Северянин по душе и по рождению

(Александр Борисов (1866 – 1934) – художник, писатель, исследователь Русского Севера)


Борисов — поэт Севера, баян льдов и полуночного солнца (Н. К. Рерих)

Александр Алексеевич Борисов нам больше известен как художник – живописец суровых арктических пейзажей.

Но деятельность А. А. Борисова, его интересы не ограничивались живописью. В 1907 году были опубликованы его путевые очерки "У самоедов. От Пинеги до Карского моря": "Крайний Север, с его мрачной, но мощной и таинственной природой, с его вечными льдами и долгой полярной ночью, всегда привлекал меня к себе. Северянин по душе и по рождению, я всю жизнь с ранней юности только и мечтал о том, чтобы отправиться туда, вверх, за пределы Архангельской губернии".

В той же книге "У самоедов" он  писал: "После природы родных лесов Вологодской губернии наибольшее впечатление произвели на меня льды и белые ночи Соловецкие, и, может быть, по этой причине меня всегда тянуло на Север, хотя и до того рас-сказы и описания полярных путешествий не давали душе моей покоя". И далее: "В голове роились мысли о местах, где когда-то бывали малоизвестные подвижники русского дела: Савва Ложкин, штурман Розмыслов, Чиракин, Пахтусов, Циволька и пр., и брала досада, что рядом с этими священными, для всякого русского, именами приходится встречаться на искони русском побережье с именами разных иноземных путешественников, по большей части лишь одушевленных корыстными чувствами".

В 1909 году он пишет книгу " В стране холода и смерти". В этой работе Борисов рассказывает о несметных природных богатствах края и о бедственном положении коренного населения, высказывает предложения по разумной организации промыслов, строительству консервных заводов, научному ведению оленеводства.

Первое путешествие вдоль Мурманского побережья и Скандинавии до Тронхейма  он совершил в 1894 году еще студентом, сопровождая в качестве рисовальщика и фотографа министра финансов С. Ю. Витте. Это была экспедиция, снаряженная царс-ким правительством для поисков на Баренцевом море удобной гавани для постройки военного порта. Приемлемой оказалась Екатерининская гавань, где впоследствии был построен Александровск-на-Мурмане (ныне – Полярный). Гавань  запомнилась художнику, и он запечатлел ее на одном из своих полотен.

Весну и лето 1896 года Борисов, уже по собственной инициативе, проводит на Мурмане (Печеньга, Екатерининская гавань, Териберка), а затем, в составе экспедиции Казанского университета работает на  Новой Земле, в районе пролива Маточкин Шар. Окрыленный успехом, молодой художник в декабре 1897 года выехал из Петербурга в Архангельск, начиная новое путешествие по Большеземельской тундре и острову Вайгач.

Из Вологды Борисов писал профессору Казанского университета Д.И.Дубяго:
«…Предполагаю на северном острове Н.З. пробыть 2 ; года. Цель экспедиции главным образом художественная, но, между прочим, мой капитан будет делать определения астрономических пунктов, команда будет (вести) простейшие метеорологические наблюдения, а два моих само-еда будут следить за промыслами и, таким образом, практически определят значение промыслов этого края… Теперь я еду в печорский край и на о. Вайгач с целью себя тренировать для моей экспедиции… Через две недели я буду уже в городе Пинеге, через три — в Усть-Цильме".  Путешествие на Пинегу, Усть-Цильму, Пустозерск и далее на остров Вайгач красочно описано художником в книге "У самоедов".

Получив 11 ноября 1898 года академический диплом, художник тотчас же начинает подготовку к новой продолжительной экспедиции на крайний Север.  Зимой 1898-1899 годов по черте-жам известного кораблестроителя профессора Политехнического института А. П. Фан-Дер-Флита опытными поморами во главе с капитаном парохода «Ломоносов» С.В.Постниковым было построено в деревне Колежма Сумского посада (на берегу Белого моря) одномачтовое судно водоизмещением 40 тонн, предназначенное для плавания во льдах. В нем, как и у "Фрама", была использована особенность русского поморского коча – выжиматься на поверхность льда при его сжатии. Эту яхту художник назвал "Мечта".

