Глава 2. Акт познания

Современное информационное пространство обладает парадоксальным свойством: с одной стороны, оно крайне ограничено, с другой, слишком переполнено. Оно переполнено рекламной информацией и ограничено в области полезной ценностно-ориентированной категории знаний. Поймите существенную разницу: в первом случае мы соприкасаемся с агрессивным насаждением информации – набором качественных характеристик различных вещей, а во втором – со знаниями и опытом, полученными в результате творческой деятельности талантливых людей. Информация поверхностна, общедоступна, опосредована, часто создается и продвигается намеренно в интересах заинтересованных сторон. Знания скрыты, почти сакральны, создаются по вдохновению в моменты просветления и ясности ума. Они затрагивают все области жизни, совершенствуют их, формируют наиболее эффективные навыки реализации нашего потенциала. Чтобы воспринять информацию, достаточно органов чувств, знания же необходимо добывать.

В современном мире ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно появляются тысячи новых книг, публикуются миллионы статей, а объем оцифрованной информации и вовсе неисчислим. В таких условиях проблема поиска необходимой информации приобретает все большую актуальность.
 
Стремление овладеть новыми знаниями затрагивает те области жизни, которые изначально являются для нас неведомыми. Каждое новое открытие, осознание или обретение наполняют и обогащают нас. Чем больше знаний нам открывается, тем меньше пространства тайн остается. Нам свойственно познание, а значит, постепенно пустота будет заполнена.

Что такое познание? В целом это творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний об окружающем мире. Самопознание является его составной частью, оно заключается в получении достоверных знаний о самом себе. Самопознание – это изучение собственных чувств, различных психических и физиологических особенностей, а также осмысление личной духовной природы. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь, формируется постепенно, по мере восприятия внешнего мира и понимания самого себя. 
 
Познание систематизирует представления о мире. В то время как самопознание открывает тайны природы человека: характера, поведения, чувств, интеллектуальных способностей, физических возможностей. Оно создает условия для перехода на новый, более качественный уровень осознанности и бытия.

Потребность в знаниях – одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся наша история может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения и уточнения знаний – от первых представлений о происхождении людей и зарождении языка до способов получения и использования оцифрованной информации. Каждая новая эпоха – это новый уровень общесоциального развития и увеличение удельного веса познания в сознании каждого индивида.

В результате различных форм познания человечество укрепило свой интеллектуальный капитал, каждый раз присоединяя к нему новые области знаний. Это способствовало развитию мыслительного процесса и разума в целом. Объем знаний постепенно упорядочивался и принимал понятную для всех форму. Было положено начало многим научным дисциплинам, в том числе медицине, психологии, философии, антропологии и другим. Многообразие знаний позволяет любому из нас выбрать понравившуюся область познания. Одной из таких областей является самопознание. 

За многовековую историю отдельные устремления людей в познании самих себя оформились в самостоятельную категорию знаний, являющихся основой для любого иного развития. Познавая собственную природу, мы открываем для себя новые грани своего существа и в этот момент приоткрываем завесу некоторых тайн своей личности.

Каждый раз, когда проницательному человеку удается прикоснуться к непознанным граням своей личности, он невольно заставляет расширяться эту сакральную вселенную. Все начинается с малого: новых чувств, качеств, эмоций, состояний, которые обращают нас к внутреннему диалогу с самим собой. Появляются самые разные вопросы, на которые мы хотим получить ответы, а в итоге встаем на дорогу познания.

Самопознание – это эволюция нашей собственной природы. Познание себя приводит к мудрости, которая творит чудеса. Наиболее полное знание собственной природы позволяет совершать поступки, которые не всегда объяснимы. Оно пробуждает новые способности и открывает простую истину о том, что все зависит только от нас. Самопознание учит быть контактными со всем, что нас окружает. Оно же помогает взаимодействовать с другими людьми и жить полной жизнью. Так создается порядок – пространство гармонии, единства и взаимосвязи. 

Самопознание основывается на принципе, схожем с изучением других наук. Когда мы изучаем свой внутренний мир, представленный в виде многих качеств, характера, свойств личности, индивидуальных особенностей, то без особых усилий обретаем способность управлять им: находить недостающие элементы, взращивать новые, развивать имеющиеся, освобождаться от неэффективных. Это позволяет непосредственно влиять на собственную жизнь и события в ней, равно как и на ситуации, которым только предстоит свершиться.

