Кто правит бал в Синоде?

      ЭКУМЕНИЗМ – ДЕТИЩЕ ВРАГОВ  РОССИИ И БЕЛОРУССИИ
(Справка. Экуменизм -движение за объединение всех христианских церквей)
 Други статьи автора на сайте   proza.ru Иван Мартынов

В Европе активизировал свою деятельность миллиардер, ярый русофоб Джорж Сорос, финансовый спонсор сторонников экуменизма, советник Ельцина в 1992-1993 годах, куратор деятельности Чубайса и Гайдара. Следует ожидать вскоре появление его агентов, а возможно и самого, в России, как это уже было в июне 2000 года. В тот приезд он наведал, вернее антихрист осквернил, святыню Православия – Троице-Сергиеву Лавру. Там его встречали по разряду встречи высоко государственного деятеля. Обратимся к статье Константина Ветрова «Архиепископ чествует масонов?» (Русский Вестник, № 23-24, 2000г.)

В активе этой темной личности — приватизация за бесценок госсобственности руками Чубайса и Гайдара. Данным могильщиком государства спровоцирован и «черный вторник» 11 октября 1994 года, перед которым он предварительно скупил акции российских предприятий. А потом их продал, наварив 400 миллионов долларов. Создание пирамиды ГКО — тоже заслуга заморского проходимца.

Он верно служит идее, суть которой — сломать становой хребет России как экономически, так и духовно, формируя у населения разрушительное мировоззрение. Современный писатель Олег Платонов в книге «Тайная история масонства» называет Сороса «масоном, агентом израильской спецслужбы «Моссад». «Фонд Сороса» проводит откровенно антирусскую политику, направленную на изменение сознания людей в масонском прозападном духе. Институт Сороса «Открытое общество» помимо прочего готовит свои кадры в области культуры, образования и искусства. Немало потрудился этот агент в создании РАПС (Российское агентство планирования семьи), которое активно растлевает молодёжь в учебных заведениях, обучая школьников пользованию презервативами, онанизму как «средству для снятия стресса», а также приемам «безопасного секса», повсеместно насаждая аборты.

Вот такая весьма солидная организация осчастливила своим визитом МДАиС в лице ее вождя и еще одной истеричной дамы из «Открытого общества», которая с акцентом клялась, будто она православная христианка. Так как же наши иерархи вляпались в такое сотрудничество?

Не за подобные ли разоблачения против Олега Платонова и других известных
общественных деятелей русской национальности за выражение ими своих православных
религиозных убеждений возбуждены уголовные дела по статье экстремизм - совершение
действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение
достоинства группы лиц по признакам национальности, отношения к религии,
совершенные публично?

Что же вещал масон Сорос будущим священникам? «Я, знаете, недавно обнаружил такую закономерность. Если объединить две такие религии, как ислам и ваше это православие, то на земле исчезнут войны и наступит эпоха благоденствия.»

Константин Ветров называют фамилии профессоров, которые в своих лекциях проповедуют экуменизм. «В результате дипломники не получают ни достойного религиозного образования, ни навыков духовной жизни — самой основы священства. И не потому ли из 90 ежегодных выпускников всего 5-6 человек принимают священный сан. А другие рассеиваются без всякой пользы для церкви: кто — в коммерцию, кто — в торговлю… С выпускниками академии и того хуже. Получается, что МДАиС в последние годы работает на холостых оборотах.»

На деньги Сороса были подготовлены и изданы для России учебники по истории – духовный Троянский конь. Это известно. Но мало известно, что в Белоруссии авторами школьных учебников по математике и другим предметам такого же качества были стипендиаты фонда Сороса, который возглавляли академики. Кто только не критиковал данные учебники, но высокие покровители на народные деньги продолжали штамповать эти учебники. И только когда прежний высокий уровень математическое образование в Белоруссии разрушили до основания, когда сынок самого Президента стал стонать от таких учебников, председатель ВАК стал сетовать на низкий математическим аппарат в диссертациях по техническим дисциплинам, последовала вялая реакция. Но не было проведено расследование крышевания таких учебников. Я в многократных своих письмах в Администрацию Президента Беларуси называл конкретную фамилию – бывший министр образования В.И.Стражев. Реакции не последовало.

