Страницы жизни -2
Смутные сны. Дурные предчувствия, предостерегающие от чего-то. Но ничего не делать нельзя. Идёшь и что-то делаешь с мыслью, надеждой не поддаваться слепой стихии. Между тем, предчувствия сбываются. Что же сильнее: судьба или воля? Судьба. Даже герои, полубоги, боги не могли одолеть судьбу. Мойры оказывались сильнее Зевса, Прометея, Ахилла, Агамемнона, Одиссея. Вся "Илиада", по сути, рассказ о судьбе.
––––––––
Перечитываю "Илиаду" в переводе Гнедича. Самая кровавая поэма в мировой литературе, но не кровожадная, а рассказывающая правду о войне, о кровавых и жестоких нравах, о вечном в человеке.
;;;;
Что если Рим - это месть сынов Приама за Трою, возмездие за обман и коварство греков? По легенде, "вечный город" основали спасшиеся троянцы во главе с Энеем. Рим как впервые честно высказанный принцип военной силы. За спиной опыт Трои. В противоположность грекам - честное и грубое мужество новой латинской расы, не признающей коварства, исповедующей одну только честную силу как высший принцип жизненного права.
;;;;
Гомер расхваливает ахейцев, нарушая меру, и через это чувство нарушенной меры сочувствие моё переходит к троянцам. Раз певец уделил им меньше художественного внимания, то читатель исправляет несправедливость своим сочувствием обделённым.
————--
Снилось какое-то подземное помещение вроде зала ожидания на вокзале. Много людей, и я в этом потоке всё пытаюсь взойти на движущуюся лестницу, а меня не пускают. Какая-то женщина преграждает путь, зачитывая списки лиц, которых наверх пускать нельзя: и я среди них.
Но вот она говорит, что списки отменили. Лестница в людском потоке выносит меня наверх. Площадь. Тихо идёт поезд. Вагоны маленькие, не наши: и я вдруг понимаю, что попал заграницу. Быстро вспрыгиваю на подножку. Оказывается, это трамвай, и ползёт он по иностранному городу.
Снова какое-то большое здание под крышей, полное людей. Все аккуратно одетые, нарядные, прогуливаются под руку. Какие-то лица кавказской наружности вповалку лежат посреди зала у столба, спят. Один вдруг открывает глаза и смотрит на меня, как смотрят эти люди на чужих и враждебных. И таким же взглядом отвечаю я, долгим, пока кавказец не отводит глаз.
Все вокруг говорят на чужом непонятном языке, а, между тем, я знаю, что среди них много русских, даже, может быть, все русские, одетые иностранцами, только не хотят, стесняются или боятся обнаруживать себя.
Вдруг посреди зала встаёт какая-то женщина в одеянии странном, бедном, и громко говорит по-русски, то ли кого-то стыдя, то ли укоряя. И хорошо одетые господа сперва слушают её с насмешливым презрением. Чувство неловкости шевелится и в моей душе. Все молчат, она одна говорит. И тут меня что-то толкнуло, поднесло к этой женщине. И я заговорил с ней тоже на родном языке, с каждой секундой всё больше понимая, что стыдиться мне нечего, и русское слово может звучать среди всех чужих слов даже в молчании.
Все зашевелились, задвигались, чужие недобрые взгляды скрестились на мне: зачем, де, по-русски говорим. И тут мы запели в два голоса. "По диким степям Забайкалья...". Дико вам русские песни слушать? А мы вот поем. Выводили, старались, чтоб хорошо, ровно было. На, Европа, на, чужеземщина! Русский человек поет. Вы думали, он души не имеет, Ан нет! Имеет, да еще какую!
И трудно было петь в чужом воздухе...
Проснулся я и подумал: неуютно русскому человеку везде, кроме родины. И разве не так, господа? А вот в чём тут причина? Почему мы «чужим господам» как кость в горле? И раньше так было и теперь есть.
––––––––
Без идеи внутренней не живёт никакой народ. Он её и высказать не может, но она есть. В чём была русская идея в прежние времена? В справедливости.
Конечно, каждый народ может сказать о себе то же самое. Но идея справедливости осложняется у многих другими мотивами власти, воинственности, излишнего честолюбия и т. п. Есть все это и у нас: качества эти свойственны всем людям, правда, в разной степени. Тут всё дело в равновесии, в чувстве меры.
