История культуры Мценска и Мценского района 4

Ковалева М.В., Музалева И.А. История культуры Мценска и Мценского района. -   Орел : Госуниверситет-УНПК, 2015. - 240 с.

Ниже будут размещены только части, написанные Ковалевой М.В. Сноски, таблицы и иллюстрации по техническим причинам не приводятся.




Мценск и его жители в 18 веке

В 1708 г. Мценск был причислен к Киевской губернии, а в 1719 – к Орловской провинции той же губернии. В 1732 г. он вошёл в  Орловскую провинцию Белгородской губернии, а в 1778 г. стал уездным городом Орловского наместничества, переименованного в 1796 г. в губернию.
В книге И.К. Кирилова, российского географа и картографа, основателя г. Оренбурга, «Цветущее состояние Российского государ-ства», написанной в 1727 г., содержатся сведения о Мценске 1720-х годов. В это время ещё сохранялась старая деревянная крепость, «город рубленой, да земляной вал, в нём 6 башен с проезжими вороты, 13 глухих, по мере около города и башен 943 сажени, стоит на высокой каменной горе, на берегу Зуши реки и на устье реки Мецны. В городе и уезде по переписи 1710 г. насчитывалось 53 церкви и 2 монастыря.
В городе имелся магистрат – орган городского управления, в котором работали один бургомистр и два ратмана. Бургомистр  – глава городского управления, занимавшийся всеми хозяйственными и административными делами. Ратманы – младшие городские советники. Эти лица избирались, как правило, из городской верхушки, пре-имущественно из купцов. Магистрат занимался учётом торгово-промышленного населения, раскладывал и собирал налоги, следил за правильностью торговли, пожарной безопасностью, осуществлял надзор за выдачей и возвращением видов на выезд из города. 

Из других административных учреждений в Мценске существовали таможня, собиравшая пошлины с торговцев, приезжавших торговать в город, и кабацкая контора, собиравшая налог за сданные на откуп кабаки, продажу вина и варение пива. Конская изба собирала конский сбор с владельцев лошадей. Сборщики ставили клейма, разбирали дела о порче коней, о потере и краже сбруи. Начальниками этих заведений были бурмистры, в подчинении которых находились ларёчные и целовальники.

Надзор за чиновниками и нарушениями должностных властей осуществляли фискалы дворянин Матвей Мишков и купец Григорий Коняев.

Когда Екатерина II совершала путешествие в Крым в 1787 г., в городе насчитывалось до 1000 домов, 10 приходских церквей и Петропавловский монастырь.  16 августа 1781 г. императрицей Екатериной II был утверждён герб Мценска, верхняя часть которого со-держала изображение белой крепости с сидящим на ней орлом в ко-роне на синем фоне, а нижняя – четыре крестообразно положенных хлебных снопа  на зелёном поле. Автором герба был Франциск Мат-веевич Санти (1683 – 1758).
 
В 1785 г.  была изменена система городского управления. Согласно «Жалованной грамоте городам», жители от разных сословий должны были избирать своих представителей в разных пропорциях: настоящие городовые обыватели избирали по одному человеку от каждой части города, купцы – по одному от гильдии, ремесленники – по одному от цеха, именитые граждане – по одному от каждого под-разделения, иногородние и иностранные – по одному от каждой на-циональности. Из всех этих подразделений жителей в Мценске в на-личии были только купцы, ремесленники и мещане. Они избирали городскую думу, в состав которой входили два гласных от купцов (или купеческих сыновей), два – от мещан и один – от ремесленников.