Было время, когда стипендиаты Сороса в Белоруссии гордились этим званием, как будто стали Нобелевскими лауреатами. Подписывая свои статьи, они на первое место ставили звание стипендиата. (Чтобы изучить внутренний механизм назначения стипендии, поучаствовал и я в конкурсе, предоставив материалы, которые прошли экспериментальную проверку в экспериментальных школах Академии педнаук СССР. Их уровень оказался недостаточным для назначения стипендии. (См. сайт http://www.proza.ru/2016/03/13/621). Глава республики со временем запретил деятельность Сороса, но посеянные им семена дали богатые всходы, которые колосятся до сих пор.

В России положение с учебниками обстоит не лучшим образом, хотя там сейчас очень квалифицированный министр образования. А где же прежние? Контролируют работу министерства образования. Как говорил Александр Твардовский:

                И в отставку не хотят.
                Тех, как водится, в цензуру -
                На повышенный оклад.

Но как-то вне поля зрения СМИ оказалась подрывная деятельность Сороса против Православной Церкви, которая после развала Советского Союза по заявлению ещё одного ярого русофоба - Збигнева Бжезинского - является главным врагом Америки.

Известный церковный историк и журналист Н.Селищев пишет, что миллиардер Сорос содержит чуть ли не всех экуменистов России. И не только в России, но и, наверное, в Белоруссии. В Синоде Московского Патриархата мощное крыло сторонников экуменизма, и оно продуктивно нейтрализует противников экуменизма.

Приведём некоторые красноречивые примеры. Для этого обратимся к книге Н.Селищева «Архиепископ Максим (Кроха) Могилёвский и Мстиславский. Жизнеописание», изданной 2008 году. Владыка Максим был высокообразованным богословом, твёрдо защищал на протяжении всей жизни Православие от папской агрессии и экуменистов Синода. Когда он был ещё семинаристом, митрополит Гор Ливанских Илия благословил его и подарил одну из своих Панагий, сказав пророчески по-русски: «Храни её, она тебе пригодится!»

   Владыка Максим пользовался большим авторитетом у Патриарха Пимена, но и он не мог защитить свой клир. Казалось бы, Церковь была отделена от государства, и никто не должен был вмешиваться в её внутренние дела. Но существовал при Совете Министров СССР Совет по делам религий, председатели которого грубо вмешивались в кадровые вопросы Православной церкви, настаивали на назначении епископами в епархиях определённых лиц, которые были желанными гостями Папы Римского. В противном случае, могли закрыть не только конкретную церковь, но и епархию. Патриархам приходилось лавировать. Например, нынешний Украинский раскольник Филарет (в миру Денисенко) вёл аморальный монашеский образ жизни, постоянно нарушал церковные каноны, но продвигался по службе, был даже ректором Московской духовной академии и семинарии, претендовал на патриарший престол в июне 1990 года. Он надеялся, что им станет, имея связи с КГБ. Пусть он и получил только 20% голосов выборщиков, но и этого количества его приверженцев достаточно, чтобы раскалывать единство Церкви. Он был награждён в советское время орденами Дружбы народов и Трудового Красного Знамени. В феврале 1997 года отлучён от Церкви и предан анафеме. В настоящее время просится вернуться в лоно Церкви. Очевидно для распространения раскольнической деятельности и в других Экзархатах? Какого мировоззрения кадры для Церкви готовил Филарет, будучи ректором?

