Дача Сталина

В местах, где решались судьбы миллионов людей и творилась история, долго потом могут происходить странные события (Сен-Жан Перст)

Событие, о котором пойдёт речь, произошло на территории, которую спустя годы после смерти её хозяина местные жители стали называть «Дачей Сталина». При живом хозяине дача значилась как «Ближняя дача», на которой он прожил с тридцатых годов вплоть до своей кончины в 1953 году. Рядом с Ближней дачей располагалась деревня Матвеевская. В шестидесятых годах прошлого века на месте деревни Матвеевская построили небольшой спальный район с тем же названием. На карте Москвы место «Дачи Сталина» расположено на берегах реки Сетунь, выше её пересечения с Киевской ж/д. Территорию дачи пересекает Старовалынская улица.

Впервые я узнал о «Даче Сталина» со слов архитектора, который после смерти Великого Вождя был причастен к вопросам использования освободившихся от особого режима участков земли. На лесистой территории для безопасного проживания вождя было построено несколько совершенно одинаковых и, достаточно благоустроенных по тем временам, дачных зданий. Конечно, даже смешно сравнивать эти постройки с дизайном финских дач начала прошлого века с современными постройками олигархов, казнокрадов и даже успешных в бизнесе предпринимателей. Было мнение разместить в домах «Дачи Сталина» детские сады. Но детей в шаговой близости от этих построек не было, жители ближайшей деревни Матвеевская с воспитанием своего потомства справлялись сами в своих усадьбах.

По этой или иной причине на таинственной территории построили прекрасную больницу для не самых главных сотрудников аппарата ЦК КПСС и их родственников, которых сменили соответствующего ранга сотрудники аппарата Президента. Часть территории выделили для роддома, рядом построили Дом для престарелых актёров кино и театра и обычную богадельню для простого народа. Другую часть территории «Дачи Сталина», на которой располагались теплицы, плодовые деревья и кустарники и просто сосновый лес через Старовалынскую улицу оградили красивым кирпичным забором, а на воротах повесили табличку с указанием, что территория принадлежит администрации Президента. Часть территории по левому берегу Сетуни остаётся всё ещё закрытой и на ней проживают вероятно VIP персоны.

В последние несколько лет на территории больницы и садовой части дачи построили два наноквартала – великолепных по архитектуре высоких домов, которые назвали по историческому месту «Дача Сталина».

Я последние двадцать лет проживаю с женой в микрорайоне Матвеевское, мы лечимся в районной поликлинике №158. По рекомендации невролога мы прошли курс лечения сосудов на капельнице в помещении нашей поликлинике. Когда мы решили повторить курс, то оказалось, что по каким-то причинам лечение капельницами в помещении нашей поликлинике проводится в Доме актёра. Так мы с женой оказались на окружённом ореолом таинственности территории.

После лечебной процедуры, которая для меня закончилась раньше, чем для жены, я вышел из помещения и пристроился на удобной деревянной скамейке. Поздняя золото-багряная осень. День тёплый, безветренный. Парк безлюден, старые актёры после

обеда отдыхали в своих комнатах. Где-то за уже окрашенным багрянцем кустарником , высаженным вдоль решётки забора, по Нежинской улице проносились автомобили.

Я расслабился и, наверное, задремал, что не заметил, как на мою скамейку подсела пожилая дама. Бросились в глаза прямая спина, хорошо уложенные седые волосы, умелый макияж, одежда со вкусом. Про таких дам говорят, что они сохранили остатки прежней красоты. Я бы сказал, что это дама ничего не теряла, а только меняла свой образ, сообразно возрасту.

Женщина заговорила о красках осени, об удивительной и всегда неповторимой красоте позднего октября. А пока она говорила у меня появлялось ощущение, что я как-бы каменею, тяжелею и даже не смогу, если захочу, встать. Я только повернулся к соседке и стал внимательно слушать её. Я не заметил, как она стала называть меня по имени, хотя не я, ни она своего имени не называли. И что удивительно, её лицо стало приобретать черты , которые мне были явно знакомы. Я постараюсь повторить её рассказ, хотя в нём, наверное, главными были интонации и очень чёткое произношение слов.

Серёжа, я знаю тебя уже много лет, мы несколько раз встречались на какие-то мгновения и быстро расходились, не обменявшись ни именами, ни адресами. И каждая встреча для тебя была первой. Я не могла напомнить тебе о наших прошлых скоротечных встречах, а как-то продолжить знакомство со мной у тебя не получалось.

Первый раз я встретила тебя в доме отдыха в Домодедово. Ты отдыхал со своей будущей женой, но без регистрации брака в паспорте был отдалён от неё строгими советскими административными правилами. Ты явно чувствовал себя неловко. Встреча наша произошла на танцах. Подходящего партнёра для меня не нашлось и я, молча, сидела в углу зала, рассматривая танцующие пары. Ты со своей дамой не выделялся на весьма посредственном составе танцующих. Твоя партнёрша по каким-то причинам покинула танцзал. Ты заметил меня, и неожиданно пригласил. Ди-джей, тогда такого слова не знали, поставил пластинку с танго. Когда ты положил мне руку на талию, меня как током ударило, ты что-то заметил и резко посмотрел мне в глаза. Я не знаю как выглядел со стороны наш танец, на уроках танца в нашем театральном институте я была лучшей на курсе. Ты был не умудрён в этом совсем не простом танце, но удивительно, как ты чувствовал мои желания и движения. У меня осталось ощущение, что мы парили в воздухе, оставаясь одним целым. После нескольких наших танцев в зале появилась твоя невеста и увела тебя из зала. Я тоже вышла. На другой день заканчивался мой недельный учебный отпуск и я вернулась в Москву.

