107. Оттепель. Записки метрдотеля

асть Оттепель

Ресторан начал работать в соответствии своему статусу - ресторана вне разрядной категории. Веру Алексеевну обязали обучать учеников - официантов. В свободное от работы время.
Занятия проходили в кулинарном техникуме. Она преподавала культуру обслуживания: этику, эстетику подачи блюд. В ученики набирали молодых ребят. Работали красиво, аккуратно. Каждую неделю в ресторане организовывали национальные кухни. Вечером приглашали артистов.
Зал преобразился: ковровые дорожки, хрусталь на столе. Организовывали конкурс официантов. Повара старались удивить изысканными блюдами.
После лихих девяностых – наступила оттепель.

В нижнем зале решили сделать варьете, но с треском провалили! Одна подвыпившая женщина решила показать класс – влезть на шест. Так и свалилась вместе с ним, вереща на весь зал!
Свадьбы, юбилеи – теперь зал не пустовал. Режим «стограммовый» был снят. Но надо было следить за нерадивыми гостями, чтобы не выползали из ресторана. Но и так бывало. Приезжали артисты, останавливаясь в гостинице, которая соединялась коридором с залами ресторана. Утром питались в нижнем зале, а вечером их принимал верхний зал. Немного был неудобный режим для персонала. Официанты дежурили по очереди вечерами и, конечно, метрдотель.
- Вера Алексеевна, вас спрашивает женщина, сидящая в баре. Подойдите к ней.

Внизу за столиком сидела…Ольга Воронец, которая мило улыбалась мэтру. Перед ней стояла кофейная чашечка.
- Ольга Борисовна, почему вы не проходите в зал? У нас можно поужинать, отдохнуть,- обратилась к ней Вера Алексеевна.
- У вас есть обслуживание в номере? Мне неловко привлекать к себе взгляды людей. Устаю я от толпы поклонников. Хочется мне в тишине посидеть. А у вас так шумно, музыка громко играет, запах табака, который я не переношу.
Вера Алексеевна, присев за столик к Ольге Борисовне, объяснила, что, когда строили гостиницу, не учли такую услугу. Только буфет, который поставили на втором этаже.
- Так я была в этом самом буфете. Эти салаты, пирожки, кофе - боюсь и брать их. У меня несколько концертов в вашем городе, поймите меня правильно.

Вера Алексеевна всё понимала, но что она могла сделать?
- Ольга Борисовна, а что вы хотели бы заказать? Я пошлю к вам своего официанта, но только чтобы не задерживался: у него свои столики, которые ему надо обслуживать. Согласны?
Так и договорились. Сделали заказ на рыбу, овощи. Тепло попрощались.
На следующий день Вере Алексеевне в кабинет позвонила Ольга Воронец:
- Вера Алексеевна, голубушка, а не могли бы вы подняться ко мне? У вас есть перерыв? Я надолго вас не задержу, - приятным голосом вещала она в трубку.
В перерыв, вопреки правилам, Вера Алексеевна поднялась на этаж, провожаемая взглядами горничных. Постучала в дверь, услышав: войдите! Открыла дверь.

Ольга сидела в кресле. Лицо её было вымазано чем-то чёрным и только глаза блестели! Напротив неё сидел мужчина. Представился журналистом.
- Верочка, присаживайтесь! Я хочу угостить вас чудесным кофеем. Привезла с гастролей. Я сейчас сниму маску и присоединюсь к вам, вы пока побеседуйте. Вот я говорила о вас - такой приятной женщине, которая управляет залом.
Вера Алексеевна смутилась. Мужчина по-хозяйски разливал кофе в чашки. На столе стояла бутылка коньяка и фрукты в вазе.
- Вы меня извините, - обратилась Вера Алексеевне к журналисту, но я не пью вообще, а на работе тем более.
- Ай да мэтр!- воскликнула Ольга Борисовна, входя в комнату, вот вы и пишите о ней, а то всё обо мне, да обо мне…читайте в журналах и газетах! Вот где живут и трудятся работники пищеблока! Спасла меня от голода! - шутила артистка.

За неделю, которую пробыла в городе Ольга Борисовна, подружились женщины. Светлый, добрый человек – Ольга Борисовна. Позже перезванивались с ней по телефону. Передавала приветы Вере, через артистов, которые гастролировали в городе.
В один из выходных дней, когда от посетителей не было, в прямом смысле, отбоя, к метрдотелю подошли четверо солидных мужчин из гостиницы с просьбой их покормить. Представились священнослужителями, приехавшими в город на конференцию в Свято-Тихвинский Богословский институт. Одетые были в гражданскую одежду, они были не похожими на священников.
Вера Алексеевна даже растерялась. Мест не было в зале. В верхнем зале проходил банкет. Веселился народ. Посадив гостей за свой служебный стол, подозвала официанта, чтобы обслужил гостей.

- Вера Алексеевна! Опять мне даёте лишний стол, - выставил претензию официант, «на высшем уровне, без чаевых»?
Но ребята есть ребята. Услужливые, да и работа того требовала… Быстро засервировал стол, принёс закуски.
Но тут грянула музыка! Мужчины даже вздрогнули от неожиданности.
Наши женщины-красотки стали выделывать такие «па» и всё это перед носами священнослужителей! Так и крутили попами перед ними!
         Все четверо встали из-за стола. Проходя мимо Веры Алексеевны, проговорили:
- Единственный светлый лучик в этом тёмном царстве – это вы!
- Коленька, дружочек! Беги за ними! Узнай, в каком номере они остановились. Отнеси всё им на подносе, нельзя оставлять голодными людей! - взволнованно говорила Вера своему «любимчику» - Коле Честнейшему. Ворчал, но побежал. Без чаевых… а музыка гремела!
В город приехала Эдита Пьеха. В ресторан почти не заходила. Привезла с собой помощницу: костюмерша, консьержка – в одном лице. Любопытные официантки обсуждали её наряды, макияж.
- Уж больно штукатурки на ней много, шептались между собой «прислуги народа». Пришлось им внушить, что Эдиту должны видеть хорошо из зала, а вы «обезьянки», мажетесь так, что от вас шарахаются люди, когда им подаёте закуски!
Эдита питалась в номере. Занималась сыроедением. К поварам подходила её помощница и заказывала свежие овощи. Даже рыбу специально для неё ловили. Пила исключительно красное сухое вино. Интересно то, что в наше время пишут диета «от Пьехи», где присутствует мясо и прочее.

Александр Михайлов, находясь в городе с артистами, не смог добраться до ресторана. Так приветливо его поддерживал народ…Северной водочкой с морошкой. Созерцали его через дверь гостиницы.
Ресторан приобретал популярность среди молодёжи.
В сегодняшнее время ресторан не существует. Теперь в этом помещении расположился торговый комплекс. И только шикарная лестница, и колонны напоминают о великолепии «Юбилейного» ресторана.
Открыли маленькие барчики, блин –Хаусы, бары-караоке. Театр Виктора Панова работает. Попасть в него трудно, такая у него популярность. Встречается иногда Вера Сергеевна с Виктором, вспоминая прошлые годы с сожалением.
А годы летят, наши годы…


Рецензии