старообрядничество

«Старообрядничество – религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине XVII века, в связи с укреплением официальной государственной православной церкви и обрядов, проводимых патриархом Никоном под знаменем сохранения старых обрядов старой веры, «древлево благочестия», двоеперстия при совершении крестного знамения. Со временем школы – «грамотицы» распались на многие течения, получившие названия «толков» и «согласий», а затем разделились на «поповщину» и «беспоповщину».
В первой половине XVIII века от поморского толка откололись филипповцы, проповедовавшие необходимость самоустранения и самосожжения. О розыске раскольников брынской веры, о их учении, их делах, изъявлениях, называя их, как и их веру неправыми, а учение вредным и дела неблагоугодными писал, в 1709 году Дмитрий Ростовский («Брынская вера» русское православие: вехи истории, 1989).
 «В 1685 году издан указ царевною Софьей, велено было упорных раскольников, противящихся церкви, после троектратного допроса жечь в сруб, а особенно немилосердно казнить самосожженцев и перекрещивающихся, и проповедующих» (Олонецкие Епархиальные ведомости № 1 за 1989 г., стр. 12).
Священникам церквей было предписано доносить на неприходящих на исповеди. В 1710 году стали составлять списки раскольников «…А буде во оный (месячный срок для записи в раскол) срочный месяц, кто в покорение ко святой церкви быть не восхочет и в раскол не запишется, и станут жить тайно, таковым чинить гражданское наказание без милосердия (Собр. Постановлений по части раскола, состояшихся по ведомству св. Синода. С.П.Б. 1860 г. кн. 1, с. 1-2).
И было предписано взимать со всех старообрядцев государственную подать в двойном размере, а с незамужних половинную плату. В 1722 году установили чертвертной налог.
В виду большого числа неплательщиков было предписано также, отказавшихся внести деньги, после «правежа» (телесного наказания) мужчины отсылались на галеры, бабы – в прядильные дома. Особо твердо державшихся после правежа загоняли на каторгу, в монастыри «дабы они, раскольники в тех монастырях содержаны были в цепях и в железах, и в трудах монастырских под крепким присмотром неисходно, и в обязательном порядке отстаиванием монастырских церковных изнурительных богослужений». За сохранение старообрядческих сочинений полагалась смертная казнь.
Старообрядцам предписывалось носительное одеяние: нагрудник, ферез, крашенную с лежачим ожерельным воротником однорядки и сермяжный зипун со стоячим клееным козырьком из красного сукна» (Русское православие: вехи истории. М. изд.полит.литер. 1989г.).

Можно предположить (исходя из документов, просмотренных мною К.Т.Алёшиной-Матюшиной), что первые поселенцы на Вертосельге это староверы, бежавшие от притеснений за веру:
первые по списку: Матфей и Федор Сергеевы, Лев Евсеев, Александр Кириллов (Степанов), Нифантий Алексеев, Елизар Мартюшин. Они так и остались старообрядцами, и в отчётах церковнослужителей всегда заносились в списки старообрядцев.
Выписка из Великопостных росписей Воскресенского собора с 1813 по 1886 гг.
Деревня Вертосельга:
- Лев Евсеев – 62, Марфа Петрова – 62(деды Татьяны Гавриловой – жены Ивана Алексеева): Настасья Матфеева – 48 (вдова Авраама Иванова, она же дочь МСергеева. Она же  пра-пра-пра-пра-пра-прабабушка КлеопатрыТ.Алёшиной);
Степанов – 72 (Кириллов); Поликарп Трофимов – 28 и его жена Агриппина Поликарпова – 27.
1834 г.: Гаврила Евсеев – 49, его дочь Татьяна (19) (через год она станет женой Алексеева Ивана – внука Матфея Сергеева и Нифантия Алексеева; Иван (19) и Егор (14) Алексеевы (сыновья Елены Авраамовой и Алексея Нифантьева).
1848 г.: Степан (29), Дмитрий (24), Антон (21) Михайловы, жена Стефана Анна Родионова (24), сын Андрей (10), мать их солдатка Александра Иванова (53) (жена Михайлы Лукина- внука Фёдора Сергеева); семья Егора Лукина и Федора Лукина (потомки Федора Сергеева).
1956 г.:Михайла Фёдоров (66) ( внук Фёдора Сергеева, сын Луки Федорова), дети Гаврилы Львова (73): Терентий (49), его жена Еффиния Михайлова (50), Иван Гаврилов (44) (вдов), его дети: Матфей (18), Яков (8), Елена (15), Стефанида (30), Настасья (15), Катерина (26); Фёдор Лукин (53), его жена Елена Лукина (53);
Лука Иванов (62), его сын Федот (39) (внук Ивана Александрова (Кириллова).
1858г.:Иван Алексеев 43(Нифантьев), его жена Ирина Иванова (37)- мачеха его детей (Матфей -22, Леонтий -16), их дети -Акулина (6) и Егор (9) (внуки Елены Аврамовой и Алексея Нифантьева); жена Егора Алексеева 41(Нифантьева) Устина Ивановна (34) и их дети: Татьяна (8), Михаил (21), Настасья (15), Катерина (26), Василий (25), Иван (11).