Рассмотрим это на примере. Допустим, вы стремитесь к качественным отношениям с близким человеком, которые, на ваш взгляд, не совсем складываются. Объяснять это можно по-разному. Но посмотрите на это так: каких качеств, необходимых для этого, вам не хватает, сделайте выводы, научитесь развивать в себе эти качества, растить их, узнайте, как правильно их проявлять, какими должны быть ваше поведение, поступки, речь и многое другое. Когда вы овладеете собой, познаете, на что способны, вы изменитесь, а вместе с вами начнет изменяться и ваша жизнь, она приобретет новое качество – и все это за счет вашей способности работать над собой. Этот принцип работает в отношениях, работает в других случаях, вообще, как ни странно, – он всегда работает.   

Самопознание требует от нас убежденности и обоснованной необходимости поиска ответов, а также воспитания некоторых превосходных качеств. И все же самопознание – это труд, особый вид деятельности, и как вид деятельности оно имеет общие черты и с другими областями жизни – обучением, игрой, общением и т. д. Поэтому в самопознании можно выделить элементы, характерные для всех видов деятельности, – потребность, мотив, цель, средства, результат.

Познавательная потребность является одной из важнейших в структуре наших потребностей и выражается в любопытстве, стремлении к пониманию, духовных исканиях, стремлении к заполнению пустоты и т. д. Стремление к неизвестному и попытки объяснить непонятное – необходимый элемент жизни и эволюции личности.

Эволюция личности – это совокупность изменений, происходящих с нами на протяжении всей жизни. К ним относятся внешние и внутренние перемены. Внешние включают в себя физические характеристики, облик, поведение. Внутренние изменения затрагивают характер, образ мышления, эмоциональное, интеллектуальное и духовное содержание.

Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о своем характере, его качествах, причинах своего поведения, хотим разобраться в личных убеждениях… Мы делаем это для того, чтобы понять, как наиболее эффективно можно проявлять их и использовать. В то же время мотивы могут быть и чувственными: мы часто получаем удовольствие от самого процесса познания, от решения запутанных ситуаций и интеллектуальных задач или открытия чего-то нового.

Цель познания заключается в получении достоверных знаний об исследуемых качествах, способностях, талантах, поведении и о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на понимание конечной реальности бытия – истины. А истина в классическом понимании есть соответствие знаний о действительности самой действительности.

К числу средств познания можно отнести наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и другие. Действия в процессе познания также многообразны: осознание проблемы, выбор перемен, постановка вопросов, выдвижение цели, выбор методов, изучение процессов, разработка плана по реализации цели, практика.

Результатом познания являются знания о самом себе: о своих внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, развитии и т. п. Следует отметить, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Например, представления о качествах характера, поведении можно получать в процессе труда, игры, просмотра фильмов или чтения книг. Можно сказать, что познание изначально включено во все другие формы нашей деятельности. Однако осознанный подход к нему способствует нашему преображению.

Симбиоз знаний, опыта и мудрости, полученных в результате самопознания, помогает нам стать личностью и раскрыть свою индивидуальность. Раскрывая внутренние резервы, обретая новые качества и способности, мы индивидуализируем себя в этом огромном мире. Своими стараниями мы формируем собственный стиль и образ жизни. Люди могут резонировать с другими себе подобными особями, но одинаковых все равно нет. Каждый человек по-своему уникален. Каждый – поистине удивительное творение: воплощение единства духа и материи, наследник смысла и величия вселенной. Правда, нам только предстоит разобраться с вопросом, кто же такой человек?

Одни люди имеют изначальную предрасположенность к самопознанию и раскрытию внутренних резервов, другие настолько невосприимчивы и неспособны к самостоятельному развитию, что даже наличие наставника в непосредственной близости может не помочь им. 

Знаний, касающихся нашей природы, много. Нужно научиться разбираться в них. Поэтому, чтобы не запутаться и не заблудиться, необходимо сформулировать цель. Тогда и только тогда мы сможем выбрать для себя наиболее верный путь, найти наставников и проводников, наиболее близких нашей собственной природе, использовать те практики и знания, которые нам действительно пригодятся.

