Тайна старого дома

  Из книги Ольги Гуниной "Прошлогодний Дед Мороз. Новогодние новеллы и не только..." издательство "Калейдоскоп" 2018 г. Владимир

Дом стоит на самой окраине города, у соснового бора. В детстве каждое лето мы, внуки и внучки, проводили здесь. Этим летом, когда мне и моей двоюродной сестре Алисе уже по тридцать, мы решили снова встретиться в старом доме.
 

 День первый.

 Дедушка и бабушка радовались бурно и устали.  Мы решили часть нашего девичьего общения перенести в сад. Болтали, смеялись, пили вино. Вспомнили, как много лет назад съезжались в отпуск человек 12, делили спальни, потом менялись ими, и ночью в темноте, вернувшись с дискотеки, пробирались в свою, а там кто-то уже спал. Однажды, после длительного перелета из Якутии, мама так крепко уснула, что, когда кто-то из детей заплакал, она вскочила и понеслась на голос по дому с такой скоростью, что толкнула пианино, с которого упали старые часы и разбились. Она этого даже этого не заметила. И возвращаясь из детской, увидела свою бабушку в белой ночной сорочке, стоящую посреди дома.

-Ты чего здесь стоишь здесь, ба?

-Часы разбились, охраняю, чтобы никто ноги не порезал стеклом, - спокойно ответила ее бабушка.

-Надо убрать, - мама пошла за веником и, вернувшись, стала подметать. Через пару минут она сообразила, что бабушки Лизы нет уже лет пять...

     Ночь в августе великолепна своей свежестью, звездностью и таинственностью. Уснули прямо в саду в гамаке.  Млечный Путь над головой, ковш Большой Медведицы. Звезды бледнели, кузнечики стрекотали, петухи стали кричать первую зорьку…


День второй.

Завтракали в саду: кофе со сливками, клубника, сырники с цукатами… Солнце уже разогрело день, когда с завтраком было покончено, и мы с Алисой стали качаться в гамаках. Понимали, что долго валяться и нежиться нам не даст бабушка, и все же оттягивали выполнение огородно-садовых повинностей. Бабушку все звали Буся.
-Мои девочки-припевочки, надо бы немного вам потрудиться, собрать абрикосы и вынуть косточки, сварю варенье.

- Я люблю варенье с косточками, -Алиса пыталась завязать дискуссию с Бусей, но та была непреклонна:
- Вкусней без них. И давайте поторопимся, гроза будет.

Абрикоса огромная и развесистая росла на дальнем дворе, над канавой. Была она старая, колючая, и ветвистая. Лезть на нее не хотелось, мы потрясли посильнее и собрали те ягоды, которые упали в холст.

 Буся говорила по мобильному телефону с моей мамой, своей старшей дочерью:
-Доча, опять гроза будет. Ты же помнишь?

То, что ответила моя мама ей не понравилось:
-Дочь, не надо на меня сердиться, меня уже не изменишь.

-Бабушка жутко боится грозы,- произнесла Алиса громко. –Считается, что каждая женщина несет в себе информацию своей прабабки, из древности лет сто пятьдесят тащит на себе. Значит, и страхов немыслимое количество. Думаю, Буся насобирала их за всю нашу семью.

   Жара и обед свалили всех с ног, мы уснули в прохладном доме, отложив на вечер поездку на речку. Спали часа полтора и очнулись от раскатов грома прямо над головой. Буся бегала по дому и кричала: «Окна и форточки закрывайте, выдерните из розеток компьютеры, телефоны, холодильники…Ой, сейчас начнется!»

 Над головой бабахнуло с такой силой, что машины засигналили у половины улицы. За окнами потемнело, молния сверкала во всех окнах, лил ливьмя дождь…Внезапно  грохотнуло рядом под окнами с такой жуткой силой , что содрогнулся дом!!! Мы завизжали, как круглые дуры, и прижались друг к  другу. Через минуту примчалась Буся и спросила: «Живы?»

Все утихло минут за двадцать. Старая абрикоса на заднем дворе распалась на две части, пронзенная молнией.

-В канаве вода близко к поверхности земли, молния и притягивается, да абрикоса прямо над обрывом высится, - пояснял дедушка. Мы смотрели на мокрую землю, желтеющую от несобранных фруктов.

   - Не зря прабабушка Лиза сегодня ночью приходила, предупредить хотела, чтобы береглись, - услышали мы за спиной Бусин голос. - Или на вас хотела посмотреть,- она спокойно развернулась и пошла к дому.

 Ночью пришлось спать в доме, так  резко похолодало на улице. Мы с Алисой легли в детской, зажгли свечку и долго шептались.

