Глава 24. В поисках просветления

Один жизненный период, посвященный поиску просветленности, более драгоценен, чем все жизни в течение эры, потраченные на мирские цели. Полное знание своей собственной природы превосходит любое мирское богатство, добытое в неведении. Одна свободная и хорошо обеспеченная человеческая жизнь более драгоценна, чем мириады нечеловеческих жизней в любом из состояний существования.

В состоянии просветления человек не испытывает нужды в предметах, событиях или людях. Просветление достигается при наличии полной свободы и ясности ума. Свобода достигается путем прекращения влияния любых, как внешних, так и внутренних факторов на собственное состояние, а ясность ума – путем осознания, что все видимые явления, будучи иллюзорными, – нереальны, следовательно, могут принимать любую форму. Однако именно просветление – этот тот бесценный дар, приняв который, человек проявляет мастерство совместной жизни вместе со всеми. Более того, просветление – это преобразование и побуждение к родству и единству со всем живым и сущим. Следует понимать, что внутренняя свобода возносит ее обладателя к источнику творения, что просветление – это не цель жизни и не конец пути, это начало духовного преображения, рождение Бога в человеке.

Как ни парадоксально, но для того, чтобы обрести духовную свободу, необходимо увидеть собственную ограниченность, привязанность и зависимость, в которых сперва нужно себе признаться. Прикрытие настоящего акта личным отношением не изменяет положения дел. Бедные могут не считать себя бедными, считать, что это не главное, потому что «бедность – не порок», или, улучшив свое материальное положение в рамках той же позиции, начать чувствовать себя более свободными, чем прежде. Страдающий от болезни может не обращать внимания на свои недуги и воспринимать их как испытание, но, преодолев их сегодня, он считает болезнь отступившей. Есть такая история. Однажды, когда дворник подметал тротуар, небеса разверзлись, опустился на него яркий луч, и в один момент дворник понял, что обладает неограниченными возможностями. Вопрос: кем теперь является этот человек? – Ответ прост: он является дворником с неограниченными возможностями.

Для того чтобы возможности могли воплотиться, необходимы мирской опыт, знания и навыки, способные помочь реализовать задуманное. Обладание безграничными возможностями без осознания своего реального мирского опыта нарушает порядок вещей. Наличие большого мирского опыта без достаточного духовного соответствия так же губительно для человека, как и наличие великого знания без возможности им пользоваться или передать. Утверждение, что каждый свободен от рождения и обладает безграничными возможностями, формально, оно говорит лишь о способности преодолеть границы, которые мы позволим себе преодолеть. Но кто видел действительно свободных людей?

Согласно природе вещей желание может стать иллюзией, если присутствует страх, и поскольку свобода – это последнее обретение перед просветлением, ей противодействует корень остальных страхов – страх неизвестности. Когда путь выводит на край пропасти, встает выбор: прыгнуть или нет, ведь неизвестно, вырастут ли крылья за время полета и что там дальше. Этот выбор совершается на основании знания собственной природы и природы вещей. К моменту, когда человек подходит к краю, его выбор уже совершен, он подходит к краю, чтобы осуществить его. Но кто ныряет в неизвестность каждый день, чтобы что-то найти? Кто знает, что там – за завесой тайн? Так, страх неизвестности остается преградой, которую не все в силах преодолеть. Каждый в этой символической пропасти встречает что-то свое – себя настоящего, свое «я», но что это – тоже неизвестно. Это невозможно передать словами, как если бы пришлось говорить о северном сиянии с людьми, которые не видели света обычной свечи.

Каждый сам определяет, где и когда ему остановиться, где поставить точку и начать творить и каковы масштабы его творения. В ином случае можно отдать развитию всю жизнь, так ничему и не научившись. В любом деле, однажды начатом, следует ставить точку. Кому-то достаточно одарить собой всего одного человека или свою семью, сделать их жизнь лучше, кому-то – облагодетельствовать территорию, на которой пребывают не только люди, но и животные, растения; кому-то – осветить путь для целого поколения. Все это говорит о масштабе творения, о количестве приобретенных знаний, способствующих реализации задуманного. Масштаб творения не умаляет достоинств творящего: тот, кто облагодетельствовал хотя бы одного человека, – обретает Бога в себе. Что еще следует знать о творении – это то, что оно всегда вершится для других.

Чтобы выбраться из порочного круга, следует овладеть пониманием природы собственного бытия. Обретение полного знания природы человека, равно как и понимание самого себя, схожи со странствием по миру. В этом путешествии нет точного маршрута или графика прибытия в те или иные места. Здесь каждый предоставлен самому себе, любое обретение или достижение зависят только от личных способностей, фундаментальных знаний о природе вещей, жизненного опыта, мировоззрения, побуждений. Наличие мастера или гуру не гарантирует достижения цели, но уж точно обеспечивает продвижение. Человек ступает на тропу познания, однако тропы как таковой нет, ее необходимо сотворить – это путь без пути, путь, в котором нет предела совершенству, как нет и критериев этого самого совершенства.