Хрущёв вообще пообещал показать народу последнего попа. При нём было закрыто
больше церквей, чем в сталинские времена. Семья Хрущёва стала желанным гостем Папы Римского. Зять Хрущёва Аджубей передал желание Папы встретиться с Хрущевым. Такая встреча в большой секретности готовилась. Его дочь Рада призналась: «Когда пришло сообщение о кончине Папы Римского Иоанна XXIII, для меня это был удар: ушёл из жизни человек, отныне мне близкий, ставший частью моего собственного я.» (Н.Селищев, «Архиепископ Максим (Кроха) Могилёвский и Мстиславский. Жизнеописание», 2008 г., с. - 129). Бывший троцкист Хрущёв продолжал и хотел расширить масштабы дела своего учителя по удушению именно Православной Церкви не только в Советском Союзе. Не было спонтанным, как это считается, присвоение в мае месяце 1964 года им единолично звания Героя президенту Объединённой Арабской республики (в неё входили Египет и Сирия, предполагалось присоединение  Ливана) Насеру. Тот пригрел многих немецких фашистов в своей службе безопасности, в том числе ярого фашиста-диверсанта Скарцени, который позднее перебрался в Аргентину консультировать президента Хуана Перрона.  С его помощью он надеялся задушить Православие в странах Ближнего Востока, а затем и в Африке.  Давно уже нет Советского Союза, но желание Хрущёва - экуменизировать Московский Патриархат, разложить его изнутри, цветёт и процветает не только на Украине.

В Госархиве РФ многие фонды бывшего Совета по делам Русской Православной Церкви засекречены, но и к открытым доступ затруднён. Аналогичное положение с фондами в
Синоде и в Экзархатах.

Многие бандеровцы были амнистированы и некоторые из них внедрены в ряды священников. Так Василий Романюк в сентябре 1944 года был приговорён Военным
трибуналом к 20 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях. Срок
снизили до 10 лет. В 1946 году в лагере осуждён за «антисоветскую агитацию и пропаганду».

После выхода на свободу женился. В 1959 году окончил Высшие богословские курсы в
Ивано-Франковске. Учился в Московской духовной семинарии. С 1964 года до 1972 года — священник в приходах Ивано-Франковской и Коломыйской епархии Русской Православной Церкви.

В январе 1972 года арестован и осуждён за антисоветскую агитацию и пропаганду на 7 лет лагерей особо строгого режима и 3 года ссылки; признан особо опасным
рецидивистом. В июле 1976 года   отказался от советского гражданства и выехал за границу.

В 1991 году вернулся в «свободную Украину» и разом с Филаретом(Денисенко) с отколовшейся частью священников устроили бандитский вертеп. И хоронили его в 1995 году в мафиозном духе.
Сторонники экуменизма, возможно и по заданию официальных лиц, развернули травлю
сторонников чистоты рядов священнослужителей и самого Православия. Не останавливались и перед убийством. Одной из их жертв стал Владыка Максим (Кроха). После окончания Ленинградской Духовной семинарии на всех постах он разворачивал бурную работу, преодолевая чинимые препятствия, по восстановлению ранее закрытых церквей и строительству новых. Противники Максима добились назначения его епископом Аргентинским и Южно-Американским – логово фашистов, где в открытую действовали сбежавшие от правосудия высокопоставленные фашисты. Среди них садист врач Менгле и по достоверным сведениям скрывался даже сам Гитлер. В Аргентине в то время президентом был фашист Перрон. Но и там надежды экуменистов – склонить Владыку Максима разными способами на свою сторону - не оправдались. В стране яростных католиков он развернул бурную деятельность по строительству новых церквей, по подготовке кадров священнослужителей, по расширению паствы Православной Церкви. Тогда был применён известный способ фашистов – недоброжелатели решили избавиться от несговорчивого архиерея, подстроив автомобильную аварию. Владыка ехал в своей машине, которой управлял шофер Педро. Панагия - дар митрополита Илии - находилась, как обычно, на груди Владыки. "Чудом остались живы. Автомобиль смят полностью, панагию зацепило и это меня охранило от ранения в живот", - записал Владыка в своем дневнике. Господь спас своего избранника от неминуемой смерти. Это было 22.10. 1972 года. Владыка всегда в этот день своего второго рождения служил Литургию и благодарственный молебен Спасителю. Панагия, спасшая ему жизнь в 1972 г., была помещена Владыкой в киот иконы Божией Матери в Свято-Никольском соборе монастыря. После его праведной кончины панагия уже много лет находится в Белорусском Экзархате. Православные могилевчане и монашествующие молятся, чтобы эта дорогая для них реликвия вернулась в Свято-Никольский монастырь, заняла свое прежнее место в иконе Божией Матери и стала доступной для поклонения.

