Вокруг вертосельги
Любезный моему сердцу читатель, если ты уже ознакомился с моей краеведческой книгой под названием «Ве;ртосельга», то легко сориентируешься на местности, коль захочешь вдохнуть в себя вертосельского воздушку; заглянуть в глубиных лесных озёр, пройтись вдоль по горе Кривой Се;льге, ощутить себя частью этой благословенной земли, отвоёванной когда-то твоими предками у глухого сузе;мья. Решился? Ну, с Богом со Христом! Собирайся и поезжай в страну Вытегорию за тридевять земель в сказочное северное сюзе;мье! Да один-то в лес не суйся, а пригласи с сбой лесника в провожатые, или вытегора - охотника бывалого, нет заблудиться в два счёта можно, да и волки там водились испокон веку ( а вертосёла их нередко прямо через форточку стреляли, благо ружья у всех имелись, а вертосё;ла в окру;ге почитались, как лучшие охотники). Но опустела гора (в конце сороковых двадцатого столетия покинул деревню последний вертосёл), и волки навсегда обосновались в ре;пных ямах, принадлежавших когда-то роди;не Алёшиных. Ямы расположены на югно-западной окраине деревни, по краю Ти;шыной поляны за Моги;льным болотом, в двух верстах от дома Ти;хона Матфеевича. Сейчас на месте нашего подворья стоит старая яблоня, посаженная в начале 50-х годов 20 столетия братьями Алёшиными Тимофеем Тихоновичем да Фёдором Тихоновичем. Если идти от этой яблони на запад вниз по краю корбы (вдоль старой дороги на Ундозеро), то как раз и придёшь к репным ямам. А трава на Вертосельге высокая – в рост человека, вертосёла говаривали «В траву влез – как в лес!» Ак ты ходи, да оглядывайся, а то неровЁн час, да и попадёшь волку в зубы. Да, смотри, не упади в какой-нето заброшенный колодец, они там глубокие, и вода в них стоит чёрой непроницаемой гладью. Так,.. это я сказала, тут предупредила…
Ну, теперь, моя любушка, если не передумал, отправляйся с Богом со Христом! Дорога тебе колесом! Как поедешь из города Вологды в город Вытегру, да доедешь до села Белоусово, то по левую сторону от дороги увидишь столб-указатель с надписью «Ундозеро», туда и сворачивай – это твой путь на Вертосельгу. Но всё-таки, лучше поезжай в Вытегру, зайди музей (он находится в Сре;тенской церкве, что стоит на Красной горке), спроси Казаринову Людмилу Константиновну, она поможет тебе с проводником. Проедешь мимо Анхимово (бывший «Вытегорский Погост»), проедешь Жытное Село, и кати прямиком до деревни Лема. Теперь-то этой деревни нет, лишь гора пустая, да старый деревенский погост справа (в конце деревни), а слева(в начале деревни) дорога на озеро Кудамозеро и Тагажмозеро, а прямо-то по дороге метров через 50 - ещё отворотка влево -дорога вниз через ручеёк – это река Бучьнуха, она рождается где-то под Вертосельгой на Полунощьном болоте. Теперь иди всё прямо- прямо, и никуда не сворачивай. Пройдёшь вёрст 8-9 по горам, лесам, да болотам, через три реки (тебе-то они бачЯгами, т.е. лужами заболоченными покажутся, а когда-то они жили полноводной речной жизнью (они и на карте военных времён отмечены, и на карте 1918 гг. (фрагменты этих карт есть в приложении к моей книге «Вертосельга»). Поднимешься на крутой берег последней бачяги, и иди дальше, дальше, иди всё прямо, пока не увидишь по правую руку высокую-высокую, одиноко стоящюю на горе, старую осину. Перейди ручеёк (это река Ле;ма-потеряйка) – вот ты и добрался до ГОрменика (по ле;ву руку- поляна заросшая гОрмой, раньше-то это росчисти - пахотные земли нашей родИны), а отсюда до Вертосельги - рукой подать – версты 2 (всего ничего!). Поднимись направо к осине( на стволе её привязан тракторный металлический канат - свидетель лесозаготовок послевоенных). Осина стоит как раз на повороте на Вертосельгу.
Справа, от дороги-отворотки, вверх по горе(ты туда не сворачивай, иначе можно забрести в трясину болотную, образованную двумя зарастающими озерками под названием «Два Лем-озерка;» из которых и выбегает река Ле;ма-потеряйка), так вот в той стороне лежит болото Ко;шэчье, а на южном склоне той горы есть небольшое круглое На;шэ озеро (точного названья которому вертосёла не могли сказать, одни называли Ма;шозеро, другие: «… просто На;шо»; «…а можот На;тозеро, потому как пашни были нат озером»; «…да и говорили «пашэт нат озеро»). Восточнее(пониже На;ша-озера) в метрах 500 – 800 по Ежэзе;рской дороге, на старом погосте (там покоятся многие поколения наших с тобой предков) над Могильным болотом стояла часовенька «Введенья во храм Пресвятой Девы Марии». Если от кладбища пойти по Ежезе;рской дороге над ЛузянОй корбой на восток (в сторону Полунощьного болота), то и выйдешь опять на край Глухой корбы, т.е. на дорогу «Ле;ма –
Ве;ртосельга» - тут и конец пути.
