Край далекий, Туруханский

                "И вот сижу я Туруханском крае…"
                Юз Алешковский

     Всегда мне было интересно, что такое Туруханский край и где он находится? Я понимал, что это где-то в районе города Туруханск, но на карте найти его и не пытался. Любопытство-  это ведь так, мимолетное чувство: услышал или вспомнил замечательную песню Юза Алешковского "Товарищ Сталин, Вы большой ученый", - и оно проявляется, ну а через минутку переключился на что-то другое и все, забыл.

     Но, наверное, время пришло, и решил я в этом разобраться. Так есть такой край или нет? А может, был когда-то? Может, когда Сталин в ссылке там находился, он существовал? 

    И, вот, что оказалось. Край этот действительно как бы существовал и не существовал, занимая при этом территорию от реки Подкаменной Тунгуски до мыса Челюскина, то есть всю северную часть нынешнего Красноярского края.  Непонятно?  Вот и давайте вместе разбираться в этой головоломке. 

     История образования Туруханского края идет с тех времен, когда на сибирском севере появились русские торговые люди, занимавшиеся, как это тогда было принято говорить, сбором мягкой рухляди, или в переводе на современный язык - заготовкой шкурок пушных зверей.  Там на севере находилась "Земля Мангазейская", о которой слагали легенды, то самое "Лукоморье", воспетое Пушкиным.  Легенды гласили, что соболей и песцов там столько, что перебить их невозможно, потому и возникло определение "златокипящая". А лежала та земля по берегам Обской губы.   

     Название Мангазея не выдуманное, это почти сказочное имя местность получила, поскольку один из княжеских родов местных жителей называл ее Монкаси-я, то есть "земля рода Монкаси".

     Это красивое, звучное слово понравилось всем, поэтому, когда в 1601 году в устье реки Таз был основан укрепленный пункт для сбора ясака с покоренных народов, его назвали Мангазея. Постепенно поселение выросло в крупный первый заполярный сибирский город. Заложен он был в этом месте, поскольку река Таз являлась частью Мангазейского морского хода от устья Северной Двины через пролив Югорский Шар к полуострову Ямал и по местным рекам в Обскую губу, а далее по реке Таз, с волоком до притока Енисея, Турухана. Именно так в XVI веке ходили в эти земли поморы и устюгские купцы.  Значение Мангазеи для дальнейшего освоения Сибири неоценимо, именно там начинались пути-дороги для дальнейшего продвижения на восток. 

      За шесть лет построили деревянный город и огородили его мощной пятибашенной стеной. Город был немаленьким, он состоял из кремля, где располагались хоромы воеводы, соборной церкви, тюрьмы и посада с гостиным двором, таможней, купеческими домами, тремя церквами и часовней, а также насчитывал до сотни жилых домов, кузниц, мастерских и прочего. Охрану города несли казаки и сотня стрельцов с пушками.      

     В 1619 году Мангазейский морской ход был запрещен - "дабы иноземные купцы не прознали", как попасть в это сказочное место. На самом деле причиной было предотвращение вывоза пушнины в обход таможен, стоявших на всех дорогах. Возможно именно по причине запрещения "хода", а может из-за случившегося в том же году большого пожара, город стал хиреть, а после основания Туруханского зимовья и второго разрушительного пожара в 1642 году, влияние Мангазеи уменьшилось. К 1662 году город опустел  и уже в 1672 году указом царя Алексея Михайловича был упразднен.

     Было приказано найти другое место для города, с более удобным подходом. Выбор был между Туруханским зимовьем и селом Монастырским, где существовал Троицкий Туруханский монастырь.  Новый мангазейский воевода Данила Наумов, присланный по приказу царя, выбрал Туруханское зимовье. Существует легенда, что для выбора были брошены кости. Можно в это поверить - сами часто, чтобы что-нибудь выбрать, монетку бросаем.

     12 июня 1672 года Данила Наумов на Никольской протоке реки Турухан в 28 верстах от Енисея заложил новый город, названный Новой Мангазеей. Это был настоящий город, с ежегодной ярмаркой, куда съезжались купцы со всей Сибири. Город строили все - и русские, и местные, но основную роль играли енисейские плотники. Длина стен достигла 312 м, высота их была около 6 м, а толщина 2,8 м.  По углам стояли 4 глухие башни, а на стороне, обращенной к Енисею, была двухъярусная проезжая башня высотой в 16 метров. Город рос и развивался, с 1780-х годов стал называться Туруханском, в 1790 году там было "97 обывательских дворов, в которых проживало 743 человека; Гостиный двор с 24 купеческими лавками; 5 магазинов и амбаров".   

     Вот описание герба города, утвержденного 17 марта 1785 года: "В зеленом поле – серебряный песец, потому что оной округи наилутчими почитаются".    