          Селищев полагает, что покушение могло быть подстроено как кругами Ватикана, так и масоно-фашистскими военными, вероятен и немецкий (нацистский след) (там же, с. -359).

После этого события Владыку отозвали в Москву и в возрасте 44 лет (очевидно, впервые в таком возрасте в истории Православной Церкви) отправили на покой в Жировицкий монастырь.

Согласно церковному уставу архиерей может быть отправлен за штат по личному
прошению или по церковному суду, или по неспособности управлять епархией по старости или болезни.

В Аргентине существовала и другая, параллельная как бы «русская епархия», но не
Московского Патриархата, а Русской Православной Церкви за границей, у которой
паствы было больше. Но с приездом Владыки Максима они начали переходить в лоно Московского Патриархата. Тогда параллельную епархию с марта 1972 года возглавил матёрый прислужник фашистов архиепископ Афанасий (Мартос). Владыка Максим пробыл в Аргентине один год, но плоды его деятельности дали хорошие всходы.  По-прежнему Православная Церковь во многих странах Южной Америки преследуется не потому, что она Православная, а потому, что она русская и Московского Патриархата.

В ночь на 23 октября (число и месяц покушения на епископа Максима, считать случайностью совпадение дат не приходится)  1974 года был злодейски убит в архиерейском доме архиепископ Омский и Тюменский Мефодий (Мензак). Характер убийства и вялое его расследование с грубейшими нарушениями свидетельствует о заинтересованности местных властей. Официально было объявлено, что архиепископ скончался. О зверском убийстве не сообщалось. Н.Селищев считает, что Владыка Мефодий был убит изуверами-бандеровцами. Особенно эта версия распространялась среди местного населения, что к смертной казни он был приговорён за помощь партизанам, когда в годы войны служил в Черновицкой области иеродиаконом. (там же, с. 136-141).

В Интернете имеется информация, что и в скандале с новоуренгойскими гимназистами просматривается бандеровский след. Серия серьёзных преступных происшествий в школах Сибири взбудоражило общественность, но нет серьёзного аналитического анализа причин, почва для которых создавалась давно – началась с момента попыток создания самостоятельной майдановской Уральской республики, инициатором которой был креатура Ельцина, немец по национальности.  «Уральский Махно» даже заимел собственную валюту, что заставило на время протрезветь и Ельцину. Давно Ельцина нет, но пока будут существовать многочисленные «Ельцин-Центры» - будем культивировать у молодёжи не патриотизм к Родине, а к предательству.

После убийства Владыки Мефодия многие архиереи отказались возглавить Омскую и
Тюменскую кафедру. В Синоде вспомнили об опальном епископе Максиме, который согласился занять вдовствующую кафедру. По прибытии в Омск 2 января 1975 года он ежедневно в течение года получал анонимные письма с угрозой, что с ним расправятся, как и с его предшественником. Почему бездействовали местные правоохранительные органы?

Многие трагические и другие скандальные события в Сибири и на Дальнем Востоке следует рассматривать не изолировано, а с единых позиций. Мною были направлены неоднократно в разные органы России  аналитические записки, в том числе в Администрацию Президента и Министерство образования,некоторые из них были опубликованы, с предложениями оздоровления духовно-нравственного климата в обществе, в системе образования, но в лучшем случае получал отписки.   

Владыка Максим пробыл в Сибири до августа 1986 года и за время своей пастырской службы, преодолевая чинимые препятствия, начал строит новые храмы, также все прежние храмы были приведены в порядок. Как он сам говорил: «Мне выпала доля чинить худые крыши храмов Божних.» (там же, с.- 37)

В июле 1989 года Владыка Максим был направлен в Белоруссию, где он с прежним
усердием приступил к восстановлению Могилёвской епархии. Деятельность Владыки Максима была не понутру многим. «Не секрет, что экуменическое крыло Белорусского Экзархата ждёт не дождётся оранжевой революции в Белоруссии. Готовит почву для «Прогрессивных» (в американо-немецком смысле) перемен. Готовит почву для «часа икс». (там же, с. -361). В своей пасторской деятельности Владыко Максим следовал завещанию Патриарха Пимена: «Берегите чистоту Православной Церкви.» Он смело спорил с Экзархом Филаретом за покровительство экуменистам, которым открыт зелёный свет. Владыка Максим вёл дневники, в который записывал свои размышления, давал оценки событиям, конкретным священнослужителям. Дневники периода нахождения его в Аргентине и Могилеве находятся в Экзархате и их отказались показать Н.Селищеву при написании цитированной монографии.