Но мы-то с тобой, начиная путь от деревни Лема, шли от осины дорогой-отвороткой по левому краю горы(т.е по краю Глухой корбы), и ещё не дошли до этого перекрёстка…
Итак, у Горменика свернули к осине вправо-в гору, а слева от старой осины, внизу – Глухая корба, туда свернула «Ле;ма-потеряйка», заболачивая её, и огибая встречную гору, уходит под гору «Большой Шэлом» к деревне «Ле;ма»( там остался наш транспорт, мы оттуда идём,) .
От Горменика ты пойдёшь прямо – по краю Глухой корбы по старой, проторённой многими поколениями вертосёлов, дороге. Дорога-то теперь, наверное, совсем уж заросла, но ты иди, ориентируясь по левому краю горы. Пройди от осины метров 500 сквозь молодой сосняк; спустись наискосок по левому откосу горы, заросший кустами (тут уж и признаков дороги нет), иди и иди наискосок , но в болото не спускайся(под горой лежит болото «ПолУнощьно»), а нето и забредёшь в «Глухую корбу»); метров 500 преодолеешь и ступишь на ровную широкую дорогу-теле;жницу меж старых елей да сосновых стволов(«…там тележница была проложена - токо-токо телеге проехать» сказал Н.С. Фёдоров).
. Дорога-тележница поднимет тебя в гору, как раз на скрещение дорог «Ле;ма – Ве;ртосельга» и «е;жезеро – Вертосельга». Ну, дорог-то нет, сам понимаешь, ак ты пройди ещё метров 100 влево(на юг) и окажешься на краю корбы Лузяной, и вот там, на том берегу её, когда-то и цвела яблонями наша Вертосельга – колыбель нашей фамилии.
Здесь и начало Вертосельги, здесь над Полунощьным болотом стоял недостроенный (самый последний по очерёдности застройки), дом Степана Фёдорова; здесь начинается Деревенская дорога, далее спуск к дому Львовых(справа вниз) и к дому Тимофея Фёдорова (слева -вниз вдоль га;ти), а над ним на обрыве – усадьба Алёшиных, из рода Матюшина (Матфея Сергеева - одного из первопоселенцев деревни, да Матфея Ива;нова Матюшина – пятое поколение потомства Матфея Сергеева да Марьи Ива;новой).
Тебе осталось шаг шагнуть, чтобы ступить на родное дворище. Спустись по Деревенской дороге к дому Мишыных, и поднявшись в гору, подойди к обрыву(он полеву руку от тебя). Да, забыла тебе сказать, что Полунощьно болото осталось только-что позади слева, а на юго-востоке от ПолУнощьного по Подгорнему болоту была проложена гать-дорога от Вертосельги на Ма;теньжу - деревня в 7 верстах от Вертосельги и там жили наши родственники кровные- потомки Нифантия Алексеева. Там в 2-х верстах от Нови;н, упоминаемых в писцовых книг14-15веках как «Новцы на Корви» и «Новины на Корхе»( устарев. «новины, новцы;, нове;ц» – новолунье, нарождающийся молодой, новый месяц в небе, а «корх, корвь» –переводится с вепского как «ухо, дыра, шерсть») Очевидно, застраивалась когда-то деревенька при зарождающемся месяце на дыре в земле, т.е. рядом с ямой, называемой «Дира;»), а в девятнадцатом веке это место называлось КархаАловщина, а «Дира;» -это возможно и есть Маножъяма, в которую стекал Манажъям-ручей.
Всё эти объяснения (я розыскала по архивам и рассказам местных жителей) тебе может пригодятся, я думаю.
Вернёмся к дороге-гати на Ма;теньжу. Теперь-то гать затонула, и не найти её, давно уже сгнили брёвна, проложенные прадедами через болото.
По правую сторону от гати лежит болото «Подгорнее», а над ннм высится обрыв, на котором и стояла в окружении многочисленных яблоне;й (так произносил это слово мой отец Тимофей Тихонович) прадедова усадьба. Вертосёла (те кого я успела ещё застать живыми – старики восьмидесятилетние) говорили, «…сад был только у вас, у остальных так – яблоня - друга» « …у вас было много чего настроено, и на усадьбе…да и не только: баня - большая баня стояла под домом Стёпы Фёдорова, овин большой за ежэзерской дорогой…Да много чево было у Тихона»).
На этом обрыве 03 августа 2001 года, в половине десятого утреннего часа – я стояла на родном дворище. И хранится теперь в моей семье маленькое засохшее яблочко (новгородский сорт «скрУта») с дедовской яблони, да горсть земли вертосельской. Часть её, перемешав с вытегорской, я посыпала на могилы отца, матери, и братьев моих.
Итак, моя любушка, мы добрались с тобой в родные пенаты; вот ты и на Вертосельге, на родном подворьи стоишь, мой дорогой потомок! Здесь на этой горе жили твои предки не один век. Здесь, моя любушка, начинался и ты.
Затонули в болотах гати, проложенные когда-то предками. Зарастают лесами торные тропы. Тишина белых ночей нарушается, разве что шёпотом листьев, да трава шелестит сухим стеблем, да ветер баюкает сосны.
© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Алёшина, 2018
Свидетельство о публикации №218012801097
© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Алёшина, 2018
Свидетельство о публикации №218011101105
Если итти от дома С.И.Фёдорова сторону Ежэзера, в 4-х километрах от Вертосельги на «Ко;шачьем» болоте из двух Лемозерко;в начиналась река Бучну;ха. А охотник А.Н. Жихарев и Н.С. Фёдоров убеждены, что это река Лема - потеряйка. Родившись в Ле;мозере на Полу;дённом болоте, две Ле;мы реки недолго бежали рядом. Одна понесла свои воды к реке Мегре, вторая нырнула под болото и поднявшись на поверхность в Ко;шачьем болоте, из которого, речка Ле;ма-потеря;йка, образуя два маленьких озерка выскакивает, и бурным потоком(получивши название «Бучьну;ха») пересекает в двух верстах от Вертосельги) дорогу(с Вертосельги на Лему),огибает гору, и пробившись через «Полу;нощьно» болото, уходит под гору «Ле;му»(«Большой Шэло;м») прихватив с собой воды Гормору;чья, да Га;бручья.
В 500-х метрах к западу от деревни по Ежэзерской дороге за кладбищем, небольшое озерко на южном склоне горы за Могильным болотом, ни сами Вертосёла никогда не называли Вертозером(«Вертозеро» , очевидно, переводе – «Палозеро», «палёное озеро», т.е. «озеро на палах»)., ни в Писцовых книгах Новгородской Пятины: нигде не встретила я озера с таким названием. Мне думается, что название «Вертозеро», проскользнувшее в печати ошибочно Вот что я об этом озере слышала от самих вертосёлов: «… небольшое такое, круглое и вода такая чистая – чистая! Ерда;нь там была, водосвятие. Мужики крест изо льда выреза;ли, подкрашивали, да в ердань пускали. Ердань-то? Ну… не прорубь, а место такое было - сруб бревенчатой небольшой. А нам хватало – смеётся Константин Дмитриевич – летом как лягушата в ём бултыхались, а зимой бабы бельё полоскали, ак платомо;й ставили. И кажду вёсну мужики подлаживали – ремонтировали. Как называлось-то? А как называлось… А не знаю как». И, видя моё разочарование, он как-то смущаясь, что неправильно произносит, сказал: «Не знаю, а старики ище как-то так говорили «На;шозеро», ли «Машэ-озеро» - как-то так. А всё больше мы дак звали нашим озером. «А куда поехал пахать?» «Да нат озером, ыш - -пашни-то над озером были, ак и говорили «нат озёром пашем». Ак не кто и не знал точно как ему названье, а всё нашо да нашо…» - Константин Дмитриевич Матюшин(вертосёл 1930 года рождения). Кстати о Ма;шозере, от моего отца (вертосёла 1902 года рождения), я так же слышала «Ма;шозеро» - произносил отец. Тогда в детстве я думала, что Машозеро он придумал для сказки, чтобы повеселить меня – Машино озеро. А вот теперь у меня появилось предположение: уж не с Машо ли озера наши предки пришли на Вертосельгу и дали этому озеру название оставленного родного места. Но можно гадать и предполагать, а тайна озера пока не раскрыта. «… А как называлось! А не как! Нашо, да и всё! Не было названья. Не знаю как! А всё нашо озеро, да нашо, а названья и вовсе не было», - Николай Степанович Фёдоров(родился в Вертосельге в 1921 г. и все окрестности Вертосельги ему знакомы досконально) – «Пашни крук озера у ково были ак и пахали нат озером: Лёвыны – Гришкины да, Ганины да, Тишины да… Ак всё и говорили «нат озёром пашни» А пои так и называлось «Нат». Не знаю», - пожал он плечами. Так вот в чём оказывается секрет появления озера «Нат» на карте 1933 года. Очевидно картографы слашали это «Нат озером» от жителей и, за неимением другого, обозначили наше озеро как «Нат». Но это мои предположения (за незнанием истины). Может когда- нибудь краеведы докопаются до неё, пройдя тропами предков.
О периодически исчезающих и возвращающихся озёрах Вытегорщины писал в 1873 году С. Максимов «… исчезающие и возвращающиеся озёра: У;ндозеро, Ши;мозеро, Ку;штозеро, Лу;хтозеро, Э;йнозеро, Ка;чозеро и А;ндозеро. Шимозеро в 10 вёрст величины и до четырех саженей глубины – вода исчезает и по пустынному полю, бывшему дну извивается только небольшой ручей, продолжающий течь и подо льдом. Пучина Долгого никогда окончательно не усыхает к Рождеству лёд садится на дно, образуя холмы, ямы, трещины; весной вода заполняет озеро, переполняет, и затем начинает показывать новое чудо – течение обратное. В Ку;штозеро, высыхая, вода уводила с собой рыбу, доходящую в озере до баснословных размеров. Рыба снова возвращалась, когда с проливными дождями, озеро наполнялось в уровень с высокими берегами. А иногда и до горной гряды, окаймляющей озерную котловину. Каинское высыхало так, что дно его казалось дикой степью: люди ходили здесь как по суше. Однажды, два года кряду, крестьяне носили здесь сено и довольно удачно сеяли овёс».
