Предисловие к повести братья

                ПРЕДИСЛОВИЕ
 
    Я, Миклыш (Салах) Роза Арслановна, очень хочу, чтобы мои предки, имена и добрые дела их  жили долго-долго в ПАМЯТИ детей, внуков, правнуков и следующих поколений людей, продолжающих род  прадедов Миклыш и Васлич. Как я ни старалась, моё дерево родословия не поднялось выше Васлича и Миклыша, отцов нашей дорогой для всех бабушки Уналче и её мужа Миклая. Помню: в разговоре  между собой мои односельчане изредка  на марийском языке друг другу  советовали: «Васлич Уналче деч йод – тудо чыла пала» (Спроси у Васлич Уналче: она всё знает). Миклыш – отец дедушки Миклая. Мне удалось узнать имена прадедушек: Миклыш и Васлич. Мой литературный псевдоним МИКЛЫШ. Я выбрала себе самую красивую в мире фамилию.  Разве это не счастье?  Никто не знает, в том числе я, где могила прадедов, дедушки, бабушки,  мамы Пиканая, Лизы, других. За деревней Шлань на самом красивом, видном месте, посреди  кладбища высится мраморный памятник с высеченными именами: Миклыш, Уналче, Бетка, Арслан, Эваким, Пиканай. Памятник поставили мы: я, внучка Миклая и Уналче, дочь Арслана, Роза Миклыш, и Герман, сын Щумата, внук Бетки, присутствовал и помог нам внук Эвакима Сергей, сын Слбики, дочери Эвакима.  Рядом с памятником похоронены дети, внуки Бетки, Арслана, Эвакима: Шумат, Эльза; Лстий с сыновьями Володей, Сашей, Валерием. Чуть подальше от общего памятника покоятся  Настачи и Катерина, жена и дочь  Эвакима, младшего сына Уналче и Миклая,  Арслан и Эваким не вернулись с войны домой, навсегда остались лежать на поле боя под Ленинградом или же Калининградом. Знаю: Эваким погиб у деревни Заборье, видно, недалеко от блокадного Ленинграда. Похоронен ли вообще Арслан, второй сын Миклая и Уналче, мой и Риммин папа? Я, пока дышу и живу, продолжу поиски без вести пропавшего под Калининградом своего отца Арслана.  На мою просьбу выслать горсточку земли  с братских могил этих мест откликнулись. Мне ответили: «…сообщаем, что в городе Калининграде находится Мемориальный комплекс «1200 гвардейцам», посвящённый памяти советских воинов, погибших при штурме города-крепости Кёнингсберг (Калининград). Мы полностью разделяем Ваши чувства и хотим внести посильный вклад в увековечение Вашего отца Николаева Арслана на его Родине, погибшего в бою при защите Отечества. По Вашей просьбе высылаем горсть земли с Мемориального комплекса «1200 гвардейцам». ВРИО военного комиссара Калининградской области полковник (подпись) Ю. Горин.
 Мы, внук и правнук Бетки Герман и Александр,  внук и правнук Эвакима Юрий и Артём,  я, дочь Арслана Роза Миклыш, 9 Мая, в День Победы, 2007 года у Памятника в центре кладбища деревни Шлань посадили красные тюльпаны, гвоздики, ромашки и посыпали горсть земли с Мемориального комплекса «1200 гвардейцам», присланную нам из Калининграда.  Верю: к памятнику подойдут многие, молча постоят, просто вспомнят о тех, кто воевал и не вернулся домой, кто пахал землю и растил хлеб.
  Написать книгу «Братья» о прошлом, о своих предках, о самых дорогих людях мне подсказала  память, которая должна быть в каждом сердце, в каждом человеке, потерявшем в ту страшную войну отца, дядю, дедушку, прадедушку. Мы, дети, внуки, правнуки, остались жить, чтобы продолжить род погибших в страшной войне, продолжить род ушедших в мир иной. Жить достойно, просто быть Человеком, чтобы каждый из нас мог сказать: на этом стою и не могу иначе. 
               
                Роза Миклыш-Салах.  Январь 2018 года,  г. Нижневартовск. 


Рецензии
Здравствуйте, Роза!
Очень достойно написали Вы о своих родственников, погибших в Отечественную Войну, и умерших от болезней. Ведь пока о человеке помнят, он жив!
С уважением. Сергей.

Сергей Сухонин   23.10.2019 10:22     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.