Возвращение к началу
Прежде всего, речь о самом первом в Библии рассказе о сотворении – о первых главах книги Бытие. Полезно помнить, что записан он Моисеем в пустыне и обращен к его современникам, которые вышли из Египта, а теперь роптали, желая возвратиться к пусть и невольничьей, но хоть как-то устроенной жизни. При этом существовала прямая опасность, что выйдя из-под владычества Божьего и возвратившись в Египет, евреи обратятся к идолам или лжебогам Египта. Евреи эти не были неверующими в привычном нам смысле слова, они видели, что и с Моисеем есть какой-то Бог, способный делать чудеса. Но что это за Бог и почему Моисей не рассказывает о Нем подробнее? Помимо того, что это малоизвестный Бог, Он еще и непредсказуемый, неуправляемый. В этих условиях Моисей рассказывает о том, что с ними Бог, сотворивший мир и образовавший этот конкретный народ. Вся книга Бытие – ответ на ропот евреев в пустыне. Это ответ на вопросы: «кто мы?» и «кто Этот Бог, который вывел нас?».
Следующий сопоставимый по длине рассказ о творении содержится в книге пророка Исайи. Кстати, в книге Исайи есть не только свое Бытие, но и свой Апокалипсис, это главы 24-27. О творении же этот пророк особенно концентрированно говорит в 40-х главах: 40:22,28; 41:4; 42:5; 43:1,7,15,21; 44:2,21,24; 45:9,11-12,18; 46:4; 48:13. Причем в перечисленных стихах говорится как о сотворении неба и земли, так и об образовании народа Божьего, Израиля, т.е. о двух главных темах книги Бытие. И что примечательно, эти многочисленные отсылки к сотворению содержатся в длинной речи против идолопоклонничества и отступничества.
Третий библейский текст, который я хочу назвать в этой связи, это конец 10-й главы послания Евреям и начало 11-й. Этот текст меньший по размеру по сравнению с двумя упомянутыми выше, но мое внимание привлекло то, что Павел, обильно использующий в этом послании ветхозаветные реалии, использует и этот базовый для Ветхого Завета аргумент против отступничества: возвращение к основам. Это подобно тому, как в школе терпеливый учитель, объясняя тему и встретив в учениках непонимание, возвращается к последней усвоенной точке, находя момент, откуда у учеников пошли проблемы, и проводит класс по всей цепочке повторно (этим приемом пользовался и Иисус: «Вспомни, откуда ты ниспал», От.2:5). Так и Павел, вслед за Моисеем и Исайей, отговаривая евреев от отступничества, обращается к теме творения: «Праведный верою жив будет; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но [стоим] в вере к спасению души… Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр.10:38-39; 11:3).
Возможно, эта небольшая экзегетическая разработка могла бы найти применение и в душепопечении в современных условиях, об этом мне было бы интересно узнать мнение практикующих душепопечителей.
27.01.2018
Свидетельство о публикации №218012701526