Родовое проклятие?

 Наверное, в жизни каждого человека, рано или поздно, возникает желание узнать, откуда он родом, кем были его далекие предки, где они жили и чем занимались. К Тамаре Васильевне это желание пришло слишком поздно, когда из жизни давно ушли бабушки и дедушки, а потом и мать с отцом. Да и как могло возникнуть желание узнать о предках, если среди них не было ни одного выдающегося человека?

Шкатулка с секретом.

 От бабушки по материнской линии Тамаре досталось золотое кольцо самой низкой пробы и небольшая шкатулка из дерева с инкрустацией соломкой. Кольцо она давно обменяла на более современное, а в шкатулке хранила письма. Она знала, что эту шкатулку привез дед, когда вернулся в1958 году из Англии, где он прожил семнадцать лет. Еще в начале войны бабушка получила повестку, что ее муж пропал без вести. Как потом оказалось, он попал в плен, а по тем временам пленные приравнивались к изменникам Родины, поэтому он столько лет молчал. И только "хрущёвская оттепель" позволила многим вернуться на Родину.
- Я помню, что именно моя мама ездила встречать отца в Ленинград, когда белый огромный пароход с бывшими военнопленными прибыл в порт,- вспоминает Тамара Васильевна. - Но я была слишком мала, чтобы расспрашивать деда о годах, проведенных в Англии. Да и в семье старались никогда не поднимать эту тему. А если честно, то бабушка, сама воспитавшая пятерых детей, через некоторое время после возвращения мужа в сердцах несколько раз повторяла:
-Да лучше бы ты доживал свой век там, откуда приехал!
 Деда не любил никто, ни его взрослые дети, ни внуки, которых у него было семеро. То ли он озлобился в плену, то ли был от природы вспыльчив, груб и зол, но детям и в голову не приходило подойти к нему с каким-либо вопросом. Он до пенсии работал сторожем, держал во дворе злую собаку и жил в пристройке к дому. Любил выпить. И тогда становился буйным. Мог взять в руки топор и кричать на всю улицу, что он всех зарубит, мог натравить на людей собаку. Бабушка его боялась, а потому и терпела до самой его смерти. Она прожила с ним после его возвращения вот такой невеселой жизнью лет двадцать.
- Теперь понятно, почему дедова шкатулка никогда мне не грела душу. Я даже и не рассматривала ее хорошенько, пока одна из подруг обратила внимание на три буквы на торце: "МИМ". Я долго не могла понять, что они означают. И только, спустя годы, я вдруг сообразила – это инициалы моего деда! Кто сделал ему эту шкатулку в Англии? Как он жил там в течение стольких лет? О, если бы шкатулка могла говорить, она бы поведала много интересного. Может быть, в Англии остались мои родственники? – делиться своими мыслями Тамара Васильевна.

В поисках правды

 Наверное, она бы начала писать письма в архивы, но есть одно обстоятельство. На самом деле юридически ее бабушка, дед, тети и двоюродные сестры, с которыми она выросла, таковыми не являются. После того, как мамы Тамары Васильевны не стало, отец женился.
- И хотя мне было уже больше десяти лет, никто меня не спрашивал, хочу ли я быть удочеренной новой женой отца. А она молодец! Усыновив троих детей, родила еще двоих и стала многодетной матерью, имея все льготы. Получала на своих детей пособие и ушла на пенсию в 50 лет. Да Бог с ней. Только до сих пор горько и обидно, что, обращаясь с нами, как настоящая мачеха, она юридически осталась моей мамой, – сетует моя собеседница.
 Но менять что-то было уже поздно. Нет в живых ни отца, ни мачехи. И с ее детьми Тамара Васильевна не поддерживает никаких связей. А вот с родственниками матери сохранились теплые отношения. Не со всеми, правда. Тётя, в честь которой ее назвали, уехала из родного города на Урал, выйдя замуж за военного. Маленькая Тамара её почти и не знала. Только поговаривали, что она была первой невестой отца. А когда Тамара родилась, тётя сильно болела, вроде бы, туберкулезом, и врачи не давали гарантии, что она выживет. Бабушка Тамары, оказывается, любила поэзию Лермонтова, поэтому дочь и назвала царским именем
-. Так вот, с тётей мы не виделись лет тридцать. Именно она могла поведать мне историю бабушкиной семьи. Разыскав ее адрес у других родственников, я написала ей письмо. Каково было мое удивление, когда я получила в ответ целое послание! Завязалась переписка. А через год мне удалось поехать в Орск, где меня ждали тётя и моя двоюродная сестра. - поведала собеседница.

Что тянуло на малую Родину?

- Когда мы с мужем в 1984 году переезжали с Кавказа в Белгород, у нас был выбор. Мужу до этого еще предлагали возглавить секретное предприятие в Крыму. Мы взвесили все "за" и "против" и выбрали Белгород. Что это, божественное провидение, или зов предков?- Тамара Васильевна благодарна судьбе, что попала именно в Белгород.
 По рассказу тёти, ее прадедушка и прабабушка родились в 1877 году и жили они в Курской губернии. (Белгородская область в нее тогда входила.) Дед работал стрелочником, а бабушка была домохозяйкой. Родила четверых детей, и всех – до революции.
- Моей бабушке Прасковье Федоровне, оказывается, во время октябрьского переворота было уже 13 лет! И она могла бы мне многое рассказать, если бы в детстве меня интересовала история моего рода. Но нас, детвору, тогда волновали совсем другие проблемы! Из закоулков памяти всплывает только история первого бабушкиного замужества. Она говорила, что жила в достатке где-то в казацкой станице. Но где это было?- с этим вопросом Тамара Васильевна и обратилась к своей тёте в Орске.
- Да, моя мама была замужем за красавцем-казаком Иваном Васильевым,- подтвердила эту мысль тётя Тамара. – Они поженились в 1920 году (Вот так новость – бабушка вышла замуж в 16 лет!), и прожили всего пять лет. Это было в станице Тимежбекской Краснодарского края. А потом их раскулачили, забрали коров, лошадей и все остальное хозяйство. Ивана вместе с бабушкой сослали в Сибирь, но где-то в дороге бабушку увидел твой будущий дед – революционер. Он влюбился в неё с первого взгляда и каким-то образом освободил. А о судьбе Ивана бабушка больше ничего так не узнала!
Тамара Васильевна помнит, что бабушка Паша очень жалела о своем первом муже и о подвенечном платье необыкновенной красоты, которое пришлось продать. У нее, как и у внучки, практически ничего не осталось от прошлой жизни.

