О Штампах в Поэзии и не Только

Возвращаясь в теперь уже далёкий 2008 год, вспомнилась любопытная на мой нынешний взгляд полемика с Сергеем Рухленко, ныне уже известным в бардовских кругах лириком. Полемика велась в связи с публикацией моего не самого плохого стихотворения «Сенокос». Я приведу его здесь для полного понимания сути вспыхнувшего спора о «штампах» в написании чего бы то ни было, и в частности, о «штампованных» рифмах, мыслях, формах в позии.  Итак вот оно, стихотворение – пороховая бочка:

Сеновальные ночи,
Колокольные дни.
Взмах крыла многоточен
Набежавшей волны.
       Утром крик камышовок
       Разгоняет туман -
       Непроцеженный щёлок,
       Визуальный обман.
С визгом режет под корень
Струйку спелой росы
Однозубец покорный
Беспощадной косы.
       В полдень острым укором
       Поясницу кольнет.
       Разносольным набором
       Мать на стол соберет.
Ну а к вечеру стопку,
Как положено встарь,
Под гражданскую сводку
Опрокину в гортань.
       Очистительным скерцо
       Вдруг прольется слеза,
       Оживит мое сердце,
       Как ночная гроза.       Написано 3 января 2008 года.

На это стихотворение было получено десять рецензий-откликов. Большинству читателей оно понравилось таким, каким его создал автор. Но дотошный по своей математической природе Сергей Рухленко, доцент Ростовского Университета, усмотрел в нём ряд, по его мнению, недопустимых проколов, о чём прямым текстом уведомил меня-бывшего коллегу по кафедре Высшей Математики Астраханского Технического Университета. Вот его первое письмо-рецензия без купюр и редактирования:

«Саня, перечитал несколько раз. Вполне. Непонятна характеристика "многоточья" взмаха набежавшей волны. "Соберёт набором". Говорят: "соберёт набор". Крик разогнать туман не сможет. Образ такого крика красивый, но мне непонятный. "Скерцо"... Не буду копаться по словарям, но мне кажется, что это что-то музыкальное. Может ли слеза пролиться скерцо?
Саня, ты, кажись, у нас Васильевич? Вспоминаю, как на "Вышке" (Кафедре Высшей Математики) все обращались друг к другу исключительно по имени и отчеству. Аж ностальгия пробирает, какие мы были обходительные и внимательные друг к другу... Привет своим родным!»

Незамедлительный мой ответ гласил:

«Попробуем тут разобраться, тем более, что ты, Серж, важный для меня критик. Многоточен - это не троеточен. А гребень лёгкой волны именно многоточен, но не пенист. Конечно, правильно сказать "соберёт набор", но любой русский прекрасно поймёт, что я сказал. А что же тогда разгоняет туман, как не крик (при этом растворённые в тумане очертания - в зависимости от источника крика - приобретают формы)? Уж не ветер ли, что по морю гуляет и кораблик подгоняет? А ветер,что-то разгоняющий,- зто безусловный штамп, шшштттааамммппп! Скерцо - это быстрая, мимолётная мелодия, как брызнувшая вдруг непослушная слеза. Так что вот такие пироги... Кушайте на здоровье. Ещё раз спасибо за критическое прочтение, жду новых. Ты ещё моё философское не читал- вот уж что ждёт не дождётся мощной правки. Твой А.Г.».

Ответ Сергея по-началу не вызвал у меня никаких особенных эмоций, о которых можно было бы сожалеть в будущем:

"Рассуждения о том, что будет понятно - это не оправдание. Елисеев Игорь Александрович из ростовского союза писателей, мой уважаемый редактор (правда, практически он обычно ничего из публикуемого почти не правит) говорит по этому поводу примерно следующее: мало ли что нам нравится, есть правила, которые нужно строго выполнять. У меня есть пара мест в стихах, сомнительных с тех же "позиций". Например, в триптихе "Осень у реки" я использую слово "пОкров", понимая, что правильно следует произносить "покрОв". Никак лучше не могу придумать ничего. Но даже знакомые соглашаются, что фраза "легчайший чувствуется пОкров" звучит гармонично. Другое место - в песне "Симпатии", строка "Я провожу один холодными ночами", правильнее было бы сказать "холодные ночи". Даже сделал замечание по этому поводу, варианты обсуждались в рецензии Светленькой. Пока что такой вариант для меня приемлем, можно ссылаться на "разговорный оборот". Но для того, чтобы стих мой "пошёл дальше" не только в народ, но и в литературные круги, надо всё-таки такие "скользкие места" подрабатывать и просто избавляться от них.
На понятие "штампа" я почти не обращаю внимание. Если в мои стихи гармонично вписываются какие-то обороты, то я могу просто не знать, что это штампы. Посмотри, пожалуйста, "дискуссии с дамами" в рецензиях на мой "Цветок любви". Я действительно или не понимаю женской логики, или "не догоняю" до высоких требований самозваных "корифеев от литературы". Не обижайся, что заставляю тебя напрягаться, но мне действительно нужен "трезвый взгляд" на мои стихи, а не те необоснованные утверждения о наличии штампов, которые мне высказывают поэтессы.
Я тут как-то высказал мысль жены о том, что нормальных женщин-поэтов просто нет. Даже Ахматова и Цветаева "вознесены" исключительно не за все свои произведения, а за отдельные, стоящие внимания стихи. Жена сказала по поводу стихов одного из авторов, кажется, Ивана Крюнькина, что это первый стоящий стих на стихире, который она видит. Меня она при рассмотрении этого вопроса исключает, мои стихи ей обычно нравятся.
Я передал мнение жены. Какая тут реакция пошла... Что началось. Хорошо хоть не все это «слышали». Круг моих читательниц не очень большой. Было сказано, что я пишу исключительно под присмотром жены. Хотя я её полностью отстраняю от этих процессов, стараюсь решать всё сам.
Посмотри, пожалуйста, дискуссии мои по поводу песни "Цветок любви". Если хочешь, могу выслать тебе её исполнение. Да и любую песню, которая тебе понравится, я могу переслать. Буду очень благодарен, если выскажешь своё мнение.
Успехов и удачи! Жду вестей."

