Глава 5. Особое отношение

Необходимо избежать двух отношений, которые негативно влияют на качество познания. Как показывает практика, при наличии этих отношений невозможно чему-то научиться. Их можно распознать, если иметь представление о том, как они проявляются. Также необходимо создать пять других отношений и ряд качеств, способствующих познанию.

Первое отношение, которого не следует допускать, – это отношение судьи. При нем появляется желание осудить, подвергнуть оценке, пренебрежению, не согласиться или упаковать информацию в формат своего мировоззрения. Не разобравшись со смыслом, люди иногда дают новой информации свою оценку и навешивают ярлыки. Подобные умозаключения говорят о наличии отношения судьи. В такие моменты разум пытается избежать развития и предлагает все возможные варианты для остановки. Становясь судьей, мы своими руками вносим дисгармонию в процесс познания. Старайтесь не допускать этого отношения. И в свою очередь постарайтесь заменить его на исследовательский процесс, чтобы понять, для чего дана та или иная информация, какова цель той или иной практики. Не останавливайтесь на первом ответе, продолжайте рассуждать и исследовать. Научитесь принимать это.
 
Второе ограничительное отношение, которого следует избежать, – это отношение стороннего наблюдателя. В таких ситуациях просыпается ряд чувств, которые дистанцируют нас при контакте с новой информацией. Окружающие люди могут говорить о том, насколько познание может быть интересным, какие возможности оно открывает, и мы как бы со всеми заодно пытаемся разобраться в этом. Мы не даем себе возможности просто быть здесь, свободно чувствовать и получать результаты. Смотрим на все со стороны, зная, что всегда можем выйти из процесса или уйти от познания. Такое отношение заставляет контролировать все, что с нами происходит, скептически ко всему относиться, демонстрировать свою значимость и свое превосходство. Человек с отношением стороннего наблюдателя испытывает трудности и не сможет научиться чему-то стоящему. 

Как показывает практика, отношения судьи и стороннего наблюдателя не позволяют достичь значимых результатов. Именно поэтому следует очень внимательно отслеживать такие отношения со своей стороны, и если вы обнаружите их, постарайтесь изменить себя. Так в конце концов вы останетесь в выигрыше.

Для того, чтобы ваше развитие проходило без лишнего напряжения, необходимо взрастить в себе пять других отношений, с помощью которых вам удастся достигнуть максимального результата.

Первое отношение: свести все к нулю.

Это значит, что все знания, которые вы приобрели в процессе жизни, вам необходимо на время убрать в сторону. Не старайтесь понять новое сквозь призму старых взглядов. Просто оставьте на время все то, что знаете, и открыто получайте новый опыт. Начните с чистого листа. Не позволяйте старому опыту помешать вам обрести нечто новое. 

От вас необходимо желание обучаться. Постарайтесь пройти этот путь с достаточной скромностью. Только тогда, когда у вас будет внутреннее согласие, вы сможете что-то улучшить в себе, вы сможете измениться. И когда у вас будет такое отношение, другие люди тоже смогут вам помочь. С таким отношением и эта, и любая другая книги принесут вам необходимую пользу. Вы ощутите все блага познания.
 
Попробуйте провести эксперимент. Для этого вам необходимо уединиться и освободить немного места вокруг себя. Встаньте ровно. Настройтесь. И с полной осознанностью приступайте к эксперименту. Ноги должны быть прямыми. Колени не сгибайте. Попробуйте подпрыгнуть. Насколько высоко вы можете прыгнуть в таком положении? Некоторые люди ухитряются прыгать, используя только одни пальцы ног, демонстрируя свою неординарность.
 
Но каким же образом можно прыгнуть выше? В действительности для более высокого прыжка сначала необходимо присесть. И чем ниже вы сможете присесть, тем выше вам удастся подпрыгнуть. Представьте себе пружину, которую сжимают на ровной поверхности: чем сильнее сжатие, тем выше она может подпрыгнуть. Сжатие приводит к высвобождению большего количества энергии.

Чтобы прыгнуть выше, нам необходимо присесть. И, как и пружина, мы тоже будем использовать высвобождение сил: чем сильнее мы присядем, тем выше сможем подпрыгнуть. Попробуйте, это работает. Вам необходимо сократить используемый объем накопленных знаний. Так можно достичь самых высоких открытий и побед. Сначала свои знания нужно свести к нулевой отметке, а потом можно будет сделать прорыв для увеличения опыта.
 