Проезжавший город во время своего путешествия в 1781-1782 гг. Василий Зуев даёт нам возможность увидеть Мценск второй поло-вины XVIII века. Путешественник отмечал: «Местоположениие его с первой стороны (правый берег Зуши) хотя ровно, но низко и окружено вышними холмами; с другой же высоко и гористо. Окольности его голы, лесу нигде не видно, кроме монастырской рощи и некоторых садовых деревьев, а окружают хлебные поля и луга. В городе строение деревянное числом более тысячи дворов, крытое по большей частью соломою и окружённое плетнём. Церквей в нём 14, наиболее каменных и в том числе два монастыря, мужской и женской, из коих сей последний рушен, а первой состоит на мирском подаянии. Соборная церковь каменная с колокольнею, прекрасной архитектуры, стоит на левой стороне реки, на превысоком бугру, высотою более тритцати сажен прямых имеющем, со всех сторон крутояром и совершенно неприступном, если б живущие на оном комендант и протопоп не зделали сами для себя возможного сколько-нибудь с его съезда. Бугор сей состоит из крепкаго известковаго плитняка, не наносный, но натуральный, и чудно, как в старину от прочаго материка таким одиноким холмом отделившийся. Сверх того в городе имеется явленный образ Николая чудотворца и каменной чудотворный крест хорошей работы, приплывший, сказывают, водою снизу».
В числе жителей В.Зуев насчитал около 300 купцов,1500 мещан, 400 однодворцев и 600 ямщиков. Ямщики являлись особенным сословием, которое было освобождено от рекрутской повинности. Каждый ямщик был обязан иметь не менее трёх лошадей, для выпаса которых выделялись большие угодья. Большинство жителей города имели пашни и огороды, некоторые содержали кожевенные мастерские и пасеки, торговали хлебом.

Реку Зушу путешественник нашёл шириной шагов в сто и от-метил наличие в ней большого количества рыбы, в том числе сомов около 2 м длины. Через реку был сделан проезжий мост «на плоту» и пешеходные лавы напротив соборной церкви.  Въезд на крутой берег с моста был выложен плитами. С верхней точки въезда путешест-веннику открылось широкое поле с большим количеством курганов вятичей. Когда Зуев поинтересовался происхождением этих возвы-шенностей, то ему рассказали легенду о том, как жители Мценска сражались с мордвой и как победили её благодаря заступничеству св. Николая, который ослепил врага. Холмы воспринимались жителями как древние могилы загадочной мордвы
 
В XVIII в. в Мценске появились новые каменные церкви:
1) Троицкая церковь, построенная на средства купцов Инозем-цевых. При ней в 1841 г. на средства купца О.И. Соплакова была по-строена богадельня, в которой содержалось 11 обездоленных из числа вольноотпущенных крестьянок, солдатских вдов и мещанок. Ныне является действующей. (Илл.3)
2) Церковь Сергия Радонежского (1759 г.) возведена на средства купца Филиппа Иноземцева на месте несколько раз горевшей де-ревянной церкви XVII в. Разрушена в 1950-е гг.
3) Часовня св. Кирика и Улиты (1799г.) из дерева. В 1848 г. была покрыта железной крышей. Внутри находились иконы и лампады. При часовне жили два послушника из Петропавловского монастыря.

Илл.3.
Троицкая
церковь.
Построена
на средства
купцов
Иноземцевых.
XVIII в.

В 1857-1860-м гг. на месте обветшавшей часовни была возведена церковь Всех Святых. Внутри находился резной позолоченный иконостас с красивыми иконами. Церковь была частично разрушена в 1930-е гг., остатки снесены после Великой Отечественной войны.
4) Пятницкая церковь (1799 г.) была построена на месте сго-ревшего в 1757 г. более древнего деревянного храма XVII в. На ук-рашение церкви сделал большой денежный вклад почётный гражданин Пётр Павлович Смирнов. Взорвана в 1957 г. (Илл.3.)

В городе сохранился дом купцов Измайловых, датировка кото-рого осуществляется на основе даты, выбитой на одном из найденных в нём кирпичей – 1782 г. Обитатели дома в XIX в. станут прототипами героев повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».


Внешний облик города и нравы жителей Мценска в XIX – начале XX вв.

Мценск, уездный город Орловской губернии, в XIX в. представлял собой небольшой торгово-ремесленный центр, раскинувшийся по обоим берегам р. Зуши и занимавший площадь около 4 км;. К нему примыкали слободы казённых крестьян: Подмонастырская, Пушкарская, Воротницкая, Драгунская, Рассыльная, Затинная, Стре-лецкая и Солдатская.
 
