Мечты сбываются
« Я не выдумываю, я вспоминаю» ( Татьяна Тэсс).
Кем быть?
Многие в наше время, дело и не в дело, говорят одни и те же фразы: «слова материальны» и «мечты сбываются». Да, действительно, всякое в жизни бывает, что- то из задуманного сбывается, а что- то нет. Но даже и то, что сбывается, не означает, что все произойдет, как по мановению волшебной палочки, в одно мгновение или хотя бы в ближайшие дни. Жизнь убеждает, что не все так просто! Во- первых, смотря какая мечта, сиюминутная или она задумана на перспективу и направлена в далекое будущее. Мечтала, например, я выучить, хотя бы один иностранный язык, да так и не выучила, хотя некоторая словарная база до сих пор осталась. Зато мой сын знает несколько иностранных языков. Мои внуки учатся в школе, где все преподавание ведется на испанском языке. Мои мечты о профессиях, которые я хотела выбрать из интересовавших меня в то время, осуществились уже у моих детей. Сын стал экономистом, а дочь - врачом, хотя время было трудное, перестроечное, денег катастрофически не хватало, порой их просто не было, но спасало свое приусадебное хозяйство, пенсии моих родителей и знакомство с добрыми людьми. Сама же я выбрала профессию учителя, о которой мечтала моя мама в юности, но была война и моя мама пошла работать. Профессия ей понравилась, она стала сортировщицей ценных и заказных писем в ОПП. Работа требовала от нее быстроты, внимательности и отличного знания географии нашей огромной страны. Но ее мечта, отпущенная и отправленная в «информационное» пространство, как утверждают метафизики, продолжала свою жизнь и воплотилась в ее дочери, то есть во мне. Моя мама мечтала стать учителем русского языка. Я что- то не удосужилась спросить у нее, почему она выбрала бы именно этот предмет, который накладывает на учителя повышенные требования и большую загруженность, связанную с постоянной проверкой тетрадей своих учеников, а отсюда ответственность, не меньшую, чем у учителя математики. На мой взгляд, в школе это два главных преподавателя, конечно, не следует забывать еще и учителя начальных классов. Это самый важный человек в жизни каждого из нас, которому в деревне когда - то воздавали особые почести: кланялись при встрече, а мужчины снимали, если не шляпу, то шапку или фуражку ( в зависимости от сезона года), уважали и прислушивались к его советам. Я почему- то не спросила маму, что ей больше всего нравилось в русской литературе, как ей удавалось писать сочинения. Но рассказчиком моя мама была прекрасным. Нет, она не была болтливой или пустомелей. Хотя и происходила она из крестьянской среды, она была хорошо воспитана, сдержана, всегда ухожена. Ее подруги детства и юности, не раз говорили мне, что ее никто не видел в растрепанном виде и без прически, на ней всегда было красивое, сшитое по тогдашней моде, платье, она знала цену каждому слову, ее речь была выверенной и немногословной. Но она любила справедливость и не могла пройти мимо хамства и неблаговидных поступков, не заискивала ни перед кем и не боялась высказать свое мнение, при этом она не старалась задеть за живое другого человека и оскорбить его. Она любила русскую речь и никогда не оскверняла ее бранными словами, по крайней мере, я от нее этого никогда не слышала. Я думаю, что немалое влияние на мою маму оказал и тот факт, что она несколько лет прожила на квартире, где ее хозяйкой оказалась Евдокия Павловна, тетя Дуня, как звала ее мама. Она происходила из дворянского сословия, хотя это многие скрывали в то время, но тетя Дуня, закончившая гимназию при царе, этого не скрывала, а, наоборот, стремилась передать девушкам, которые у нее жили хорошие манеры поведения, где внушением, где строгостью, совмещенной с искренней добротой. Ее муж, Василий Капитонович, бывший царский офицер, служил ревизором на железной дороге.Своих детей у них не было и всю свою нерастраченную любовь к детям, Евдокия Павловна отдавала своим квартиранткам. Когда к ней заходила соседка и начинала жаловаться на своих квартиранток, такие они и сякие, то непременно добавляла при этом: «А вот тебе, Дуняша, на квартиранток - то везет, тебе все хорошие попадаются, не как у меня». « Да,- отвечала она, - у меня хорошие девочки, нечего сказать, грех жаловаться». Хотя, перед приходом своей соседки, могла за что- то и пожурить своих девчонок. Мама, видимо, оказалась очень хорошей ученицей добрых манер и впитывала их не только в крестьянской среде, где ее учили добру и помощи, нуждавшимся в ней, людям, особенного уважения к старшим, но и от совершенно чужих людей, в доме у которых ей пришлось жить. Тетя Дуня учила своих девочек не забывать Бога, бывало по вечерам читала им Библию, по праздникам водила их в единственную действующую в городе церковь. Девчонки, среди них была и студентка учительского института, накрывшись платками, старались затеряться в толпе прихожан, но не отказывались пойти на службу вместе со своей тетей Дуней, хотя в то время это было небезопасно. В отличие от скупых квартирных хозяек, тетя Дуня не жалела для своих девчонок ни света, ни тепла, разрешала и постирать, и сготовить что- нибудь, когда захотят, хотя всегда готовила для них сама. За такую заботу ее девчонки платили ей любовью и признательностью, и спустя много лет помнили о ней и навещали ее. Даже, когда ее не стало, мы с мамой однажды, по надобности поехав в город, улучив немного свободного времени, дошли пешком из центра города до ее бывшего дома, который стоял на высоком берегу широкой улицы,фасадом обращенный к Волге. Здесь мы постояли немного и повернули обратно. Нам надо было спешить к дачному поезду, который ходил тогда вместо электрички.
