Мама моя

Однажды я прочитала о том, что на самом деле нет никакого Ада. Есть только Рай и Земля. Не знаю, насколько верна эта мысль, но, когда я вспоминаю жизнь моей мамы, утверждение того, что Ад находится на Земле, кажутся мне достаточно убедительными. Мою маму звали Зинаида. Родилась она в 1939 году в семье пьющих родителей. Естественно, о счастливом детстве  ей приходилось только мечтать. Она часто вспоминала о том, как её отец жестоко избивал мать, бил посуду, выбивал стёкла в окнах. В доме у них не было ничего стеклянного, всё было разбито, включая и их жизнь с матерью. Её мать в молодости была красавицей. Ни одна молодёжная вечеринка  не могла состояться, если не приходила на неё «Сима баская», так звали её мать Серафиму. Вот уж, действительно, верно говорят: «Не родись красивой!».  Не повезло в личной жизни и моей  маме.  Говорят, что тяжёлые внутренние комплексы и проблемы внутри нас нацеливают нас на поиск партнёров, отношения с которыми мучительны и приносят страдания. Вот и мама моя выбрала себе мужа-деспота. Прожили они вместе 33 года, и всё это время он жестоко избивал её, не хотел работать, гулял. А она всё терпела и прощала. С ужасом вспоминаю один жестокий момент в своей жизни. Было мне тогда  около шести лет. Только недавно родилась моя младшая сестра. У неё была деревянная кроватка. Вот доской от этой кроватки мой пьяный и озверевший отец ударил мою маму по переносице. Я помню, что она лежала вся в крови, а он замахнулся ещё раз и хотел  удар повторить. Наверное, он убил бы её тогда. До сих пор не могу понять, откуда  в маленькой девочке нашлось мужество?  В тот страшный момент я не забилась в угол, не спряталась от обезумевшего отца, а легла на свою маму и, закрыв её своим маленьким тельцем,  и, глядя на нависшую над нами страшную  доску,  громко закричала: «Папа! Не бей маму!»
 Все самые ужасные поступки на свете совершаются под влиянием пьянства. Я даже слышала о том, что, в пьяного  человека вселяются злые сущности, которые управляют им, пьющий человек себе не принадлежит. И в тот момент над нами угрожающе нависала эта злая сущность в образе моего отца, готовая уничтожить всё на свете.  Но вид беззащитного ребёнка, над которым он нанёс смертоносную доску, внезапно отрезвил моего отца. Он отбросил орудие убийства прочь и отошёл от нас. Позже мама часто повторяла, что я спасла ей жизнь. Но что это была за жизнь!
Я часто думаю, откуда было столько злости в моём отце? Наверное, причина всего, что случается с человеком в его детстве. Мой отец родился в  1937 году, когда в самом воздухе, казалось, витали страх и жестокость. Маленький Витя рано остался без отца, который без вести пропал на фронте, а мать вышла замуж ещё раз. Родился младший брат с пороком сердца. Естественно, всё внимание было приковано к нему, болезненному, слабенькому ребёнку. Наверное, Виктору  очень не хватало любви и внимания, поэтому его сердце ожесточилось. И, возможно,  он  мстил  потом всем женщинам  за не любовь своей матери. Брат его умер в шестнадцать лет прямо на остановке по пути на свидание. Моего отца смерть настигла в 54 года. Три месяца он лежал без движения и без речи, а мама  ухаживала за ним, хотя к тому времени сама уже перенесла инсульт.  Когда он умирал, то обнял её на прощание, возможно, желая попросить прощения.
 Казалось бы, теперь можно было бы и пожить спокойно. Сама себе хозяйкой стала. Но уже не было здоровья, после инсульта она получила вторую группу инвалидности, с трудом передвигалась  и говорила. Да, как говорится, что может измениться в жизни человека, если он повсюду таскает самого себя. Люди не меняются и притягивают к себе всё те же проблемы. Теперь вместо отца стал её доводить мой старший брат, её непутёвый сын. На какой-то период времени я забрала её к себе в другой город. Я в тот момент жила не съёмной квартире. Я ушла на работу, закрыла её, оставив её всё необходимое. А, когда вернулась, картина была, как в фильме ужаса. На полу лужи крови, а у мамы разбитая голова. Оказалось, что она полезла на стул, чтобы погасить свет, выключатель был высоко. Она упала и разбила себе голову. Я вызвала врачей, её увезли в травматологию, зашили голову. Сам это факт привёл её в замешательство, она всё время повторяла: «Как это можно живому человеку голову зашивать?» Под влиянием всего происшедшего  у неё началось лёгкое помешательство: она стала заговариваться, проявлять агрессию. Я вызвала психиатора, который побеседовал с ней, а мне сказал: «Будет буйствовать, вызывайте специалистов». 
