Русская кадриль

- Господа, я пригласил вас, - голосом Городничего из комедии Гоголя «Ревизор», наморщив лоб и нахмурившись, сказал начальник технического отдела, - чтобы сообщить вам…
Он сделал эффектную паузу и обвел взглядом шестерых сотрудников института, приглашенных к нему в кабинет в конце рабочего дня. Присутствующие затаили дыхание, помрачнели и переглянулись: они не ждали ничего хорошего от этого разговора - в институте шли увольнения.
- Чтобы сообщить вам… приятную новость, - начальник разгладил морщины в улыбке, - пришло письмо из Москвы: наш снегоочиститель признан изобретением, и все авторы получат авторские свидетельства.
Шестеро сотрудников, числившихся авторами, сделали общий вдох, потом выдох и повеселели. Пришло время представить их читателю. На самом деле авторов было только трое: Иванов, старший научный сотрудник, он предложил идею новой машины и пригласил в соавторы заведующего лабораторией, в которой он работал; конструктор Петров, сделавший чертежи пригласил в соавторы начальника своего конструкторского бюро; патентовед Сидорова, составлявшая заявку, пригласила в соавторы заведующую патентным отделом. Еще в заявке участвовали сам начальник технического отдела и директор института, который отсутствовал, так как недавно был переведен на работу в Москву. Отсутствовал также главный инженер завода, выпускавшего снегоочиститель. Его пригласил в соавторы весь дружный коллектив. Всего девять человек.
- Приятная новость, - сказала Сидорова, - я предлагаю просить дирекцию наградить Иванова почетной грамотой.
- Большое спасибо, - с иронией в голосе сказал Иванов, - я, признаться, рассчитывал на нечто большее.
- Неужели премия в 20 рублей для вас важнее почетной грамоты? - удивилась Сидорова, - премию пропьете в тот же день, а грамота останется на всю жизнь.
- А если премия 1000 рублей? Что лучше, товарищ Сидорова, грамота или премия в 1000 рублей? Я давно собираюсь вступить в жилищный кооператив.
- Ну, таких премий не бывает. Бюджет нашего института…
- Друзья, - примирительно сказал начальник, - мы не будем просить деньги из тощего бюджета института, а обратимся к нашему богатому государству. Согласно положению, если изобретение внедрено и дает экономический эффект, авторы могут получить вознаграждение до 20 тысяч рублей.
- Двадцать тысяч рублей! - ахнул Иванов.
- Поделенное на девять участников, - поправил его начальник, - значит так, наши следующие действия: Иванов составляет документы на вознаграждение, Петров делает экономический расчет, а Сидорова едет на завод, выпускающий наш снегоочиститель, идет прямо к члену нашего коллектива, главному инженеру завода, и получает деньги. Все, - начальник посмотрел на часы, - мне надо за внуком в детский садик.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
Сидорова вернулась с завода ни с чем. Главный инженер, на которого были все надежды, с завода уже ушел, а директор сказал, что таких денег на заводе нет, и он пересылает документы о вознаграждении в областное управление. Из областного управления сообщили, что финансовые вопросы находятся в ведении республиканского управления, затем документы переслали в Москву. Из Москвы их вернули в республиканское управление, те - в областное управление, которое сделало свое «па», отправив их обратно на завод. Круг замкнулся.
- Господа, - голосом Городничего из комедии Гоголя «Ревизор», наморщив лоб и нахмурившись, - сказал начальник технического отдела, - я пригласил вас, чтобы сообщить вам на этот раз пренеприятную новость. Деньги получить не удалось. События развивались, как в танце «Русская кадриль»: танцующие менялись местами и партнерами, но никто платить не хочет. Есть какие-то идеи? 
Приглашенные в конце дня шестеро сотрудников, числившихся авторами, загрустили.
- Может бросим все это, - предложила Сидорова, - еще никто в институте не получал таких денег.
- Вы, лично, можете бросить, - сказал начальник, - кстати, уже один автор снял свою кандидатуру - наш бывший директор, переведенный в Москву. Он мне позвонил и сказал, что из-за этих денег судиться не будет, и чтобы его фамилию исключили. А, между тем, мы, действительно, по закону имеем право подать в суд. Недавно у нас в институте появился свой юрисконсульт, давайте пригласим его и посоветуемся.
Позвали юрисконсульта, красивого мужчину с роскошными черными усами, похожего на молодого американского артиста Омара Шерифа. Он быстро вошел в курс дела.
- Товарищи изобретатели, ваше дело правое, - сказал он, - экономия есть? Есть. Машина выпускается? Выпускается. Завод должен платить. Я оформлю заявление в суд и поеду на завод, а вы со мной поделитесь вознаграждением, которое удастся получить, - он обвел всех глазами.
- Разве вы не получаете у нас зарплату? - осторожно спросил начальник.
- Те деньги, что мне платят в вашей конторе, у меня уходят за один вечер. Вы знаете сколько сейчас стоят красивые женщины?
 Никто из присутствующих не знал.
- А сколько? - наивно спросила Сидорова и поправила прическу. Она была не замужем.
- Давайте ближе к делу, - начальник посмотрел на часы, - мне надо за внуком в детский садик. Сколько вы хотите?
- Пять процентов от полученной вами суммы после успешного окончании дела и 200 рублей сейчас на представительство и обольщение. Это будет честный бизнес.
- Мы согласны, - не спросив мнения остальных, сказал начальник, - вот все документы, назовем эту операцию «Русская кадриль». Когда вы выезжаете?
- Мне нужна неделя и после того, как вы подпишете со мной договор о пяти процентах и доверенность на получение денег…

