Пророчество Эриха Фромма или Гений, которого пойму
Любовь
"Эгоизм — симптом недостатка любви к себе. Кто себя не любит, вечно тревожится за себя".
"В XX веке характеру человека стали присущи значительная пассивность и ориентация на ценности рынка. Большее время своего досуга современный человек, безусловно, пассивен. Он - вечный потребитель. Он "поглощает" напитки, пищу, лекции, зрелища, книги, кинофильмы. Всё потребляется, проглатывается. Мир предстаёт как огромный предмет его вожделений: большая бутылка, большое яблоко, большая грудь. Человек превращается в сосунка, вечно ожидающего и вечно разочарованного.
Когда современный человек не является потребителем, он выступает в качестве торговца...
Сам человек, превратившись в товар, стал относится к своей жизни как к капиталу, который следует выгодно вложить. Если он в этом преуспеет, то его жизнь имеет смысл, а если нет - он неудачник. Ценность человека определяется спросом, а не его человеческими достоинствами: добротой, умом, артистическими способностями. Его самооценка зависит от внешних факторов, от суждения других. Поэтому он сам зависит от других и чувствует себя в безопасности лишь будучи таким, как все, держась по близости к стаду...
Какой тип человека в таком случае нужен нашему обществу для спокойного функционирования? Ему нужны люди, которые легко взаимодействуют в больших группах, хотят всё больше потреблять, чьи вкусы подчиняются единому стандарту, подвержены чужому влиянию и предсказуемы. Ему нужны люди, которые чувствуют себя свободными и независимыми от властей, принципов или вероисповедания, однако хотят, чтобы ими руководили, хотят делать то, что от них ожидают, функционировать внутри социального механизма без трения. Они хотят, чтобы ими руководили без применения силы, вели без лидера, с единственной целью быть в движении, действовать, идти вперёд. Современному индустриальному обществу удалось произвести этот тип. Это автомат, отчуждённый человек. Он отчуждён в том смысле, что его действия и его собственные силы отделены от него. Они стоят над ним и против него, не он управляет ими, а они им. Его жизненные силы превратились в вещи и институты, а эти вещи и институты стали идолами. Они воспринимаются не как результат его собственных усилий, а как нечто от него не зависящее, чему он поклоняется и подчиняется...
Как результат бессмысленности и отчуждённости труда возникает стремление к абсолютному безделью. Человек ненавидит свой труд потому, что чувствует себя его узником и жертвой обмана... Если я не откладываю удовлетворение своих желаний ( а я приучен желать лишь то, что могу получить), у меня нет конфликтов, нет сомнений, мне не приходится принимать решения, я никогда не остаюсь в одиночестве, ибо постоянно занят - работаю или развлекаюсь. Мне нет нужды осознавать своё "Я", ибо я постоянно поглощён потреблением. Я - система желаний и их удовлетворения. Я должен трудиться, чтобы удовлетворять свои желания, а сами эти желания постоянно стимулируются и направляются экономическим механизмом.
Мы утверждаем, что следуем целям иудео-христианской традиции: любви к Богу и ближнему. Мы даже говорим, что переживаем период религиозного возрождения. Нет ничего более далёкого от истины. Мы пользуемся символами истинно религиозной традиции и превращаем их в формулы, служащие целям отчуждённого человека. Религия стала пустой раковиной. Она превратилась в средства приумножения собственных сил с целью добиться успеха. Бог стал партнёром в бизнесе. "Сила позитивного мышления" пришла на смену книге "Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей".
Любовь также стала редким явлением. Автоматы не любят, отчуждённые люди равнодушны. Специалисты по любви и браку пропагандируют отношения между людьми как партнёрами, манипулирующими друг другом с помощью правильно избранной техники, для них любовь - это по сути дела эгоизм a deux, убежище от невыносимого одиночества...
Люди всё больше становятся автоматами и производят машины, которые действуют, как люди, и людей, которые действуют, как машины. Их разум слабеет, тогда как интеллект растёт. Так возникает опасная ситуация, когда человек, обладая огромной материальной силой, лишён необходимой для её использования мудрости.
Хотя производство и комфорт увеличиваются, у человека всё больше притупляется ощущение собственного "Я", он чувствует, что жизнь его бессмысленна, часто не осознавая этого. В 19 веке проблемой было "Бог умер", в 20 стало "умер человек". В 19 веке бесчеловечность означала жестокость, в 20 веке она означает шизоидное самоотчуждение. В прошлом боялись, что люди станут рабами. В будущем нужно бояться того, чтобы люди не стали роботами. Правда, роботы не бунтуют, но жизнь, противная человеческой природе, ведёт к безумию. Они разрушат свой мир и самих себя, ибо не смогут вынести тоски бессмысленной жизни...
Прогресс лишь в одной из сфер разрушителен для прогресса в других. Евангелие, заботясь только о духовном спасении, привело к установлению власти римско-католической церкви. Французская революция, заботясь исключительно о политической реформе, привела к Робеспьеру и Наполеону, а социализм, заботясь только об экономическом развитии (?), привёл к сталинизму...
Культурное возрождение должно включать трудовое образование для юношества, образование для взрослых и новую систему народного искусства и светских ритуалов в общенациональном масштабе.
Первобытный человек был беспомощен перед силами природы, а современный человек беспомощен перед общественными и экономическими силами, которые он сам и породил. Он поклоняется творению собственных рук, склоняется перед новыми идолами, однако клянётся Богом, который требовал от него разрушения всяческих идолов. Человек сумеет защитить себя от последствий собственного безумия только в том случае, если построит здоровое общество, приспособленное к нуждам человека, нуждам, укоренённым в самих условиях его существования; общество, в котором человек относится к человеку с любовью, в котором он связан с другими людьми узами братства и солидарности, а не крови и землячества; общество, которое даёт ему возможность преодолеть свою природу, создавая, а не разрушая; общество, в котором каждый обретает чувство собственного "Я", не прибегая к конформизму, но свободно распоряжаясь собственными силами; общество, в котором система ориентиров и предпочтений не требует от него извращения реальности и идолопоклонства...
...судьба человека заключается именно в том, что его существование полно противоречий, с которыми он постоянно сталкивается, но которые никогда не может разрешить. Когда он преодолеет первобытное состояние человеческого жертвоприношения, когда он научится не слепо, а разумно регулировать свои отношения с природой, когда вещи действительно станут ему слугами, а не идолами, тогда он столкнётся с истинно человеческими конфликтами и проблемами. Он станет предприимчивым, храбрым, одарённым богатым воображением, способным страдать и радоваться, но посвятит свои силы служению жизни, а не смерти. Новая фаза человеческой истории, если она наступит, будет не концом, а новым началом".
Современное положение человека.
Эрих Фромм,немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
Свидетельство о публикации №218012700991