Блокада

                Блокада Ленинграда
                (к 74-й годовщины снятия блокады Ленинграда. 27.01.2018 г.)

Блокада Ленинграда одна из самых трагических и одновременно героических страниц в истории Великой Отечественной войны.
Она затронула меня и всю мою семью, так как я родился в 1939 году в семье рабочего и телеграфистки в деревне Ковалёво под Ленинградом. Она была расположена по дороге от Ленинграда к Ладожскому озеру.
В Ленинграде тогда проживало 3 миллиона человек.
Началась война и немецкие войска с Восточной Пруссии, с Кёнигсберга рванулись на Ленинград и уже через три недели, пройдя 800 километров, Литву, Латвию и Эстонию были на подступах к городу.
Немцы планировали уничтожить советские войска, Балтийский флот, захватить город и начать наступление на Мурманск и Архангельск.
Финляндия вступила в войну против нас 29 июня. Она захватила часть Карелии, но была остановлена на старой советско-финской границе.
Гитлер пообещал финнам, что их послевоенная граница отодвинется к Неве, а Ленинград станет чем-то вроде нейтрального «вольного города». А земли вокруг него предполагалось заселить мордвой, чувашами, марийцами и представителями других финно-угорских народов РСФСР.
10 сентября 1941 года город Ленинград был полностью блокирован, в нём оказалось до 5  миллионов человек.
Выступая перед войсками группы армий «Север» в сентябре 1941 года, Гитлер несколько раз подчеркнул «особое» отношение к Ленинграду. Если Москву он объявил «просто точкой на карте» и заранее приговорил к полному уничтожению, то по поводу «колыбели большевизма» высказался иначе. Речь шла о том, что «после поражения Советской России дальнейшее существование это¬го крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса». А вот инфраструктуру немцы собирались сохранить и использовать, а вовсе «не стирать с лица земли» сразу.
Началась блокада. Задача её была уничтожить город голодом, и поэтому немцы основные силы  своих войск из под Ленинграда перебросили на Москву, чтобы её, во чтобы то ни стало,  взять и стереть с лица земли.
Чтобы запугать ленинградцев и побудить их бежать из города, его стали непрерывно бомбить и обстреливать.
Но обстрелы Ленинграда с конца сентября для немцев стали небезопасны. Крупнокалиберная артиллерия Балтийского флота намного превосходила врага дальностью и мощью. 420-мм, 320-мм и 305-мм орудия легко подавляли батареи противника и успевали оказывать помощь пехоте. Основными калибрами у немцев под Ленинградом долго оставались 150-мм и 105-мм.
О неэффективности артиллерии немцев говорит и статистика потерь. От бомбежек и обстрелов погибло чуть менее 17 ООО ленинградцев. В то время как от голода и холода - от 700 ООО до полутора миллионов.
Надо сказать, что зима 1941-1942 годов была аномально холодной и продолжительной. Она длилась 178 дней - половину года. В купе со скудным пайком холода стали приговором почти для 1 миллиона оказавшихся в блокаде людей.
Эвакуация ленинградцев началась  29 июня 1941 года, но только многие ленинградцы наотрез отказывались уезжать. К 27 августа, когда немцы перерезали последнюю железную дорогу, но до этого удалось вывезти 395 ООО детей. Впоследствии 170 ООО из них пришлось вернуть, так как они оказались в районах, которым угрожал противник. Тогда около 200 ООО рабочих и членов их семей успели эвакуировать вместе с заводами.
После начала блокады авиацией, водным транспортом и по ледовой Дороге жизни были вывезены еще 650 ООО ленинградцев, а в навигацию 1942 года еще 405 ООО.

В числе этих вывезенных по  последнему льду Ладожского озера ночью 29 марта 1942 года был вывезен я, вместе с братом и мамой. Зима-то была долгая, лёд на Ладоге стоял долго.
К зиме 1942-1943 годов население города составляло всего 640 тысяч человек.
Видя упорство ленинградцев, Гитлер теперь уже потребовал от своих войск сровнять Ленинград с землей. Но было поздно: оборона города наладилась.
К этому надо сказать, что советское командование усиленно занималось дезинформацией немцев. Оно распускало слухи, что положение Ленинграда безнадежно, нужно минировать стратегические объекты, мосты, склады и выводить оставшиеся войска.
К этому надо добавить, будто бы пожар на Бадаевских складах уничтожил все продовольственные запасы города. Но на самом деле был уничтожен только однодневный их запас.  Продукты должны были закончиться к середине ноября. Поэтому нормы отпуска продуктов при¬шлось сократить до предела, люди начали умирать от голода, но город держался. Сразу удалось наладить воздушный мост и доставку ценных грузов водным путём через Ладогу. Это помогло дотянуть до ледостава, когда заработала Дорога жизни. Убивал людей не только голод, но и страшный холод.
Немецкое командование подумало, что достаточно создать блокаду  Ленинграда, тем самым голодом уничтожить его населением, и он без сопротивления достанется им. Штурм был свернут, и в силу вступило решение о блокаде города.
18 января 1943 года советские войска пробили коридор между Ленинградом и Большой землей. Это не означало окончания блокады, но дышать осажденному городу стало легче. Через коридор шириной 8-11 километров пролегла железная дорога. По ней в город стали перебрасывать все необходимое. И в первом поезде прибыло 5 тысяч ярославских кошек, так как город кишел крысами. Ленинградские кошки сохранились только в некоторых музеях. Но потом привезли и сибирских кошек. И с крысами было покончено.
Окончательно освобождение Ленинграда наступило 27 января 1944 года.
Город выстоял.
А моя судьба была такая: после переезда через Ладожское озеро нас с эшелоном отправили в Сибирь село Подтёсово Красноярского края, а оттуда, по вызову маминой сестры тёти Зои – участницы штурма Кёнигсберга, мы в мае 1946 года приехали в совершенно разбитый Кёнигсберг, теперь наш Калининград.


Рецензии