Многие современники отмечали красивое расположение Мцен-ска. Князь И.М. Долгорукий, остановившийся в городе проездом в 1810 г., не поленился отправиться осматривать окрестности. Выбрав лучшую точку обзора с вершины горы Самород, он писал: «Про-странство города необширно, взор с нагорной стороны реки привле-кателен, но внизу, кроме бедного деревянного строения, ничего не видать».   Английский путешественник Роберт Лайолл, путешествуя по России, Крыму, Кавказу и Грузии десять лет спустя, отмечал: «Мценск – один из главных городов одного из уездов этой губернии, расположенный по обоим берегам Зуши и у устья Мцны, от которой получил своё название. Он лежит на равнине, окружённой со всех сторон холмами: окрестности богаты лугами и хлебными полями, но нет дерева. Он похож на большинство городов России, и кажется на расстоянии намного более привлекательным, чем вблизи».  Типичность Мценска, по мнению нашего земляка, писателя-классика И.С. Тургенева, воплощала в себе подлинное выражение самого русского духа: «Кто мне растолкует то отрадное чувство, которое всякий раз овладевает мною, когда я с высоты Висельной горы открываю Мценск? В этом зрелище нет ничего особенно пленительного  - а мне весело. Это и есть чувство родины».

Количество населения города в течение первой половины – третьей четверти XIX в. заметно колебалось. Источники 1820-х гг. указывают на наличие в городе 6 -7 тысяч жителей.  Городничий в отчёте за 1848 г. определяет число проживавших в нём обитателей в 15,621 душ обоего пола. На 1861 г. их количество составляло 13,723 человека.  При этом число дворян возросло с 19 до 166, священно-служителей –  с 29 до 255, мещан – с 9106 до 9827.  Напротив, упало количество купцов.  В 1843 г. по второй гильдии было объявлено 2 капитала, в 1862 г. – только два. За весь промежуток времени с 1843 по 1862 гг. количество капиталов более 4 не поднималось.  В третьей гильдии состояло на 1843 г. 164 купца, а в 1862 г. – 250.
   
В 1861 – 1862 гг. в городе насчитывалось 192 ремесленника, из них 58 были кузнецами, 2 – экипажными мастерами, 2  –  медниками, 5 – серебряных и золотых дел мастерами, 1 – часовых дел мастер, 7  столяров, 1  резчик, 9 колесников, 5 живописцев, 45 сапожников, 23 портных, 6 хлебников, 4 бондаря, 12 плотников,
3 печника, 3 красильщика, 1 скорняк и 2 прядильщика . На 1865 г. в Мценске работало 600 ремесленников (из них – 85 кузнецов и 56 тре-пачей) и 26 извозчиков. Значительное число жителей работало на го-родских пристани.

До отмены крепостного права городское управление состояло из городской думы, куда входили городской голова и гласные: 3 – от купеческих сыновей, 2 – от мещан, и городового магистрата, состоявшего из двух бургомистров и четырёх ратманов из числа купцов.  Городская дума отвечала за наличие сведений о горожанах, взимала городские налоговые сборы, включая сбор с купеческих капиталов, подати, следила за благоустройством и правильностью торговли в го-роде. Магистрат был судебным органом, разбиравшим дела, касав-шиеся внутригородских нужд. При нём находились Сиротский и Словесный суды.  Сиротский суд  занимался опекой над вдовами и малолетними сиротами из числа купцов и мещан. Словесный суд разбирал торговые споры. Городовое депутатское собрание рассматри-вало вопросы содержания городовой обывательской книги, включало и исключало её членов, разбирало доказательства принадлежности  к городскому обществу. Квартирная комиссия отвечала за размещение войск на квартиры.
Покой горожан должна была обеспечивать полиция, учреждён-ная в Мценске в 1904 г. Кроме охраны порядка, в том числе по ночам, она отвечала за противопожарную безопасность и освещение улиц. Содержание её производилось за счёт городских средств. Горожанам предоставлялось право либо платить полицейский сбор, либо отраба-тывать его в качестве фонарщика, пожарного или ночного сторожа.
Город обслуживала одна больница, принимавшая в год до 80 пациентов. Её персонал состоял из городового врача, фельдшера и трёх санитаров. Также имелась одна аптека.

Мценск играл важную роль в качестве центра торговли хлебом. Протекающая через него река Зуша была судоходной весной, в полую воду, а осенью делались запруды на мельницах, с которых одновре-менно спускали воду. Корабли, перевозившие хлеб с Мценской при-стани, были невелики: 38 м в длину,12,8 м  - в ширину. Они сидели в воде на 0,7 м. Пристань, делившаяся, в свою очередь, на Зубцовскую и Белую пристани, находилась на правом берегу Зуши. Её окаймляли и пересекали хлебные амбары, стоявшие в несколько рядов. Они были деревянными, с высокими крышами. Здания амбаров стояли на высоких столбах. Рядом с пристанью располагался рынок.
 