Кн.26. Коштугский приход  Ежезерская единоверческая церковь Спаса – Преображенья деревня Вертосельга.
Олонецкие Губернские Ведомости 1890 г. № 59, часть неофициальная, стр. 603 Коштугская волость. Коштуги. стр. 603.«…Раскол (Филипповская секта) существовал здесь с половины XVIII века и мало помалу вытеснен…». В Олонецких Епархиальных ведомостях на странице 23 читаем: «КувЫрковы сенА» на реке ЛЕмбужке (раскол) христолюбцы из деревень – пристанодержатели снабжали пустынки всем необходимым помимо содержания тайников различных «затворных прирубов, подпольных келеек доставляли боголюбцам в лесные трущобы и мучку, и маслице, и яйца, и рыбку, да не треску с вонючим палтасом а сёмгу Печерскую жирную и вкусную пелель, осетрину, севрюжину».
13.01.1868 – 31.12.1871 гг. в этот период многие возвращаются из раскола к единоверию.
1863г.- девица Татьяна Георгиева – дочь крестьянина деревни Вертосельги (тётушка моего пра-пра-пра-прадеда Ивана Алексеева Нифантьева)присоединилась из раскола к Единоверию; Поликарп Манойлов с женой Анной Матфеевой и дочерью Елизаветой в 1876г. (стр. 108 метр. кн. Ежезерский приход за 1868 – 71 гг.); Матфей Иванов (внук Алексея Нифантьева и Елены Авраамовны, он же дед моего отца Тимофея Тихоновича Алёшына) 14 декабря 1872 вернулся из раскола вместе с дочерью Феодосьей 14 лет (в 17 лет она выйдет замуж за Мелдова Алексея Алексеевича из Ежеозера); 4.03.1881г. вернулся из раскола Лука Семёнов; 25.08.1880 г. умер раскольник Лука Иванов – 87 лет.
Из деревни Упырь-болота:
- 1813 г. Нифантин Васильев – 56 он же Алексеев, Савельев().
Из деревни у Игат-озерка: Ксения Лукина – 62 (вдова).

Покровская церковь 1858 г. Список не бывших у святого причастия.
Дер. Дальняя Карданга Вытегорский приход:
Илья Гаврилов (44) – не был у причастия 2 года и его жена Агриппина Зиновьева (43) – год не была у причастия (это прадеды Тимофея Тихоновича Алёшина из Вертосельги по линии его матери Матроны Ильиничны Зубовой), дети Ильи Гаврилова и Агриппины Зиновьевой: Иван (33) – 2 года, Илья (13) (будущий отец Матроны Ильиной Алёшиной);Иван Гаврилов (47) – 3 года, брат Ильи Гаврилова, жена Ивана Парасковья Федорова (31) и их дети: Михаил (14), Наталья (12), Степанида (9), жена Ивана Ильина (сына Ильи Гаврилова) Дарья Александрова (28) – 2 года; Харитина Зиновьева (57), сестра Агриппины Зиновьевой – 2 года.

Ундозерский приход, церковь Богоявленья Господня. построена в 1845 г. «…Начата строить 1824 г. И выстроена тщанием приходских людей с помощью добровольных дателей, по заборной книге, на вспоможение прихожанами пять тысвиц рублей суммы…» Каменная стаковою же колокольнею, в которой настоящий храм в честь Богоявления Господня 1832г. Сооружен и покрыт, а внутреннего украшения не имеетъ… Домы у священнослужителей собственные, свои деревянные. На содержание священноцерковнослужителей получают вспомогательного оклада триста рублей, а от прихожан содержание скудное. Притча положено по штату 1765 г.: священник – один, дьячок – один, пономарь – один. Земли при церкви 36 десятин. Расстояние от консистории в 215 верстах, от Духовного правления в 50 верстах; от местного Благочинного в 40 верстах. Ближайшая церковь Коштугская «Во имя Сретенья Господня» в 20 верстах.
 
