Мини-лекции. История фотографии. Экспозиция

Если спросить любого из читателей, что такое свеча, то наверняка всех потянет либо к церкви, либо на интим?! Но это ведь не только как предмет, но и величина характеризующая силу света! А если Вы на улице спросите первого попавшего щёлкающего фотоаппаратом направо и налево: «Что такое стеродиан?» Реакция будет непредсказуемая! Вам понравится... Хотя это всё относится к фотографии. И чтобы Вас не оттолкнуть от темы попробую всё объяснить на пальцах. Как уж там получится.

На рис.1 слева в верху некий график. Это характеристическая кривая фотоплёнки. И примерно такая же у матрицы, аналога этой самой фотоплёнки. Горизонтальная ось, ось экспозиции. Экспозиция, — количество света воздействующего на фотоплёнку или матрицу (в цифровых аппаратах). По старинке единица измерения экспозиции секунда-метр-свеча (CMS). Где свеча, — сила света. Меняя величину экспозиции мы получаем на фотоплёнке соответствующий эффект, а именно почернение негатива. Вертикальная ось нашего графика, — оптическая плотность. Единица плотности это такая плотность негатива при которой через неё проходит лишь 1/10 часть всего света. Две единицы, — 1/100 часть. Три, — 1/1000 часть. Не знаю как там с матрицей, а вот плотности фотоплёнки не дотягивают до трёх! Обычно это в районе (2-2,5). Ось плотностей есть не что иное как логарифмы знаменателей (10, 100, 1000). А, что это за лестница такая красно-зелёная? Ступени этой лестницы показывают как при одних и тех же интервалах значения экспозиции меняется плотность материала?! На нашем графике показана кривая нормального материала прямолинейная его часть наклонена на 45°. Треугольники зелёного цвета все равны, а красного нет. Участок (b-c) рабочий участок или его называют фотографической широтой. Вот на нем мы и будем упражняться.

При постоянных условиях съёмки рулить экспозицией мы можем только с помощью времени. Временем в течение которого и происходит освещение фотоматериала. Это время задаётся затвором фотоаппарата и обзывается выдержкой. В основном это стандартезированные доли секунды и секунды. Вот этот ряд: ...2, 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, 1/2000... Ряд может продолжаться в обе стороны, лишь бы сохранялась зависимость: следующая величина должна быть больше (меньше) в два раза предыдущей. В различных аппаратах использует только часть ряда. Как пример: фотоаппарат «СМЕНА», от 1/15 до 1/250 сек.; «ЗЕНИТ», от 1/30 до 1/500 сек. У некоторых старых аппаратов ряд был увеличен и в обе стороны и особенно ценным были выдержки до нескольких секунд.

Если ориентироваться на выдержки, то возвращаясь к нашей кривой, участок (A-B), участок недодержек, а (С-D) наоборот, передержек. И их, эти участки пытаются по мере возможности не использовать! Если кривая становится на дыбы и угол наклона более 45°, такие материалы называют контрастными. Если наоборот угол менее 45° материал малоконтрастный. Соответственно и широта в первом случае уменьшается, — во втором увеличивается. На, что же ориентируется экспозиция? И, что это такая точка равная 1? Эта точка соответствующая экспозиции объекта отражающая 30% падающего на объект света. Вы может удивитесь, что этим объектом является Ваше лицо! В смысле лицо белой расы, — серое! Поэтому если Вы видите на старом фото белолицых людей, значит фотограф пошёл у клиентов на поводу, по их просьбе! Типа сделай нам красиво?! А на фото профи, — лицо серое в чёрно-белом варианте естественно.

Перейдём к правому графику рис.2. Здесь нет ничего особенного и касается в основном практической стороны этой самой экспозиции. Возьмём в качестве объекта съёмки городской пейзаж в солнечную погоду. Белые стены домов самые яркие части объекта. Трава в тени деревьев, находящихся в тени домов самые тёмные части. Всё это и представляет собой так называемый интервал яркости объекта. При облачной погоде интервал уменьшается. Ещё меньше в пасмурную погоду. Вот как повлияет соотношение фотографической широты и интервала яркости и показано на графике. Интервал (a) маленький и правильно подобрав выдержку все детали проработаются. Но допускается в некоторых пределах ошибка в выборе выдержки. Интервал (b) точно равен широте. Только точная выдержка (в смысле экспозиция) может принести положительный результат. Иначе Вы можете потерять часть деталей объекта, в смысле не пропорционально отобразится. Как пример ниже (b1) выдержка маленькая потеряете детали в тенях. А в (b2) наоборот, выдержка большая потеряете детали в светлой части объекта. Если это лицо, то оно будет плоским, лишённым теневого рельефа. И наконец очень большой интервал. Здесь как не старайся всё равно что-то потеряешь, либо в тенях либо в светах! Либо как на рисунке и там и там!