Хлеб начинал складироваться в амбарах зимой. Он свозился не только со всего Мценского уезда, Ельца и Ливен, но и из Воронежской и Курской губерний. Из Мценска хлеб направлялся в Серпухов, Белёв, Коломну, Калугу и Москву. Скупкой занимались мценские купцы, частично на свои капиталы, а частично на капиталы московских купцов. Скупщиками хлеба по деревням были так называемые прасолы (или кулаки).  Прасолы из числа мещан получали деньги от своего купца-хозяина на закупку хлеба (при этом строго оговаривался потолок закупочной цены), после чего разъезжались по уезду, скупая хлеб у крестьян, на ярмарках и базарах, на въезде в город. Они имели долю прибыли с каждой четверти зерна. Товар прасолы складывали на постоялых дворах, после чего нанимали подводы и везли его на пристань к хозяйским амбарам.

Если хлеб удавалось купить дешевле установленной хозяином цены, разница шла в карман прасола, который мог скопить капитал и сам стать купцом. К некоторым известным купцам хлеб в их дворы крестьяне привозили сами.
 
В лучшие времена мценская пристань вмещала до 300 барок, полубарок и паромов,  а также давала работу 6000 бурлаков, лоцманов, грузчиков, коноводов.
Открытие в 1868 г. Орловско-Витебской железной дороги привело к тому, что московские купцы перестали сотрудничать с местными. Приезжие мелкие купцы отбивали торговлю у местных купцов. Товар стал идти на железнодорожную станцию помимо города. «Ба-зары Мценска опустели, деятельность на пристани притихла, и купе-ческие амбары, которых так много в Мценске, стоят теперь большей частью пустые. Из 270 капиталов, объявленных в 1863 г., в начале 1871 года осталось только 170».

После упадка пристани овёс, ржаную муку и рожь из Мценска стали отправлять по железной дороге. Овёс шёл преимущественно в Ригу, а ржаная мука – в Москву. Городская мельница выделывала тонкую муку, которая отправлялась в Петербург. Существовало 12 крупорушек, которые изготавливали гречневую крупу.
Кроме хлеба, Мценская пристань экспортировала конопляное и подсолнечное масло, пеньку и пеньковую пряжу, паклю, сало, соло-нину, мёд, сахар, спирт, кожи, свечи, жернова, точильные бруски. Эти товары шли в Москву, на Волгу к Нижнему Новгороду и Рыбинску, в Санкт-Петербург.    (Таб.3)

         Таб. 3. Товары, сплавлявшиеся из Мценской пристани (в пудах)
Вид товара 1858 г. 1860 г. 1862 г. 1864 г. 1866 г. 1868 г. 1870 г.
Пшеница 8020 15746 12270 107050 52605 44000 48000
Мука пшеничная 7121 7970 59260 61240 46930 77000 2500
Рожь 52693 41157 941283 472824 631316 744000 416000
Мука ржаная 63267 126199 2060032 582705 708195 280000 124000
Мука пеклёванная 6997 5762 86825 60560 15935 8000 -
Солод ржаной 30 - - - - - -
Овёс 93072 164208 110375 407735 753420 292000 123000
Гречиха 6371 2171 1200 5200 1600 3000 3000
Крупа гречневая 28636 37045 296944 174272 232064 273000 74000
Пшено 1786 1161 13490 1610 4020 17000 5500
Горох 145 933 6370 10930 11480 9000 6000
Итого 268138 402352 3588049 1884126 2457565 1747000 802000
  Чаславский, В. Хлебная торговля в Центральном районе России. - Ч.1. Торговля в
  Примосковном районе. – СПб: в типографии Безобразова и комп.,  1873. – С. 144,145.


В город ввозились соль, железо и изделии из него, сталь, чугун, смола, дёготь, рогожи и кули, кожи, брёвна, доски, тёс, балки и слеги, дрова, мануфактурные, бакалейные и колониальные товары. Эти то-вары приходили из приволжских губерний и Нижнего Новгорода,  Рыбинска, Московской и Калужской губерний.
Имелись салотопни и прядильни, продукция которых реализо-вывалась на месте. В середине XIX в. в городе насчитывалось 8 салотопенных, 3 свечных, 3 мыльных, 2 кожевенных и 1 воскобой-ный завод. Общая занятость на них составляла 60  человек.
В 1871 г. в городе осталось 4 салотопенных, свечных и мыльных за-вода (3 купеческих и 1 мещанский), 1 кожевенный и 2 пивоваренных (оба купеческие). Общая занятость на них составила 23 человека. В 1881 г. во Мценске остался  1 маслобойный завод братьев Улановых, на котором работало 40 человек и 1 воскобойный с 17 рабочими.
 