Но, как я выяснила, не только эти озёра «гуляют». К пропадающим время от времени озёрам Вытегорщины относятся А;лмозеро, Ильинское и И;лесозеро, что в 17 верстах от Ста;рцевой Горы. На географических картах разных лет обозначены все три озера почти рядом. Старожилы тех мест, родившиеся в начале ХХ века, убеждены, что все три названия относятся к одному и тому же озеру. «Ак, Илеса-та - . Илеса и есть! – непонимающе глянула на меня (мол, уж этово-то не знать дак, что и знает!) – Цэрква Ильинска, дак и озеро Ильинско», - Мария Григорьевна Калязина, уроженка Старцево; «А в той стороны – махнул рукой в сторону Подгорнего болота, вертосёл Николай Степанович Фёдоров – ручеёк от пересохшэво Алмозера. Уй, ак Алмозеро-то дак уж лет двадцать (как не больше) не возвращаецце! Ходят как по полю, да траву косят. Летом пряма дорога на Девятины дак за 17 вёрст в Девятины по ему, как по полю ходили, морошку продавать, но. Ак
как с Павшозера да и через Илесу, да. Ак Алмозеро и есть Ильинское – уточнил он, и продолжил – Дак там ручеёк течёт, край леса, такой тоненький ручеёк, а как весной – шумный водопад, где и вода бралась! И мимо ямы куда-то пропадала. А километра два до Матеньжы - яма така, овраг длинный такой! Вода з болота туда и стекает, и пропадает куда-то. Яма такая, Ма;нош–яма. Не знаю, а так называют «Манош-яма», да и всё!».
Не услышав объяснения слову «Манош» я нашла на карте военных лет, созвучное «Манош-яме» название ручья Манажьям, текущего через дорогу Ма;теньжа – Ка;рово и, впадающего в реку Тага;жму. «Манажьям» - может там и находится Манош-яма, уводящая озеро под землю? И «Круговая яма» о которой рассказывала М.Г. Калязина, тоже где-то в этой стороне. Возможно, речь идёт об одной и той же яме, а возможно (у меня аж дух захватило от предположения) «Манош-яма» и «Круговая яма» не что иное как место известное ещё в 14 веке под названием «Корвь»(в переводе с вепсского «дыра, ухо, шерсть»). В Писцовых книгах Обонежской Пятины 14-15 веков на странице 3 в Никольском Погосте встретилось мне название деревни «Новины на Корхе», а на странице 174 «деревня на Корко-Новолоке», «на Корх-наволоке Матюшков след Матфеев…» При чём здесь здесь «ухо и шерсть»? – размышляла, не зная ещё о «Маножяме» и «Круговой яме». Масла в огонь, так сказать, подлил Н.С. Фёдоров, махнув рукой в сторону Матенжи: «… там и Карха;ловщина. А кто ё знат. Кархаловщина, да Карха;ловщина… там дорога на Ка;рово, Новцы;…». Меня насторожила интонация Фёдорова «Новцы» - произнёс он как воспоминание о чём-то далёком, известном только ему. «…Карово, Новцы;…» - мысль не даёт мне покоя: «Карово» - нет, пожалуй, это не от вепского «кар» = «Залив». Откуда залив? Скорее всего... Скорее всего… Вот оно! «Карово-Новцы»! Дорога Карово – Новцы… «Нови;ны на Ко;рхе»… Стало быть, – смотрю карту 1728 года: деревни «Корвь» и «Нове;ц» рядышком. Вот оно! - «Нове;ц на Ко;рви! Древний «Корх» и «Новцы на Корко-наволо;ке» - не что иное, как современная деревня Ка;рово, соединенная одной дорогой с деревней Новинкой. И стало понятно вепское «Корвь, Корх» - дыра. «Дира; – яма бездённая по Ка;роськой дороге. Дорога там на Ка;рово, а там Кругова; яма стояла, ак вода откуда и брала;се, в тую яму текла - вспоминала Мария Григорьевна:– В ямы круга;м, да круга;м! Как ровно в воронку и уходила куда-то. И вот диво: не прибывало и не убывало. Круговым потоком под землю как в воронку! А в Илесы выскакивала чистым ключевым ручьём. Там мельница была поставлена. Нашы мужыки как праздник – закорешылись: в рого;жной куль наво;зу нагребут, на верёвку к дереву привяжут и в яму пуска;ли. Куль в воронку затянёт, ру;чей в Илесы пересыха;т, мельниця не ро;бит. Вот мельник шлёт записку «Алмозёрски мужыки, розоткнитё диру!». Мужыки хохоцют. На празник всё Ста;рцэво пеке;т пироги дармовыё. Мельник полумеше;чьё муки по;слал». На мой вопрос не знает ли она в честь чего или кого названа так деревня, Мария Григорьевна ответила: «А говорят там старцЫ жыли, дак вот и Старцево». И она была не далека от истины, карта 1933 года сохранила название «Старцева гора». (А «Староричье» ешё называют, ак это што река была, пересохла, русло старое – вот и Староричье» - Н.С. Фёдоров); В церковных записях Духовных росписей по Вытегорскому Погосту за 1796 год есть названия деревень: «Староричье»; «деревня между реки Алый»; деревня над Алым озером; «на реки Алги»; «деревня в Алги». Кстати, ныне живёт деревня Валги. Не подверженный никаким правилам правописания и тем более произношения, язык предков рождал и оставлял потомкам множество вариаций названия одной и той же местности, озер, рек. Возможно, это произошло и с озером Алым. Допустим на вопрос: «Откуда ты, с каких мест?» - получали ответ – «С Ала озера» (вот вам и Сал-озеро); или «С Ала мы с озера». Вариаций разговорной речи множество, в результете мы имеем и «Салмасозеро», и «Салм-озеро». На современных картах Вытегорщины указаны два озера с названием «Алмозеро». На карте 1728 года Алмозеро, о котором я пишу, записано как «Азмозеро» и находится оно между Волгобалтом и рекой Тага;жмой. Второе Алмозеро между Пе;даж рекой и рекой Мегро;й. В церковных книгах записаны деревни и на Ёж-реке и на Ёж-горе, и Ежезеро, и Ёж-озеро в Ежезерской округе.