Можно ли совершить открытие, двигаясь известным путем? Дерево растет и ничего не знает о себе. Постичь его может поднявшийся на вершину пророк. Только мастер, находясь рядом, может сказать, каким будет следующий шаг, но даже он не скажет, каким будет преображение. Следует прислушиваться к своим словам, манере говорить, практиковать взгляд со стороны, научиться чувствовать себя, останавливать свое внимание на часто повторяющихся событиях, «совпадениях», «случайностях», перемещать сознание – это способствует продвижению.

А действительно ли нужен мастер? Нет, но он помогает не утонуть в собственной гордыне. Признать мастером другого человека и покорно служить ему – это привилегия того, кто обладает непревзойденными качествами. Однако бесполезно жить даже очень долгое время вместе с духовным наставником, если отсутствуют смирение и преданность и, таким образом, проявляется неспособность развиваться духовно.
 
Обретение полного знания своей собственной природы – это время основательного преображения личности, потому что, владея полным знанием, прежним уже не быть. Это длинный и откровенный разговор с самим собой. Когда есть намерение выполнить какую-либо большую работу, старание является заслуживающим доверия помощником. Если есть намерение построить мост  – помощь лодки, конечно же, необходима.

Необходимо также осознать, что мы владеем ограниченным количество сил, не следует делать то, что не в наших силах. Силы появляются от опыта, опыт – от стараний, старания берут начало от знания. Чтобы справиться с любыми трудностями, необходимо объединение сердец; чтобы достичь любой цели, необходимо объединение усилий. Сотворчество превращает людей в братьев. Плодотворно лишь сотрудничество всех. Благодаря каждому любой неудачный шаг помогает удачному, а удача ведет к цели многих. Посвящать себя целиком эгоистическим целям и не прилагать усилий к пользе других – значит причинять самому себе страдания, как это делает слепой, который допускает, чтобы его оставили в необитаемом месте. Приняв решение достичь наивысшей цели, следует отказаться от эгоистичности и посвятить себя служению другим.

Неловкость и сопротивление, как правило, возникают из-за отсутствия связи. Что такое связь? – Это любовь. Как создать связь? – Полюбить прежде, чем кто-то проявит себя. Изначальная природа всего сущего – это самобытное и совершенное состояние. Родившись, человек воплощает совершенство Божества, но он не представляет этого. Появившись на свет совершенным, он не сможет прожить и нескольких дней, если будет пребывать в одиночестве. Воплощение Божества – это стирание границ восприятия. Следует смотреть на другого как на свое собственное продолжение, как на самого себя, только в другой форме, в другом теле; в духе мы и так все – ОДНО.

Знание своей природы помогает определить личную границу возможностей и сил и при желании переступить ее. Эти границы могут быть качествами характера, отсутствием связей, «вредоносными» знаниями и незнанием, временем, материальным положением. А тот, кто убежден в безграничности своей собственной силы, как правило, застывает в иллюзиях. Старание и настойчивость – вот незаменимые благодетели. Ничто на свете их не заменит. Их не заменит талант – нет ничего обычнее талантливых неудачников. Их не заменит гениальность – нереализованный гений уже стал притчей во языцех. Их не заменит хорошее образование – мир полон образованных изгоев.

Всемогущи лишь труды, совершенные во благо многих. И мастер – это тот, порой единственный человек, который может указать на невидимую границу. Если проблема создана, ее не решить тем разумом, который ее же и создал, – нужен мастер.

Каждый человек чем-то занимался, о чем-то мечтал, к чему-то стремился; у каждого есть его личная история: опыт, знания, навыки, мировоззрение. Каждому пришлось через что-то пройти, что-то обрести и потерять. Все это, как правило, ценно для людей, однако, если держаться за свое прошлое, сил для настоящего может не остаться. Все это так или иначе находит отражение в жизни, и то, кем себя считает человек в настоящем, – всего лишь остаточный шлейф его прошлых поступков. Так что, по сути, то, с каким багажом каждый подошел к этому моменту, – также особого значения не имеет. Важно знать и понимать, кто ты и для чего ты живешь, чего хочешь и каким ты видишь этот мир. 

Представления людей могут быть различными, и все же действительность остается одной для всех. Для человека высокого интеллекта наилучшее дело – это обрести полное понимание неотделимости познающего от объекта знания и акта познания.
 
Любое новое знание – это обогащение ума, а значит, и опыт, и мировоззрение преобразятся вместе с ним. Однако все, что было накоплено за жизнь, что есть и что побуждает к гордости, следует на время забыть, оставить и возвыситься над ним. Следует освободиться от влияния, поставить точку, выйти из прошлой игры, здесь и сейчас завершить этот опыт, начать с новой страницы – это верный шаг в познании нового.


Рецензии