Ведомость о состоянии народонаселения за 1852 - 58 гг.(вставка таблица № 11)
В том числе проживают:отставной солдат – 1; бессрочно отпущенный – 1; кантонистов – 1;
государственных крестьян: мужского пола – 364, женского – 419; раскольников: мужского пола -2 секты Филипповской, а именно: первый – деревни Уречь Озера Гаврила Васильев Даншинъ пятидесяти лет от роду.
Секта филипповцев распространила своё влияние и на Вытегорщине – Ундозерский приход «Отчёт о раскольниках Ундозерского прихода» (фонд 1057, описъ 5 дело 25 за 1852-1865 гг.) содержит такие сведения: «…осталось от второй пловины 1846 года: 1) Секты филипповщины – 2. Гаврила Васильев Даншин – наставник, Аристарх Мартимьянов Медведев в том числе. Постоянно проживают в приходе. Своей молельни нет, молятся при своих домах. Наставник Гаврила Васильев – крестьянин, грамотен – посредственных знаний, поведения вздорного в уверенности у своих в полной.
В сёмъ приходе употребляющих знамение двупёрстное мужчин – 129, женщин – 155, дети: мальчики -110, девочки – 120. Всего 514 человек. В 1848 году двупёрстное знамение употребляли уже только 343 человека, в т.ч. в первую половину года мужчины – 34 и 36 женщин, 37 мальчиков и 34 девочки. В 1848 году в первом полугодии: 37 мужчин и 39 женщин, 39 мальчиков и 37 девочек; на 1849 год в приходе осталось 342 старообрядца, а в 1851 г. Их 319 человек».
 По ведомости о состоянии народонаселения в Ундозерском приходе на 1852 год, составленной священником цервки Богоявленье Господня (фонд 1057, опись 5, дело 26) записано «…раскольников: мужеска пола 2 секты Филипповой, а именно первой: деревни Уречь-Озера Гаврила Васильевъ Даншинъ пятидесяти летъ от роду. А прочие в семействе его православные. Второй – деревни Острова Аристарх Мартимьянов Медведев, пятидесяти лет от роду, а прочие въ семействе его православные и проживают въ семействах у своих. А кроме их в приходе раскольников не имеется.
В 1853 году в секте филипповцев Ундозерского прихода числятся: (дед моего деда Тихона Матфеевича Алёшина-Матюшина)Иван Мартимьянов Медведев, Савва Архипов, Матрона Васильева, жена Гаврилы Даншина Евдокия Ульянова, жена Аристарха Мартимьянова Медведева Евдокия Юдина, жена Мануила Васильева Софья Богданова «…к убеждению упорны и вредны. Особенно упорны Гаврила Даншин и Савва Архипов, которые ходят по деревне даже и развращают других. Первый из них крестит и исповедует своей секты людей. В 1853 году из прихожан двуперстным знамением употребляют вновь: Егор Савинов, жена его Татьяна Васильева, вдова Мария Яковлевна, вдова Анна Фёдорова, вдова Акулина Степанова, вдова Гликерия Иванова, Евдокия Никифорова, Васка Петров, Григорий Давыдов, вдова Марфа Никифорова. Проживают в своих домах, къ убеждению весьма упорны и ненадежны, к обращению не предвидится. Особенно упоренъ и вреденъ наставник Гаврила Васильев Даньшин, Савва Архипов, Аристарх и Иван Мартимьяновы, которы даже ходят развращают и в другие окрестные приходы, первый из них креститъ и исповедывает своей секты людей.
Раскольник дер. Бедуносувой Егор Савинов с начала года изредка ходил в церковь и часовню на богослужение, так же получал от священника благословение и берет книжки для чтения, когда бывает он подходит для целования, но совершенно присоединиться ещё не решается. Из прихожан двуперстное крестное знамение употребляют более старики, а среднего возраста и малолетние треперстное.
6 марта 1858 года исповедовалась больная роскольникова жена
Екатерина Михайлова, государственного крестьянина деревни Остров Ивана Мартимьянова Медведева.    24 марта погребена на приходском кладбище православной церкви.
            12 июня 1860 года Государственный крестьянин деревни Острова
Иван Мартимьянов Медведев – 55 лет в воскресный день присоединился к православной церкви по чину со взятием подписки: «…уверую во утвержде… и во недежду… любви Евангелие… св. Хрис… тайн» (неразборчивая запись в церковной книге
«28 марта 1859 г. Деревни Острова, государственного крестьянина Аристарха Мартимьянова Медведева жена Евдокия Григорьева, 63 года, умерла, больная была, исповедана. 20 числа того ж месяца, но приобщиться Святых тайн не решилась…»; В 1860 г. Выбыло 6 человек. Наставник раскола Государственный крестьянин деревни Уречь-Озера Гаврила Васильев Даншин – 63 года съ начала года содержался в вытегорском тюремном замке и в скором времени выслан на поселение. Государственный крестьянин деревни Острова Аристарх Мартимьянов Медведев, 65 лет, больной, 22 марта исповедался, но Святых тайн не приобщен по его желанию.
К концу 1865 года в секте осталось 20 мужчин и 23 женщины, а в 1867 году по отчету числилось по
Ундозерскому приходу 7 старообрядцев всего.


Рецензии