О блокаде Ленинграда...

Все дальше и дальше в прошлое уходят эти скорбные времена. Забывается история блокады с ее страшными страницами... Всё меньше становится блокадников...
Так уж получилось, что страшный период времени блокады перенес мой отец. Будучи раненым при защите города, он с декабря 41-го по февраль 42-го находился  в госпитале, который располагался в одной из школ на Петроградской стороне. Далее я приведу строки из моего рассказа «Что я знаю о войне...».
«Знаю, что он был контужен и  ранен осколком от разрыва снаряда в декабре 1941 года. Его отправили в госпиталь в Ленинград. Госпиталь находился на Петроградской стороне, угол Кировского проспекта и какой-то улицы. Не очень далеко от Петропавловской крепости. Как его лечили, он не рассказывал. Одно понятно, что в самые страшные и голодные дни, когда замерзали и гибли от холода и голода люди (Погибло около миллиона жителей, может и больше, кто их тогда считал!?), папа был здесь, в Ленинграде. Что его спасло от трагической участи, не знаю, но он выжил. И он говорил, что раненых умирало много.
В конце февраля из выздоравливающих солдат стали формировать подразделения по уборке города от трупов людей, которых было очень много. Какие-либо подробности об этом (да и вообще о госпитале и блокаде), как я не пытался его расспросить, он не рассказывал. Качал головой и все… Это теперь, видя кадры хроники, можно представить картины тех дней, тех ужасов виденного им и можно представить, что он переживал, принимая непосредственное участие во всем этом. С утра до вечера – страшные кадры и маршрут на «полуторке» улицы города – Пискаревское (а может быть, Серафимовское, кто теперь сможет точно сказать?) кладбище. Выдержал он это недели две-три и в середине марта 42 года подал рапорт об отправке его на передовую.»
Как говорят, уборка улиц и домов от трупов продолжалась до апреля месяца. Это было необходимо, иначе были бы эпидемии...
Вечная память блокадникам и защитникам Ленинграда.
P.S. Написав это, конечно, я не рассчитываю на широкий отклик. Мир изменился, народ изменился. Народу нужны победы, победные реляции...рекорды и зрелища нужны... А блокада – это «где-то далеко-о-о»... как далеко позади, например, война с французами 1812 года... Это уже история.


Рецензии
Спасибо Вам за рассказ! Я с сожалением соглашусь с Вами, что не найдёт написанное Вами должного понимания: сегодня наш жёсткий и жестокий мир молится иным богам. Произощла такая чудовищная переоценка ценностей, что люди не хотят помнить прошлое. Они забывают, что выстрелившего из пистолета в прошлое, ждёт выстрел из пушки. Я Вас понимаю и стараюсь, чтобы мои внуки помнили то, чего нельзя забывать, чтобы не было повторения.
Так получилось, что моя старшая дочь(с мужем и детьми) живёт в штатах. Когда я однажды увидела КАК изложены события ВОВ в американском учебнике истории, я была совершенно ошарашена! Посадила внука и провела своеобразный ликбез: рассказала в доступной форме о войне, о героизме наших людей, о зверствах фашистов, сожжённых городах и сёлах, о концентрационных лагерях, о блокаде Ленинграда, о героях - пионерах, о героях - лёдчицах, о судьбе Анны Франк, о генерале Карбышеве, о молодогвардейцах, сталинградчкой битве, о том, скольким странам и какой ценой помогла наша доблестная армия освободить народы Европы от фашизма, о штурме рейхстага ... Посадила после этого его, чтобы посмотрел "А зори здесь тихие", дала почитать "Ленинградский дневник" Ольги Берггольц. Прошло несколько дней и внук спросил, почему в их учебнике нет всего этого? Попробуй ответить!
Конечно же, я рассказала внуку подлинный рассказ из далёких лет блокады, который имел продолжение в ... Армении. Если будет желание и настроение, и, если найдёте время, почитайте и Вы. Я, думаю, Вас тронет этот мой рассказ.
Удачи Вам и неравнодушных читателей.

Магда Кешишева   13.03.2018 09:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.