Схематическая карта Европейской части России, составленная в 1918 году, запечатлела три ручья, пересекающих дорогу «Вертосельга – Тага;жмозеро», бегущих ни откуда, в никуда. Остатки этих трёх ручьёв (а вожможно, что когда-то они были полноводными реками) я вместе с краеведами Девятинской школы форсировала 2 августа 2001 года. Но это уже были заболоченные лесные бача;ги меж высоких холмов. Возможно, что весной они набирают силу и вновь живут полноводной речной жизнью. Так вот на карте они записаны как «Песчаный», «Верт» и «Медный». Старожилы дружно отмахнулись от этих названий: «Што-о?! Ну, и в слуха;х не было!». Но сами не могли точно назвать ручьи, хотя и предположили (в звучании, очевидно, слышались знакомые названия), что это «Паск-ру;чей», «Перт–ручей», «Ма;ндынь-ру;чей».
Слово «схематическая» в наименовании данной карты извиняет составителей её, проигнорировавших существование реки Бучну;хи, и укоротивших на половину реку Ле;му. Но, благодаря этой карте, я знаю, где находилась деревня «Уыгат-озерка», а вот деревня «Упырь-болота» исчезла с лица земли ещё в начале 19 столетия, с тех пор как её покинули мои предки (Нифантьевы, Алексеевы, Васильевы, Савельевы, Елизаровы).
На картах Вытегории, составленных в разные годы 20-го столетия, можно отыскать множество озёр, рек (ещё больше селений) с одинаковыми названиями: пять озёр «Белых», пожалуй не меньше, «Чёрных»; два «Га;бозера», да ещё одно не помеченное; три «Па;вшозера»; два «Са;лозера»; два «Са;розера», два «До;лгих», при чём расположены они на расстоянии далёком друг от друга. И ещё особенность есть в Вытегорских названиях: например, озеро «Павшозеро» в одном месте, а деревня «Павшозеро» не на берегу Павшозера, а в отдалении. Можно предположить, что в древности, перемещаясь с места на место в поисках лучших свободных земель, люди несли с собой не только традиции, сказки, песни, но и привычные названия оставленных селений. В результате известно несколько селений под названием Ле;ма, две реки с названием Лема; озеро «Ле;мозеро» - исток этих рек; «Два Лемозерка;» в Ко;шачьем болоте на Вертосельге. Хотя, всё возможно, что названия появились и в независимости друг от друга (по названию примечательности: река, озеро, гора и т.п. или по имени человека, обосновавшегося у данного озера, или на горе, на реке). В писцовой книге 1563 года встречается имя Игатко, уж не его ли имя осталось нам на память – «И;гат-озерко;». На стр. 205 – «дер. словёт Лонска;я: в) Пе;рша Пя;нтин… да по приправочным книгам Ивана Беклемишева в той же волостке починок Девятинах на Пя;нтине горе на Белом ручью: в. Прока Пянтин да братанич его Третьячко…» Благодаря записям древних писцов, мы теперь знаем чему, вернее кому обязана своим названием гора на Девяти;нах; и живёт на Вытегорщине рослый красавец – потомок купца Пантина; а «… деревня у Мостку Го;лосовская…» была уже в 1563 году и жил там Микитка Иванов Голосов, деревня и до сих пор живёт. Из деревни Ко;шелева, что на Вытегорском Погосте, мои древние предки по бабке Матроне Зубовой. Очевидно, семья Кошелевых, давшая название деревне, была многочисленна (стр. 205 Писцовых книг Обонежской Пятины), запись: «… Дер. Выше Погоста словет Кошелевская: (в) Якуш Павлов, да племянник его Тимошка, да Михалко Грязной…». А на стр. 208 «… дер. В наволоке словет Сидоровская: в. Васюк Лутьянов Кошелев, в) Иванко Иванов…» Знак (в) означает «владелец» дома, земли. Были се;лища Андоморе;цкие, Андомозе;рские и Андомого;рье, т.е. селища, стоящие на А;ндоме-горе, другие на А;ндоме-реке, да А;ндо-озере.
мои открытия
Клеопатра Тимофеевна Алёшина-Матюшина.
Мои открытия
© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Матюшина-Ал, 2017
Свидетельство о публикации №217103101291
© Copyright: Клеопатра Алёшина-Матюшина, Свидетельство о публикации №217061500176
Свидетельство о публикации №216121700518
Снежный человек- Йети обосновался в лесах Вытего;рии.
может стоит взятся сейчас за поиски вытегорского страховища? Когда ещё выпадет такой случай, может опять через 100 лет как и теперь(если считать что на Ве;ртосельге встреча произошла примерно, в 1898, а на Оне;го - в 2008).