-Помнишь, в зале картина висела большая и вся мутная, посередине как лезвием посечена? – я тормошила засыпающую Алису. - Это молния в нее попала, когда моей маме было 14 лет, а твоей 4 года. Бабушка тоже тогда прибежала и спросила: «Живы?».

-Откуда знаешь? –Алиса подняла голову над подушкой.

-Мама рассказывала, я была маленькая, а тебя еще и не было.  Ударило в стену между детской комнатой и залом, молния прошла через картину, висевшей на этой стене. Все сажетруски расхлопнулись. Хорошо, что сажу уже почистили после зимы.

- О, мама миа!- моя кузина от удивления перешла на итальянский. – Я ничего этого не знаю.

И мы уснули, погасив свечу. Проснулась от того, что поскрипывал пол. Шагающий ходил от комнаты к комнате. Я вскочила и спросила:
-Бабушка, это ты?

Шаги были легкие, женские. Никто не ответил. Шаги прекратились, кто-то замер посреди соседней комнаты. Я включила свет и выглянула – ни –ко-го!  Алиса крепко спала в наушниках, будить ее было бесполезно. Через полчаса уснула и я…


День третий.

Следующий день провели на речке, а вечер на дискотеке, где увидели многих подруг и друзей своего веселого детства.  Пришли поздно, отпустили гулять по двору огромного черного пса Туза. Тузиком он был только месяцев до шести, а потом подрос до теленка. Было влажно, душно, на небе звезды просматривались все яснее, ни грозы, ни дождя не надвигалось, и мы оставили входную дверь в веранду открытой.

Только мы уснули, как Алиса стала толкать меня в бок.

-Аня, проснись. Кто-то ходит по дому.

Я вслушалась: странные шаги приближались к нашей комнате. Если прошлой ночью кто-то ходил по дому и искал что-то, то этот шел четко к нам. Я вспомнила об открытой двери на веранде и похолодела. От страха я даже глаза закрыла.
 И тут меня кто-то коснулся! От ужаса я оцепенела.

- Это Тузик пришел к нам за косточкой. Мы же забыли ему кость дать, на столе для него лежит,- Алиса нежно трепыхала собаку по загривку.

- Сам взять он не может, врожденная интеллигентность не позволяет! – сарказм меня прямо раздирал. Это же надо из-за какой-то собаки такого страха натерпеться. Сердце мое стучало уже в ушах, голова заболела и от пота, пробившего меня пару минут назад, я вся была мокрая.

Минут сорок Туз грыз косточку у нас под окном и чавкал от удовольствия.


День четвертый.

-Нужно громоотвод на дом снова установить, все же безопасней будет, -решил дедушка.- Прежний мы убрали, когда шифер меняли на крыше.

-А кто же его установит? – настороженно спросила бабушка.

- МЧС. Они сейчас все могут.

-Да, ведь с наступлением лета я сама не своя от страха делаюсь –вдруг снова молния шарахнет! - извиняясь, произнесла бабушка.

 От всей этой канители с МЧС и других непосильных хозяйственных дел  мы  решили отдалиться и укатить с друзьями детства на озеро с ночевкой. Костер, песни под гитару... Ностальгия… Для стариков купили пару бутылок дорогого пива, чтобы как-то скрасить свой побег. В свои почти восемьдесят лет они называла это «лакомством», употребляя всего несколько раз в год.

- Увидите, что приближается гроза, доставайте пиво с рыбкой и лакомьтесь, не обращайте внимания на стихию, - весело поучали мы. И укатили на велосипедах.

  Рано утром в стогу сена я проснулась не от стрекота кузнечиков, а от звонка мобильного.

 -Плохо получилось, совершенно по-иному, чем ты просила, -голос Буси звучал возбужденно-радостно.

- О чем ты?

-О пиве. И о рыбе тоже. Ты как учила: когда она придет, то накрой стол красиво, и празднуй. А я не смогла дождаться ее, сама выпила, даже без деда. Что же теперь я ему скажу?

-Я могу еще принести тебе пива. Ты же любишь с козлами?

-Да, принеси три бутылки. И рыбу.

-Хорошо.

-Ты не сердишься на меня?  Днем тучки набежали, небо потемнело. Я решила отварить картошки, чтобы с пивом и рыбкой. И пообедала. Увлеклась, выпила первую бутылку. Смотрю, тучи сгущаются, дождь накрапывает. Ну, никуда уже не пойду.  Скоро гроза загрохочет..

-Загрохочет гром, а гроза засверкает…

-Да, только не загрохотало и не засверкало, но я выпила вторую бутылку пива и уснула. Проснулась, а солнце яркое, и времени только полшестого вечера…Во сколько вернетесь?

-Завтра придем, в жару не хочется, -ответила я.

