Мой Кармадон

 Горы - моя слабость и моя любовь.
 Все свою молодость я  ходила в горы, "отдыхала" в горных туристических лагерях, где с рюкзаком за плечами исходила много километров горных подъёмов и спусков, всей душой наслаждаясь роскошью естественной природы: её силой, её красотой, её властью.
  Только в горах, перед громадами гор, мощью горных рек, снежных вершин и ледников, ты понимаешь, что назвавшись "Венцом творения", человек слишком ошибался в своей гордыне...  Здесь меняется мировоззрение, здесь рядом с небесами очищаются души, здесь меняются местами приоритеты. Здесь ты становишься частью одного божественного пространства...

   Когда мне в 80-ых годах уже прошлого столетия предложили путёвку в Кармадон, я с радостью согласилась - в Северной Осетии я ещё не бывала... Правда путёвка была не в туристический лагерь, а в бальнеологический санаторий, но мне было очень интересно узнать, откуда привозят  в магазины Ростова вкусную минеральную воду "Кармадон".
   Ростов-на-Дону, это преддверие Кавказа. Мы соседи, и поэтому добираться до городов Северного хребта Кавказа, как и до Чёрного моря - сущий пустяк: вечером попозже выезжаешь - утром ты  на месте. Для меня - предпочтительней на поезде. Люблю вытянуться на полке и под мерный, убаюкивающий перестук колес спать до утра, что одновременно означает до прибытия на место.
   Так было и в тот раз. На рассвете я вышла из поезда на перрон Владикавказа. Светало, и из глубин ещё тёмного неба начали проступать громады окружающих гор. Это было так завораживающе красиво, и поскольку был уже ноябрь, то светало с трудом, как в замедленной съёмке. Наконец  стало совсем светло, и я увидела Владикавказ во всей его красе. Этот город прекрасен в любое время года и в любое время суток!
     Однако, пока я крутила головой во все стороны, разглядывая город и его окружающий пейзаж, оказалось, что автобус на Кармадон уже уехал. А ходит он всего два раза в день, утром, чтобы отвезти работников санатория на работу, и вечером, чтобы забрать их  назад, в город. Пришлось ехать на такси. Как правило, на Кавказе местные таксисты ещё и замечательные экскурсоводы. Они обожают свой край и знают о нём больше, чем может рассказать гид, зацикленный на одной теме экскурсии.
    Вначале пути вокруг были прекрасные гористые пейзажи, покрытые лесом, но чем выше мы забирались, тем мрачнее становился пейзаж. В ноябре, в высокогорье уже выпал снег. Но меня удручало то, что  вокруг стоят громадины "голых" гор. Здесь нет леса, только альпийские луга, которые весной, безусловно, прекрасны от цветов, покрывающих их. Но в ноябре присыпанные снегом склоны, а рядом обнаженные скальные обрывы и откосы вызывали у меня чувство безотчётной тревоги.
   Водитель в это время рассказывал мне о великанах - Нартах, которые раньше повсеместно жили на Кавказе. О том, что их до сих пор иногда встречают высоко в горах пастухи, о том, что Нарты живут в глубоких пещерах, и наблюдают за нашим миром. Что они в древности помогали людям на Кавказе, и сейчас местные жители уверены, что когда придёт тяжёлое время для живущих на Земле, эти великаны- герои спустятся вниз, чтобы снова помочь людям. На мои сомнения, водитель отвечал, что скелеты Нартов периодически обнаруживают после весенних  паводков и обвалах в горах.
     Проезжая тоннель за тоннелем, мы каждый раз "выскакивали"  ещё более высоко в горах. Глядя в  ветровое стекло, я увидела сходящиеся  друг к другу скальные склоны двух гор. Было впечатление, что там тупик и конец дороги.
  "А как мы там проедем?"- спросила я водителя с тревогой, указывая на сомкнувшееся пространство.
  "Это - ворота Кармадона" с гордостью ответил водитель. "Сейчас увидишь. Это ТАКОЕ место, что раз проехав, запомнишь на всю жизнь". Только подъехав близко, водитель остановился и пошёл показывать ЭТО место. Да, я поняла его гордость, когда увидела, как скалы близко сходятся, и, как кулисы в театре, заходят одна за другую. И между ними есть место только для реки, шумящей по валунам и узкой дороги между рекой и нависшем карнизом скалы. Наверное на моём лице  была ярко выраженная тревога, потому как водитель рассмеялся и сказал: "Не бойся, мы тут не поедем, мы сейчас безопасно, тоннелем проедем. Садись в машину".
    И как только мы проехали Ворота Кармадона, я увидела сам санаторий!
Машина, проехав по асфальтовой дороге вдоль шумящей реки  совсем немного поднялась в гору и остановилась возле высокой стэлы с надписью "Кармадон"
   "Приехали", сказал водитель-"дальше пешком"...
   Оказалось - пешком идти прилично. Спрашивая дорогу у встречных "курортников", я поднялась на склон горы, по которому были расположены одноэтажные  небольшие жилые корпуса санатория, и в одном из них - администрация. Меня определили в шестой корпус.

