Ты же выжил мой дед-хоть сто раз умирал!

               
                "Я убит подо  Ржевом 
                В безымянном болоте,
                В пятой роте ,на левом
                При  жестоком налете..."
                А. ТВАРДОВСКИЙ.
               
 
    Память…Она как живой свидетель тех  незабываемых событий , которые в каждой семье отозвались горем и неповторимой потерей отцов, мужей, братьев, сестёр, дочерей , любимых…Так возможно ли нам, потомкам героев  той проклятой , жестокой  и кровопролитной войны  , живущих сейчас под мирным  и голубым небом быть  безпамятными ? Нет ,нет, нет! Мы должны это помнить, мы должны знать о том, что сколько  еще не вернулось  воинов домой. Потому что они  до сих пор  еще лежат безымянные в лесах и болотах  и ждут ,когда их найдут и вернут  домой к родным .
     Давно   ещё будучи молодой , перебирая в шкафу старые фотографии ,   я увидала фото  военных лет  . На нем был  мой дед –Гончаров  Терентий  Кузьмич.  Это  было   единственное фото  от  деда с фронта . Я  сразу подошла с расспросами  к  моему папе  -  Гончарову  Петру  Терентьевичу ,     что бы он мне рассказал о своем отце –моём дедушке. Папа мне ответил : « Дочка! Пропал  без вести мой отец.  Долгие годы мы искали, где  воевал  , где погиб , где похоронен. Но всегда приходил один и тот   же ответ  - архив не найден, пропал  без вести.» Я слушала папу, затаив дыхание . А  он рассказывал мне о своем отце  со слезами на глазах : « Родители моего отца еще за долго  до войны переехали  в хутор Петрово  , Январцевского  сельсовета ,  Приурального  района, Уральской области . Так тут и осели . Папа потом женился .Работал в колхозе ,мама с детьми занималась  и по  хозяйству . В  1941 году, когда началась война , мне было  11 лет . Отца забрали  на фронт в начале войны –в июле 1941 года .Я  в школу больше не пошёл, потому что нас у  матери   было  семь гавриков , один меньше другого…работать надо было .Ведь старшего брата Михаила тоже забрали на фронт. Потянулись  дни  ожидания писем с фронта от отца и брата .»
   Папа часто мне рассказывал , как ему , 12-летнему мальчишке в 1942 году вручили первую трудовую медаль  за доблестный труд. Идёт он  по единственной  улице в хуторе Петрово к правлению  колхоза. Пиджак и калоши позаимствовал у соседей .  Возвращался  той же улицей . Немыслимо  возгордившийся в сопровождении малышни , с благоговением взиравших на его  поблёскивающую медаль – первую  трудовую награду . В последствии много орденов и медалей получил  мой папа. Удостоился  высокого  звания Героя Социалистического Труда . Но та , самая первая , ему как-то дороже и памятнее других. Это как первый ребёнок в семье, как первая пятёрка в школьной тетрадке.
     Дома ждало горе .Плачущая мать  протянула Пете серый листок…неужели  опять? Буквы прыгали  в глазах Пети  :  «Ваш  муж и отец  Терентий Кузьмич Гончаров пал смертью храбрых .» Как мог , успокаивал мальчишка свою мать ,кусал  детские губы  , чтобы не расплакаться – мужчина ведь , медалью награжден . Мать  успокоилась. Поверила : и  на этот раз беда  минет  их дом стороной . Жив их Терентий Кузьмич . Ведь  уже дважды  получали  на него  похоронки.   А он придёт  в себя на госпитальной койке и пишет : « Дорогие родные мои ! Я жив- здоров, но был ранен , находился в госпитале .Сейчас  бью фашистов…»
    Осенью   1942 года снова пришло письмо в казённом конверте  : « Терентий Гончаров пропал  без вести  при форсировании  реки…». Но его  жене ,Гончаровой  Ирине Григорьевне , его  детям больше не хотелось « хоронить» мужа  и  отца. Ждали, что вот-вот  он  объявится . Но  это третье извещение  оказалось правдой . С этой похоронкой окончательно ушло детство  моего папы – Петра Гончарова .
    Я всегда смотрела  на папу со смешанным чувством гордости и неверия, гордости за  величие духа и достоинства этого  родного  для меня человека , простого  и скромного  труженика . Мне очень трудно верилось , что такие маленькие руки  даже у взрослого папы ,могли удерживать чапиги  конного плуга , выполняли всю плотницкую работу по колхозу  - делали   сани , дышла, колесные ободы , подводы , ступицы –которые  так необходимы были  для фронта и для победы.
     После войны семья моего  папы  ещё долго  искали  следы пропавшего  без вести          главы семьи . Но всё было  безрезультатно . Узнав  эту печальную  историю из уст  моего папы , я решила для себя,   что во чтобы то ни стало,   займусь поисками моего пропавшего  без вести  деда. Куда только я не обращалась с различными запросами о моем дедушке . Папа часто бывал в Москве И там  не раз  обращался в военный архив –везде был  один  ответ –архив не найден.
     И вот  свершилось чудо! В 2015 году,  за месяц до  дня Победы ,мои  друзья  из Москвы –Оля Чернятьева  и Иван Ильичев  прислали  мне ссылку –там были  все данные  о месте  гибели моего  деда. Так я и мой папа узнали ,что  наш  дед не пропал  без вести  , а пал смертью  храбрых   под  г .Ржевом , у деревни  Бельково  , Ржевского района , Тверской области 01.08.1942 года , 30армия. 220 стрелковая дивизия , и похоронен  в  братской могиле   д  Глебово.
   Мы не знали  радоваться нам с папой или плакать ..У нас были слезы  и радости  и слезы  печали . Слёзы радости от  того, что нашелся наш  Терентий Кузьмич Гончаров, о котором  мы не знали  почти  75 лет, и слёзы печали –потому- что   не узнал отец о том, его  сыну Петру в 1979 году  будет присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.
 