Идея справедливости не умерла и вряд ли умрёт, пока на земле есть народы и государства. Они же будут долго, может быть, всегда. А если исчезнут, сольются в одно человечество, то и идея будут общая, но всё равно с какими-то местными особенностями.
И хотелось бы, чтобы идея эта осуществлялась через равновесие мудрости.
––––––––
Идеи осуществляются через первых людей государства особенно отчётливо. И между вождями и всем народом есть несомненная связь. Почему Ленин и Сталин и до сих пор любимы большей частью бывшего советского народы? Они были свои, с общим с простым народом пониманием идеи справедливости. Здесь тождество народа и вождей, единственное, может быть, за всю нашу историю. Не оправдываю жестокостей и не желаю их возвращения, а только думаю, что тут действовали не только личности, но и дух времени.
––––––
После фильма (т/в) о Светлане Аллилуевой мысль, что мы не можем никого судить с позиции нашего времени (в том числе и Сталина). Личность в истории много значит, но и она не всесильна и тоже вертится, подобно пылинке, в потоке событий, смысл которых невозможно понять до конца никому из участников. Мы не знаем вполне ни причин, ни следствий поступков. Об этом не думают и судят вкривь и вкось все кому не лень и кто не имеет ни малейшего права на суд. Кем бы вы были, господа, в то время и как бы поступали? Пытаться понять ; одно. А оплевывать и глумиться - другое. Так поступают сейчас с нашей историей.
––––––––
Перечитываю Библию, учащую мудрости суждений о временном и вечном. Подумалось, что Книга Иисуса Сирахова - один из источников Евангелий. Христос, по-видимому, знал её и учился по ней. Есть совпадения ("не ходи на совет нечестивых" – Ев.) и "не сиди на суде грешных" ( Кн. И. Сир. . гл. 11, ст. 9).
Есть и в гл. 10-ой, ст. 9 - 13 нечто, напоминающее строчки Г. Р. Державина: "Я раб, я царь, я червь, я Бог". У И. С.: "И вот, ныне - царь, а завтра умирает. Когда же человек умирает, то наследием его становятся пресмыкающиеся звери и черви".
––––––––
Творчество не всегда от светлого духа, но и не обязательно от тёмного. Скорее, душа художника — это поле сражения светлых и тёмных сил. А за кем победа, зависит от устремленности души в ту или другую сторону. Сама же способность творчества (творения) богоподобна. А что творчество всегда духовно, в том нет сомненья. Как духовно и всё то, что называется культурой, т. е., накопление творческих созданий.
––––––––
Слушал на пластинке Ф. И. Шаляпина, записи его заграничных гастролей. Думаю, как строилась Русская Земля, как копила богатства талантов. Нельзя не чувствовать глубокой благодарности, гордости и умиления.
После этого чтение "Иоанна III". Очень хороший роман В. Язвицкого, автора, к сожалению, малоизвестного.
Не должно всё это исчезнуть, уйти бесследно. Бывали не раз несчастья и край пропасти. Выживали и к славе поднимались.
––––––––
Снова выборы. Многое мне не нравится. Не о том мы мечтали. "Отчего же вы не голосуете за коммунистов?" - спрашивает знакомая дама, воспитанница совпартшколы. Отвечаю, что не хочу надевать партийный намордник. Благодарю покорно, сыт по горло. Снова сажать на свои спины полуневежественных номенклатурных вельмож - увольте. Как ни плохо, но я свободен, у меня есть выбор: идти голосовать или не идти, голосовать за того, за кого хочу.
В сущности коммунистам всегда было плевать на Россию и на человека вообще. А мне то и другое дорого. Вот в чём мы расходимся.
––––––––
Как противна душе всякая муть, как болезненно переносится всякий обман! Вот и отходим, и сторонимся. Уходим туда, куда бесстыдным нет входа. И они дорогу туда никогда не найдут.
И ещё подумал: нет, не удержаться такому порядку, такой власти, которые не имеют прочного основания в народной душе. Вера в то, что есть добро и что есть зло, что обман всегда обман (при всей привычке к нему), а справедливость всегда справедливость — никогда не даст нам встать с ног на голову. Пока внутри у народа есть такой противовес, он всегда, как Ванька-встанька, окажется на ногах. А власть обмана вечной не будет.
