Чёрная фея-2

Ксюша - исполнительница собственных песен под гитару, организатор концертов и преподаватель удмуртской литературы. Недавно она стала ещё и счастливой свекровью. Её сын женился на любимой девушке Асе. Правда, они не стали праздновать свадьбу, уехали в свадебное путешествие. Ксюша старается не грустить без детей. Она готовит к выпуску альманах современных бардовских песен. В подготовке материала Ксюше помогает Русалочка. Так Ксюша называет девушку, которая работает с ней. У Русалочки крупный нос и губы, немного выдающиеся вперёд. В профиль она похожа на рыбку. Ещё у Русалочки есть длинные светло-русые волосы, роскошные и волнистые.
- Да уж, расценки на этот альманах - это... - вздыхает Русалочка.
- Русалочка, спокойно! - остановила её Ксюша. Русалочка явно хотела произнести одну из своих рискованных шуток. - У нас уже есть деньги на издание.
- Оксана, вы что, продали душу дьяволу?
- Почти так. В общем, не заботься, я всё решила.
Русалочка в который раз подумала, что Оксану не зря называют чёрной феей. Ксюша умеет всё - и в творчестве, и в практически вопросах. Тем, кто с ней работает, остаётся только подавать и приносить.
Когда вышел альманах, Русалочка просмотрела тексты. Она тоже отдала туда тексты своих песен. Ксюша поработала как составитель. Русалочка открыла страницу со своими стихами и поразилась. Ксюша объединила в цикл несколько её совершенно разных стихов-песен, написанных в разное время и под разными впечатлениями. Этот цикл Ксюша озаглавила "Сочинение сочинительницы". В аннотации она написала, что школьные сочинения девочек могут вылиться в жанр авторской песни. Русалочка пришла в ужас. Её творчество было не таким, каким его описала Ксюша, как можно так исказить концепцию?
В кабинет вошла Ксюша, одетая в торжественное чёрное платье, с брошью под горлом.
- Русалочка, сегодня презентация альманаха, - напомнила Ксюша. - Ты бы оделась в юбку, а не в джинсы, всё-таки это небольшой праздник.
- Оксана, я извиняюсь, вы когда-нибудь перестанете диктовать свою волю? - начала закипать Русалочка.
- Женщина должна выглядеть романтично, разве нет?
- Слушайте, что это такое? - Русалочка показала книгу.
- Твои тексты.
- Это не мои тексты! - взорвалась Русалочка. - Это не пойми что! Вы переделали мои песни! Чтоб тебя...
- Русалочка, тихо! - воскликнула Ксюша.
Ксюша сама иногда говорит нецензурные слова, но её не заносит так, как Русалочку в минуты гнева. Поэтому Ксюша попыталась унять помощницу.
- Я красиво расположила твои стихи...
- Красиво?! То, что вы поставили первым, я написала недавно, а то, что предпоследним - в шестом классе! И я не считаю, что это школьные сочинения! Мне уже надоели ваши командирские замашки! Вы знаете одна за всех, и где достать деньги, и как одеться, и как должны стоять стихи!
- Извини, если я неудачно направила твой творческий путь. Но я хотела помочь в твоих поисках, - смутилась Ксюша. - Ты - Золушка, я - фея...
- Я не Золушка, я Русалочка. - А вы - морская колдунья.вы забираете мой голос, мою самостоятельность в обмен на возможность опубликоваться. Это слишком дорогая цена за продвижение.
- Тогда прошу прощения, если я слишком вольно обошлась с твоими текстами.
Ксюша огорчилась. Немного уменьшилась её радость от выхода книги. Возможно, Ксюша и правда лезет со своей помощью и куда надо, и куда не надо. Уже давно и в семье, и в профессии её слово становилось решающим. А Русалочка подняла бунт против безупречного опыта Ксюши. Правда, Ксюше не пришлось долго расстраиваться. Приближалось лето, приехала её племянница.
Племянница училась в Санкт-Петербурге, собиралась стать кинооператором. Она уже снимала некоторые фильмы средней величины, как безымянный служитель искусства. Племянница очень походила на Ксюшу - те же чёрные волосы и тёмные глаза, в которых мог бы поместиться целый мир. Абсолютное внешнее сходство компенсировало различие в профессионально-рабочей жизни. Ксюша питала любовь к праздникам, постановкам, литературе и музыке. Племяннице нравилась активная деятельность, наполненная риском, где нужно быстро реагировать на происходящее. У Ксюши появлялись юные последовательницы в творчестве, угадывающие её душевные движения. Племянница была плотью и кровью Ксюши, её телом. По мнению Ксюши, и у той, и у другой даже слишком много тела. Но у боевой девушки, привыкшей к спартанским условиям, сохранялась наивная мечта встретить большую любовь на всю жизнь. Пока что она не встретила такую любовь и жила одна.
