Британией и Францией, Николай ввел войска в дунайские княжества. Вскоре Турция объявила войну России. 1853 год. Первые полгода война развивалась по «традиционному» сценарию. Российский флот разгромил турецкий в Синопской бухте…

 Но потом все пошло наперекосяк!

 В марте 1854 года в войну вступила Англия, потом  Франция, и характер боевых действий резко изменился. Если  по сравнению с турками русская армия была еще туда-сюда,то рядом с европейскими -  полный отстой! Россия оказалась буквально окружена врагами: на Черном море, на Кавказе, на Балтийском, на Белом морях и даже на Тихом океане!

Десантный корпус союзников Турции высадился в Крыму, разнес их в пух и прах, и в октябре блокировал главную военно-морскую базу России на Черном море - Севастополь. Оборона продолжалась почти год, там не было ни пяди живого места!  В сентябре 1855 года Севастополь  сдали.

 На Кавказе было чуть получше: удалось взять турецкий Карс.Но России устроили дипломатическую блокаду. И она капитулировала.

В итоге  в Париже заключили  мир. Россия теряла  чуть ли ни все победы прошлого века, теряла флот, Турция правда тоже, Черное море становилось нейтральным. Расходы на войну привели к финансовому кризису, рубль обесценился более чем в два раза.

 Вот такой вот освободитель христиан, романтичный, благородный, как это, Лена, аристократичный, да?


*

Одиннадцатая война. (1877-1878)

- И только спустя двадцать лет! Двадцать два… Россия завоевала славу покровительницы славян на Балканах. Это уже дети тех солдат, которые выжили в Севастополе..., чт обы было понятно, сколько мы прожили в этом позоре!

А повод нашелся, как всегда  у наших братьев христиан. Турки задушили восстание в Болгарии.

Русские выдали серию сражений, опрокинули вялых  турков, восстановили, такую важную для России болгарскую государственность. Попутно  расширили Сербию, Румынию, Черногорию. Союзная Австро-Венгрия оккупировала турецкую Боснию и Герцеговину.

 Короче, кое-что вернули : часть Бессарабии, европейские владения Турции.  Батум и Карскую область,  там же тоже жили христианнейшие грузины и армяне!  Ну, вот, собственно и все…


*

Двенадцатая война.

Последний  раз мы сталкивались в Первую мировую. Турция была союзницей Тройственного союза, Россия - в Антанте.
 
По итогам войны обе империи прекратили свое существование. По очкам победила Россия, ну потому что... как бы русские в ходе турецкой кампании значительно продвинулись вглубь территории противника. Хотя по мирному договору эти территории ни к кому не присоединили.
 
Их лектор устал. Он  потускнел и как будто даже осунулся.

- Ваня, ну что вы? Почему такой печальный тон? -  спросила Глафира, попыталась подойти к Ивану.

- Да потому что бесит!

- Ну, пожалуйста, что вас бесит?

- Да бесит! То, что прекраснодушные историки лепят пионерскую зорьку из таких… чудовищных по… бездарности фактов! Да не были они добренькими, эти солдаты, которых убивали в Севастополе тысячами! Из-за чьего-то рас****яйства!  Какая верность слову?! Какие братья?! Вы посмотрите, что ваши, бля, братья сейчас творят?!

- Мне кажется, что ты лепишь из себя  человека, значительно более циничного, чем ты есть, Ваня - ЛЛ подошла к нему, положила руку ему на плечо. Он отдернул плечо. Она дотянулась до его локтя, чуть сжала его и отошла.

- Пойдемте лучше на озеро? – сказала она ...
 
И все с облегчением согласились. Когда они уже выходили из дома, Глафира шепнула ЛЛ:

- У вас такие высокие отношения, вы случайно не деретесь?

Иван улыбнулся сам себе. ЛЛ тоже.


Рецензии