Общий вес необходимых грузов составил 40000 пудов, затраты - 32671 рубль: 7000 рублей личных средств художника, остальные предоставило министерство финансов.
Чтобы обеспечить нормальные условия жизни и работы на Новой Земле, Борисов заранее завез туда в разобранном виде большой рубленый в Красноборске деревянный дом с просторной мастерской, а кроме того, дрова, керосин, прессованное сено и двух коров.

В конце августа 1900 года, когда все подготовили к зимовке, рабочих отправили последним рейсом на материк, а Борисов и семь человек команды вышли на "Мечте" через Маточкин Шар в Карское море, чтобы создать систему складов по восточному берегу северного острова.

В Карском море "Мечта" попала в тяжелые ледовые условия и в конце сентября оказалась намертво затертой льдами. Оставаться в дрейфе было бы безумием. Борисов принял решение: покинуть судно и по плавучим льдам добираться до берега. Взяв только самое необходимое, экипаж "Мечты" высадился на плавучий лед. Целую неделю, преодолевая самые ужасные трудности и лишения, добирались они до берега. Об этом впоследствии Борисов рассказал в брошюре "В стране холода и смерти". Он писал о том, что у них была легкая лодочка, на которой трое могли довольно просто спастись. Борисов предложил сесть в лодку ненцу Устину, матросам Акулову и Попову, потому что у них были семьи. Все трое категорически отказались, сказав: "Если мы вернемся живыми, а вас не будет, да ведь мы всю жизнь мучиться будем. Какая уж это будет жизнь!" Решили пробираться все вместе. Это были необычайно тяжелые дни. Не померли с голоду только благодаря тому, что у них осталось несколько патронов, что давало возможность стрелять тюленей и есть сырое мясо. С каждым днем становилось все труднее, терялась надежда дойти: "Сидишь, уткнувшись в снег, и не хочешь ни говорить, ни смотреть друг на друга. Да и о чем говорить? Все уже переговорено. У всех только одна мысль о смерти. Засыпая вечером, не надеешься еще раз увидеть рассвет... И боишься взглянуть другому в лицо, чтобы не прочесть на нем ту же мысль, чтобы не увидеть эту страшную душевную борьбу. И так медленно, целой вечностью тянутся минуты безмолвия, нарушаемого лишь треском льдов! Меня это чувство угнетало больше всех. Я ведь главный виновник. Я привел их сюда. И это сознание страшной ответственности за семь человеческих жизней не отымало у меня надежды до последней минуты…  На седьмой день почувствовали запах дыма, уловили далекий лай собак... Стали стрелять. Выстрелы услышали ненцы, в этот год почему-то стоявшие на восточном берегу».

Отдохнув у гостеприимных ненцев, Борисов и вся команда пешком пересекли Новую Землю и, проделав около 400 кило-метров очень трудного пути, 31 октября вернулись в свой дом (даты даются по старому стилю).

В апреле 1901 года, успешно завершив зимовку, Борисов с двумя помощниками на собачьих упряжках отправились из губы Поморской на карскую сторону Новой Земли. В течение ста шести дней они обследовали и сделали описание береговой ли-нии карского побережья Северного острова - от устья Маточкина Шара до залива Медвежий. Нанесли на карту 35 новых географических названий: 33 в заливах Чекина, Незнаемый и Медвежий и 2 - на северном и южном берегу пролива Маточкин Шар.
Экспедиция открыла и дала названия многим объектам Новой Земли. Борисов называл их в честь учителей и меценатов: мыс Боголюбова, ледник и мыс Васнецова, мыс Верещагина, ледник и залив Витте, бухта Ермолова, мыс и гора Кази, мыс Крамского, мыс Куинджи, мыс Путилова, мыс Меца, мыс Репина, бухта Романова, мыс и река графа И.Толстого, ледник Третьякова, мыс Шишкина, мыс Яловецкого, мыс Суворина...
Кроме того, путешественники вели метеорологические наблюдения, собирали геологические, ботанические и зоологические коллекции. Одним из главных результатов экспедиции стали сотни эскизов и этюдов.

В конце августа 1901 года экспедиция вернулась с Новой Земли на пароходе "Пахтусов".

В 20-30-е годы Александр Борисов много сил и энергии отдает новым своим проектам, связанных с развитием транспорта и экономики Северного края.