––––––––
В руках "Протоколы Сионских мудрецов". Подлинник или подделка, не знаю, но так скучно и бездарно, что удивительно, как это сплотило даже фанатичных иудо-масонов. Не может скука надолго сплотить людей. И потом, что там мудрого? Разве в смысле суемудрия? Те самые серые бесы из "Бесов" Ф. М. Достоевского, которые всякого гения задушат в младенчестве.
Конечно, среди "гоев" тупиц немало, но и "сионские мудрецы" не лучше.
Относительно подлинности — всё может быть. Но вот что подумал: в тексте многословном, водянистом и тяжёлом не заметно ни одного гебраизма, ни одного признака еврейской стилистики. Возможно, оригинал составлен по-французски, или по-немецки. Тогда ищи следы галлицизмов или германизмов. Но их глаз и слух не находят. Возможно, это русский пересказ действительно существующих сионистских идей.
Не знаю, насколько масоны виноваты в наших бедах, но думаю, что корень наших несчастий в нас самих.
––––––––
Какая всё это чепуха: масоны и прочее! Есть только красота и безобразие, талант и творчество. И талантливые берут не кознями, а преданностью Богу, делу, которым занимаются, как и все прочие настоящие люди Земли.
Так-то так! Но не забудем, что, кто платит, тот и правит бал.
"МЕРТВЫЕ СРАМУ НЕ ИМУТ..."
- Позорная война! Позорная война! - повторяла музейная работница привычные слова о Крымской кампании 1853-55 г.г.
Позорная война бывает, когда бегут с поля боя. А если гибнут героями, тут нет позора, а слава вечная. И не такими словами поминают погибших и живых героев. Павший в честном бою не кладет позора на Землю свою. "Мертвые сраму не имут!".
И сами противники наши не говорили таких слов о севастопольских героях. Не клеймили "позором" ни Бонапарта после 1814-го года, ни императора Японии после 1945-го. У нас же в обыкновении раздавать оплеухи и плевки людям, перед которым должно склонять голову. Кавказские войны с чеченцами - тоже, по их мнению, "позор", а ведь там декабристы, Лермонтов, Ермолов. Севастопольская страда - опять "позор". А ведь там Толстой, матрос Кошка, Нахимов, Тотлебен, много других именитых и безымянных героев. Почитайте Сергеева Ценского "Севастопольская страда"! Произнесёт ли тогда ваш язык слова о "позорной Крымской войне"?
Не надо называть "позором" и Афганскую войну. Вот Брестский мир 18-года, действительно, позор. Мир, самим Лениным названный "похабным". Позор правительства, а не народа, не армии.
–––––––
Почему простой народ, бедные люди пошли за большевиками, за Лениным? Потому что видели в них воплощение тысячелетней мечты о правде. Так же думали о себе и сами большевики. Но свободу надо было отстаивать. Так родилась идея диктатуры. Верность революции искупала все грехи, которые для большевиков и грехами не были, а только "предрассудками буржуазной морали". Тогда и пословица родилась горько-шутливая: "Всё пустяки по сравнению с мировой революцией!". С абсолютными ценностями было покончено. Старый мир умер, а с ним и Россия. То, что мы сейчас называем этим именем, нечто совсем другое. Народ русский ещё жив, но России нет. Одно утешение, что страна создаётся в недрах народа. Какой будет эта новая Россия?
––––––––
Главное для Ленина была революция. Всё остальное: честь, национальная гордость, Отчизна - второстепенно. И, думая так, он считал себя честным человеком. Он шагал через нравственные барьеры, считая их условностями. И на сговор с германскими властями пошёл ради достижения главной цели.
––––––––
Народный хор "Светозар". Теперь называют "фольклорный ансамбль". Мощное раздольное пение; женщины и парни в русских костюмах. Поют, пританцовывая, "играют" песню. Представил себя в 19 веке. Вокруг родные песни, голоса, под ногами своя земля, за спиной - сила народная. Под защитой такой силы и мощи русский образованный человек чувствовал себя уверенно. Вот откуда мощь ума и сильный голос русской литературы. Этим воздухом, соками этой земли пропитаны были души Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого… Хорошо жилось русской словесности в таком окружении мощи и тепла, на такой почве. Все болезни отлетали от звуков такого пения, столько в нём было здоровья.