Среди женщин Мценска получило широкое распространение кружевоплетение: «Страсть же плести кружева с утра до ночи, по-всеместно здесь замечаемая, заставляет многих, можно сказать, самую большую половину женщин и даже богатых семейств, вести сидячую комнатную жизнь…»

С севера на юго-запад город пересекала шоссейная дорога. В нём имелось три площади. Красная площадь тянулась вдоль  берега реки, другая, застроенная шестью деревянными кузницами, располагалась в его западной части, а третья, на которой каждый понедельник собирался рынок, – в восточной части, возле пристани. К последней площади примыкало четыре квартала с 160 амбарами и магазинами для ссыпки зерна. На ней, кроме подвижных торговых палаток, было выстроено  45 каменных и деревянных кузниц.    Несомненно, именно эта площадь произвела наибольшее впечатление на английского капитана Джеймса Эдварда Александера, совершавшего путешествие по России и Крыму в 1829 году.   В своих двухтомных воспоминаниях он писал: «Город Мценск был следующим, через который мы проезжали: его внешний вид доставляет удовольствие; число жителей, говорят, около 6 тысяч. На главной площади были длинные ряды кузнечных магазинов, в которых молоты весело били по наковальням; и мальчишки забавляли себя играми в бабки и свайку…» 

Оживлёнными и полными жизни нашёл улицы Мценска проез-жавший через него в 1839 г. филолог и этнограф И.И. Срезневский: «Мценск стоит на реке Зуше, и Зуша вся покрыта баржами, и народу пропасть. Большая улица  довольно чиста, украшена хорошенькими домиками, не хуже Болховской в Орле, только чище, а мостовая такая же гадкая. Перед нею бульвар. Другие улицы грязные, может быть, потому что дождь шёл. Деятельность народа подобная Орловской, видно, что город русский, город, населённый народом, играющим це-лую жизнь роль хозяев и гостей  гостиницы при большой дороге».
 
Неизвестный местный корреспондент, скрывшийся под псевдонимом Тинов, оставил ироническое описание улиц Мценска, отно-сящееся к 1865 г.: «Город наш, как я заметил, имеет все признаки ци-вилизации и благоустройства. Улицы в нём выложены камнем, для благоустройства, потому что полагается, чтобы грязи не было, но и ездить по ним тоже нельзя. Освещаются они не для жителей, так как все 20 фонарей не осветят же всех улиц; да и размещены они не в са-мых нужных местах, но зато горят и в лунные ночи, и в тёмные с постоянной продолжительностью, потому что по контракту назначено число часов для каждого месяца, – следовательно, и надо его испол-нять».  По найму от жителей по ночам город  обходила ночная стража, которая била палками в заборы охраняемых домов.  В 1861 г. на площади в восточной части  Мценска по проекту архитектора Попова были выстроены одноэтажные торговые ряды. В их центре распола-гался кабак. «По понедельникам, - отмечает Тинов, – в базарные дни, в нём распивается бочка водки. Возле него всегда толпа, которая не нашла себе помещения в нём. Картины можно встретить всякие: и нежные, и серьёзные, и батальные. Хотя для последних находится не-сколько блюстителей порядка, но водочная атмосфера так действует, что, видя баталию, они только улыбаются».
 
Для нужд путешественников в городе имелись гостиница-трактир и почтовая станция, где меняли лошадей. Князь И.М. Долго-рукий, совершая поездку в Киев в 1817 г., писал: «Ужинали во Мцен-ске, в трактире. Гостиница прекрасная и очень хорошо содержится: хозяин дал нам щи, бифштекс очень вкусной и вафли, по названию и по форме, а по вкусу простое пирожное. При нас прилетела Московская почта. Я пользовался «Инвалидом» от Почтмейстера и прочёл последние номера, ложась спать. За ночлег взяли с нас
4 руб., а за кушанье на 4 прибора 3 руб. 60 к. Рекомендую всем про-езжающим этот трактир: комнаты чисты, светлы, мебель порядочная. Стены все исписаны, стихами, как водится…всего достанешь, были бы деньги, а без них где же и что ни будь?»