Второе отношение: отношение учебы и ученика.

Вспомните пшеницу, когда она растет на полях. Во время своего созревания колос достаточно ровный и прямой, это еще изумрудно зеленый росток. В это время он продолжает тянуться вверх к солнцу. Но когда пшеница созревает, ее колосья склоняются к земле.

Другими словами, чем более опытной и мудрой становится пшеница, тем ниже она склоняет свою голову перед солнцем. Мы живем по одним и тем же законам, мы едины со всем, что нас окружает. Зная, как извлекать опыт из окружающего мира, можно научиться абсолютно всему. Что колосок пшеницы, что человек в своем развитии схожи. Чем меньше мы знаем, тем больше уподобляемся молодой пшенице – имеем гордый и самодовольный вид. А когда наполняемся знаниями, становимся более скромными. Чем больше мы учимся, тем больше осознаем, что все-таки знаний у нас недостаточно. Именно поэтому необходимо иметь такое отношение, как отношение учебы или ученика.

Есть такая фраза: «Век живи, век учись. И в итоге никогда до конца не научишься». Почему никогда не научишься? Потому что мир развивается очень и очень быстро, кроме того, он постоянно изменяется, и как бы мы ни старались, невозможно успеть за всеми переменами. По прошествии четырех-шести лет некоторые знания теряют свою актуальность, и что приходится делать тогда? – Учиться заново.

Запомните, что учеба – это не то, что проходит в стенах школы или университета. Настоящая учеба начинается только после того, как мы покидаем их стены. Успех не зависит от тех вещей, которым мы научились в учебных заведениях, а зависит от того, насколько мы овладели собой. Именно поэтому, учились мы в школе и университете или нет, особого значения не имеет. Нам часто приходится учиться заново.

Третье отношение: отношение участия.
 
Самопознание – это важный образовательный процесс, который направлен на получение опыта. Необходимо, чтобы каждый изо всех сил принимал участие в нем. Используйте практики, более глубоко изучайте теорию, многократно осмысливайте важные вопросы и находите различные варианты ответов на них. В познании мы получаем опыт через действия. Обучение построено таким образом, что при помощи теории и практики мы осознаем свое поведение и чувства. Это позволяет мгновенно трансформировать их в новые качества, необходимые для реализации мечты. Трансформация – это один из главных процессов познания.

Что же такое трансформация и зачем она нужна? Трансформация в отличие от изменений происходит мгновенно, что позволяет здесь и сейчас осознать прошлую жизнь, найти причины трудных ситуаций и трансформировать свое сознание, чувства и поведение в более эффективные. Результатом трансформаций является выигранное время: годы, а иногда и десятки лет.

Самопознание направлено на работу с чувствами, ощущениями и переживаниями, что приводит к достижению конкретных измеримых результатов. Его задачи в том, чтобы открыть наши внутренние резервы, наш потенциал и раскрыть личную индивидуальность. В процессе вырабатываются умения выстраивать межличностные отношения, достигать целей, упорядочивать пространство собственной жизни.
Обычно изменения происходят постепенно, привычки сохраняются годами, жизненные ситуации имеют медленное развитие, соответственно, приобретение опыта отложено во времени. Именно поэтому необходимо участвовать на сто процентов, так можно получить новые знания, новый опыт и абсолютный результат.

Четвертое отношение: делиться переживаниями.

У вас будет достаточно возможностей поделиться своими переживаниями с другими людьми. И когда у вас будет такая возможность, используйте ее. Старайтесь выразить все чувства и переживания, полученные в процессе самопознания. Это поможет закрепить ваши знания и утвердить ваш опыт. Активно делитесь ими. Помогайте не только себе, но и другим. Передавая свои переживания, чувства и эмоции, мы создаем пространство для следующих результатов и укрепляем стремление к познанию близких людей.

Пятое отношение: идти до конца.
 
Чтобы достичь определенной цели, необходимо обладать упорством и настойчивостью. Даже если вы устали и нет больше сил, бросать нельзя. Остановитесь, отдохните, но продолжайте движение. Всегда заканчивайте начатое. Идите до конца.


Рецензии