Это произошло в вертосельгских лесах, давным-давно, лет сто назад с моей бабушкой Матроной Ильиничной Алёшыной. Об этом случае я слышала от родителей, а позднее в начале 21 века от вертосёлов, и записала как сказку. Но вот в декабре 2008 года в Вологде на заседании литобъединения «Среда» вытегорка Нина Писарчик рассказала, что она встретила близ озера Онего точно такое же чудище. Значит это чудо ещё живо! А я не верила рассказам отца и написала сказку (записана вытегорским говором). Случай с моей бабушкой Матроной Ильиничной Алёшиной помнили долго в Ве;ртосельге, и старики-вертосёла(родившиеся в 20-е годы 20 столетия) вспоминали этот случай…
Затерялись в веках Веды, Весь и «Великая Тарта;рия»; затонула Атлантида, ушли в глубины Волго-Ба;лта древние селения Вытего;рщины: Сюрьга;, Нага;жма, Ре;бово, Марко;во, Собачьи Прола;зы … На обширном пространстве меж двух дорог («Вы;тегра – Е;жэзеро – у;ндозеро» и «Во;локов Мост – Новостройка») болота, болота… Болото Полудё;нное, Уро;чище Лесы;;, урочище Ма;тенжа, Уро;чище Ве;ртосельга…
«Ве;ртосельга» - это та самая «Кривая се;льга» - «деревня на пала;х», упоминавшаяся в писцовых книгах Обоне;жской пятины 14 -15 в.в. (см.«Язык моих предков с Ве;пской возвышенности» К.Т.Алёшина-Матюшина).
«Деревня на пала;х»
Деревня Ве;ртосельга родилась на «пала;х» = «палёной подсе;ке». Первопоселенцы деревни Вертосельги (ушедшие в горы от притеснений русичи-староверы) занимались подсечным земледелием, корчуя и паля деревья, высвобождая из-под леса земли для пахоты. И от того, что деревня родилась на росчистях, на «палёной подсеке» русичи называли её «Деревня на пала;х»; аборигены же – ве;псы называли деревню «Vеrtа Sеlgа»(В словаре вепского языка Марии Ивановны Зайцевой, к стати, она вытегорка, читаем: «Vеr//tа» - палить подсеку); Значение слова«се;льга» - второго составного в названии «Ве;ртосельга» неоднозначно: оправдано и значение «Се;льга» - продолговатая, поросшая лесом возвышенность; и «се;льква» - сухое, возвышенное место среди болотистой местности, т.к. Вертосельга, как раз, и стояла на обрыве крутой горы среди непроходимых болот и многочисленных озёр. А возможно, «Сельга» от вепского «Sеlg аhs» - кривая спина (деревня Ве;ртосельга и в начале ХХ века слыла в округе как «кривая Ве;ртосельга». Возможно, «кривая» - это оттого, что деревенька сбегала с горы на гору. (В словарях «гора»: *** «фин. Ѕеlgа, а вепское Sеlgа = кривая спина, хребет, горб. *олон.- гора,креж, хребёт); А если учесть что в округе Вертосельгу называли «Кривая Ве;ртосельга», напрашивается вывод - это та самая «Кривая се;льга» = «Деревня на пала;х», упоминаемая в «писцовых книгах Обоне;жской пятины» 14 – 16 в.в..
«Зольни;к». И сохранился ещё один немой свидетель древнего возраста деревни Ве;ртосельги – «Зольни;к»– это место языческих ритуальных костров. Слово «Зольни;и;и;к» местного вертосельгского происхождения. Это слово я впервые услышала от старожителя деревни Ве;ртосельга «…а всё «зольни;к, да зольни;к», ак а земля там такая как всё-одно з золо;й смешана, а нечево; на ей не росло – холо;дна земе;люшка» - объяснил он мне. О зольнике на территории нашей области я написала в своей краеведческой книге «Ве;ртосельга», опубликованной в альманахе «Вы;тегра-4»; (см.«Язык моих предков с Ве;пской возвышенности»).
«А;лмозеро», «Ильи;нское»,«И;лесозеро»,«Са;лозеро», «Са;лмоозеро»
О периодически исчезающих и возвращающихся озёрах Вытегорщины писал в 1873 году С. Максимов «… исчезающие и возвращающиеся озёра: У;ндозеро, Ши;мозеро, Ку;штозеро, Лу;хтозеро, Э;йнозеро, Ка;чозеро и А;ндозеро. Шы;мозеро в 10 вёрст величины и до четырех саженей глубины – вода исчезает и по пустынному полю, бывшему дну извивается только небольшой ручей, продолжающий течь и подо льдом. Пучина Долгого никогда окончательно не усыхает к Рождеству лёд садится на дно, образуя холмы, ямы, трещины; весной вода заполняет озеро, переполняет, и затем начинает показывать новое чудо – течение обратное. В Ку;штозеро, высыхая, вода уводила с собой рыбу, доходящую в озере до баснословных размеров. Рыба снова возвращалась, когда с проливными дождями, озеро наполнялось в уровень с высокими берегами. А иногда и до горной гряды, окаймляющей озерную котловину. Ка;инское высыхало так, что дно его казалось дикой степью: люди ходили здесь как по суше. Однажды, два года кряду, крестьяне носили здесь сено и довольно удачно сеяли овёс».