«19 декабря 1993 года в Бресте было совершено еще одно покушение на жизнь
архиепископа Максима путем отравления. Владыка три месяца болел, жаловался на головную боль, первое время не мог ни есть, ни пить, ни говорить, так как были поражены голосовые связки, а главное, не мог служить. В газете "Ратушь" вскоре после отравления появилась статья: "Святое место будет скоро пусто" (приводится по жизнеописанию архиепископа Максима, готовившемуся к изданию игуменией Евгенией)». (Русский Вестник, 12.03.2012).

Если бы подобное происшествие случилось с представителем иных конфессий, об этом
трубили бы на каждом перекрёстке, подключились бы и международные силы.

 «В рамках Недели молитвы за единство христиан в костелах Беларуси 20 января 2018 года начались совместные экуменические молитвы и богослужения представителей разных христианских конфессий Беларуси. Первыми они прошли в храмах Минска и Гродно.»

Не приходится удивляться, что в создавшейся обстановке оказались безуспешными все мои попытки в течение последних более десяти лет начать работу по подготовке к празднованию 300-летия дня рождения Святителя Георгия Конисского, которое наступило 20 ноября 2017 года. Его представил к канонизации Владыка Максим, собрав необходимые материалы, и архиепископ Георгий 5-го августа 1993 года был причислен к Собору Белорусских святых. И только спустя 24 года 30 ноября 2017 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви было принято решение об общецерковном прославлении святителя Георгия.

К предстоящему юбилею мною была подготовлена статья «Могилёвская земля – Куликово Поле Святителя Георгия Конисского», которая была опубликована в 2008 году в «Русском Вестнике», журнале «Наш современник», размещена рядом епархий на своих сайтах и в Интернете (сайт http://www.proza.ru/2016/03/09/699). На всевозможных конференциях, чтениях я стремился привлечь внимание общественности и священнослужителей к предстоящему юбилею. Чем же прославился Георгий Конисский, что он единственный из белорусских деятелей, барельеф которого батюшкой-царём был размещен на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде? Какими делами он прославился в Белоруссии и почему празднование юбилея прошло только в масштабах Могилёвской епархии?

Георгий Конисский является объединительной исторической личностью восточных славян. Он родился в Украине, получил блестящее образование в престижной в то время в Киево-Могилянской академии. В последствии стал её ректором, получил европейскую известность своими новаторскими научными трудами, блестящий проповедник, богослов, философ (в вузовских   учебниках философии не упоминается), поэт, юрист. Во всех сферах своей многогранной деятельности он был новатором. Его выступления с проповедями на одну и ту же тему перед различной аудиторией различались друг от друга. Для каждой категории населения они излагались доступным образным языком. Для нынешних идеологов проповеди Конисского должны бы стать настольной книгой.
Конисский всегда говорил теми словами, которые понятны данной аудитории, и его
слушатели не чувствовали себя безграмотными. Его речи были художественно выразительны. В них тщательно подобраны образные сравнения, гиперболы, метафоры.

 Новаторство Конисского в красноречии проявилось и в том, что он на первое место
поставил слушателя, а не выступающего. Обычно в качестве эталонных образцов
приводят выступления античных ораторов, но главное достоинство в их выступлениях
- показать себя, резвость своего ума, ошеломить слушателей. Все эти внешние эффекты отсутствуют в речах Конисского, в них только очень высок эмоциональный регистр, который положительно «заряжал» слушателей.