Она напомнила мне то, что много лет хранилось где-то в самых сокровенных уголках моей памяти. Эта короткая, без слов, всего на пару танцев встреча с незнакомой девушкой, оставила в моей памяти неведомое мне наслаждение от полного взаимопонимания партнёров, оставив на всю жизнь желание, вновь повторить такой танец. У меня появилось желание, так и осуществившееся, самому научиться так двигаться в танце. Больше в моей жизни такого партнёра не случилось.

Она продолжила свой рассказ.

Второй раз наша встреча произошла в приёмной стоматолога. Правда смешно? Я уже много лет была актрисой, женой, мамой, немного прибавила в весе, но профессия не позволяла мне распускаться. Ты первый начал разговор. Я поняла, что этот разговор для тебя не был отвлечением от ожидаемой у врача боли.

Пока она мне это говорила, её лицо медленно преображалось. Она молодела на глазах, волосы рыжей гривой обрамили её лицо.

Она продолжала. Разговор пошёл об обыденных вещах, но ты находил в них какие-то забавные стороны – мне нравился твой мягкий юмор. Я, конечно, узнала в тебе своего волшебного партнёра, но не сказала об этом. Ведь это было так давно, почти как неправда. Я почувствовала, что у тебя не всё в порядке дома, что ты даже как-то одинок… Мне даже стало уютно в этом дурацком месте. Но меня вызывают на дыбу, пардон, на

стоматологическое кресло. Когда кончились мои мучения, тебя уже или ещё в приёмной не было. Я торопилась на репетицию и ушла на несколько лет.

Я тоже хорошо помню эту встречу. Когда я вышел от своего врача, в приёмной её не было. На другой день у меня появилось желание вернуться в стоматологическую поликлинику и узнать адрес и имя незнакомки. Меня поразило её умение располагать к себе собеседника, мягкий юмор, внимательные, понимающие глаза. Но за суетой это желание постепенно растворилось, оставив ощущение пролета мимо зелёной калитки. Она продолжила.

Последняя наша встреча произошла в профилактории. Ты приехал туда на встречу Нового Года в компании одной солидной скучной пары и близкой тебе женщины. Женщина пыталась крепко держать тебя в руках, да не по силам это было ей. Я тоже приехала с другом. И вновь мы встретились на танцах. Я узнала тебя, когда мы, две танцующие пары неожиданно сблизились. Мы встретились глазами и ты не отвёл взора. После этого танца ты нашёл меня и пригласил на следующий танец. Два, уже далеко не молодых человека, незнакомых, двинулись в танце, как давно сложившийся дуэт. Я почувствовала твоё доверие ко мне и расслабилась. Мы, как после долгой разлуки, буквально вцепились друг в друга, хотя никаких узнаваний, ни намёков на нечто общее не было и не могло быть. Получилось так, что целый вечер ты не отпускал меня от себя, и у нас так хорошо получалось. Я не знаю, как это выглядело со стороны, но две пары злых глаз всё время отслеживали нас. Я не выдержала и заговорила, ты молча, слушал. Я рассказала тебе, как мне невыносима жизнь, как меня измучил мой спутник, как он мне обрыдл. Как он всё время пригибает меня. Меня понесло, и я попросила тебя увезти меня, увезти меня отсюда и куда угодно. Я была немножко пьяна, да и ты успел проводить Старый Год. Твой взгляд стал серьёзным, но ты не понял размера моего отчаяния и может быть принял это за неожиданную реплику подвыпившей женщины. Во время перерыва мы разошлись по своим углам и для меня этот чудесный вечер закончился. Мой «друг» буквально затащил меня в автомобиль и увёз в Москву. Больше я тебя не видела, только спустя тридцать лет узнала тебя здесь на скамейке в нашем парке.

Молодая красивая женщина провела рукой по моей голове, встала и внимательно посмотрела на меня, а потом отвернулась и медленно пошла к главному входу. Я сидел окаменелый, только непрерывно смотрел ей в след. Стройная молодая женщина старела на глазах с каждым шагом, который удалял её от моей скамейки, пышные рыжие волосы теряли блеск и становились седыми. Только стройные ноги в лодочках на высоких каблуках оставались украшением элегантной дамы.

Я вспомнил тот Новогодний вечер. После перерыва моя подруга (я к тому времени был разведён уже два раза) воспользовавшись моей неготовностью к расправе, расцарапала мне лицо. Утром я узнал, что номер моей вчерашней незнакомки свободен. Администрация назвала мне только имя её «друга», которое мне ничем не могло помочь. Будни и праздники, работа и треволнения жизни затушевали память о той встрече Нового Года, а потом погрузили её в далёкие уголки.

Сколько длилась наша последняя встреча, я оценить не могу. Вскоре появилась жена, получив свою внутривенно порцию лекарств. Она помогла мне встать и, ничего не говоря, взяв под руку, повела домой. А пути до дому всего пятнадцать – двадцать минут. Уже подходя к дому, рассказала мне, что в Доме Актёра есть легенда о местном привидении – седой даме, которая неожиданно появляясь, будоражит старых актёров, иногда доводя их до нелепых и даже трагически оканчивающихся поступков. Об этом ей рассказала проводившая лечебную процедуру медсестра. Вся эта история прокручивалась в моей голове, не давая покоя. Тогда я решил записать её на файл и забыть. Чего только не может произойти на таинственной территории «Дачи Сталина»!


Рецензии