    Да... Шестой корпус - это уже  многоэтажка внизу у реки, в нём расположены все лечебные кабинеты и жилые комнаты с видом на склон противоположной горы, уходящей куда-то ввысь. С противоположной стороны здания на один этаж меньше, потому как само здание на склоне. Перед ним площадка, куда спускается серпантином высокая лестница и куча разных дорожек, протоптанных отдыхающими, живущими намного выше по склону. С этой стороны здания вход в столовую санатория и кинозал. Вот тогда я оценила свою возможность во-первых: получать процедуры, не выходя из здания, а во-вторых: не преодолевать горный склон три раза в день, чтобы покушать. Сидя за столом во время обеда, я наблюдала за конями, табуном гуляющими по склону  противоположной горы. И переодически, выше по её склону видела лохматых яков, которые паслись на уже присыпаннои снегом склоне.

   Ноябрь в горах - не лучшее время для длительных прогулок, но всё же, собралась группа людей, желающих как можно больше узнать о месте нашего пребывания. Первое, что мы сделали - это совершили "восхождение" на гору рядом с санаторием. Она была невысокой, и с северной её стороны росли сосны. Как-то необычно смотрелся этот сосновый бор только на одной стороне горы среди прочих "лысых" гор. Как позже выяснилось, этот сосновый бор насаждён людьми, чтобы хоть как-то освежить пейзаж возле санатория. До сих пор мне сложно понять, как на гору с уклоном в 45 градусов въезжают автомобили, но дорога на вершину от подножия была. Дальше она переходила на вершину хребта, и по нему тянулась в неизвестном направлении.

     В следующий выходной от процедур день мы, преодолев неглубокую котловину,      
отправились на другую гору. Там на вершине стояли высокие  каменные башни с окошками на уровне третьего и выше этажа, а правее и ниже по склону расположен город мертвых. В островерхих домиках с окошком на уровне груди лежали скелеты людей.
   В некоторых "склепах" (хотя это точно не название таких домиков-хижин), стояли большие лодки, а уже в них один на другом скелеты людей, в некоторых были широкие полки у задней стенки, и на этих полках лежали скелеты. В некоторых просто на полу. Я обратила внимание на то, что это были не высушенные на высокогорном ветру мумии, а именно голые скелеты. Куда девалась с них плоть, для меня загадка.
    За это посещение нас пожурили местные осетины, к которым мы попали на какой-то праздник в село в свой следующий выходной. Село располагалось на вершине горы, которая стояла  прямо напротив нашего санатория. Оказалось, что они предпочитают не беспокоить духов своих предков, живущих в городе мёртвых и нам не советовали. Я рассказывала им о наших обычаях ходить на кладбище к могилам родных, они мне о своих обычаях. Разговор завязался на долго, и когда мои спутники ушли в  свой корпус, мы еще долго говорили обо всем на свете. Потом меня неоднократно звали в гости, осетинки учили меня печь настоящие осетинские пироги, вязать из козьего пуха и много ещё чему. Среди этих доброжелательных, гостеприимных и открытых душой людей я чувствовала себя дома, в своей семье...