Он хорошо знал и переживал за тяжёлое положение белорусов и украинцев,
проживавших на территории Польши (ныне территория Белоруссии, которая захвачена была Польшей), сохранилась только одна Православная епархия – Могилёвская, которая входила в состав Русской Православной Церкви. Сторонников родной веры униаты и иезуиты преследовали и уничтожали еще более изуверскими способами, чем сейчас в Украине. У православных захватывали их церкви и монастыри, а самих сжигали живьём, варили в котлах, жгли на медленном огне, сажали на спицы, травили собаками. Но никакие репрессии не смогли сломить белорусов, их преданность Православию. Тогда отцы-иезуиты пошли на хитрость.

В 1596 году в Бресте была подписана с Римом уния, которую приняли большинство православных иерархов Западной Руси. Униатство приняла, так называемая, белорусская элита, изменив своему народу, оставив простых людей без духовной поддержки. Одними из первых отказались от православия Радзивиллы, которых, если верить нашим СМИ, представляют теперь радетелями белорусского народа. Радзивиллы не просто отказались от православия, а стали активными «борцами» против Православия. С этого же момента стала униатской и Полоцкая епархия, к которой относились могилевские церкви и монастыри.

Но в эти скорбные для православной Беларуси времена наиболее стойкими оказались жители Могилева и его окрестностей. Как только полоцкий архиепископ на Брестском соборе принял униатство, могилевчане немедленно отмежевались от кафедрального Полоцка, отвергли все попытки униатского епископа сломить сопротивление могилевчан. Даже лишение могилевчан с 1619 по 1633 годы храмов и богослужения не поколебало их волю. Они находили в себе достаточно сил и энергии, чтобы с честью держать знамя Православия.

Особенно угрожающим для православных явилось постановление польского Сейма в 1676 году, по которому православным под страхом смертной казни и конфискации имущества запрещалось выезжать за границу и приезжать в Польшу иноземным православным. Православным запрещалось предоставлять государственные должности, они фактически оказались вне всякой государственной защиты, и по существу лишались единственной духовной опоры в лице Москвы и Константинополя.

В истории государства российского трудно отыскать деятеля сравнимого с Георгием Конисским по широте и глубине взглядов, по разнообразию спектра деятельности, в каждой из которых он являлся новатором, который бы все свои силы, здоровье отдал служению простому белорусскому народу. Беларусь гордится своим суверенитетом и независимостью, забывая отметить, что у ее истоков стоял Георгий Конисский. Без его титанических усилий след белорусского народа затерялся бы в истории. Мы бы проживали на территории другого государства, насильно были бы ассимилированы, молились бы другим богам. Нынешняя судьба белорусов Белостокской области тому свидетельство. Но  исследователи русской истории, философии, русской литературы очень редко и с недомолвками касаются его имени. Белорусская же историография полагает, что он русский церковный деятель, украинский фидлсоф, а посему очень редко проявляет внимание, притом поверхностное, к описанию его жизнедеятельности, исследованию его богатейшего творческого наследия.

Человек несгибаемой воли и неукротимой энергии, высокообразованный, замечательный оратор, прекрасно знавший польскую и западноевропейскую историю, и что самое главное, польское право и судопроизводство, Конисский смело вступил на великий подвиг апостольского трудника и защитника Православия.

Восторженные могилевчане радостно встретили своего пастыря далеко от Могилева и сопровождали его в кафедральный храм. Но и униаты совместно с фанатичной шляхтой пытались оказать психологическое давление во время продвижения Конисского к храму, стремились продемонстрировать – кто в городе хозяин.
Угрозы на Конисского не действуют. Тогда униаты зовут на помощь миссионеров.
Откликнулись доминиканцы. Они при помощи вооруженной шляхты и жолнеров разбойнически отняли у православных Лосвскую Свято-Троицкую и Ульскую Свято-Преображенскую церкви, при этом всячески издевались над местными православными, пытавшихся защитить свои храмы. На ноты протеста России правительство Польши даже не соизволило ответить. 

