Лет до ста без старости

В жизни и пахала ты, и сеяла,
Жизнь течет, как в реченьке вода.
Запевай-ка песню, Моисеевна,
Как певала в прошлые года

«Жизнь прожить – не поле перейти», - гласит народная мудрость. Особенно данная мудрость звучит актуально, если эта жизнь длинною, почти в сто лет.
Клавдия Моисеевна родилась в далеком 1910 году в городе Благовещенске, вторым ребенком в семье портного Некипелова. Когда ей было семь лет, их семья переехала в деревню Лохвица Белогорского района, где Клава окончила 4 класса сельской школы. В 1926 году в селе был организован колхоз «Герой труда». Появилась и сельхозтехника. Потребовались и квалифицированные кадры. Основная ставка делалась, конечно же, на молодежь. И молодая девушка Клава Некипелова оканчивает шестимесячные курсы трактористов. В течение двух лет пахала колхозные поля на американском тракторе «Катер-Пилар»: в начале на менее мощном – в тридцать лошадиных сил, а уже через год ей доверили и более мощный трактор – в шестьдесят лошадиных сил.
Вот как о тех далеких годах своей боевой юности вспоминает сама Клавдия Моисеевна:«- Американский трактор «Катер-Пилар» имел кабину, был легок в управлении, и я чувствовала себя на нем довольно комфортно: кабина в зимнее время защищала от холода, а в летнее – от жары и пыли. А вот другой американский трактор – «Форзон» и наш отечественный – «Интернационал» кабин не имели, поэтому трактористы, работающие на них зимой, страдали от холода, а летом изнемогали от жары и пыли. Но, к счастью, мне на этих тракторах пришлось работать мало. Была в нашем колхозе в ту пору и другая американская техника: комбайны «Холд», молотилки «Адвас-Румели». В те годы молодая Советская Россия мало выпускала своей сельхозтехники, поэтому её приходилось закупать у Америки и других капиталистических стран.
–Работать трактористкой мне, молоденькой девчонке, было очень трудно, - продолжала свой рассказ Клавдия Моисеевна, - техники не хватало, квалифицированных кадров – тем более. Поэтому приходилось работать от темна и до темна, особенно во время посевной и уборочной компаний. Питание в то время было плохое, недоедали, недосыпали, переутомлялись…. Я очень уставала. Но надо было работать. Надо было зарабатывать трудодни.
После двух лет работы трактористкой её, как передовика производства, направили на шестимесячные курсы механиков. Но, а после их окончания, в течение двух лет, работала заведующей машинно-тракторным колхозным парком.
В 1932 году Клавдия Некипелова вышла замуж за молодого, красивого деревенского парня – Василия Широкова, и в этом же году молодые супруги переезжают жить из деревни Лохвицы в поселок Дамбуки. После Дамбуков были и Овсянка, и Потехино, и Бомнак. Особенно запомнились годы, прожитые в Бомнаке – тогдашнем центре Зейско-Учурского района.
Вспоминает Клавдия Моисеевна, как тогдашние власти решили приучить эвенков к цивилизации, к оседлой жизни. С этой целью для каждой эвенской семьи были построены добротные дома. Но не стали переселяться эвенки в эти дома, а рядом с домом ставили чум, в котором жили, а дома продолжали стоять пустыми.
Помнит она и годы военного лихолетья, которые тоже прожили в Бомнаке, работая заведующей спецчастью при Райисполкоме. Спецчасть эта, в те годы, выполняла роль военкомата, отправляя на фронт мужчин – одну группу за другой. А после войны их же (к сожалению не всех), демобилизовавшихся, торжественно встречали и трудоустраивали.
В 1947 году семья Широковых переезжает в Зею, где Клавдия Моисеевна живет и по настоящее время. Более шести лет она работала заведующей кинотеатром, который тогда располагался в ветхом двухэтажном деревянном здании, находившемся на месте теперешнего Нарсуда. Отопление в кинотеатре было печное. Дрова заготавливали сами. Так что проблем хватало.
После работы в кинотеатре, в течение пяти лет Клавдия Моисеевна работала в детском доме сестрой-хозяйкой. Затем две навигации ходила матросом на пассажирских катерах «Ульяна Громова» и «Сапфир» по маршруту Зея – Свободный - Зея. Хаживали и до Бомнака.
«Ульяна Громова» - маленький, старенький катерок, на смену которому пришел «Сапфир» - почти новый, гораздо больших размеров и более комфортабельный катер, плыть на нем по красавице Зее было всегда в удовольствие.
Когда в нашем городе появился «ЗеяГЭЭСстрой», Клавдия Моисеевна устроилась в эту организацию сторожем, и отсюда в 1956 году она ушла на пенсию. И стала она получать пенсию – 54 рубля 80 копеек в месяц.
Но где бы Клавдия Широкова, ни трудилась, она всегда занималась общественной работой. В течение трех созывов была депутатом Зейского городского Совета. Вот как сама Клавдия Моисеевна вспоминает о своей работе в горсовете: «- Первое заседание вновь избранного городского Совета было всегда организованным – избирался председатель горсовета, создавались различные комиссии. Я всегда возглавляла комиссию по торговле. Мы контролировали работу магазинов, столовых, продовольственных баз. Мошенников в торговле и тогда хватало. На всех нерадивых работников мы составляли акты, вносили свои предложения, рекомендации, и все эти документы передавали руководителям торговли для устранения недостатков, нарушений. Мы тогда в горсовете РАБОТАЛИ, а не занимались спорами и склоками. И сегодня я очень возмущена тем, что происходит сейчас в нашем городском Совете – депутаты расколоты на группы, постоянно конфликтуют с городской администрацией. Но разве можно достичь какого-то положительного результата от такой работы?
Много лет Клавдия Моисеевна была председателем домового комитета, в доме – шесть подъездов. В подъездах всегда было чисто и светло. Никто на панелях не писал, не рисовал. Во дворе – детская площадка, песочница, лавочки для пожилых людей.
В 1950 году у Клавдии Моисеевны умер муж, и четверых детей растить, учиться и воспитывать ей пришлось одной. Но все они выучились, закончив институты и техникумы.
Клавдия Моисеевна Широкова награждена тремя орденами «Победы», медалью «За доблестный труд» и множество Почетных грамот.
Она постоянно в курсе всех событий, которые происходят в городе, стране, мире.
Она очень интересная собеседница. Слушать её – одно удовольствие. А рассказать ей есть о чем.
У неё шесть внуков и десять правнуков. Её старшая сестра Тося, прожила 92 года. А Клавдия Моисеевна недавно отметила свое 97-летие. И от всей души хочется пожелать этой милой женщине хорошего здоровья, жить долго и счастливо, и торжественно отметить свое столетие.


Рецензии