     В 1785 году был основан Туруханский уезд, который вскоре был преобразован в округ, прозванный в народе Туруханским краем, но уезд с округом долго не прожили, в 1822 году они были упразднены, а с 1827 года вся эта территория вошла в Енисейский округ Енисейской же губернии.

     Вот так и оказалось, что Туруханский край вроде бы был, но как административная единица никогда не существовал, а площадь его при этом огромна - 1 миллион 981 тысяча 144 квадратных километра, для справки это 82,5 процента площади Красноярского края.

     Постепенно центром края стало село Монастырское, да и название Туруханск туда переместилось. С 7 июля 1928 года это центр Туруханского района Красноярского края. А бывшая Новая Мангазея называется теперь Старотуруханск.

     Ну, а что же Мангазея, так и исчезла навсегда? На реке Таз имеется обычай: все корабли, проходя мимо одного урочища, протяжно гудят. Ненцы называют это место Тахаравыхард - "разрушенный город", в исторических же документах оно известно как Мангазея. После того как город был оставлен жителями, там был рыбацкий стан. До начала ХХ века сохранялись остатки стен и одна башня. Сейчас там большая поляна. Думается, что это место просто мечта для археологов.

     Так что, вы решили – все, нет больше Мангазеи? Ошибаетесь, так назван корабль, существует нефтяная компания, носящая это имя. А самое удивительное, что до сих пор живут в России представители древнего рода Монкаси – наследники древней Мангазеи.

     Печально прославилось село Монастырское в истории России. Эту недобрую память перенял и город Туруханск уже в Советском Союзе.  Вначале все начиналось очень даже благополучно: при Свято-Троицком монастыре были открыты первые в регионе школы для обучения детей местных народов.

     Но прошло немного времени и монастырь становится местом политической ссылки, вошедшей в историю как "Туруханская ссылка". Одним из первых затворников был Иван Глоба, последний войсковой писарь Запорожской Сечи. Он очень активно противился разгону Сечи, был признан "вором", сослан в Туруханский монастырь и через 15 лет там умер. За ним последовали донские казаки Разина, участники восстания Пугачева, декабристы, польские повстанцы 1831 года. Это продолжилось и в конце XIX — начале ХХ века.

     Цифры красноречивы до нельзя. К концу XIX века на огромной территории проживало около 11 тысяч человек, в том числе русских около 2,8 тысяч. Ссыльных же было 327 человек. В 1908 году число сидельцев превысило две с половиной тысячи, таким образом число русских удвоилось. Кто это были? Эсеры, анархисты и социал-демократы, вплоть до будущих руководителей страны Советов: Сталина, Свердлова и других. Трудами ссыльных край преображался, именно их руками к 1912 году была построена 1500-километровая телеграфная линия до Туруханска, успешно работал первый в тех краях графитовый рудник.

      Тема очень обширна, поэтому сузим рамки рассмотрением только ссылки Сталина со Свердловым и ближайших их соратников. Ну, а теперь разберемся, что такое ссылка как юридическое понятие. Вот формулировка из законодательства Российской империи: "Ссылка — вид уголовного наказания, состоящий в удалении осужденного от места его жительства с обязательным поселением в определенной местности". В свою очередь  Солженицын образно окрестил ее "водворением со связанными ногами. 

     В советской литературе бытовало мнение, что в Туруханский край, или "тюрьму без стен", ссылали самых отчаянных. И действительно, там оказались такие личности, как вождь закавказских большевиков Спандарян, будущий 1-й секретарь Казахского крайкома партии Голощекин, лидер меньшевиков Мартов и другие.