   Наконец выдалась хорошая погода, без ветра, с ясным солнышком и слабым морозцем, и мы своей неугомонной группой решили подняться вверх по ущелью к знаменитым минеральным ваннам, обустроенным прямо на открытом воздухе.
   Наезженная дорога шла по берегу реки. Только тут я узнала название реки - Генолдон, что означает - тёмная вода. Кстати наш родной Тихий Дон - это тихая вода. Хотя тихой её назвать сложно, течение в Дону - дай Боже. Короче, вода -это древнее слово ДОН.
   Пройдя несколько километров, я увидела в середине, обмелевшей за лето и осень реке, огромный валун. Он уже обтесался водой и был без острых углов, но его размер в поперечнике величиной с трехэтажный дом совершенно сбил меня с толку. Чем выше по реке мы поднимались, тем больше валунов мы встречали. Правда они были поменьше первого. А потом я увидела развалины.
   Меня поразило то, что стены некогда стоящих здесь зданий, идущие параллельно реке продолжают стоять с проломами вместо окон и дверей, а вот середины между стенами нет. Совсем нет! Словно и не задумывалось их возведение. Сами стены мощные, толщиной больше метра. Я знала, что в горах бывают сели, но чтобы такой силы? На что мне ответили, что это прошёл не просто сель, а в 1969 году тут прошёл ледник Колка и остановился за 10 километров от нынешнего санатория Кармадон, а я вижу остатки санатория Кармадон, построенного ещё при Сталине. А ещё раньше, "при царе", выше по течению реки был ещё один санаторий Кармадон, который в 1902 году снес ледник Колка.
   Мы продолжили подъём...
   "А где это ещё выше?", спросила я, уже порядком уставшая от подъёма.
   "Да вот сейчас и увидишь," был ответ, и мы остановились.  Справа, из скального склона стекала парующая на морозце вода и заполняла собой  углубления в скальном грунте. Края этих углублений были выложены  тщательно подобранными большими и мелкими камнями. Получалось что-то вроде ванн. Их было шесть, пар от воды поднимался курящимся облачком. Несколько мужчин, уже бывавших здесь, разделись и улеглись в воду. Чуть выше по склону поднималась наша дорога от реки к небольшому квадратному бетонному зданию без окон и, как мне показалось,  дверей. На мой вопрос,"Что это?" , мне ответили, что как раз здесь и набирают минеральную воду Кармадон в цистерны, потом её бутилизируют и продают в магазинах.
     Вот! Я узнала, насколько свысока привозят в магазины вкусную водичку "Кармадон"!
   После ванн самые отчаянные решили перейти по подвесному мостику через реку, потому, что с противоположного берега уже хорошо виден сам ледник Колка. Но на подвесном мосту, дощечки шли где через одну штуку, а где и через метр-два. От брызг  на морозе они стали скользкими и так никто не смог перейти реку, ну а я и не пыталась. На ледник я тогда вблизи и не посмотрела...
   Но мысль в голове засела:"Со школьной программы известно, что Кавказ - молодые горы, что Казбек в принципе - дремлющий вулкан, поэтому с гор, его окружающих, текут в разные стороны ручьи и потоки горячих минеральных вод. А раз внутри горячо, то снизу все снега и ледники должны подтаивать и спрессовываться. Но до каких пор???"

    Я уезжала из Кармадона с двояким, и даже с тройным чувством:во-первых - мне там очень понравилась дремлющая суровая природа зимнего ущелья; во-вторых люди, живущие там, с кем мне довелось познакомиться и пообщаться; а вот в-третьих  твёрдая уверенность, что сама бы я не стала жить в таком опасном месте. И мне  больше не хотелось возвращаться сюда. Однако, человек предполагает, а Бог располагает...
 
    И БЕДА грянула!
  В верховьях Кармадонского ущелья на скалистых отрогах Казбека по утверждённым данным находилось 43 висящих ледника, общая площадь оледенения равна 120 квадратным километрам. В середине скалистого хребта находится  вершина горы
 Джиморай Хох, высотой 4 788 метров с висящим ледником Колка. Это гора запирает Кармадонское ущелье.