Но, как я выяснила, не только эти озёра «гуляют». К пропадающим время от времени озёрам Вытегорщины относятся «А;лмозеро», «Ильи;нское» и «И;лесозеро», что в 17 верстах от «Ста;рцевой Горы». На географических картах разных лет обозначены все три озера почти рядом. Старожилы тех мест, родившиеся в начале ХХ века, убеждены, что все три названия относятся к одному и тому же озеру. («Ак, И;леса-та - И;леса и есть! – непонимающе глянула на меня , мол, уж этово-то не знать дак, что и знает! – Цэрква Ильи;нска, дак и озеро Ильи;нско», - Мария Григорьевна Калязина, уроженка деревни «Ста;рцево»; «А в той стороны – махнул рукой в сторону Подгорнего болота, вертосёл Николай Степанович Фёдоров – ручеёк от пересохшэво Алмозера. Уй, ак Алмозеро-то дак уж лет двадцать, как не больше, не возвращаецце! Ходят как по полю, да траву косят. Летом пряма дорога на Девяти;ны дак за 17 вёрст в Девяти;ны по ему, как по полю ходили, морошку продавать,
А как с Па;вшозера да и через И;лесу, да. Ак Алмозеро и есть Ильи;нское – уточнил он, и продолжил – Дак там ручеёк течёт, край леса, такой тоненький ручеёк, а как весной – шумный водопад, где и вода бралась! И мимо ямы куда-то пропадала. А километра два до Ма;теньжы - яма така;, овраг длинный такой! Вода з болота туда и стекает, и пропадает куда-то. Яма такая, Ма;нош–яма. Не знаю, а так называют «Ма;нош-яма», да и всё!»).
«Дира;», «Ма;нош-яма» и «Кругова; яма»:
Не услышав объяснения слову «Ма;нош» я нашла на карте военных лет, созвучное «Манош-яме» название ручья Манажья;м, текущего через дорогу «Ма;теньжа – Ка;рово» и впадающего в реку Тага;жму. «Манажья;м» - может там и находится Ма;нош-яма, уводящая озеро под землю? И «Кругова;я яма» о которой рассказывала М.Г. Калязина, тоже где-то в этой стороне. Возможно, речь идёт об одной и той же яме, а возможно (у меня аж дух захватило от предположения) «Ма;нош-яма» и «Кругова; яма» не что иное как место известное ещё в 14 веке под названием «Корвь»(в переводе с вепсского «дыра, ухо, шерсть»).
«Карха;ловщина», «Ка;рово» «Нове;ц на Ко;рви», древний «Корх» и «Новцы на Корко-наволо;ке» - не что иное, как современная деревня «Ка;рово».
В Писцовых книгах Обонежской Пятины 14-15 веков на странице 3 в Никольском Погосте встретилось мне название деревни «Новины на Ко;рхе», а на странице 174 «деревня на Ко;рко-Новоло;ке», «на Корх-наволо;ке Матюшков след Матфеев…» При чём здесь здесь «ухо и шерсть»? – размышляла, не зная ещё о «Маножьяме» и «Круговой яме». Масла в огонь, так сказать, подлил Н.С. Фёдоров, махнув рукой в сторону Матенжи: «… там и Карха;ловщина. А кто ё знат. Кархаловщина, да Карха;ловщина… там дорога на Ка;рово, Новцы;…». Меня насторожила интонация Фёдорова «Новцы;» - произнёс он как воспоминание о чём-то далёком, известном только ему. «…Карово, Новцы;…» - мысль не даёт мне покоя: «Карово» - нет, пожалуй, это не от вепского «кар» = «Залив». Откуда залив? Скорее всего... Скорее всего… Вот оно! «Ка;рово-Новцы;»! Дорога «Ка;рово – Новцы;»… «Нови;ны на Ко;рхе»… Стало быть, – смотрю карту 1728 года: деревни «Корвь» и «Нове;ц» рядышком. Вот оно! - «Нове;ц на Ко;рви! Древний «Корх» и «Новцы; на Ко;рко-наволо;ке» «деревня Ка;ров Конец» - не что иное, как современная деревня Ка;рово, соединенная одной дорогой с деревней Новинкой. И стало понятно вепское «Корвь, Корх» - дыра. («Дира; – яма бездённая по Ка;роськой дороги. Дорога там на Ка;рово, а там Кругова; яма стояла, ак вода откуда и брала;се, в тую яму текла» - вспоминала Мария Григорьевна Калязина:– В ямы круга;м, да круга;м! Как ровно в воронку и уходила куда-то. И вот диво: не прибывало и не убывало. Круговым потоком под землю как в воронку! А в Илесы выскакивала чистым ключевым ручьём. Там мельница была поставлена. Нашы мужыки как праздник – закорешылись: в рого;жной куль наво;зу нагребут, на верёвку к дереву привяжут и в яму пуска;ли. Куль в воронку затянёт, ру;чей в Илесы пересыха;т, мельниця не ро;бит. Вот мельник шлёт записку «Алмозёрски мужыки, розоткни;тё диру!». Мужыки хохоцют. На празник всё Ста;рцэво пеке;т пироги дармовыё. Мельник полумеше;чьё муки по;слал».