Ксюша с мужем приходили в гости к родителям племянницы - Ксюшиному брату и его жене. Когда родители и племянница приходили в квартиру Ксюши, Ксюша показывала им свои шляпки. Племянница предложила снять на видео тётю Ксюшу в шляпках. Ксюша по очереди мерила головные уборы, в основном чёрные - с вуалью, без вуали, с лентами, цветами, пуговицами... На филфаке мягко иронизировали, что, если даже Оксана будет говорить о чём-то, лишённом смысла, она всегда привлечёт к себе внимание элегантным стилем.
Племянница пригласила Ксюшу и Ксюшиного мужа на ипподром, где она сама занималась верховой ездой. Там собирались в основном парни. Племянница радостно здоровалась с ними, но Ксюша чувствовала, что это только дружеское общение. Племянница сама смешивалась с парнями - широкоплечая, с убранными волосами, одетая в брюки, как всегда.
Ксюша скоро привыкла к лошади. Она чувствовала себя просто амазонкой, как будто приблизилась к небу. Воздух вливался в Ксюшу мощной струёй, заполнял всё её тело, растворял все городские заботы. Племянница вернула Ксюшу к первобытной радости, хоть ненадолго. Ксюша казалась себе животным, таким же, как лошадь, живущим по биологическому ритму. Хорошо, что у Ксюши большое тело, забирающее в себя простор неба и земли.
После катания на лошадях Ксюшин муж разговорился с парнями. Тётя и племянница сидели рядом, глядя друг на друга - как две статуи одной отливки, только Ксюша носит очки, а девушка нет.
- Тётя Ксюша, как ты стала такой аристократичной госпожой? - удивлялась племянница. - У тебя и чёрные платья, и перчатки, и веера, и ты умеешь играть на гитаре и фортепиано.
- Зай, так для занятий музыкой нужно вдохновение. Это не элитная деятельность, а, скорее, духовная.
- Я вот не училась музыке.
- Зато у тебя было детство.
Племянница возвращает Ксюшу в её физическую ипостась. Девушка естественная и жизнеспособная, как сама природа. Душевный отклик Ксюша находит в романтичных, творческих девочках. Такие девочки хрупкие, как мечты, и очень манерные и вымороченные. Они принимают только Ксюшину поэтичную душу и с неприязнью относятся к её телу.. Но тело тоже имеет свои потребности, с этим ничего не поделаешь. Идеализм девочек становится эгоистичным. Они согласны воспринимать Ксюшу только с одной стороны и начисто отметают другую. Из-за этого возникали трения с Русалочкой или с невесткой Асей. Хотя племянница тоже видит тётю Ксюшу только с одной стороны - семейной, кровной. Ксюшина богемная жизнь заранее кажется ей чем-то инопланетным.
От Ксюши не укрылось, с какой тоской смотрит в сторону её племянницы один из парней. В одну из поездок она заговорила с ним.
- Видимо, часть твоей души осталась на этом ипподроме, вот ты и приходишь сюда её искать, - предположила Ксюша.
Парень вздохнул.
- Самое ценное, что ты можешь предложить - твоя любовь, - объяснила Ксюша.
- Да как я вообще могу что-то предложить, - возразил он. - Она такая красавица, ну прямо... вот как вы! А я не родился красивым.
Ксюша не назвала бы идеальной ни внешность парня, ни свою и племянницы. Но, должно быть, он смотрит на девушку сердцем, поэтому видит то, чего не видят другие.
Русалочка уже долгое время не могла работать спокойно. В мыслях она возвращалась к циклу, составленному Ксюшей из песен Русалочки. Всё больше Русалочка понимала, что теперь её тексты приобрели интересное звучание. В записях Русалочки это были куски, нечаянно вырванные из беспорядочных событий. Ксюша как будто инкрустировала книгу стихотворными текстами. Части цикла стали однозначно завершёнными, от одного сюжета появлялась ступенька к другому. Русалочка просто и сама не замечала, какими возможностями обладает её сиюминутное творчество. Она стала понимать, что без руководства Ксюши и правда не дошла бы до чего-то своим умом. Ксюшу упрекают в авторитарности, но если бы она замолчала и села сложа руки, без неё никто бы не сумел ничего сделать. Как тогда, со средствами на издание, казалось, что придётся собирать милостыню у церкви, а Ксюша выдала нужную сумму одним движением. Все культурные мероприятия лежат на её плечах, если не Ксюша, то кто?
