Душа Удмуртии

У всякого региона:  большого или малого, кои  великий пращур начертал на карте родной страны, есть  неповторимый голос  да особое место, - там где живёт  душа…  Каждое утро, с морскими ветрами да ленивым солнцем нехотя  оставляющим туманный  горизонт,  начинается  тихая беседа уголков России,  всякий из которых хвалит при этом себя.
Грохотом  портов да прибоем океана, гомоном чаек да  песней лесов  отзывается в этой беседе Приморье,  рокотом вулканов вторит ему Камчатка  да  призывом мулы с минаретов кличет из южных земель  Дагестан. Все они 84 сестры и брата спорят меж собой да рядятся, покуда  заливистым  перезвоном не отзовётся на их призыв мать городов Русских – златоглавая красавица Москва!
Есть среди её детей и наша Удмуртия,  своенравная девица  с коей ни кто не сравнится красотой.  Очи её голубые точно небо над Камой в летний погожий день,  волосы темные, будто таёжные уральские леса, брови соболиные,  а сарафан зелёный да светлый точно наши нивы да луг заливной! Голос у этой красавицы нежный и бархатистый,   льётся он песней родников  да колокольным звоном, отзываясь великой радостью в каждом человеческом сердце, волей судьбы назвавшем Родиной этот благословенный уголок.  Слышится этот голос  далеко за пределами Урала, перемахивая  через леса и реки, через моря и горы отзываясь великим эхом, там, где живёт человек! Слышит его и пограничник на дальней заставе, точно скрипку сжимающий свой  автомат,  и седовласый учёный на космодроме «Байконур», запускающий к дальним звёздам новый спутник сделанный из железа завода «Ижсталь», и  даже английская королева, пришедшая в Альберт-холл  послушать Чайковского – самого исполняемого композитора на Земле.
Голос Удмуртии покоряет, заставляет влюбиться, а то и отправиться в этот лесной уголок. Каждый, кто последует за ним -  непременно окажется в Ижевске – городе прекрасных соборов широких улиц, да величественных, точно сошедших  из сказки,  старых  заводских дворцов!  Оглядится  приезжий  человек и задумается: «Cколько я вёрст  отмотал, сколько  городов и весей проехал, следуя на голос,   и вот он Ижевск! А голос звучит не отсюда, снова призывает в дорогу, указывая куда-то на восток»…  Что ж тут поделаешь? Наймёт  такое человек  такси, устроится поудобнее и направится в неведомые дали, туда, где к огромному городу  подступают густые леса. Позади останется  удмуртская столица с её соборами, заводами и величественным  Ижевским прудом и  маленький Воткинск  с чудесными храмами да усадьбами, также громоздящимися на берегу своего пруда.  И только тогда появится меж лесов крошечное село Перевозное, место знакомое далеко не каждому страннику, но бесконечно дорогое всякому   жителю Удмуртии, ибо именно здесь живёт её  душа….
Место это таинственное и сказочное, много о нём в народе сложили легенд. Так величественные лесистые  горы, протянувшиеся от села и до камского брега виделись людям следами от великанов-Алангассаров, некогда населявших эти места. Сказывают, что когда то жили такие великаны по всей Удмуртии, покуда однажды  не нагрянул в глухие места бойкий да работящий человек. Увидели его великаны, подивились тому, как он пшеницу растит,  охотой ведает да на Каму за рыбой ходит,  и поняли, что нет им больше места на этой старинной земле.  Будет здесь жить человек, будет расти его племя, а великанам подобру-поздорову нужно отсюда  уйти…. Собрались они всеми своими родами и отправились в неведанное: туда, где реальность  и сказка сходятся, чтобы  навсегда оставить этот мир. По пути набивался  песок в их могучие лапти, приходилось им  останавливаться и вытряхивать его,  дабы  проследовать, туда, куда им было надобно. Этот песок, упавший  на Землю,  превращался в огромные кручи, кои со временем затянули леса…
Неведомо когда появился на этой земле  человек, неведомо зачем подался он в такую глушь от родного  дома, только  правду говорят, что был он прилежен и трудолюбив, оттого уже три столетия назад высилось в этой местности большое красивое село, бывшей центром огромной волости,  в кою входило в ту пору 10 сельских обществ. Местные крестьяне не знали  крепостного тягла, были они от рожденья удельными или дворцовыми, а потому занимались  поставками леса да камской рыбы прямо к царскому столу.  Недалеко отсюда  на Камской бреге,  подле одной из тихих высоких круч, высилось ещё одно село, называемое Паздеры, волей судьбы обвенчанное с Перевозными да долгие лета…   Местные жители, как и перевознинцы, занимались охотой и рыбалкой,  сеяли пшеницу да пасли скот на привольных заливных лугах. Воду брали из кристально -  чистых родников, коих между сёлами было пруд пруди… Жизнь текла размеренно, не было особых забот,  люди трудились, выращивали свой хлеб, заводили семьи, да рожали детей. Но вот, однажды, тёплой июльской ночью, когда на закате был 18 век, Бог  послал крестьянам великую святыню за  праведный образ жизни да усердные труды. Сказывают, что в ту пору в далёком городе Пермь, местный купец заказал уральскому мастеру вырезать для храма статуи-иконы, да такие, чтобы не было им равным по грации и красоте. Долго  трудился  мастер, резал, расписывал, подбирал, покуда однажды не встала перед ним величественная композиция Голгофы. В самом центре её – распятый Иисус Христос , слева скорбящая Богоматерь, а справа- любимый ученик –Иоанн Богослов.