    20 сентября 2002 года около 20 часов 15 миллионов (!) кубометров льда откололись от Джиморай Хох и ударили в ледник Колка. Местные жители  в Кармадоне, услышав этот звук подумали, что в горах разбился сверхзвуковой истребитель, но уже в следующее мгновение всё переменилось...

    Под ледником Колка действуют горячие минеральные источники, снизу лёд подтаивал и как только масса ледника мгновенно увеличилась на эти 15 млн. кубометров, общая критическая масса  превысила свои значения, и за считанные минуты 200 млн. кубометров льда, словно с высокой горки аквапарка, заскользили по вертикали на 4 километра вниз, набирая скорость.
    Впереди себя ледник гнал огромной мощности воздушную волну такой силы, что птицы, попавшие в неё взрывались! Местные говорили, что воздух запах серой. В добавок, страшный холод обрушился на жителей.

    А ледник понёсся по реке Геналдон со скоростью 180-200 км-час, раскачиваясь от одного берега до другого, снимая грунт со склонов гор глубиной до пяти метров вместе с камнями, щебнем, оставляя за собой голые скалы с выдранными из гор огромными глыбами. Он всё сносил на своём пути:села, дома отдыха, туристические базы, санаторий, просто отдыхающих в палатках по склонам, ведь это была пятница, и в красивое ущелье на выходные выезжали жители многих городов и сел Осетии.

   В это же время там погибла и съёмочная группа Сергея Бодрова.

   В  3-5 минут Кармадонское ущелье перестало существовать!  Колка заполнил собой всё ущелье своим ледово-каменным телом от края до края, на ширину 400-500 метров и высотой 140-150 метров, в некоторых местах с захлёстом в 200 метров.

  Но Кармадонские Ворота выстояли! 115 млн. кубометров ледово-каменной массы остановилось в скальных воротах Кармадона, и только около 14-15млн. кубометров в виде жидкой селевой массы  выдавилось, словно из тюбика зубной пасты, и прошло дальше уже по реке Гизельдон, остановившись за  семь километров от одноимённого села Гизельдон с 8000 жителей.

  Ледник завалил четыре тоннеля, несколько мостов, снёс высоковольтную линию электропередач, он перехлёстывал невысокие вершины и заходил в соседние долины. В ущелье рядом с Кармадоном, он перекрыл реку, и там мгновенно образовалось озеро, скрыв под водой ближайшие дома.
   Кармадон своей смертью защитил  равнинные селения и города от гибели. Колка, изначально состоящий из 60% льда и 40% каменной массы, прошёл путь в 35 километров. Так далеко он ещё не заходил!
  В те дни  Кармадонскую трагедию признали крупнейшей гляциологической мировой катастрофой.
  У местных жителей есть поверье, что на Джиморай Хох,  под ледником Колка вход в скрытую пещеру, в которой живёт Ледяной Дьявол, и он выходит, когда его зовут.

  Сергей Бодров не единожды говорил:" Я хочу навсегда остаться в горах!" Не жить в горах, не приезжать в горы, а именно ОСТАТЬСЯ.
  Ледяной Дьявол его услышал... И вышел из своего подземелья, неся запах серы и страшный холод. Но вместе с Сергеем, по своему обычаю, прихватил ещё больше сотни  человек.
    Вечная память погибшим в Кармадоне и окрестностях!
 
Будьте осторожны со словами, высказывая своё пожелание.
Возможно, в этот момент вас услышат, но неправильно поймут...

PS. На фото огромная масса льда, содрав берега ущелья, смешалась с землёй и превратила прекрасное ущелье в ад.


Рецензии
Горы и моя слабость, и моя любовь. Я тоже ростовчанин и тоже "облазил" весь Кавказ и Осетию в том числе. Практически всё, что описано Ваших горных рассказах стоит у меня перед глазами. Спасибо за приятное изложение материала. Спасибо за воспоминания молодости.

Валерий Банных   07.12.2019 20:22     Заявить о нарушении
Валерий, Ваша рецензия зазвучала нечаянно затронутой струной. Я Вам очень благодарна за память и понимание тех эмоций и чувств, что несут нам горы.
Простите, что поздно отвечаю, я здесь стала редко бывать...

Елена Стасюк   30.12.2019 18:42   Заявить о нарушении