И что потом... Подрезанные корни, иссякавшие соки, стебли, разлучённые с землёй, нынешние искусственные люди.
––––––––
Долгое время былины были мне как-то малоинтересны, малопонятны и только теперь открылись. Первые проблески заговорившей народной души; первые впечатления народного младенческого мышления, были, переходящие в мифы. Как первые песни юности, к которым иногда возвращаешься, но самую юность вернуть уже не можешь. Звуки далёкой ушедшей жизни прежних поколений. И там уже был я, но в других личностях и в другом сознании- всё было тем же - и другим.
––––––––
Говорят о склонности русских к покорству перед властью. Не всё так просто, господа! И власти русские далеко не так охотно покоряются, и отношения с порядком у них весьма самовольные. В основном, это буддийское непротивление власти. Внутренняя же народная жизнь идёт по своим законам. И ещё инстинкт самосохранения. Только под защитой крепкой власти народ имеет будущее перед лицом агрессивных соседей. Хорошо, когда власть эта в руках мудрых и лучших людей.
–––––––
- Ты за что: за социализм или за капитализм?
- Я за жизнь без намордника для людей честных, но с оградой для рвачей.
- Никогда этого не будет.
- Кто знает! Ещё не закат и не конец истории.
Капитализм, основанный на наживе, противен. Нынешняя накипь внушает отвращение.
–– Богатым быть не только хорошо, но и нравственно, - внушают нам.
Забыли, господа: "Легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное". Богатство заслоняет от человека высшее и лучшее, что есть в его душе. Если ваше сокровище - нажива, то алчность и жадность правят вашим сердцем, ибо "где ваше сокровище, там и ваше сердце".
РАЗГОВОР ПОКОЛЕНИЙ
- Вы невосприимчивы к новому! — говорят молодые старым.
- Так это же хорошо: быть невосприимчивым к болезням века. Ведь время - это болезнь брожения, порча вселенной, протяженность греха, - отвечают им старые. - В грехе мы рождаемся и несём его в себе, судим других, хотя никто не без греха. Да, никто никого не лучше. И никто не может судить другого. Но не можем без этого, потому что зло (следствие греха) в нашей падшей природе.
–––––––––
Очевидно, что в отношении Советского Союза, России приводится в действие план Маршалла, Даллеса, Бжезинского и кого-то там ещё: заражение бездуховностью, развратом, разложением под видом всевозможных благ и прав человека. Это тот же Троянский конь, от которого пало великое государство. Не повторяйте ошибки Приама! Но Кассандра, как и прежде, пророчествует впустую. Данайцы уже здесь, за стенами крепости и шастают по всем углам и закоулкам самых секретных приказов вплоть до внешней разведки. Большой вал накрыл Россию. Многое будет смыто, не только плохое, но и хорошее.
––––––––
Долго ничего не записывал и вообще пребывал в каком-то задумчивом недоумении. Возврата к старому, когда на всё накладывался запрет, не хочу. Но не могу не видеть и теневой стороны того, что происходит. Нет, не того мы хотели. Наши мечты не далеко уходили от "социализма с человеческим лицом". В молодости, правда, мои мечты были радикальнее. Неприятие советского было полное и органичное. Но то, что пришло, не снилось и в дурном сне. Не знаю, чего больше: света или тьмы.
––––––––
Что удивляться, что тёмное не только не отталкивает многих, но и привлекает? Даже неправде сочувствуют больше, чем правде. В мире зла зло вызывает больше симпатий, чем добро; заблуждения ближе сердцу, чем истина.
ГРЕХ ФЕМИНИЗМА
То, что происходит с женщинами сейчас, называется общим словом феминизм: борьба за права "слабого пола", за социальное равенство с мужчинами. Но если всё это оборачивается обожествлением пола, поклонением телесной красоте, агрессивностью амазонок, то это грех гордыни. Культ языческий и не новый, а только возобновлённый. Восстание феминисток, как "синих чулков", так и сексуалок, - это бунт против природы.
Свидетельство о публикации №218012601378