В сочинениях "Великий Северо-Восточный путь. Великий речной путь из Сибири в Европу" (1910 г.), "Обь-Мурманская железная дорога" (1915 г), в научных докладах и проектах он исследует экономическую жизнь Севера, обосновывает мнение о необходимости строительства Северного железнодорожного пути и соединения северных и сибирских рек каналами. Это был проект,  который соединил бы три океана.
Длительные размышления над транспортной проблемой Севера привели его к идее постройки разветвленной сети железных дорог, которые бы связали Европейский Север с Сибирью, этой "страной будущего", как тогда писалось, и с центром России. Так появился проект дороги "Великий Северный железно-дорожный путь". Он включал в себя три направления: Обь-Котлас-Сорока-Мурман, Котлас-Вельск-Коноша-Санкт-Петер-бург, Котлас - Великий Устюг-Кострома. Проектируя, Борисов руководствовался не только экономическими, но также и военно-стратегическими соображениями.

Одновременно художник выступает в печати с вопросом о создании речного пути из Сибири в Европу. "Надо произвести строжайшие исследования Сосьвы, Илыча и связывающих их рек. Вот этим речным путем мы соединим два мира - Европу и Азию... Должен сказать, что, соединив Сосьву, Илыч, Печору и Вычегду, мы будем иметь впоследствии прямой водный, непрерывный путь до Петербурга, до Иркутска и Владивостока".

В 1914 - 1916 годах А. А. Борисов на свои средства производил изыскательские работы на трассе проектируемой им Обь-Мурманской железной дороги, призванной соединить Сибирь через Котлас с Мурманской незамерзающей гаванью, с Петроградом и Москвой и дать выход огромным сибирским богатствам на мировой и внутренний рынки. Строительство этой дороги, признанное царским правительством первоочередной задачей, было поддержано и сменившим его после революции Совнаркомом. Однако гражданская война и разруха далеко отодвинули реализацию этого проекта. В частности, журнал Северо-Двинского губсовнархоза "Богатство Севера", издававшийся в Великом Устюге, писал: "План постройки задуман давно. Впервые художником Борисовым он был оглашен в печати 18 лет назад». Этот же журнал в статье "Какие железные дороги нужны Северу?" о проекте Борисова писал: "...этот проект подвергался обсуждению в многочисленных специальных, науч-но-технических и экономических комиссиях... и найден отвечающим задачам и целям железнодорожного строительства на Севере".

Острый характер носило обсуждение строительства железной дороги на Великий Устюг. Обсуждения проходили бурно. Любопытные замечания имеются по этому вопросу в мате-риалах совещания Северо-Двинского губсовнархоза, относящихся к 1920 году: "Губернский город Великий Устюг до сих пор по самодурству бюрократии обойден железной дорогой. Устюг обладает Кузинским затоном для судов и Михайловским, с большим, хорошо оборудованным судоремонтным заводом". И далее: "В заключение совещание высказалось за необходимость экстренного вызова в Великий Устюг товарища Борисова как энергичного работника, всесторонне знакомого и много рабо-тающего в этой области"

Вопрос о месте прохождения железной дороги на Великий Устюг неоднократно обсуждался в губернских органах. Предлагались различные варианты выхода к Котласу: Кузино – Сусоловка, Кузино - разъезд Селиваново и другие. При этом А. А. Борисов отстаивал свою точку зрения - прокладку пути через Приводино и Красавино, настойчиво предлагая "железнодорожную линию Котлас - Устюг - Кострома включить также в пятилетку". И далее: "...Конечно, рано или поздно мост через Двину должен быть построен, и чем скорее, тем лучше. Этот мост сразу уничтожит мертвый тупик железной дороги в Котласе. Этот мост даст возможность короткой железнодорожной веткой связать Красавинскую фабрику с центром. Он даст выход железной дороге на Ленинград и Москву".

Таким образом, на Президиуме губсовнархоза и на Президиуме губернской плановой комиссии еще в 1921 году слушались доклады художника Борисова о перспективах сооружения Великого Северного пути. Особое внимание уделялось линии Котлас - Великий Устюг - Кострома. В решении по докладу говорится: "Сооружение Великого Северного пути по проекту художника Борисова признать целесообразным... Необхо-димо в первую очередь... командировать художника Борисова для доклада Госплану и СТО".