Так как же определить выдержку? Способов много...

 1) От фонаря, с потолка и тд. Типа куда вывезет?!
 2) Более точный, расчёт по таблицам.
 3) Точный, по экспонометру. Экспонометр может быть отдельно от аппарата, так и встроенный в аппарат. На фото рис.3 экспонометр «Ленинград-4». По показаниям прибора калькулятором рассчитывается выдержка. На фото в аппарате «ЗЕНИТ-Е» встроенный экспонометр. Зелёной стрелкой показано окно фотоэлемента экспонометра, красной стрелкой, калькулятор. На левой части рис.1, врезка, прибор и калькулятор во всей красе фотоаппарата «ФЭД-5».

Конечно такой метод всё время нужно контролировать, он ведь непосредственно с аппаратом не соединён, только, что в одном корпусе. Но наука не стоит на месте и была придумана новая система определения экспозиции непосредственно после объектива. Система получила аббревиатуру, — TTL. TTL-экспонометр (англ. Through the lens, TTL: «через объектив») — разновидность встроенного экспонометра, измеряющего яркость снимаемой сцены непосредственно через съёмочный объектив фотоаппарата! На рис.5 оптическая схема TTL в зеркальном аппарате, как вариант. Часть света попадает на датчик экспонометра... Сейчас, думаю все цифровые аппараты, включая дебильные мыльницы снабжены такими TTL-ами?! Но есть ещё вариант TTL. Зеркало и датчик, рис.5е удаляется, а сам датчик размещается в пентапризму (синяя стрелочка). Мне кажется, что этот вариант лучше предыдущего?! И несколько слов о практической стороне экспозиции. Вариант для бедных родственников, по таблицам нет ничего сложного. Выбираете свой вариант и так далее... А, вот с помощью экспонометра, есть варианты. В инструкции к экспонометру их два, для Вас же все четыре. Вот они на рис.4.

A) Прямой, интегральный замер яркости от камеры.
B) Измерение яркости отдельных наиболее светлых и тёмных областей и усреднение результата.
С) Замер света по яркости стандартной серой карты (если она у Вас есть?!), освещённой так же как и объект.
D) Измерение освещённости падающего света с помощью молочной насадки экспонометра. В этом случае экспонометр направлен от объекта в сторону камеры.
И как пример, негативы трёх снимков девицы-красавицы рис.6. Условно только снимок [B] правильно экспонирован и не страдает потерей в светах и тенях. Условно интервал яркости попадает в фотографическую широту рис.1 (рис.2). Снимок на рис.6А недодержен и интервал яркости в основном попадает в нижнюю часть характеристической кривой (область недодержек). Поэтому позитив будет тёмным подробности в тенях отсутствуют. И в противовес рис.6С, негатив тёмный, а позитив светлый. Интервал яркости находится в области передержек. В данном случае подробности в светах пропадут. По-русски, лицо будет плоским с отсутствием подробностей. Да, будет очень белым, но не естественным!!! Может кому-то, это и понравится?! И хотя Вы скорее всего не будете ломать голову над этой экспозицией, но знать то, что происходит в аппарате должны!!!

Ну, вот вроде бы мы закончили эту нудную тему!


Рецензии
Занятно, но устарело лет на 20 или больше.
Равно как и фотохимия, которая отдельная песня.
Опять же для чайников

Никенике   30.01.2018 23:05     Заявить о нарушении
Спасибо! Я как-то не на Украине живу... В смысле ИСТОРИЮ не могу переписывать!
Ведь согласно Новой украинской истории,-Коперник был украинец! Во как?!! :-))
Всего доброго! С уважением!

Владимир Сысолятин   31.01.2018 08:00   Заявить о нарушении