- Оксана, - решилась заговорить Русалочка, - простите меня за выступление по поводу цикла. Теперь только понимаю, что вы мне дали путёвку в творчество.
- Радость моя! - Ксюша обняла Русалочку. - Я же ради тебя это делала, чтобы твоя звезда засияла!
Вскоре племянница Ксюши вышла замуж за молодого человека с ипподрома, прислушавшегося к советам Ксюши. Невеста в белом платье с кринолином и фате, украшенной флердоранжем, очень походила на свою тётю в день свадьбы.
Злата пела в ансамбле «Зазеркалье». Она часто останавливала взгляд на чёрной фее Оксане, вдохновителе ансамбля, и фее живописи, с которой дружила Оксана. Злата оказалась в ансамбле, находясь в грустном настроении. Она смотрела на мир как сквозь мутное стекло. В таком же искажённом виде Злата воспринимала и подруг. Оксана казалась женщиной-ураганом. Фея живописи, наоборот, выглядела блеклым созданием. Она и не являлась лидером «Зазеркалья». Иногда приходила на занятия и сидела в стороне, молча, глядя в сотовый телефон, иногда говорила подруге: «Ксюш... Ксюш...»
Проносясь, как ветер, мимо гитаристов, Ксюша кидала сумку на стол.
- Программка «Бабушкиной дачи», где ты?!
Ксюша опрокидывала сумку вверх дном. Из сумки высыпался водопад мелких предметов. Не найдя программки, разочарованная Ксюша била кулаком по сумке. Фея живописи собирала раскатившиеся предметы к середине стола. Ксюша отодвигала ящик стола, где и обнаруживалась программка. Ксюша с хохотом падала головой на стол. «Прекрасен наш союз», - думала Злата.
Случилось так, что Ксюша заговорила с резкой интонацией в беседе с гитаристами. Она часто разговаривала громко, но именно тогда высказывала недовольство. Фея живописи, подойдя к Ксюше, сказала тихо и мягко, но уверенно:
- Ксюш.
Ксюша скомкала конец фразы. Она нахмурилась и отошла в сторону, но скоро переключила внимание на что-то другое и даже развеселилась.
Злата постоянно писала одно и то же письмо - и дома, и в вузе. Начиная писать, она подолгу обдумывала текст, подбирала слово за словом. Постепенно Злата всё быстрее писала этот текст. На бумаге появлялись слова, давно звучавшие внутри неё. Бездонные зеленоватые глаза Златы наполнялись слезами по мере того, как слова складывались в письмо. Закончив писать, Злата читала письмо от начала до конца, сверяя текст со своими мыслями. Злата доходила до последних строк письма, рвала листок и выбрасывала. Так случалось уже не однажды.
Ксюша и фея живописи вызывали всё больший интерес Златы. Фея живописи пропускала через себя все сложности гитаристов «Зазеркалья», помогала им найти согласие. Те, кто обдумывал какие-то проблемы, смотрел на фею живописи. Её спокойствие вселяло в людей уверенность, что всё будет хорошо. Злата задумывалась, что фея живописи связана с каким-то секретом. Оксана могла знать этот секрет. На безграничной энергии Ксюши держалась творческая жизнь «Зазеркалья». К таланту Ксюши тянулись и те, кто мечтал об авторской песне, и те, кто встретил «Зазеркалье» случайно. Злата мысленно сравнивала Оксану с удивительной авторской песней, постоянно сочиняемой самой Оксаной. Песни, звучащие в «Зазеркалье», принесли счастье и утешение многим, кто их слышал.
«Зазеркалье» участвовало в фестивале «Зори отечества». Злата всё чаще и чаще думала о том, что хранилось в её сердце, как сокровище. Ансамбль пел «Песню о солдатских сапогах». Мелодия вызывала грусть, но на улице стоял май, это дарило радостное настроение. Когда фестиваль закончился, Злата снова написала письмо, уже давно обдуманное и запомнившееся. Потом Злата положила его в конверт и отнесла на почту. Злата мечтает получить на него ответ, и, возможно, её мечта сбудется.


Рецензии