Капитан Джесси, англичанин, проезжавший Мценск во время своего путешествия по России, Черкесии и Крыму с целью поправки здоровья в 1839 – 1840 гг., возмутился, что начальник почтовой стан-ции на момент его прибытия был смертельно пьян, как и каждый тре-тий из встретившихся ему в городе мужчин, по причине  праздника. Последовала значительная задержка в пути, так как некому было от-метить подорожную. Джесси пишет, что наличие данной бумаги влечёт большие заботы, так как её нужно показывать на каждой станции, чтобы иметь право на получение почтовых лошадей. Тот, кто потерял данный документ, сможет дальше двигаться разве что на негодных крестьянских клячах. По записям в подорожной и в книге начальника почтовой станции правительство всегда может установить не только точный маршрут каждого человека, едущего на почтовых лошадях, но день и час его прибытия и отъезда от каждой станции. Для жалоб путешественники могут воспользоваться другой книгой, которая хранится у исправника. Впрочем, по мнению Джесси, начальник почтовой станции и исправник сидят в одной лодке, а потому в спорных случаях всегда могут договориться.
Упомянутый уже Тинов полагал, что мценские постоялые дворы «не отличаются человеколюбием и при случае готовы сорвать с ближнего».   Впрочем, это не мешало нашему знаменитому земляку, писателю И.С. Тургеневу, неоднократно останавливаться по приезде во Мценск на постоялом дворе возле торговых рядов.
Обе части города соединялись низким мостом, опиравшимся на вбитые в дно реки Зуши сваи. Во время половодья с него снимали перила, чтобы льдины свободно перекатывались через мост. Переправа разрешалась только до тех пор, пока вода не начинала скрывать настил моста. Впрочем, многие нетерпеливые люди, несмотря на это, упрямо пытались проехать на другой берег, что приводило к несчастным случаям, в результате которых гибли люди, соскальзывали в воду телеги и тонули тащившие их лошади. Часто мост сносило. Как только ледоход заканчивался, хотя вода держалась ещё высоко, желающих перевозили на другой берег в лодках и на пароме. В 1860-е гг. через город протянулась телеграфная линия, но так как станции не было, то телеграммы шли в Орёл, а уже оттуда привозились эстафетой.
В городе насчитывалось двенадцать церквей и монастырь. Население отличалось религиозностью. Вильям Макмайкл, проезжавший через Мценск во время своего путешествия в Константинополь,  проходившего в 1817 – 1818 гг., писал: «В Мценске, большом городе с многочисленными церквями и значительной торговлей смолой, где мы остановились на 18-е, мы нашли все магазины закрытыми в честь праздника святого Николая, святого покровителя России».  Англий-ский путешественник ошибся: святой Николай был не покровителем России, а покровителем Мценска.

 Илл.4. Никольский собор
Архитектор А.И. Мельников.
1810 – 1837.
Взорван в 1930-х гг.

Ему был посвящён главный городской собор (Илл.4.), стоявший на вершине горы Самород (Соборной). В начале XIX в. старый каменный собор обветшал, а потому местными жителями было заду-мано возведение более обширной и величественной постройки.

Проект обновлённого собора выполнил известный русский ар-хитектор Авраам Иванович Мельников (1784 – 1854). Работы по его возведению начались в 1810 г. В 1844 – 1845 гг. Тихон и Николай Бо-гдановы покрыли стены собора фресками. Внутри  него хранились две почитаемые городские святыни: вырезанный из дерева образ Николая Чудотворца в серебряной ризе с обнажённым мечом в правой руке и ковчегом в левой руке, и каменный, в рост человека, восьмиконечный крест, на котором образ якобы приплыл в город в 1415 г. по реке против течения. Крест был обложен серебряной парчой и освещался неугасимыми лампадами. С образом связывались разные поверья и легенды. Одну из них рассказывает в своих записках И.И. Срезневский. Он описывает, что когда образ  на кресте, приплыв, остановился у колодца возле горы Самород, то местные жители перенесли его в Воскресенскую церковь, так как церковь в честь св. Николая была в то время деревянной и небогатой. Однако на следующее утро он вновь оказался у Николаевской церкви. И так повторялось несколько раз, пока его не оставили в том месте, которому образ был предназначен. В старые времена образ носили по домам, но позже это было запрещено: «Носить было тяжело, камень огромного размера, но угодник – говорят - помогал, и было легко».  Другой легендарный случай, связанный с образом, произошёл якобы в 1881 г. Он был связан с дочерью одной богатой орловской дамы, которая заболела в наказание за то, что обещала приехать помолиться к святому, но не сделала этого. К больной явился оптинский монах Амвросий, который заявил, что болезнь послана девушке за обман святого. Он посоветовал матери выполнить обет дочери и отправиться в Мценск, чтобы заказать в искупление её проступка свечу в рост больной. Мать так и сделала. Когда свеча, вставленная в железную подставку и прибитая к полу, сгорела, девушка исцелилась.
 
