Николы Дивные Кресты...

Чего только  жизни ни бывает! Вот ездила я недавно с подругой Ленкой в туристическую поездку,  где все было оплачено и расписано по минутам. Так нет,  и здесь мне "повезло" не по-детски. Весьма неприветливая дама-сопровождающая так "мастерски" перевернула нашу трёхдневную программу, что я,  вместо  поездки с группой в Сизьму, оказалась одна-одинешенька в Вологде... С перспективой целый день бродить по городу, а вечером сесть в поезд и отправиться в Москву.

Ноябрьские праздники в этом году порадовали неожиданно выпавшим снегом и понижением температуры. Погуляв вокруг Софийского собора, (и изрядно продрогнув), отправилась я фотографировать  "кружевные" наличники деревянных домиков.
И вот, среди деревянной красоты,  заметила я другую красоту - уже каменную. Да, храм сей выглядел совсем не празднично, но сохранившаяся рустовка на колокольне, вазон в нише,  да и вообще все здание, несмотря на заброшенность, - напоминали об его светлом прошлом.

Храм был огорожен забором, и сделать крупные снимки архитектурных деталей мне, увы, не удалось. Но зато, пока я вокруг забора с планшетом бегала, со старушкой местной познакомилась. Она-то и указала на объявление на заборе, которое я раньше не заметила. Да, да, прямо сейчас, через 15 минут, начнется в храме Святителя Николая "Золотые Кресты" молебен!

И он, молебен сей,  действительно состоялся - несмотря на мороз, отсутствие в храме ровного пола ("потрудилась" там изрядно автомастерская!),  и невозможность даже прикрепить к обшарпанным стенам иконки. Отец Вадим  и матушка Любовь горячо приветствовали людей, собравшихся в храме. А их было много, этих людей, и светлы были их лица, и старушки раздавали всем свечечки... Оставшийся огарочек свечи из храма сего я храню до сих пор...
Я совсем не чувствовала себя здесь чужой,  мне не было холодно в нетопленном помещении.
А после службы отец Вадим показал мне Лик Христа - единственное, что сохранилось из росписей в храме. Он был очень высоко,  такой маленький, и так грустно смотрел вниз... И когда я Его увидела, то поняла, что никогда не забуду этот светлый день.

И стихи у меня сложились сами, пока шла я к Лазаревскому храму на Горбачевском кладбище, и  обратно к Софийскому собору... "От Лазаря и до Софии"...

Знаете, как это бывает? Шагаешь ты, чем-то взволнованная,  лицо горит, и стихи не просто выдумываются,  сочиняются, а словно в голову "стучат". И понимаешь  потом, что это не ты вовсе их написала, а надиктовал их тебе кто-то Свыше. Потому что Ему, наверное, очень нужно было, чтобы стихи сии на свет появились...
Может, и дама-сопровождающая у нас такой неприветливой оказалась, чтобы я в Вологде осталась и на службу эту попала? Если это так, то спасибо Тебе, Господи, за великую мудрость Твою!

* * *

И вот иду я по направлению к кладбищу, щеки на морозе горят,  перед глазами тот самый лик Христа стоит, а в голове словно молоточки стучат:

"На гОре нам
Вдруг превратился в автобазу
Тот дивный, тот Никольский храм..."

И сразу - антитеза:

"На радость нам
Вновь возвращается к народу
Порушенный Никольский храм..."

Когда поняла: вроде что-то такое у меня "само" складывается - блокнотик достала и, на ручку дыша, начала записывать. А пока  от кладбища до Софийского собора обратно вернулась - стихи на свет появились...

"Господь поруган не бывает:
Хоть в храме нынче пустота,
Наверх взгляни: на нас взирает
Бессмертный дивный лик Христа.

Глядит со светлым всепрощеньем
С почти небесной высоты,
И воскрешает на мгновенье
Те незабвенные кресты,

Что чистым золотом сияли
И в праздники, и в дни лихие,
И путь прохожим освещали
От Лазаря и до Софии...

... Все как-то изменилось сразу,
И вот уже на гОре нам,
Вдруг превратился в автобазу
Тот дивный, тот Никольский храм.

Христос же не подвержен тленью:
Страдая и... любя сильней,
Глядел сквозь "мерзость запустенья",
На "расшалившихся детей".

Безбожия промчались годы,
И вот уже на радость нам,
Вновь возвращается к народу
Порушенный Никольский храм.

Не знатен он колоколами:
Их приобресть - нелёгкий труд,
Зато теперь молебны в храме,
И люди вновь сюда идут.

Иконостасом не украшен -
Лишь стены голые внутри...
Но светлы лица - нету краше...
Не лица - лики! Посмотри!

Старушки милые по кругу
Всем людям свечки раздают...
Снаружи затихает вьюга,
Становится теплее тут.

Летят над храмом птичьи стаи,
Христос взирает с высоты...
И люди верят - воссияют
Николы Дивные Кресты!"

И пусть сей храм сейчас "не славен" ни колоколами, ни крестами своими золотыми, но замечательные, добрые, трудолюбивые вологжане делают все, чтобы он возвратился из небытия. И я верю, что у них все получится!

(9 ноября 2016 года, Вологда).

Рассказ напечатан в сборнике «Радуга строк» издательства «Факел» в апреле 2019 года.


Рецензии
"Талантливый человек талантлив во всем".

Дорогая Ирина,
я всегда знала, что Вы прекрасный художник, но не думала, что Вы так хорошо пишете!
Прочитала на одном дыхании шесть Ваших рассказов. Спасибо Вам за Ваше светлое, доброе творчество!
От всей души желаю Вам новых интересных поездок и незабываемых встреч с замечательными людьми.
Храни Вас Бог!

Александра Немтина   09.11.2019 13:55     Заявить о нарушении
Александра, как я рада, что мы с тобой встретились на этом прекрасном сайте для творческих людей!
А писала я всегда, и однажды подруга сказала мне, что нужно это где-то опубликовать, потому что, по ее мнению, «таких добрых рассказов и стихов должно быть больше».

Очень рада и тому, что у нас с тобой такие похожие темы произведений. Я обязательно прочту все твои рассказы и очерки. А высказывание Хедды Болгар «Я слишком занята, чтобы умереть» очень хочется сделать девизом своей жизни. Спасибо тебе за рассказ об этой замечательной женщине!

Ирина Красильникова 2   09.11.2019 16:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.