Долгое эхо детства 14 ч

Продолжение

(Начало:
1 ч.
http://www.proza.ru/2015/04/30/2086)

Предыдущая  13  часть
http://www.proza.ru/2018/01/20/208

                Наступил март 1953 года. Вся страна с замиранием сердца следила за сообщениями по радио о состоянии здоровья Сталина. Многие искренне верили в его мудрость и непогрешимость, в его гений, и не представляли, что теперь будет  со всеми, со страной.  Гришина группа  была  на лекции по теоретической  механике, когда в аудиторию вошёл доцент кафедры  и сообщил, что Москва передала известие о кончине И.В.Сталина.  Что тогда  началось в институте!  Многие  побросали занятия и отправились на Московский вокзал, чтобы поехать   на похороны.  В Москву добирались  всевозможными способами и путями. Страна забурлила. Большинство людей искренне переживали, плакали, как о потере самого дорогого и близкого человека.

               Но были тогда и трезво оценивавшие случившееся, ожидавшие перемен к лучшему, понимавшие, что настаёт новое время.   Конечно, простые люди не могли себе представить, какая борьба за власть развернётся между сподвижниками И.В.Сталина, никто даже не мог вообразить, что находившийся в то время на втором  плане Н.С.Хрущёв сможет растолкать всех и на десятилетие забрать руль управления страной в свои руки. Газеты того времени ещё печатали статьи, восхвалявшие И.В.Сталина, и всё казалось незыблемым.

          Постепенно жизнь начала входить в свою колею.  Людей больше волновали повседневные заботы – надо было зарабатывать на  жизнь, учиться, болеть, просто жить, а то, что было там, наверху,  отходило на второй план.  В институте продолжался нормальный учебный процесс, общественные науки пока ещё не изменились, на  занятиях  изучали произведения И.В.Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», «Экономические проблемы социализма».  Разоблачения культа личности ещё были впереди.

                Повидавший много на своём веку Веньямин  к  смерти Сталина отнёсся трезво, без сожаления.  Образованный и грамотный человек, перед  глазами которого прошла смена нескольких укладов и режимов -  он родился и вырос  в дореволюционной России, потом  - революция, гражданская  и две мировых войны. Он  был очевидцем репрессий и других безобразий, а также великих достижений своей эпохи,  побед и поражений, он много читал – произведений советских  писателей и классиков, трудов еврейских мудрецов…  Он много знал и понимал, поэтому его оценка  событий была взвешенной и трезвой. Для Гришки услышать такое тогда от отца показалось невероятным и диким – никогда ни единым словом раньше Веньямин  не обмолвился ни о чём подобном.  Даже письма его, будь то сыну на фронт или позже, в мирное время родным и детям  всегда были исключительно  безупречными для  цензуры. Но письма эти  неизменно были полны искреннего оптимизма, радости по поводу каждой положительной новости в городе, стране, гордости за своих детей и вообще за юное поколение. « На наших глазах вырастает новое племя молодых специалистов, и всем хватит работы трудиться на благо нашей любимой родины», - писал Веньямин. Он поддерживал  оптимистическое настроение и веру в лучшее будущее у молодых, которых война осиротила , лишила радостей детства, которым предстояло ещё много испытать на пути «наверх». И это было мудро, это отгоняло уныние и укрепляло уверенность в себе. Вместе с тем,  в  те опасные  времена он не позволял себе никаких отклонений от официальной идеологии ни в разговорах, ни в письмах, чтобы молодёжь, наслушавшись или начитавшись крамолы,   ненароком   не оборонила где-нибудь лишнего слова. Трагическая и страшная мудрость того времени.
 
                И вот теперь  после разговора с отцом Гриша был поражён, услышанное заставило его посмотреть на  происходящее по-новому. Однако отец, как и многие другие,  был полон оптимизма и  веры в положительные изменения. «Теперь начнётся хорошая жизнь с обилием продуктов и товаров народного потребления.  Даже у нас в городе имеются бесперебойно в продаже сахар, хлебобулочные изделия…»  - писал он Илье  в далекий уральский гарнизон уже в  конце 1953 года.

                Да,  впереди были большие перемены в жизни и сознании. Летом, во время геологической практики, которая проходила на ст. Мстинский мост   на    Октябрьской железной дороге,  Гришу и его однокурсников застала весть о разоблачении Л.П.Берии, как врага народа.  Газету с сообщением об этом  читали все вместе, находясь в карьере, где делали какие-то шурфы.
 