Ознакомившись с положением дел в епархии, Конисский в первую очередь стремится решить вопрос по воспитанию духовных кадров. Многие священники не только писать по русски не умели, но и читать русские рукописи не могли. Он стремится сделать все от него зависящее, чтобы поднять интеллектуальный уровень прежде всего ”убогого” духовенства и превратить его в достаточно грамотных и опытных пастырей, способных повести за собой паству к высоким идеалам христианства. Для достижения намеченной цели добивается открытия в 1759 году семинарии, лучших выпускников которой направляет в Петербургскую духовную академию. Ощущается недостаток литературы и он открывает при епархии типографию, приглашает на помощь своих учеников Киево-Могилянской академии. Перевел и издал Катехизис Феофана Прокоповича на язык, понятный простому народу, очистив его от неудобно вразумительных слов. Издание имело такой успех, что пришлось осуществить повторное.

Такая успешная подвижническая работа Конисского еще больше встревожила воинствующую шляхту, да и безнаказанность окрылила врагов. Они напали на Конисского во время службы в храме летом 1759 года и хотели его убить. Он спасся лишь благодаря тому, что приказал тайно вывезти себя в крестьянской телеге, покрытой сверху навозом.

Конисский не дрогнул и не испугался. Тогда в 1760 году вооруженные иезуиты, обозлённые открытием семинарии, напали на архиерейский дом и семинарию. Было ранено несколько семинаристов, а сам Конисский был вынужден спасаться в подвалах своего дома.

Конисский вновь не дрогнул. Тогда его начинают клеветнически преследовать в многочисленных судебных исках, обвиняя в “разбойничестве.” Конисский блестяще защищается  и все дела, к которым предвзято относятся судьи,  заканчиваются провалом,  но это отнимает у него так драгоценное время, здоровье и средства.

7 сентября 1764 года королем Польши становится Станислав Понятовский, с
назначением которого шляхта согласилась при условии, что он ликвидирует Могилевскую православную епархию. Понятовский уже готов подписать соответствующий указ о ликвидации единственной в Польше православной епархии, уже “обмакнул ручку в чернила”. Но на его коронации,  как короля Станислава Августа, Конисский произнес такую пламенную речь в защиту прав и свобод не только православных, но и других инородцев, что Понятовский откладывает ручку и обещает рассмотреть в установленном порядке и в Сейме нарушенные прав православных, вернуть им силой отнятые храмы и монастыри.

Эта речь Конисского сразу была переведена на многие языки как образец ораторского искусства, а не только  как защита веротерпимости, что пытаются утверждать некоторые современные интепретаторы той речи. Тронутый речью Конисского, король спросил его: “Много ли  таких, как вы, умных людей в России?” – “Я – самый последний”, - отвечал он со скромностью истинно великого человека.

Король Польши своего обещания не выполнил, да и не смог бы выполнить даже при огромном желании. Что представляла собой Польша во второй половине 18-го столетия? Законы без силы, король без власти, казна без денег, сейм без порядка, войска без дисциплины, простой народ без прав, дворянство без твердых нравственных устоев.

Очень быстро растаяли надежды Конисского, что  в польских судах можно защитить права православных. Суды дела волокитили, власти бездействовали, а русский посол Репнин был по взглядам западник и не стремился помочь Конисскому, а Синод более года задерживал жалованье, оставив Конисского и епархию без содержания.

Возвратившегося в Могилев Конисского в 1768 году снова хотят убить. Он спасся лишь благодаря своевременному предупреждению. Ночью бежал в Смоленск, в  ближайшую, расположенную на территории России епархию, и оттуда всеми доступными ему средствами защищал права православных не только Беларуси, но и Украины. К нему в Смоленск стекались все сведения о притеснении православных, а он своими посланиями “бомбордировал” Синод и Варшаву, советами помогал отстаивать в судебном порядке свои права отчаявшимся православным.

До 1772 года жизни  Конисского постоянно угрожали, поэтому о его желании возвратиться в  Могилев не было и речи. На протяжении всего времени вынужденного
изгнания  он деятельно управлял своей епархией, по-прежнему ревностно окормлял свою паству.