Из поездки на завод юрисконсульт вернулся веселыми и отдохнувшим, от него пахло вином и женскими духами. Когда все собрались, он достал свой тяжелый портфель и высыпал из него на стол пачки денег.
- Девятнадцать тысяч, можете не считать. Одну тысячу я снял - вы не забыли про мои пять процентов?
- Потрясающе, - хором воскликнули авторы, - как вам это удалось?
- Вам рассказать коротко или подробно?
- Коротко, - попросил начальник, - раздавая пачки денег присутствующим, - сейчас коротко, а подробно, когда мы это будем отмечать в ресторане «Метрополь», эту пачку я оставляю для ресторана.
- Коротко это выглядит так. Я пригласил жену директора завода в ресторан. Мы пили коньяк и закусывали шашлыком.  Еще танцевали, потом я вызвал такси, дальше была гостиница и, извините, постель. Уходя, она сказала, завтра после обеда зайдешь в кассу за деньгами. Сударыня, как поручик Ржевский, сказал я, гусары денег не берут! Она стала смеяться и мы опять вернулись в номер. Для общего дела я пожертвовал собой. Все.
Так счастливо закончилась эта история…

В местном ресторане «Метрополь» авторы заказали коньяк и шашлык, а начальник рассказал о звонке из Москвы. Звонил бывший директор. Он уже узнал об успешном окончании дела и спрашивал, где и сколько он может получить.
- Так мы ведь разделили деньги без него, - испуганно сказала Сидорова, - а я свою часть уже истратила! Что вы ему ответили?
- Я ему ответил, что согласно его просьбе, он из числа авторов исключен, и если хочет что-то получить, может подать в суд от своего лица.
Этот ответ всем понравился. Подняли тост за мудрого начальника и успешное окончание операции «Русская кадриль». Узнав, что этот танец есть в репертуаре ресторанного кабаре, по общему желанию он был заказан, и все авторы закружились под звуки зажигательной мелодии:
Когда-то россияне,
Ванюши, Тани, Мани,
Танцуя на гулянье,
Открыли новый стиль.
Штиблеты и сапожки
Под русские гармошки,
Под бересту и ложки
Прославили кадриль.
Теперь почти забытая,
Гитарами забитая,
Но, всё же непокорная,
Жива кадриль задорная…
На полученные деньги Иванов вступил в жилищный кооператив, Петров съездил за границу, Сидорова приобрела модный мебельный гарнитур и вышла замуж и остальным деньги оказались не лишними. О том, как истратил эти деньги юрисконсульт, похожий на молодого американского артиста Омара Шерифа, читатель догадался, если он знает, сколько стоят красивые женщины.


Рецензии
Да, уж...
Мой отец был был атором ряда изобретений, за которые получил крохи, а его начальники остальное . Он ездил в Москву за правдой, да ничего не вышло- деньги захапали высшее руководство.
Я получил за серьезное рацпредложение, повышающее значительно оперативность передачи сигналов через сопряжение разных систем оповещения от высших звеньев боевого управления к низшим ...200 рублей.
Удачи Автору!

Ефим Масти   22.12.2025 04:12     Заявить о нарушении