-Придите сегодня…- Она просила так жалобно, что внутри у меня что-то сжалось.
 Вечер уже склонялся к ночи, когда я стучала в калитку.

-Ой, моя дорогая внученька. Алиса не вернулась? - в ее голосе мне послышалась игра и кокетство. «Специально пиво выпили, чтобы нас вернуть побыстрее к себе», - уже не сомневаясь, решила я.

В воздухе все же запахло грозой…Как пишется в давних книгах « и разверзлись небеса, и хлынул дождь».. Так было в древности, так и сейчас. Ничего не изменилось в природе, ничего и в человеческом страхе перед ней, если судить по поведению бабушки. Сначала она металась по дому, закрывая окна, форточки  и отключая электричество. При этом звонила Алисе и требовала немедленного приезда домой. И причитала, и молилась, и чертыхалась…. Только гром гремел все раскатистей и ближе,  зарницы на горизонте быстро превратились в огненные стрелы за сосновым бором.

Туз сорвался с цепи и носился вокруг дома, как бешенный, когда Алиса стала кричать с улицы, чтобы ее впустили. Открывая дверь веранды, я была почти сбита с ног этой мокрой зверюгой, который влетел в дом прожогом и спрятался под круглым столом. Его так трясло, что мне показалось, что я слышу лязг его зубов.
 
Алиса была не только мокрая, холодная, но жутко злая из-за дождя. «Гроза будет нешуточная, надо бы бабушку успокоить. Валерьянки ей дать или коньяка. Хотя все это бесполезно. Да ночка нас ожидает нешуточная». Дед смотрел свой любимый бокс, приглашал разделить с ним спортивное удовольствие. Контраст в поведении родственников был полярный: от высшей степени возбуждения у бабушки до абсолютной отключености деда от текущего моменты за окнами собственного дома.

Внезапно погас свет.

-Слава богу, отключили весь район, - обрадовалась она.
 
Через пару минут  за столом чинно сидели дедушку с бабушкой,  Алиса подсвечивала мобильником мне путь с фужерами и бутылкой пива. 

-С козлами, видишь рога какие у них на картинке красивые, таких козлов я видела в молодости, - встрепенулась бабушка.

- Да, что ты? Ну, и память у тебя! И много этих козлов было? –дед досадовал, что остался без бокса.

   Мир вокруг озарился фантастическим светом, словно к нам вкатилось бело-голубое солнце. Стены дома стали прозрачными и за ними проступил сосновый бор, заканчивающийся круглым озером, откуда полчаса назад вернулась Алиса. «Как на картинах Рериха…», - разлетались мысли. Мы сидели строгие и прямые, как на картинах голландцев. «Последний ужин… Последнее лакомство…».

Внезапно нас подбросило вверх всего на чуть-чуть, но казалось, что это крах цивилизации. Тишина, темнота, ни звука, ни вздоха… Даже не страшно, а скорее любопытно…

-Живы все? –тихо спросила бабушка. Туз завыл из-под стола, как в мультфильме…
Свет дали, когда мы допили пиво. Ощущался запах чего-то незнакомого. В детской комнате, где когда-то была печь, отворились две сажетруски…

Утром мы с Алисой стали убирать в доме и присели отдохнуть в детской.
Одновременно взгляд наших глаз остановился на запертой дверке под потолком: одна сажетруска не открылась от молнии, вновь попавшей в дом.

Отковыряв эту странную дверку, мы остолбенели. Плоская железная коробка, в каких раньше кипятили шприцы… Открыв ее, мы вкусили пиршество–брошки, серьги, кулоны, браслеты, золотые и серебряные, драгоценные камни, кольца с бриллиантами… Так вот почему прабабушка Лиза не покидает дом!

- Поделим по-братски, большую половину мне, - пыталась шутить я.

-Наследство от бабушки переходит к младшей внучке, - твердо ответила сестра.

-Это принадлежит моей матери Елизавете Яковлевне,- дед сидел в кресле-каталке в гостиной и смотрел в окно взглядом потерявшегося ребенка. Было видно, что он всматривается вдаль сада, посаженного им лет шестьдесят назад. – Смотрите, кто там прячется?

Мы подбежали к окну, никого не увидели.

 Дед молча взял из рук Алисы металлическую коробку, положил себе на колено и медленно поехал по гостиной.

- На пианино сыграйте что-нибудь старинное, ей будет приятно,- не оборачиваясь, грустно произнес он.

-Кому? – спросила я.

-Бабушке Лизе. Поблагодарите ее за наследство.

 Мигали свечи, шумел сад, гремел гром, сверкала гроза. Ноктюрны Шопены сменялись вальсами Чайковского, разбавлялись Григом и Дебюсси. Подношение было достойным…


Рецензии