К этим откровениям я,видимо, не был готов. Поэтому ответил откровенной отпиской- не рецензировать же мне стихи столь дотошного критика:

«Сергей, извини, никак даже астраханские твои стихи не просмотрю. Философия философии рознь. Думаю, что сильно ими не увлекаюсь, ни той, ни другой (ха-ха). Моя "грань творчества" - в основном лирика, любовная и гражданская.»

Но Сергей не успокаивается:

«Ещё одна мысль, забыл её "сказать". Образы, какие бы они ни были, должны быть реальными или "представляемыми", "на худой конец" (это фраза из песни Давида Экизова "Жизнь собачья"). Очень рекомендую. Он сейчас не "работает" под своим именем, просматривает сайт только "инкогнито", чтобы не обижались многочисленные друзья по стихире.»

Похоже, что-то начинало меня задевать в этой переписке. Я уже не отписывался, а разразился многозначительным:

«Не знаю что ответить. Я балдею от некоторых "матерных" авторов на стихире. Уж их-то нельзя упрекнуть в строгом следовании канонам (хотя...). ХХмиро вообще считаю гениальной тёткой. Вот одна из моих рез «матершиннику» Сен Глену:

Привычка столбика -
Скупую азбучность
Срыгнуть на чопорность
Иных мамзелей.
Культура комика -
Добропорядочность
Покрыть трёхкратностью
Родных борделей.
Призванье стИхаря -
В тетрадке в клеточку
Поймать абзац,
И под жилеточку.

Вот ей, ХХмиро, пожалуй и отвечу. С праздником, и чтоб вы там не боялись нас (канадолов) а мы тут - вас (русичей). Добавлю со ссылкой на Замиру Мирзовну Ибрагимову, штатного корреспондента по Сибири и Дальнему Востоку ещё той Комсомолки - она нам преподавала журналистику в НГУ. «Штамп - это лютый враг любого печатного слова». Добавлю от себя - это убийца поэзии. Делать можно всё что угодно, но не штамповать. А.Г. »

Сергей,похоже, «поплыл» в своём непоколебимом буквоедстве, ответив «подобострастно»:

«Великий! (Это он обо мне). Решил добавить. Ты видишь штампы, а я их выдумываю. Поэтому, если мне на них не укажут, то я могу их и не заметить.»

Выдумывать штампы и не замечать их – полный абсурд. Я, вроде даже, возмутился на такой задиристый нонсенс. Нет на него, Сергея, незабвенной Фурцевой - министра культуры и образования СССР, с жесткой цензурной машиной под названием "социалистический реализм". Не сдерживая оживших под натиском Сергея эмоций, я ответил откровенным сарказмом:

«Покорный! Это тебе кажется, что ты их выдумываешь (штампы) - они всюду, эти бестии, вся наша жизнь штампуется кем попало-можется. Делай то, надевай это. И они лезут в уши, глаза, ноздри, постели. Опс, о чём это я? Ах да... Не покоряйся - и прослывёшь. Бунтовать, правда, тоже никчему. Нужён баланс - симметрия и анти но всё же симметрия окружающей эпохе. Понял? Я -нет. Ну, за епоху... А.Г.»

И всё-таки последнее слово осталось за Сергеем. Надеюсь, он жив-здоров и мужественно сопротивляется воздействию окружающей его супруги. И также радует своими стихами-песнями пристрастную Ростовскую публику:

«Филофофствующий, категориями начал сыпать... Рецензия закрывается. Переходим к следующей, там и попляшем на лезвии бритвы.»

Засим и закончу эту незамысловатую дискуссию со ссылками на авторов Стихи.ру.

26 января 2018 года.


Рецензии
Дискуссии какие-то. Какие дискуссии! Литературное сочинительство (прозаическое ли, поэтическое) есть ЗАБАВА! Зачем раздувать проблему там где её не может быть в ПРИНЦИПЕ?

Алексей Курганов   27.01.2018 13:58     Заявить о нарушении