В 1802 г. была заново перестроена Воскресенская церковь, рас-положенная на площади неподалёку от здания присутственных мест.  Рядом с ней располагались каменные торговые лавки купцов Измай-ловых, разрушенные в 1960-е годы. Здание присутственных мест было разрушено в 1941 г. прямым попаданием снаряда. В настоящее время от церкви остались ветхие стены с остатками классических колонн с лепниной.

В 1808 г. на средства купца И.Н. Барыкова была построена Никитская церковь. В ней 23-25 января1826 г. находился гроб с телом императора Александра I, умершего в Таганроге и перевозимого в Петербург. Вот как вспоминает об этом событии А.А. Фет в своей книге «Ранние годы моей жизни»: «Вечером во Мценске меня к  ма-тери  посадили  в  заскрипевший  по  снегу возок, а затем Филипп Агафонович, держа меня на  плече,  тискался  в  соборе сквозь густую толпу народа. Помню,  как  хромой,  знакомый  нам,  городничий крикнул Филиппу Агафоновичу. "Вот ты старый человек,  а  дурак!  Ребенка  на такую тесноту несешь". Помню,  как  тот  же  Филипп  Агафонович  вынес  меня обратно на  паперть  и  сказал;  "Постойте,  батюшка,  минуточку;  я  только мамашу...".
     Оставшись один и увидав вокруг собора  у  ярких  костров  греющихся  на морозе солдатиков, причем составленные в козлы ружья красиво сверкали, я сам захотел быть солдатом и прошел с паперти к ним.
     -  Ах,  отцы  мои  небесные!  -  раздался  надо  мною   голос   Филиппа Агафоновича, - Пожалуйте в возок, домой, домой!
     На другое утро мама сидела под окошком и, глядя  на  про-ходящие  толпы, утирала слезы платком. Не помню последовательно-сти  погребальной  процессии, но я уже знал, что вскорости повезут тело государя Александра Павловича.
     - А вот и папа, - сказала матушка.
 
Илл.5. Никитская церковь.                1808 г.
В ней 23-25 января 1826 г. находился гроб с телом императора Александра I.

   
 И действительно, отец шел в  своем  мундире,  при  сабле  и  с  красной уланской шапкой на голове.  Затем  последовали  сани  с  устроенным  на  них катафалком под балдахином. Катафалк везли ве-ревками многочисленные  мценские обыватели; провели и траурного коня».  (Илл.5)
В 1845 г. была отстроена Харлампиевская церковь Преображения Господня на средства купцрв Онуфрия Соплакова и Петра Смир-нова, при которой была богадельня на двух человек. Церковь сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. В настоящее время сохранилась центральная часть церкви с барабаном купола.

Почитанием жителей пользовались некоторые местные религиозные деятели. Образцом святости считался иеромонах Мценского Петропавловского монастыря Мелхиседек (1818 - 1846). Соблюдав-ший строгую воздержанность в пище, он, чтобы не пропустить мо-литву, спал на кровати, отделанной зубцами наподобие рубеля.  Красноречием приобрёл славу мудрого наставника. Мелхиседек пользовался покровительством родственников поэта А. Фета, Шен-шиных, владевших имением в соседней с городом д. Волково. С осо-бым расположением он относился к юродивому Михаилу Коробоч-кину, с которым иеромонах вёл душеспасительные беседы. Святость жизни Мелхиседека убеждала жителей в его особом значении перед лицом Бога, а потому, моля за ближних, они приносили ему пожерт-вования, прося распределить их между нуждающимися своей рукой. В монастыре иеромонах служил сначала казначеем, а потом настоятелем.
 