Стерпится – слюбится?

 По рассказу тёти свадьба бабушки Паши и деда Ильи состоялась примерно в 1926 году в той же станице. Через некоторое время их родители переехали на Ставрополье. Надо отметить, что прабабушка и прадедушка Тамары по линии бабушки Паши были железнодорожниками. Наверное, тесть устроил деда Илью работать весовщиком на крупную в ту пору железнодорожную станцию. Но он долго на одном месте нигде не мог работать. Его увольняли за то, что он позволял себе выпить на рабочем месте.
- Так вот что оказалось! Дед пил и до войны! Тогда я себе задаю вопрос:   «Почему бабушка терпела все это и родила ему пятерых детей?» Не потому ли дети, рожденные не по любви, и от отца - алкоголика, все имеют трагические судьбы? Возможно, проклиная свою не сложившуюся жизнь и нелюбимого мужа, бабушка сама прокляла свой род? – предполагает Тамара Васильевна.
 Деда забрали на войну в 1941 году. С бабушкой Пашей остались дети: Лида (мать Тамары) – 14 лет, Тамара – 12 лет, Виктор -10 лет, Галя -6 лет и годовалая Люся. Бабушка была домохозяйкой, а чтобы прокормить детей, держала корову.
- Моя мама никогда не любила отца, у нас даже не осталось ни одной семейной фотографии - вспоминала тётя Тамара.- Когда его забрали на фронт и потом, когда мы получили повестку о том, что он пропал без вести, она не плакала. Главной задачей для нее было – сберечь нас, детей. Твоя мама была крепкой девушкой, выглядела старше своих лет. Она приписала себе два года, и пошла работать на хлебозавод. Помню, что приносила оттуда еще теплый хлеб. Наверное, она и домашнее молоко спасли нас от голода. Но никто не мог спасти нас от своей судьбы.
 Тамара Васильевна, слушая рассказ тёти, не могла сдержать слез. А сколько слёз пролила ее бабушка?

На ком прекратится родовое проклятье?

 Сейчас уже доказано, что алкоголизм такая же болезнь, как наркомания и табакозависимость. Но никто не доказал, что она обязательно должна передаваться из поколения в поколение. Но вероятность этого очень велика. Как правило, женщины из семей, где пил отец, притягивают к себе мужчин-алкоголиков.
- Из пятерых бабушкиных детей только тётя Тамара принципиально не употребляла спиртного. Остальные дети, кто раньше, а кто уже под старость, начинали сильно пить. Виктор умер от белой горячки в возрасте сорока лет. Самая младшая дочь Людмила дотянула до шестидесяти, но в последние годы так сильно пила, что от нее отказались муж и дочь. Моя мать родила двух братьев и меня. Ушла из жизни по той же причине в 45 лет. А у Тамары и Галины оказались алкоголиками мужья. Говорят, что к старости пристрастилась к алкоголю и тетя Галя. Родовое проклятие на этом не закончилось. Мой старший брат Виталий прожил жизнь короткую, но бесполезную. Не построил дом, не вырастил сына, не посадил дерево. Умер от белой горячки в 48 лет. Младший брат тоже пьет. Его сын уже пошел по этой же дорожке. У дяди Вити был сын примерно моего возраста. По некоторым сведениям, тоже спился. Да ладно бы, пили только мужчины. Одна из дочерей тети Гали, как проговорилась ее сестра, начала пить. У единственной дочери тети Тамары сильно пил муж. Так, может быть, прав Господь, что юридически оградил меня от таких родственников? Кому из моих детей нужна родословная из больных алкоголизмом? Но я им с детства твердо внушала, что победить эту болезнь можно только одним способом – не употреблять спиртного. Сама тоже всю жизнь придерживалась такого же принципа. – Тамара Васильевна с горечью перечислила этот трагический список.
 А теперь вернемся к началу. Как считает моя собеседница, скорее всего, у деда Ильи Максимовича в Англии была семья, ведь не может мужчина 17 лет прожить отшельником. Но какое потомство мог оставить такой человек? И зачем ей разыскивать их? Дай Бог, чтобы родовое проклятие не коснулось   семьи Тамары Васильевны, ее детей и внуков!                (Белгород, 2004 год)


Рецензии
Спасибо за интересный рассказ. Думаю,что ген зависимости от алкоголя может передавать по наследству. Это не означает,что все дети и внуки обречены на пьянство. Но предрасположенность может быть. И как верно Вы пишите, единственный способ победить болезнь - не пить. Или,кто считает себя способным остановиться, 1 рюмку и только. С уважением,Александр

Александр Владимирович Новиков   26.02.2018 10:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр. К сожалению, тех, кто может остановиться, очень мало. Примеры на каждом углу.И я всё время задаю себе один из вечных русских вопроса:"Что делать?"

Тамара Пимонова   26.02.2018 17:33   Заявить о нарушении