Но всё обошлось. Мне удалось через знакомых положить её в обычную больницу. Врач попросил, чтобы она сказала, что живёт в нашем городе. Я долго её учила, что на вопрос, где ты живёшь, надо отвечать на улице Коммунаров. Пришла навестить её в больнице, а меня там спрашивают: «Она проживает на Коммунаров? А всем говорит «В Комарово». Ну, посмеялись и  решили, что больная просто перепутала. Вообще она отличалась отменным чувством юмора. В палате говорили, что она там всех веселит, шутит. Хотя временами искренне недоумевала, почему её не навещают другие дети, не понимая, что они живут в другом городе. «Два города в одном!» - сердито повторяла она иногда. Когда её выписали дали рекомендацию на получение первой группы инвалидности. 
Оставшиеся полгода мы жили с ней спокойно и дружно. Она иногда повторяла: «Я боялась ехать, а оказалось, что мне здесь лучше. Никто на меня не кричит, никто не обижает. У тебя душа чистая!» Но ближе к весне она стала проситься домой. Я отвезла её в её родной город, она ходила по дому и повторяла: «Я так много знакомых вещей тут увидела!» Оставив маму  под наблюдением сестры  и уехала.
Каждый раз, когда я приезжала её навещать, она радовалась моем уприезду, как ребёнок.  И всегда говорила,  что видит во сне собаку накануне моего приезда.  Однажды я получила от сестры письмо, в котором она сообщала, что мама упала и теперь уже не встаёт. Я приехала к ним во время отпуска. Я ухаживала за мамой почти весь отпуск, а потом решила уехать. Она уговаривала меня остаться, до сих пор жалею, что я этого не сделала.
«Спала бы да, спала!»- сказала она мне утром, когда я собиралась уезжать. Это были её последние слова, которые мне удалось слышать. Приехав в свой город, я сходила в церковь и попросила помочь моей маме. Высшие силы решили помочь ей таким образом, что забрали её к себе. Вскоре я получила телеграмму, в которой сестра сообщала мне о смерти мамы. А следом пришло письмо, которое было отправлено значительно раньше,  но, к счастью, опоздало. Там сестра подробно описывала весь ужас её предсмертных мук. Если бы я прочитала его раньше, я бы, наверное, сошла с ума от переживаний и сострадания. Теперь моя мама была уже в другом мире. Увидев её спокойное и счастливое лицо, с лёгкой улыбкой я вдруг подумала:
«В страданьях жизнь ты провела, в мученьях тяжких умерла.
Дай Бог, чтобы на свете том  была ты в образе святом»
Последнюю ночь мы провели  у  её  гроба.  Я задремала и во сне моя мама нежно гладила меня по голове и шептала ласковые слова. Вероятно, душа её  прощалась со мной. Я вдруг проснулась и мой муж, который спал напротив, внезапно тоже привстал и сказал отрешённо:
- Мама нитки просит!
- Твоя мама? – спросила я.
- Твоя! – ответил он.
- Я с ней только что общалась во сне, она ничего не просила! – сказала я.
А он уже снова спал. И наутро ничего не помнил из того, что мне сказал. Было такое чувство, что его использовали для передачи информации. Утром пришла свекровь и сказала, что в гроб надо положить нитки, чтобы на том свете усопшие могли преодолевать препятствия.
Когда мы её хоронили, вдруг пошёл дождь. Говорят, есть такая примета: небо оплакивает уход с Земли чистой и светлой  души. И я написала строки:
«Плачет небо над душой ушедшей
С этой грешной пасмурной Земли
Свой приют, быть может быть, нашедшей
И  покой, что дать здесь не могли.
Может, там любви на всех хватает
И добрей друг к другу будут души.
Но печаль на сердце вырастает
И рыдания немые душат.
 Почему же мы не замечаем,
Те страдания, что рядом с нами?
Почему так часто обижаем
Равнодушным взглядом и словами?»
На похоронах и на поминках я не проронила и слезинки. А приехав домой,          прорыдала в одиночестве три дня. Слёзы мои вылились в стихи:
«Слезами омою душу, покрытую корочкой льда,
Своё равнодушье разрушу, как рушит плотину вода.
И маску сорву устало, привыкшую чувства скрывать,
На этой Земле не стало вдруг той, кто была моя мать!»
Однажды я познакомилась с одной ясновидящей и спросила её: «Почему у моей мамы была такая тяжёлая жизнь? За что её посланы такие мучения?»
 Она ответила мне: «Бывает за что, а бывает и  для чего. Я вижу, что у твоей матери  это последнее воплощение на Земле. И все те грехи и ошибки, которые накопились за прошлые жизни , она отрабатывает в этой. Потому и жизнь у неё была такая тяжёлая. Но сейчас ей там хорошо!»
Хочется верить, что ей действительно там сейчас хорошо.


Рецензии