Про друга

   Отдельным рассказом должна быть в этой повести «огненных лет» глава про одного друга из МИХМа. Он достоин этого…

   Зовут его Валентин Георгиевич Ратушенко. Работал в Федеральном государственном предприятии «Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии» ФГУП «ГосНИИОХТ» зав. лабораторией. Занимался проблемой утилизации боезарядов с боевыми отравляющими веществами.

   В 2004 году был я приглашён на 60-летие к В. Ратушенко (Валентин постарше нас, в институт поступил после службы в СА, был старостой группы). Стол был накрыт в столовой «ГосНИИОХТа». Для сведения: производство вредное (не подумайте, что в столовой! Хотя и там не сладко...), на пенсию уходят с 55. Давно бы уж отдыхал... Присутствовало человек сто. Одного высшего офицерья нашей доблестной Армии было  немерено! Генерал-майоры, генерал-лейтенанты, полковники. Все те, кто должен отвечать от Армии за утилизацию. Даже был один 90-летний академик (фамилию забыл) стоящий у истоков производства артиллерийских снарядов с боевыми ОВ.

   Сколько же я услышал тостов в адрес Валентина! Сколько лестных слов: «Ты у нас один  единственный... Если бы не было тебя, то чтобы мы делали... Спасибо, что ты есть... и т.д. и т.п.».

   И стоит Валя. Небольшого роста человек и слушает всё это. Даже не кандидат наук... Я тогда не врубился: за что ему такой почёт?

   В 2008 году случайно встречаемся с ним в метро. Валя сразу:

   - Поехали ко мне! Годами ведь не видимся!

   Сидим на кухне. Стол, холодильник, окно, всё завалено учебниками по химии! Валя ушёл в комнату за студенческими фотографиями, а жена Ольга (я у них был свидетелем на свадьбе) говорит:

   - Знаешь, не знаю, что мне с ним делать! Ведь ночами не спит! Как не встану ночью, сидит на кухне и листает эти свои учебники. Постоянные головные боли, надо бы ему лечь в больницу на обследование, а он всё время в командировках на этих грёбаных складах. По восемь месяцев в году командировки! На износ работает!

   Выпиваем по рюмочке, Валя рассказывает:

   - Проблема возникла нельзя сказать, что неожиданно. Страны, обладающие химическим оружием, подписали конвенцию о неприменении этого оружия. Прекратили работу заводы по изготовлению. А куда девать накопленное? Накоплено столько, что несколько раз можно уничтожить всё живое на Земле! Была запущена международная программа по утилизации боевых отравляющих веществ (тут артснаряды, мины, авиационные бомбы, ёмкости для разбрызгивания и распыления ОВ с самолётов). Участвуют в программе более десятка стран: Россия, Америка, Франция, Англия, Германия, Польша... Больше всего хим. оружия у нас и у Америки. У нас боевые ОВ делали качественно, среда не агрессивная, а слабокислая или слабощелочная. Могут ещё полежать. В Америке, благодаря спецдобавкам хим. среда в боевых зарядах с ОВ агрессивная. Металл начал корродировать и ОВ начали течь! Американцы  не долго думая (где же все эти усанские лауреаты Шнобелевских премий по химии?! - В.Ш.), решили: отравляющие вещества - органические соединения, значит, должны гореть. И разработали технологию сжигания. Что будет в выбросе, их не особо интересовало, главное, что последствия меньше, чем от течи ОВ.

   У нас пошли по другому пути. Был объявлен конкурс. Американцы сразу предложили вложить миллиарды долларов в программу по утилизации, но с условием, что принимается их технология по сжиганию, и заводы строят они.

   У наших конкурсантов было много проектов. Например: строить глубоко под землёй бетонные могильники и складировать там заряды с ОВ до лучших времён. Это мина замедленного действия для будущих поколений.

   Предлагали сжигать. Доходило до курьёзов! В этом деле хотели поучаствовать даже экстрасенсы, все эти кашпированные чумаки! Мы, мол, дадим установку: «Отравляющие вещества - нейтрализоваться!» и из снаряда вместо иприта - люизита выливаешь портвейн «777»! Цирк!

   В конечном итоге отдали решать этот вопрос «ГосНИИОХТу», моей лаборатории...

   Технологию мы разработали (это он скромничает: разрабатывал он и никто другой. - В.Ш.). Хотели применить её на базе существующих зданий заводов по производству БОВ в Волгограде или под Челябинском. Но экологи и «зелёные» поднялись на дыбы, да и возить ОВ нужно было со всей страны в одно место. РЖД заупрямилась: «Мы много грузов такого класса опасности возить не можем!!! Нужна модернизация железных дорог!». Запросили столько денег на модернизацию, сколько было выделено на всю программу утилизации!

    - Всеми правдами и неправдами удалось вывезти все ОВ из 20 хранилищ, расположенных на территории России, в шесть. Теперь у каждого из этих хранилищ, на расстоянии километра от них строится завод, 2 уже действуют. Мы нейтрализуем боевые отравляющие вещества. Получаются соли металлов различных органических кислот. В дальнейшем эти, уже не представляющие никакой опасности соли битумизируются и складируются. Могут лежать сотни лет. Следующие поколения решат, как их использовать. На сегодня всё, что можем делаем. Никакой опасности для окружающей среды технология не представляет. Успешно прошла множество экологических экспертиз. В 2012 году утилизируем последний снаряд...

   Зачем пишу про друзей? А кто кроме меня напишет! Вот Ратушенко решил проблему утилизации зарядов с боевыми ОВ. Причём не только разработал технологию, но сам и внедряет её в производство: строит заводы. Ни один шаг никто не сделает, если не согласует с Валентином. Слишком всё серьёзно... Человек делает ДЕЛО нужное всей стране! По его наработкам защищают кандидатские и докторские диссертации люди, «ни пришей - пристебай» к этой проблеме! А он даже не кандидат... Да за всё, что он сделал для страны, сразу достоин научного звания доктора наук без всякой защиты!

   Несколько сюжетов, посвящённых этой проблеме, прошло по каналам ТВ. Три из них я видел. Сидят облампасенные и рассказывают, какие они умные и как решают проблему, поставленную перед ними государством. О Валентине - ни слова! Так, мелькнул раз в кадре и всё...

   Сообщение ТАСС.

   27 сентября 2017 года Россия завершила ликвидацию арсенала химоружия

   Подробнее на ТАСС:
   http://tass.ru/info/4333286

   Зачем Ратушенко занимался этим? «Забил» бы на это дело, ведь уже давно пенсионер! Чувствует ЧЕЛОВЕК свою ответственность перед людьми и привык дело доводить до конца.

   На сегодняшний день Валентин Георгиевич Ратушенко кандидат химических наук, награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-ой степени.


Рецензии