В то время как англичанину Роберту Лайоллу мценские церкви показались кричаще расписанными и похваляющимися своими золо-тыми главами , Срезневский отметил, что все церкви в городе «или прекрасные, или старинные».  Мценский городничий в отчёте за 1848 г. привёл ряд особенностей религиозной жизни горожан: «Жители Мценска отличаются своей религиозностью. Постановления церкви для них всегда священны и строго ими выполняются, а посему и большая часть пожертвований людей зажиточных бывает на укра-шение храмов». Был распространён обычай крещения младенцев тот-час после рождения. Строжайше выполнялись все посты.
Мценский корреспондент Тинов описал типичный день жителей города: «Встают рано; отправляются в церковь; оттуда в хлебные амбары; из них на биржу, разумея под нею трактир с машиной. Потом пьют чай, толкуют об убытках других и с радостью об их скором ра-зорении; потом расходятся по домам. После обеда – сон. Посещение лавки, биржа и успокоение».

Практический склад ума мценских жителей полагал излишнее образование совершенно ненужной роскошью. Мещане и купцы, от-дававшие сыновей  в уездное училище, часто забирали их оттуда, едва последние обучались писать и считать, чтобы приставить к своему торговому делу. Об этом обычае сообщает мценский городничий в 1848 году. Тинов подтверждает, что и  через 17 лет ничего не измени-лось.   В 1864 г.  в Мценском уездном училище насчитывалось 52 ученика (из них – 4 – из дворян, 9 – из семей военных, 1 – из духовного звания, 19 – из купцов, 14 – из мещан, 5 – из разночинцев. В мценском приходсклм училище насчитывалось 73 ученика (2 – из дворян, 2 – из семей военных, 3 – из духовного звания, 28 – из купцов, 31 – из мещан, 7 – из разночинцев).  К 1890-м гг. Мценск располагал женской городской и мужской приходскими школами, городским трёх классным училищем, а также церковно-приходскими школами при Петропавловском монастыре и Успенской церкви. В 1808 г. открылись женская гимназия и мужская ремесленная школа. В 1913 г. – начальная школа в Ямской слободе и мужская гимназия. Процент грамотного населения в конце XIX в. по Мценску составлял 41,1%, по Мценскому уезду – 16, 2 %.

Писатель И.А. Новиков оставил поэтическое описание город-ского училища: «Шумная детвора стекалась туда каждое утро; по-ставлено было городское училище, можно сказать, образцово, на ред-кость. Учители там кроме истории и географии, алгебры и геометрии ещё и медицине и начаткам торговой науки, и бухгалтерии, и изящным наукам. И не только что М-ский, но сюда и соседние тянулись уезды. Маленький мир, сам в себе замкнутый, своеобычный кусочек старой, отошедшей Руси…
Под тихими липами, между занятий, процветала в мальчишечьих этих шумливых стадах и нежная дружба, со всеми сантиментами взаимообожания, и весёлые драки, вольные шалости, и неясные первые томления души по красоте, по невнятному зовущему подвигу».
 
В 1905 г. по инициативе Екатерины Васильевны Богатырёвой открылась изба-читальня, в которой можно было взять за умеренную плату на дом книги, а также приобрести книги и письменные принад-лежности. В 1910 г. появилась общественная библиотека а в 1913 г. распахнула свои дери читателям народная библиотека имени И.С. Тургенева, в фондах которой некоторое время хранились книги из личной библиотеки писателя.

Подобно многим другим уездным торгово-ремесленным цен-трам, Мценск пережил в первой половине XIX в. период своего рас-цвета и начал медленно клониться к упадку со второй половины. Это было связано со строительством Московско – Курской железной до-роги, начатой на средства казны в 1864 г. и  уже осенью
1868 г. открытой для движения поездов. Поскольку экономика Мцен-ска строилась на перевозке хлеба по реке, а теперь его отправляли по железной дороге, городская пристань за ненадобностью постепенно пришла в упадок. Строительство Орловско – Витебской железной до-роги, а также ветки на Ригу привело к изменению торговых потоков и, как следствие, к тому, что позиции Мценска как центра хлебной и пеньковой торговли перешли к г. Орлу.


Рецензии