Обрадовался мастер, подивился своему труду  да побежал быстрее к заказчику, работу представлять. Только купец на заказ даже   не посмотрел и выкупать его отказался. Сказывают, что дела в ту пору шли у него не важно, кто-то говорит что нажил он свой капитал не самым честным образом, вскрылись его авантюры и был он тогда на мели…Обиделся мастер,  ушёл рассерженный от купца, вернулся домой, забрал свой шедевр, обернул мешковиной и с молитвой пустил его вниз по реке, прилежно моля Господа чтобы иконы оказались там, где они действительно нужны…
Долго или коротко плыли иконы по реке, а в это время в глухом селе Паздеры  был самый обычный день. Рыбаки отправились на промысел, да провозились там до самой ночи, ибо была такая путина, что лодки, гружённые рыбой до бортов еле-еле держались на волнах, тихо  покачиваюсь да ворочаясь, точно зимой на горячей печке ленивые хозяйские коты. Только собрались возвращаться в село удалые рыболовы, как видят: плывут по реке брёвна против течения, да норовят подобраться к лодкам и попртить сети, кои ещё не успели ещё убрать. 
«Что за чертовщина!» подумали рыбаки взялись за вёсла и давай приставучие брёвна что было сил от лодок отгонять. Отошли были брёвна, да тут откуда не возьмись раздался над Камой плачь, да такой пронзительный что в венах кровь застывала. С небес ударил огромный сияющий столб и спустился как раз на то место, где брёвна на волнах качались… Подняли рыбаки брёвна на борт да доставили на берег, а там посмотреть на  диковинку сбежалось уже  почти всё село. Позвали священника, и он лично принял из рук рыбаков, то, что они за брёвна приняли. Было это предметом, завёрнутым в мешковину, а под ней…. Оказались деревянные иконы:  скульптурная композиция Голгофы от которой шёл неведомый мягкий свет….. Среди людей прошёл шепоток «А иконы то живые» и все кто был на берегу перекрестились. Иконы отнесли в ближайшую часовенку, а на утро весть о чудесном явлении разнеслась далеко за пределы волости…
Стали  приезжать к чудесным святыням половники со всех окрестных земель, были здесь гости из Воткинска и Сарапула, Перми и Екатеринбурга, Кунгура и Чердыни, а говорят что даже из далёкой Вятки, какой-то купец на перекладных заезживал. 
Долго или коротко стояли иконы в часовенке, а местные жители исходатайствовали у высших властей разрешение построить для них настоящую церковь,  и синод дал добро.  В 1795 году появился в этих местах первый деревянный храм.  Да только  простоял он не долго, принимал прихожан да паломников всего пятьдесят лет, да совсем износился за  эти годы, а количество посетителей всё росло и росло. В 1855 году построили в селе новую большую церковь, ставшую  настоящим домом для великих икон. Освятили его правда позднее, в 1861 году. Тогда, о чудесных иконах говорила вся Российская империя, и скромное село принимало гостей из самого Петербурга и первопрестольной Москвы. 
Оказалось, что  молитва  у «Живых икон» бездетным парам детей дарует, а одиноким позволяет встретить свою судьбу.  Узнали об этом, как водится в наших краях, случайно от чуда  в одной купеческой семье, обернувшегося в итоге большим человеческим счастьем. Сказывают, что  когда-то в прекрасном городе Сарапуле жил престарелый купец со своей женой, обоим минуло тогда уже за 50, а вот детей они так и не нажили. Чего только не делала купец,  он к знахарям и травницам ездил,  был у самых искусных докторов, да те лишь руками разводили, повторяя  одно и тоже: «Ты как и твоя жена здоров». Закручинился совсем купец, богатство он нажил великое,  были у него лавки по всему Уралу, а передать дела было  не кому: ибо наследников нет.
Прослышал он от кого-то, будто в соседнем селе Паздеры  чудным образом появилась святыня, к коей  с молитвенными требами едут паломники со всех окрестных земель.  Наняли тогда они с женой экипаж, поехали в село и всю ночь молились у икон о даровании чад.