     В августе 1913 года в Туруханск прибыли отчаянные и склонные к побегам арестанты — Иосиф Джугашвили и Яков Свердлов. Было принято решение отправить их дальше на север, в Курейку. Свердлова через несколько месяцев вернули в Туруханск и поселили в находящемся по соседству селе Селиваниха. Сталин же находился в Курейке до призыва в армию в декабре 1916 года. Когда его по этапу доставили в Ачинск, началась Февральская революция, ну, а дальше все ясно. Однако необходимости в побеге из Туруханска не было. Во-первых, далеко, а во-вторых, зачем? Жили они хоть и под полицейским надзором, но безо всякого притеснения. Мало того, получали огромные по тем временам деньги — 15 рублей в месяц. Мартов за 8 рублей в месяц снимал квартиру с полным столом, а остальные деньги тратил на книги и откладывал на будущее. Свердлов держал экономку, найм деревянного дома стоил 12 рублей, за два рубля запасались мукой на всю зиму: 1 пуд муки стоил летом в Туруханске 1 рубль 20 копеек, а зимой лишь на 10 копеек дороже. Ссыльный Улановский вспоминал, что какао он попробовал именно в Туруханске, а денег у него оставалось столько, что он их своей знакомой посылал. У Сталина была отдельная комната, за которую он платил два рубля в месяц. Многие ссыльные вскладчину ставили собственный дом. Словом, проблем с жильем не было. При этом была связь с большой землей, телеграф работал, ссыльные могли им пользоваться. Велась переписка с революционными центрами страны и с заграницей. Если ссыльного уличали в нелегальной поездке, ему ничего не грозило.     Ссыльные не были оторваны от жизни страны. По заказам в редакциях они бесплатно получали газеты и журналы. Кроме того, им приходила вся легальная партийная пресса. Единственное неудобство — почта приходила редко, 8 - 9 раз в год. Да, конечно, суровый климат да условия жизни в деревенской избе для непривычных городских жителей — значительное испытание, один из сидельцев даже так описал тот период своей жизни в своих воспоминаниях: "Выдержать „туруханку“ с ее ледяным климатом, пургами, непрерывной топкой печей, коротким летом, мошкарой, с ее белыми изнуряющими душу ночами, с ее ощущением таежной пустыни и трагической отдаленности от всего мира было очень трудно". Кто-то очень образно назвал Туруханский край "краем белых ночей и черных дней".
    

     Полицейским запрещалось грубое отношение к своим подопечным. Известен случай, когда ссыльного Некрасова избил полицейский. Свердловым была отправлена телеграмма на имя министра внутренних дел России, и виновный был наказан. Отец писателя Трифонова, который сам находился в ссылке в Туруханске, вспоминал, что группа ссыльных, среди которых был и Свердлов, работала на строительстве тюрьмы. Долго решали, имеют ли моральное право ссыльные работать на такой постройке, но решили, что превратить любой дом в тюрьму легко, а зарабатывать больше негде, вот и стали строить. Свердлову работать особой нужды не было, он ежемесячно получал деньги на прожитие, его жена работала; кроме того, он занимал высокий пост в партии, а вот поди ж ты, нанялся работать. Позднее в Туруханске были открыты дома-музеи Свердлова и Спандаряна. В 1952 году в Курейке был сооружен пантеон над домом, в котором в ссылке жил Сталин. Сейчас, по отзывам очевидцев, музей Свердлова продолжает существовать, а на месте пантеона Сталина находится холм, все разрушено и поросло травой. Отправляли их на север обычными рейсовыми пароходами. Мартов так описывал, как его везли в Туруханск: "На пароходе, увозившем меня за Северный полярный круг, я имел достаточно досуга, чтобы впервые после долгого времени, оставшись в одиночестве, пораздумывать о предстоящей мне жизни". Он мог свободно выходить на палубу и любоваться "величавым красавцем Енисеем".

      И еще одна информация. Июнь 2017 года оказался юбилейным - исполнилось ровно 100 лет со дня открытия «Потребительского общества для поддержания друг друга в продовольственном отношении». Такую формулировку придумал Свердлов, который стоял у его истоков.

     Большевики, на собственных шкурах изучившие царский опыт, выявили все достоинства и недостатки ссылки в отдаленные края, и как только возникла необходимость в подобном изолировании от общества инакомыслящих и инакодумающих, а также тех, кто потенциально может в них превратиться, возобновили весь механизм такой изоляции с внесенными ими поправками. И вот на восток и север побежали составы, под завязку забитые «врагами народа».

     Но это произошло позднее, когда началась борьба с инакомыслием внутри самой партии, а на первых порах было по-другому. Первыми в Туруханск прибыло 99 раскулаченных крестьян, сосланных на 5 лет, было это в 1930 году. При аресте у них отобрали все имущество, они были лишены избирательных прав, появилось страшное понятие — "лишенцы". Затем появились священнослужители. Игумен Агафангел, работая в архивах, обнаружил, что с 1930 по 1940 годы в Туруханск были сосланы 20 новомучеников, при этом 8 из них были архиереями, а 6 впоследствии были канонизированы. Одним из них был Владыка Лука, который в миру ранее был известен как выдающийся хирург Валентин Феликсович Войно-Ясеневский. Кроме него, из канонизированных надо отметить святого Петра (Акмолинского), святого Василия (Ушакова), умершего в Туруханске от холода и голода, святого епископа Афанасия (Сахарова). Начиная с 1933 года, в Туруханский край начали прибывать троцкисты и правые уклонисты. Их изолировали от народа вместе с семьями. И вот тут начали происходить странные вещи. Людям, которых признали "врагами советской власти", разрешили работать во всех организациях и учреждениях райцентра. Многие начали преподавать в школах. Правда, через пару лет такая практика была запрещена, "спецпоселенцев" переправили еще дальше — на Колыму, а следом туда же отправилось и бывшее руководство района.