В начале пятидесятых годов моя мама вышла замуж, так и не став учительницей русского языка. Зато ее мечта воплотилась во мне, учительницей стала я, только не по той специальности. Здесь уже,скорее, сыграл свою роль мой отец. Он всегда стремился к знаниям, интересовался техникой, историей, политикой, много читал. Родители всегда выписывали газету « Известия», «Роман- газету» и другие журналы, брали книги в библиотеке. До сих пор я помню имена журналистов газеты «Известия» - Татьяны Тэсс, чьи очерки я с удовольствием читала, Мелора Стуруа, репортажи и статьи на международные темы которого меня особенно интересовали, запомнилось и имя политического обозревателя Александра Бовина. Мне нравились уроки моей учительницы истории Нины Ивановны, выпускницы Саратовского университета, которая поддерживала и вселяла уверенность тогда, когда у меня началась «серая полоса» подросткового возраста. Именно тогда, у меня несколько раз при резких наклонах происходило потемнение в глазах, появлялось легкое головокружение и страх потери сознания, из – за чего я стала бояться публичных выступлений. Она убеждала меня, что в этом нет ничего плохого, это все черты моего слишком эмоционального характера, у меня есть знания, развитая речь, хорошая дикция, я должна преодолеть себя и ничего не бояться. Мои ответы на уроках она ставила наравне со своим объяснением нового материала. Она хвалили меня, я не раз слышала от нее фразу: « Ты рассказываешь, как я!" Это меня ободряло.
Так я выбрала историю своей специальностью, о чем никогда не пожалела. Когда я поступала на исторический факультет пединститута, ( а конкурс был самый большой среди других факультетов - шесть человек на место), при попытке экзаменаторов «завалить» меня вопросами международной политики современности ( имеется ввиду середина 70-х годов прошлого века), я смогла достойно выйти из создавшегося положения, можно сказать – победителем, с комментарием экзаменаторов: «Разбирается!». И в этом мне помогли политические статьи журналистов газеты « Известия», которые я читала, обсуждала с папой, так как имела интерес к вопросам внешней политики. В своем классе мне приходилось проводить политинформации по главным направлениям внешней политики СССР. Идеология занимала в школе тогда важное место и знание брежневской программы мира, документов, принятых Хельсинским Совещанием по вопросам безопасности и сотрудничеству в Европе и других шагов советского руководства по пути разрядки международной напряженности считалось важным.
Удивителен и тот факт, что я родилась в доме, в котором размещалась первая в нашем поселке школа, в которой когда- то учился мой дядя Лёня - мамин брат. Он окончил начальную школу с отличием. После окончания начальной школы я тоже получила похвальный лист. Но наша школа размещалась уже в другом месте, там, где жители вновь созданного в 1921-22 гг. поселка, из- за необходимости переселения ближе к полученным от Советской власти наделам земли, выбрали место для Божьего храма, который так и не разрешили открыть, потому что начались гонения на церковь.
Выходит, что я родилась с «предназначением» стать учительницей. Я первая в нашем роду, выходцев из государственных крестьян, получила, как заметила моя тетя, высшее образование.
Я не понимаю тех людей, которые бравируют фразой, что их вообще не интересует политика. Но это, смотря с какой стороны, к ней подойти. Ведь политика имеет прямое отношение к нашей жизни и нашим мечтам, к их осуществлению, по крайней мере. Если не будет « социального лифта», то есть закроется путь к образованию «кухаркиным детям», то и мечты останутся мечтами. Только сочетание нашего хотения и наших возможностей в реальной жизни может дать прекрасный результат исполнения наших желаний и даже, возможно, сказочной мечты.
Многие наши мечты сбываются в свое время, но не обязательно у нас, а, как оказалось и у наших потомков. А еще мне подумалось, что и наше сопротивление чему- то, бывает, что и хорошему, наше стремление все сделать самим и ни от кого не зависеть, может впоследствии оттолкнуть от нас какие – то счастливые мгновения, из которых складывается наша жизнь и ее изумительное проявление – любовь. Но об этом, а также о других моих мечтах, я, может быть, расскажу как - нибудь в другой раз.
Свидетельство о публикации №218012801129