Добившись улучшения положения своей паствы и епархии, Конисский не забыл православных белорусов и украинцев, оставшихся на территории Польши после её раздела. Могилёвские земли вошли в состав России. Но по-прежнему в его лице православные видели своего защитника, к нему они обращались за помощью и советом, сообщают обо всех случаях беззакония и притеснения православных. Усилиями Конисского в Польше была образована самостоятельная православная епархия с кафедрой в Слуцке, которую возглавил его ученик и помощник Виктор Садковский. Как истинный учитель, он дает ему подробные указания и рекомендации как относиться ему к польскому правительству, к униатскому митрополиту, польским панам, чтобы избежать неприятных случайностей.

Подвиг могилевчан по защите Православия, которое является государствообразующей религией белорусов был оценен, и в 1778 году в Могилев было перенесено из Полоцка центральное управление Белоруссией. И только ненависть большевиков к царской семье, к истории государства российского побудило их перенести столицу Беларуси в Минск.

Оценивая свою пасторскую деятельность до возвращения белорусских земель в лоно  Российской империи, Конисский писал: «Семнадцать лет я боролся с волками.» Сорок лет он возглавлял Могилёвскую епархию. Похоронен архиепископ Георгий был в Спасском монастыре, который им был достроен и освящен. В настоящее время после военных и других потрясений его могила неизвестна. На месте разрушенного в войну монастыря построено общежитие стройтреста № 12.

Главная заслуга Конисского в том, что его усилиями Западная Русь, и в частности Беларусь, сохранила свою веру, свою народность среди бурного наплыва латино-полонизма, что позволило затем освободиться от польского гнета.

Благодарные современники высоко ценили вклад Георгия Конисского в отечественную церковную и гражданскую историю. Великий русский поэт А.С.Пушкин называл его «великим архиепископом Белоруссии, одним из самых достопамятных мужей минувшего столетия.» Он высоко оценивал его исторические и литературные труды. По его замечанию, как историк Георгий Конисский не оценен по достоинству.

Как же отреагировали в Синоде Московского Патриархата по подготовке празднования юбилея Георгия Конисского, куда я направил свои предложения с приложением своей статьи о Конисском. В начале мне ответили, что я не указал священнослужителя, к которому обращаюсь, хотя свое послание начал словами «Ваше Священство!».  Может быть, я не знаю всех тонкостей церковной жизни, но так в Московском Патриархате обращаются только к одному человеку – Патриарху.

Вновь переделываю своё обращение и оформляю его так, как этого требуют крючкотворцы-чиновники Синода. В ответ мне сообщают, что обратился не по адресу. Предлагают обратиться в Белорусский Экзархат. Направлял я свои соображения в могилевскую областную комиссию по празднованию юбилея Святителя Георгия Конисского по расширению его масштабов в рамках Патриархата. Но и здесь я не встретил понимания.

В итоге в Могилеве 8 декабря 2017 года были проведены лишь очередные 11-е областные Свято-Георгиевские общеобразовательные чтения. Но личность  Святителя Георгия Конисского – великого архиерея, несомненно, заслуживает большего. Было бы достойно в этот юбилейный год эти чтения поднять, наконец, до уровня международных или хотя-бы республиканских с международным участием. И проводить их в Минске не боясь обидеть католиков, которые нисколько не изменились за прошедшие три столетия. Изменилась лишь их тактика. После неудачных попыток удушить Православие в Белой Руси во времена Святителя Георгия Конисского силой они пытаются удушить Его в своих экуменических объятиях в наши дни. Да не будет!

Примечание. Автор на протяжении ряда лет входил в состав редакции журнала «Столп Православия» - детище Владыки Максима. Журнал по содержанию был православным, а по форме - рассчитан на не воцерковлённых читателей, с которыми следует вести разговор особым языком. На страницах журнала велась острая борьба с экуменистами и сектантами. После кончины Владыки Максима в 2002 году экуменисты беспрепятственно определяют политику Белорусского Экзархата. По их указанию и при не-исповеднической, не в духе Святителя  Георгия Конисского, позиции  издание журнала «Столп Православия» было прекращено.

 Со смертью Владыки Максима в 2002 году в Белоруссии экуменисты стали определять политику Экзархата. Они своими проволочками не позволили продолжать издание
журнала.

Иван Мартынов,
доцент, член Центрального совета Международного союза бывших малолетних узников фашизма, куратор патриотического воспитания молодёжи.


Рецензии