     Через год после начала войны в край начали прибывать представители депортированных народов. Туруханский край был определен для "спецпоселения" части немцев, литовцев, эстонцев, латышей, греков, калмыков и финнов. О причинах, вызвавших депортацию именно этих народов, правомерности и объективности такого решения исписаны тонны бумаги. В настоящее время все эти народы в Российской Федерации реабилитированы и им разрешено проживание на исконных территориях. Процесс депортации был начат с лета 1942 года, именно с этого момента пароходами в заполярные районы Красноярского края начали завозить жителей Республики немцев Поволжья, за ними последовали калмыки, прибалты, греки с Кубани. Все они были обвинены в пособничестве фашистским оккупантам. Всего в Туруханский район в 1942 году прибыло около 4000 человек. В 1948 году их проживало на территории района 4093 человека, а в 1951 году — 3540 человек, другими словами, треть населения района.
     А с февраля 1948 года, после выхода в свет Указа Президиума Верховного Совета СССР "О направлении особо опасных государственных преступников по отбытии наказания в ссылку в отдаленные местности СССР", в Туруханский край начали привозить так называемых "повторников", то есть людей, освобожденных из лагерей и тюрем после отбытия ими наказания за антисоветскую деятельность. Очевидно, что в первую очередь это постановление относилось к интеллигенции.
     Характерным представителем "повторников" является Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, которая была арестована в 1939 году, через два года после возвращения на родину из Парижа. Она была осуждена на 8 лет лагерей и в 1947 году освободилась из заключения, а затем в феврале 1949 года была вновь арестована, как ранее репрессированная, и приговорена к пожизненной ссылке в с. Туруханск Красноярского края. Доставляли "спецпоселенцев" на север так же, как и при царизме, пароходами, но не так, как это описывал Мартов. Пароходы забивали под завязку, и семьи депортированных плыли в условиях всех "прелестей" политической ссылки. Всем ссыльным, кроме "повторников" был определен конкретный пункт проживания. Случалось, что в некоторых населенных пунктах они составляли большинство населения. А вот к "повторникам" было другое отношение. Им была предоставлена возможность выбора места жительства по пути следования парохода. Так как расселяли ссыльных при царизме. Происходило это так: судно подходило к населенному пункту и всех выпускали на берег искать работу или место жительство. Нашлось — хорошо, остаешься там до конца жизни, нет — плывешь дальше. И так до самого конца, где строилась железная дорога Салехард-Игарка, там рабочие руки были нужны всегда. Но повсюду "повторников" ждала только неквалифицированная работа, поэтому Ариадна Эфрон, преподаватель графики, нашла себе работу уборщицей в школе.

     Жизнь там была невыносима, "повторник" Виктор Крамаров, отец актера Савелия, в марте 1951 года, находясь в Туруханске, повесился. Большие отличия между двумя ссылками были и в освобождении. До революции ссыльные имели право уехать чуть ли не в день окончания срока. В советское время ссылка для многих стала бессрочной, и когда вдруг после смерти Сталина амнистировали почти всех политических, возникли проблемы. В 1954 году начали выдавать паспорта, а справок о реабилитации не было, поэтому Ариадна Эфрон покинула Туруханск лишь в 1955 году.

     Депортированным "спецпоселенцам" пришлось ждать дольше. Указ «О снятии ограничений в правовом отношении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении» вышел в 1955 году, а комендатуру сняли лишь 15 июня 1958 года.

     Ну, а теперь подведем итог: в туруханскую ссылку попали прекрасные специалисты, оставившие свой след в истории края, оказавшие большое влияние на культуру местного населения. Владыка Лука не только нес слово божие, он провел много операций, спасая чьи-то жизни, а кроме того добился, чтобы коренным народам начали делать прививки против инфекционных болезней. И если для советской власти Ариадна Эфрон в Туруханске была «повторником», то для местного населения она выполняла высокую миссию проводника в человеческую культуру.


Рецензии
Уважаемый Владимир!
Спасибо за материал.
Статья написана познавательно и интересно, читается легко. Для себя узнал много нового.
Удачи и новых материалов!

С уважением,

Петр Краевский   12.11.2020 14:34     Заявить о нарушении
Петр, добрый день!
Большое спасибо за позитивный отзыв и лестные слова в мой адрес.
Удачи вам во всем,

Владимир Жестков   12.11.2020 18:17   Заявить о нарушении
Уважаемый Владимир!
Мои слова - не лестные, а Вами - заслуженные!!!
Удачи и удачи!
С уважением,

Петр Краевский   12.11.2020 20:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.