После празднования дня Победы , я немедленно связалась  с администрацией поселка   Глебово   Успенского поселения, и городским военкоматом города Ржева. Нам пришло  письменное подтверждение  о гибели  и месте захоронения нашего родного  человека .  Нас приглашали  посетить  места боевой славы      и место  гибели  Гончарова  Т.К
     2017 год . Сентябрь.
        По приглашению  главы  Успенской администрации Громова  Владимира я посетила братскую могилу моего  деда.( К моему великому сожалению на тот  момент уже  не стало  и моего  любимого папочки .) В городском военкомате Ржева  мне объяснили,  что вся информация по  Ржевскому котлу находилась  под грифом «секретно» ,и только  несколько лет  назад  частично стали рассекречивать  информацию .

        Прибыв на место, я была удивлена  теплым и душевным приемом со стороны главы администрации и  сотрудниками – Громовым Владимиром и Журавлевой( Сальниковой) Татьяной.  Как трогательно рассказывал Владимир о  боях под Ржевом . Я не могла сдержать слёз , когда  они меня привезли на то самое место, где шли  бои , где погиб мой дед и другие молодые  парни и девушки , которые воевали  на подступах к Москве  . Много интересного  о боях в тех местах   мне рассказали   и руководители  музея  воинской  славы в школе.       Приехав в п .Глебово я ощутила поддержку  от  людей  ,ставших для меня родными .Мне было очень  тяжело  находиться в тех местах  , так как эта земля пропитана кровью  наших бойцов . Я стояла возможно на том самом месте  ,  где  когда-то  в далеком 42-м стояли насмерть  мой дед и    его  товарищи из  220 сд , 30 армии  и рыдала …
        Многим кажется что с годами и   десятилетиями все дальше и дальше в небытие  уходят военные годы , рубцуются раны и забываются   те пережитые  страдания. Не должно так быть .   Нашу память о наших погибших родных мы должны передать  внукам, правнукам.  Склоните головы перед  павшими в годы Великой Отечественной Войне!
    Из  книги , подаренной мне  главой администрации с.п  «Успенское»  - « РЖЕВСКАЯ БИТВА В КАМНЕ И МЕТАЛЕ»  -братская могила находится в Глебово, в 17  километрах от г Ржева  . Входит  в состав сельского поселения «Успенское» . На  братской могиле в 1957 году установлена скульптура  « Воин с венком у ног».( автор Стешковский ).  По сведениям  военкомата г .Ржева  здесь похоронены  4576 человек . Погибшие красноармейцы участвовали в боях в составе    25 56 220 246 250  262 274 355 369 371 374 855  стрелковых дивизий   , 14 35 104 114 132 стрелковых бригад ,    35 61 85 137 232 256 танковых бригад.
              P.S. У нас  в городе Таразе( Джамбул) находится мемориальный  комплекс бойцам, умершим от ран в годы Великой Отечественной войны в городе Джамбуле. На этом мемориальном комплексе покоится боец Цветков Федор Иванович, который родом  из подо  Ржева, село  Губино, Дитковского  с.с , Ржевского района . Вот ему я часто  несу цветы, будто своему деду.А моему деду в с Глебово на братскую могилу всегда принесут цветы жители  земли Ржевской! И когда у меня интересуются о том, кто  тебе приходится Цветков ф.и., я всем отвечаю , что  это мой дед!            
            


Рецензии
Большая боль утраты и какое счастье найти пропавшего без вести отца и деда. Вы Наталья большая молодец, сделали хорошее дело с Божьей помощью, который послал вам помощников в этом поиске. Низкий поклон, Вечная Память всем защитникам Отечества и Царствия им Небесного! Память должна жить в потомках.

Наталия Шин Пак   24.03.2022 16:16     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.