Уехал  на утро купец восвояси, а через год дошли до Паздеров вести, то что его жена  родила мальчуганов : двух здоровых близнецов. Эта история быстро разошлась по газетам, а паломники стали прибывать с той поры в Паздеры не экипажами, а целыми пароходами, доставляющих страждущих в Уральскую глубинку со всей Российской земли. Бывает, плывёт такой теплоход по Каме, а над ним молитвенное пение на много вёрст разносится, слышат его в храме и отвечают колокольным звоном, а сами уже готовятся – гостей принимать.
В 1913 году заговорили о каменном храме, быстро заложили фундамент, стали  благоустраивать село, а контроль за ходом работ отчего-то лично  губернское начальство взялось осуществлять. В народе говорили, что посетить великие святыни собрался сам император Николай второй.  Но не случилось: грянула первая мировая война, а с ней другие заботы и  волна тревог.
В 1917 году грянула революция, только чудесным образом она не сразу пришла в Паздеры в наши заповедные места.  До самых 20х годов, здесь всё также служили  молебны, принимали паломников да трудились в поле, также как это было ещё столетие назад.  В 1923 году в старый деревянный храм ударила молния, и  изящное здание сгорело до тла. Старениями священника  батюшки Петра из огня удалось спасти живые иконы, церковную утварь, колокол в тридцать пудов и даже церковный престол.  Знающие люди, прослышав об этом, крестились да говорили в полголоса, дескать «не добрые грядут времена».
Иконы перенесли в маленькую часовенку Святой Екатерины, где проводились службы до 1936 года, а после в исполкоме городе Воткинск принято было решение часовенку закрыть.
Что было делать сельсовету: двери заколотили, службы запретили, а вот окошки не стали забивать. Каждый день к этим окошкам приходило множество местных жителей и выходцев из более далёких деревень. Здесь они возносили молитву, а иконы непременно помогали страждущим даже в эти, тёмные времена. Во время войны поток паломников снова достиг неведанных в советские годы высот. Люди ехали отовсюду, прося помочь своим близким и родным, сражавшихся на фронтах, оказавшимся в оккупации или в блокадном Ленинграде.  И Господь их слышал и многим помогал…
После войны советская власть снова вспомнила о часовне, в 1947 году из-за ветхости принято было решение её снести, а все иконы  и утварь определили в амбар. Сказывают, что в течение нескольких дней и ночей из амбара слышался непрерывный, но едва различимый плач, и тогда местные жители решились на немыслимое: было подготовлено обращение в Москву с просьбой передать «Живые иконы» и всю оставшуюся церковную утварь в храм села Перевозное. Как ни странно московское начальство  дало добро. 27 января 1952 года на санях с крестным ходом святыни были доставлены в  перевозненский храм, тогда живая цепь из людей растянулась почти на 6 километров, соединяя два села.
Иконы выставили  у иконостаса на общее поклонение, и поток паломников снова начал расти. В 1961 году,  в эпоху  Хрущёвского правления борьба с религией ещё усилилась,  настоятеля храма заставили перенести иконы  в алтарную часть.  Прихожане с тревогой ожидали, что  гражданские власти  попытаются вновь избавиться от «Живых икон», но этого не случилось, ибо даже в самые тяжёлые годы,  великую святыню оберегал сам Иисус Христос.
В 1994 году 28 августа на базе  старинного храма в селе Перевозное был основан Успенский Женский монастырь. Первой настоятельницей нового монастыря стала игуменья Олимпиада Осипова, собравшая  под сенью обители сестёр, да наладившая монашеский быт.
Давно уже не было старинного села Паздеры,  жителей расселили, опасаясь затопления в связи со строительством Воткинской ГЭС.   Но каким-то чудом Кама обошла святое место, и в конце 2010х появилась в этом краю  монашеская община, взметнулись в поднебесье купала деревянного храма, а со временем появится и новый полноценный мужской монастырь…
Сегодня  Перевозное и Паздеры известны далеко за пределы России, едут сюда люди с различными требами, но главная, как и столетие назад, – прошение даровать детей.  Стены Успенского монастыря хранят  сотни историй, невероятных чудес  произошедших с людьми вознёсших молитву возле живых икон. 
Между сёлами Перевозное и Паздеры появились святые источники  и небольшие часовни, в коих совершают омовение даже в самый лютый мороз. Народная река не иссекает, да только эти места по-прежнему остаются уютными и тихими, как и в те далёкие годы, когда приходили к иконам лишь местные жители, а их слава не вышла ещё за пределы Урала да не привлекла паломников со всей святой Руси.  В этих местах по-прежнему  шелестят хлеба,  со старенькой церковки доносится благовест,  тихим таинственным голосом звенят в лесах родники,  с побережья Камы доносятся крики чаек да нежный говорливый прибой. Вот моя Удмуртия, вот её голос  и благословенная душа…
Побывав в Перевозном однажды, вам захочется вернуться в эти удивительные места, а голос Удмуртии будет отныне звучать в вашем сердце, кабы далеко вы  не уехали от родной земли!


Рецензии