Исключительное значение Борисов придавал связям железной дороги с речным транспортом. Он одним из первых предложил систему смешанных перевозок, постоянно доказывая их целесообразность. Вот что писал художник по этому поводу: "К сожалению, некоторые из железнодорожников не любят воды и несочувственно относятся к смешанным перевозкам (водный и железнодорожный) грузов: ссылаются на перегрузки, на задержки и т.д. и т.п. Между тем убедительнейшие факты говорят именно как раз в пользу смешанной перевозки грузов, в особенности принимая во внимание наши огромные расстояния и наши реки...".

Не остались в стороне и такие вопросы, как предварительная погрузка судов в зимних условиях. Еще в 1915 году Борисов писал: "Весной еще до ледохода все баржи, стоящие в затоне, уже могут быть погружены... Как только пройдет ледоход, все караваны судов сейчас же могут двинуться в путь, не тратя драгоценное время полноводия на погрузку".

Доказывая реальность различных способов работы речного транспорта, художник лично занимался проектированием механизации погрузочно-разгрузочных работ. Так появился проект элеватора-перегрузчика сыпучих грузов с железнодорожного транспорта на водный в районе Котласа.    

Исследователь А. А. Борисов имел свой особый взгляд и на Северный Морской путь. Он считал, что путь через Карское море к устьям великих сибирских рек ненадежен и экономически нерентабелен. Исходя из этого, он и в советское время про-должал полемизировать со сторонниками Северного Морского пути, защищая идею постройки ряда железнодорожных артерий, связывающих коротким путем Сибирь с Мурманском и Ленинградом через Котлас.

Художник уделял также внимание и другим хозяйственным проблемам Севера. В газете "Известия" Борисов писал: "Для сооружения целлюлозно-бумажных комбинатов мы должны выбирать такие пункты, к которым доставка древесины наиболее дешева. Конкретно этим пунктом в первую очередь является район города Котласа с сырьевой базой Вычегды, Выми, Сухоны, Лузы и Юга". "Установленный принцип выбора мест и правильное размещение предприятий по территории края диктуют целесообразность создания комбинатов в Усть-Сысольске и Усть-Пинеге".

Следует упомянуть и о любопытном разговоре по проблемам Севера, опубликованным С.Виноградовым в книге «В дерзновенном полете», который состоялся между И.В. Сталиным и редактором газеты "Известия" И. М. Гронским. Сталин говорит Гронскому: "Изучение Крайнего Севера - дело важное. За его освоение мы скоро возьмемся. Там сосредоточены наши главные богатства. Освоим и Северный Морской путь и Северную железнодорожную магистраль. Все сделаем, все, но в свое время, а пока надо изучать Север и этому всемерно способствовать. А вас я попрошу поддерживать таких людей, как Чухновский, Визе, Шмидт, Борисов, Воблый, Лавров, изучающих северные земли и моря. Это энтузиасты. Некоторые из них фанатики. Но люди ценные, очень ценные".

Многое из того, что предлагалось А. А. Борисовым, ныне осуществлено. Котлас соединен железной дорогой через Вельск - Коношу с Москвой и Ленинградом. Построена дорога, соединяющая Сороку (Беломорск) с Архангельской дорогой. Прошла дорога на Печору и далее на Север. Проложен железнодорожный путь и в Великий Устюг, куда 18 апреля 1977 года пришел первый поезд, и состоялось открытие станции "Великий Устюг". В Сибири уже построена железная дорога с выходом к Тихому океану (БАМ). Широко практикуются смешанные перевозки: железная дорога - речной транспорт. А зимняя погрузка судов у речников получила самое большое распространение. В Котласе, Сыктывкаре построены целлюлозно-бумажные комбинаты.
В 1922 году по инициативе А.А.Борисова и его непосредственном участии на базе лечебного источника недалеко от Красноборска был открыт санаторий «Солониха». Первым директором, которого был сам художник. 

 ПРИМЕЧАНИЕ:
Биографические сведения о А.А.Борисове, фрагменты из его очерков «В стране холода и смерти», «У самоедов. От Пинеги до Карского моря» опубликованы в книге «Через Котлас и далее…», составитель В.И.Плотников, Котлас, 2012 г. стр. 52 – 110


Рецензии
Когда я жил, Виталий в Великом Устюге, так были ещё живы те, кто помнил Александра Борисова, но из-за преклонного возраста трудно было вести разговоры. Пожалуй больше других жил этой темой местный краевед Кудрин. Всех Вам благ, Виталий!

Валентин Суховский   26.06.2018 12:45     Заявить о нарушении