Самопознание, равно как и развитие, – это постоянный поиск новой информации, присутствие на различных тематических мероприятиях, а также огромная коллекция прочитанных книг или изученных практик. Это процесс, требующий особого внимания и особого подхода, в его основе должна применяться целостная система.

Выбирайте такие методы и практики, которые способны вывести вас на новые уровни материальной, духовной, личностной и физической свободы. Выбирайте таких учителей, которые готовы оставить за вами право первого шага.

В самопознании каждый находит что-то свое. Для всех оно раскрывается по-разному. Одни хотят разобраться в себе. Другие – обрести источник сил и вдохновения. Третьи ищут возможности достижения заветных целей или собственной реализации... В самопознании каждый получает то, ради чего он приходит к нему, и то, к чему стремится его душа.

Будьте внимательны, познавая личную природу. Даже самые благие намерения сила привычки может свести к минимальному результату. Изучая себя, не стремитесь сделать это быстро, не стремитесь прийти к преждевременным выводам, соотнести или сравнить новые знания с тем, что было получено ранее. Есть такая мудрость: «Ученик должен вновь вернуться в младенческое состояние, до того, как первый звук коснулся его ушей». Именно с таким пониманием следует подойти к познанию себя. А вывод, он, как и всегда, – должен быть сделан в конце.

Изучая любой материал, мы перенимаем заложенные в нем образы и знания. Чтобы избежать путаницы, научитесь разбираться в достоверности источников знаний. Смотрите на содержание и практическую пользу информации. Человеку свойственно верить в то, чего он не знает. Ведь если бы знал – уже не верил. Знания тем и отличаются от веры, что они проверены опытом и существуют фактически. И когда наши действия исходят от знания, они обеспечивают желаемый результат. Все остальное следует называть экспериментом. Экспериментируя со своими способностями, некоторые попадают в зависимость от них. Проходят годы, крепнет вера, но жизнь не меняется. Вера, не выраженная в благоустройстве жизни, является иллюзией. Верить можно в людей, этим мы придаем им силы. Вдохновленные нашей верой, они действуют, и мир становится лучше. Но когда мы верим в иллюзии, то растрачиваем свои силы в пустоту.

Наберитесь мудрости пройти этот путь полностью. Он никогда не был легким и никогда не был таким доступным, как сейчас. Используйте эту возможность и получайте то, ради чего пришли к познанию.    

Самопознание – это процесс постоянного участия. И, как показывает время, даже если вы сто раз прочли мудрую книгу, в сто первый она может вас удивить. Практиковаться необходимо часто и возвращаться к теории постоянно. Знания раскрываются по мере их изучения.

Со всем объемом информации, возможно, вы сразу и не справитесь, но будьте предельно внимательными, изучая себя. Будьте мудры, научитесь смотреть на материал, не касаясь его, вглядывайтесь в его суть. Не верьте всему, что сказано, до тех пор, пока ваш собственный опыт не подтвердит это. Научитесь искусству малых шагов, чтобы обрести всю полноту и емкость любого знания. В Японии такой подход называется «кайдзен». Буквально это слово переводится как «непрерывное улучшение». Настоящий продолжительный успех достигается с помощью маленьких последовательных шагов. Получается, что медленные и постоянные действия – лучший способ в достижении цели. Научившись этому, вы приблизитесь к пониманию реальности. Другими словами:  «Тише едешь – дальше будешь». 

А до этого времени мы каждый день с разных сторон будем по-новому открывать себя, видеть больше и глубже, обретать совершенство в способности видеть природу действительности.

Познание себя – это одна часть глобального процесса духовной эволюции. Практика творения – другая. Каждая из них полностью самостоятельна, и одновременно они взаимосвязаны. Творение – это не творчество, а бесконечная способность воплощать задуманное. Практика творения только внешне имеет черты, схожие с творчеством.

Творец есть неделимое пространство, мир всесовершенства и полноты. Он в каждом из людей. Жизнь человека воплощает его рост. Сначала мы познаем мир, а после участвуем в его творении. Творение представляет собой цельную систему эволюции жизни, насыщенную различными красками знаний и практик. Несмотря на то что процесс самосовершенствования по своей природе бесконечный, он имеет основную цель – помочь нам. Когда начинается самопознание, переживаются многие чувства, открываются многие знания, а результат не всегда известен...


Рецензии