          Однако, жизнь продолжалась. Помимо занятий и скромных развлечений, Гришка нередко отправлялся на подработки, поскольку его стипендии, хоть и повышенной, едва хватало  на  жизнь, а материальной помощи он уже не получал никакой.  Такое же положение было у большинства его однокурсников. Если нужны были деньги на какие-то покупки, ребята часто ходили на метрострой выгружать платформы  с гравием и щебнем для бетонных заводов. Работать приходилось по ночам. Однажды после такой ночной смены он пришел в институт, а на первом занятии по математике была контрольная работа. Гриша сел за парту, записал задание и от усталости заснул прямо в аудитории. Хорошо, что сосед по парте через некоторое время успел разбудить его , и Гришка, собравшись с силами, сумел одолеть эту контрольную.

                Тяжелым физическим трудом приходилось заниматься нередко.  Годом позже во время строительной практике в Москве Гриша работал на строительстве филиала Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ).  Ребят поселили в общежитии МИИТа в Марьиной  роще, на работу приходилось ездить электричкой с Ярославского вокзала  до ст. Тайнинская, где находилось строительное управление, в котором они проходили практику. Стояла жаркая погода, всё время хотелось пить.  Неподалеку продавали квас из бочки, которым и спасались.  Однажды на стройку прибыл пульман* цемента, нагруженного в крытый вагон навалом, без мешков. Никто не хотел его выгружать, и тогда прораб обратился к студентам -  Гришке и его двум товарищам. Договорились, что ребята сделают эту тяжелейшую работу за 210 рублей на троих. Оплата была мизерной, не соответствовала объему и тяжести предстоящей работы,  но неопытные и, можно сказать, глуповатые студенты  согласились на предложение прораба.

                Цемент из вагона по катальным ходам нужно было ещё и перевезти на склад. Когда жара спала, парни принялись за дело.  Никаких средств защиты им не выдали, даже респираторов или хотя бы  марлевых повязок.    Когда была выгружена примерно половина цемента, ребята совершенно выбились из сил, кроме того, очень хотелось есть, а купить что-либо было невозможно – все магазины были закрыты.  Прораб сжалился над работниками, сбегал домой и нашел там несколько кусочков хлеба и сахара – был он холостяк, еды дома не держал. Подкрепившись этим жалким провиантом, ребята снова принялись за работу  и к часам пяти утра, совершенно измотавшись, закончили разгрузку. Они надышались цементной пылью, лицо, волосы, одежда – всё было в этой пыли, от усталости болели руки, а от лопаты и тачки на ладонях появились свежие мозоли.  Хорошо, что на бетонном узле стояли бочки с чистой водой,  парни влезли в них и смыли с себя грязь и отправились на электричку.  За адскую работу они получили всего по 70 рублей, и  этих денег  хватило лишь на верхнюю рубашку.  В дальнейшем, когда  Гриша уже  работал на производстве, и приходилось организовывать людей на выгрузку вагонов, он всегда старался изыскать возможность за эту работу по наряду заплатить людям как можно больше (обычно порядка 650 руб. за вагон), потому что  хорошо знал, какой это тяжелый труд.

*   Пульман - большой (четырехосный) пассажирский или товарный железнодорожный вагон.

Продолжение 15 часть
http://www.proza.ru/2018/01/28/196


Рецензии
Мы не были обижены ни родителями, ни стипендией, но если была возможность, нас всегда звали помочь на какой-нибудь завод, или фабрику, когда на конец месяца горел план. Брались почти за всё, особенно парни. Наверное, до денаминации семьдесят рублей были маленькой суммой.Но когда она прошла, то продукты подорожали в 5 раз, и жизнь не изменилась. Стоимость жизни. Разгрузить вагон нефасованного цемента должно было стоить и в те времена баснословных денег.Хотя о людях с семьями живущих рядом с цементным заводом, а ещё и работающих на нём,можно сказать, что вместо воздуха, они дышат цементом. Был в Хабаровском крае посёлок Лондоко. С поезда весь празднично-белый, а пройдёшь по нему , он от лежащего на всём цемента от крыш до подвалов как побеленный, и дышать нечем. Была в нём около часа,состояние ужасное.А люди там рождались и жили. Извините Эми, это почти не имеет отношения к написанному,но вот вспомнилось,и я опять удивилась, на что человек от рождения способен свыкнутся с любыми условиями. Не думаю, что им много платили.

Лариса Гулимова   30.07.2023 12:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса, что поделились размышлениями.
К сожалению, местности вокруг предприятий добывающей и химической промышленности очень загрязнены. А в те времена , аогда еще не было эффективных очистных сооружений особенно. На стройках и теперь пыль, и хотя законы требуют различных мер, полностью обезопасить как работников, так и окружающих людей невозможно,

Эми Ариель   30.07.2023 13:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.