Петровская феерия 4. Кронштадт и Кроншлот

(Продолжение. Начало - http://www.proza.ru/2018/01/24/304)

"Для защиты молодой русской столицы в 1703 году Пётр 1 повелел строить форт неподалёку от острова Котлин, который назвал "Кроншлот" (Коронный замок). Его соорудили за одну зиму, и к навигации 1704 года он надёжно прикрыл Невский фарватер.

7 октября 1723 года на острове Котлин в торжественной обстановке состоялась закладка Петром 1 крепости Кронштадт. Тогда же и город на острове Котлин был назван Кронштадтом (Коронный город).

На макете представлена часть Петровского док-канала, который и по сей день является наиболее сохранившимся памятником петровской эпохи". Так говорится в путеводителе по музею-макету.

На макете также представлены два дворца: графа Б.К. Миниха - инженера, второго генерал-губернатора Санкт-Петербрга после Меншикова А.Д. и Итальянский дворец,принадлежавший А.Д. Меншикову. Оба дворца до наших дней дошли сильно изменёнными, и только на макете их можно увидеть в первозданном облике.

30 пушек миниатюрного форта Кроншлот приветствуют посетителей этого великолепного музея также, как когда-то приветствовали корабли пушки настоящего форта Петра Великого.

Один из представленных на макете процессов - килевание корабля. К началу просмотра экспозиции я полагал, что килевание - это протаскивание наказанного матроса под днищем корабля. Оказалось, что килевание корабля - наклон судна с целью осмотра и ремонта его подводной части при помощи талей (специальных грузоподъёмных устройств). Ремонт одного корабля мог потребовать до года!
 
"Итальянский пруд - центр коммерческой жизни Кронштадта 18 века. Зимой здесь была стоянка боевых кораблей. Летом в гавани бросали якоря торговые парусники, товары с них перегружались на плоскодонные баржи и по мелководью залива доставлялись в Петербург".

     - Чем лично для меня является Кронштадт?! - я задумываюсь перед тем, как перейти к описанию следующего фрагмента макета. Скорее всего - местом действия из полюбившегося фильма "Мы из Кронштадта".

 Дед из далёкого Казахстана в Отечественную воевал на Волховском фронте. Когда прорывали блокаду, его 1076 стрелковый полк 314 сд 2 Ударной армии по льду Финского залива с Лисьего носа прошёл через Кронштадт на Ораниенбаум. Если бы дивизия деда двумя годами ранее воевала там же, где и  большинство частей 2 Ударной армии, попавшей в окружение, то моё детство прошло бы без натирки до блеска и "примерки" дедовых медалей. Я об этом часто думал, когда рыбачил на Финском заливе.

Память сама, цепляясь за события, неутомимым потоком, как Нева под Дворцовым мостом, тянет в былое. Помню сильное впечатление от первой встречи с Кронштадтом когда готовились к  штурманскому походу на учебном корабле. Кораблей у причалов Кронштадта было очень много - не перечесть! Они не были эсминцами и крейсерами,а были сторожевиками и тральщиками, без которых Флоту не обойтись.

За частоколом мачт в судоремонтном заводе просматривался парусный красавец "Седов". А, может быть, барк "Товарищ"? Кто его знает! Тогда целая жизнь была впереди.

С Кронштадтом у меня связаны и сугубо личные, не самые лучшие воспоминания. Перед штурманским походом на учебном корабле надо было загрузить на складах машину с продуктами. В помощь корабельному продовольственнику командир роты капитан 2 ранга Свиньин Алексей Игоревич, светлая ему память, назначил несколько курсантов  в помощь. Нас четверо, я - старший. Идём по небольшому, но незнакомому городу, я каждый раз уточняю у снабженца куда нам далее идти. Куда-то не близко. Устав от неопределенности, я - целый главный корабельный старшина, поручил простому матросу выйти из строя и вести нашу колонну, раз только он дорогу знает.

Не прошло и  трёх минут, как нас в тени больших деревьев, через верхушки которых едва пробивались лучи солнца, на "переходе морем" арестовал какой-то сухощавый, но свирепый капитан - лейтенант, как оказалось, помощник коменданта. Рояль, то есть грузовик с откидывающимися бортами, как раз, виднелся за кустами.

 Так я всю свою команду  благополучно завёл на гарнизонную гауптвахту славного города Кронштадта! Под вечер нас вызволили. Ужин прошёл без нашего участия. Этот самый матросик с виноватым лицом - мне тоже ему в глаза смотреть не хотелось, выдал нам по банке тушенки. 

Не прошло и недели, как моя шлюпка пришла последней на гонках. В ротной стенгазете, когда мы уже вернулись в училище, меня раскритиковали. Командир роты откорректировал своё отношение ко мне, что я незамедлительно почувствовал.
    - Плохо, когда всё плохо! - думал я. Мне пришлось перечинить все сгоревшие ротные утюги, чтобы восстановить статускво.

Когда учился в ВМА - в январе 1994 года: чуть было, ночью не провалился с товарищем под лёд в устье Невы. Наверное, если бы не счастливый случай, как пить дать, "прошли" бы мимо  Кронштадта! Впрочем, об этом есть зарисовка (proza.ru/2010/04/13/325).

Летом 2017-го с супругой и внуком гуляли по Кронштадту. Военных патрулей, почему-то, не было видно. Кораблей тоже. Никто нас не арестовал. Глядя на замечательный памятник Петру 1 в парке неподалёку от причалов, где колготились иностранные туристы, преимущественно китайские, я вспомнил, что видел ещё два похожих: в Нижнем парке Петродворца и рядом с портом в Петрозаводске.

В январе 2018-го прошли с супругой по Садовой мимо Военной комендатуры Санкт-Петербурга. Наверное, по причине обеденного времени на подступах к ней маялись молодые ребята со строгими лицами.
    - По гражданке! - почему-то отметил я и  вспомнил, как одноклассник по училищу Сергей Писчасов - царствие ему небесное, гордился тем, что, попав на гауптвахту, сидел в той же камере, что и Валерий Чкалов.

В 2017 я с удовольствием смотрел по телевидению Военно-морской  парад в Санкт -Петербурге. Когда большие корабли проходили по Кронштадтскому фарватеру, я с гордостью вспомнил, как "сидел" на местной гауптвахте.

     - Когда ещё доведётся!


Фото с сайта peteraqua.ru
(Продолжение http://www.proza.ru/2018/01/27/1381)


Рецензии
Анатолий, я года три назад был в Кронштаде. На теплоходике по Маркизовой луже и на пристпнь к памятнику Петра. Военных кораблей на якоре раз-два и обчёлся, не то, что раньше. Патрули присутствовали: насчитал целых два. Продолжу завтра.
С уважением СВЕТ

Виктор Светозарский   17.02.2022 23:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.