«Ста;рцэво», «Ста;рцева гора», «Старори;чье»
На мой вопрос не знает ли она в честь чего или кого названа так деревня, Мария Григорьевна ответила: «А говорят там старцы; жыли, дак вот и Ста;рцэво»). И она была не далека от истины, карта 1933 года сохранила название «Ста;рцева гора». (А «Староричье» ешё называют, ак это што река была, пересохла, русло старое – вот и «Старори;чье» - Н.С. Фёдоров);
В церковных записях Духовных росписей по Вытегорскому Погосту за 1796 год есть названия деревень: «Старори;чье», «деревня между реки А;лый» «деревня над А;лым озером» «на реки А;лги»; «деревня в А;лги». Кстати, ныне живёт деревня с названием «Ва;лги». Не подверженный никаким правилам правописания и тем более произношения, язык предков рождал и оставлял потомкам множество вариаций названия одной и той же местности, озер, рек. Возможно, это произошло и с озером Алым. Допустим на вопрос: «Откуда ты, с каких мест?» - получали ответ – «С Ала-озера» (вот вам и «Са;лозеро»); или «С Ала мы с озера». Вариаций разговорной речи множество, в результете мы имеем и «Са;лмасозеро», и «Са;лм-озеро». На современных картах Вытего;рщины указаны два озера с названием «А;лмозеро». На карте 1728 года Алмозеро, о котором я пишу, записано как «Азмозеро» и находится оно между Волгобалтом и рекой Тага;жмой. Второе Алмозеро между Пе;даж рекой и рекой Мегро;й. В церковных книгах записаны деревни и на Ёж-реке и на Ёж-горе, и Ежезеро, и Ёж-озеро в Ежезерской округе.
«Ле;ма-потеря;йка» или «Бучьну;ха», «Ко;шаче болото».
Влево от Го;рменика(поляна слева от дороги на повороте к деревне Ве;ртосельга) в сторону Ежезера в 4-х километрах от деревни на «Ко;шачем» болоте из «двух Лемозерко;в» начиналась река Бучьну;ха. А охотник А.Н. Жихарев и Н.С. Фёдоров убеждены, что это река «Лема – потеря;йка». Родившись в Ле;мозере на Полу;дённом болоте, две Ле;мы реки недолго бежали рядом. Одна понесла свои воды к реке Мегре, вторая нырнула под болото и поднявшись на поверхность в Ко;шачем болоте, из которого, речка «Ле;ма-потеря;йка», образуя два маленьких «Лем-озерка;» выскакивает, и бурным потоком(получивши в более поздние времна название «Бучьну;ха») пересекает(в двух верстах от Ве;ртосельги) дорогу(с Ве;ртосельги к деревне «Ле;ма»),огибает гору(под старой осиной – поворот к деревне Ве;ртосельга), и, пробившись через «Полу;нощьно» болото(оно к северо-востоку под Ве;ртосльгой), уходит под гору «Ле;му»(«Большой Шэло;м») прихватив с собой воды «Го;рмо-ру;чья», да «Га;бручья».
И вот я иду в поисках прошлого в даль залесную, вёрстами немеряными, тропами заросшими иду за тенями предков моих. Бреду по заколоженным болотам…мы перебрели этот ручеёк: (родившись в «Полу;дённом» болоте две Ле;мы-реки текли рядом, затем, одна свернув влево понесла свои воды к реке «Мегра», другая нырнув под болото «Ко;шачье», из которого, речка «Ле;ма-потеря;йка» выскакивает, и образуя два маленьких «Лем-озерка;», и бурным потоком, получивши название «Бучьну;ха», пересекает в двух верстах от Ве;ртосельги дорогу с Ве;ртосельги к деревне Лема, огибает гору , и, пробившись через «Полу;нощьно» болото, уходит под гору «Ле;му»(«Большой Шэло;м»), прихватив с собой воды Го;рмо-ру;чья, да Габ-ру;чья(см. кн. «Ве;ртосельга» - …итак, мы перебрели этот ручеёк и пошли, давно никем не хоженой-неежженой, заросшей травой, дорогой, через три (разделённых друг от друга высокими холмами), три заболоченных ручья, а когда-то они жили полноводными реками(на одной из старых карт они обозначены параллельно друг другу, текущими из ниоткуда – в никуда).
«Паск-ру;чей», «Пе;рт–ручей», «Ма;ндынь-ру;чей»
Схематическая карта Европейской части России, составленная в 1918 году, запечатлела три ручья, пересекающих дорогу «Ве;ртосельга – Тага;жмозеро», бегущих ни откуда, в никуда. Остатки этих трёх ручьёв (а возможно, что когда-то они были полноводными реками) я вместе с краеведами Девяти;нской школы форсировала 2 августа 2001 года. Но это уже были заболоченные лесные бача;ги меж высоких холмов. Возможно, что весной они набирают силу и вновь живут полноводной речной жизнью. Так вот на карте они записаны как «Песчаный», «Верт» и «Медный». Старожилы дружно отмахнулись от этих названий: «Што-о?! Ну, и в слуха;х не было!». Но сами не могли точно назвать ручьи, хотя и предположили (в звучании, очевидно, слышались знакомые названия), что это «Паск-ру;чей», «Пе;рт–ручей», «Ма;ндынь-ру;чей». Слово «схематическая» в наименовании данной карты извиняет составителей её, проигнорировавших существование реки Бучну;хи, и укоротивших на половину реку Ле;му. Но, благодаря этой карте, я знаю, где находилась «деревня у ы;гат-озерка;», а вот деревня «Упы;рь-болота» исчезла с лица земли ещё в начале 19 столетия, с тех пор как её покинули мои предки (Нифантьевы, Алексеевы, Васильевы, Савельевы, Елизаровы).
«Вы;ть-гора»
… в Обоне;жьи 500 лет назад на высокой горе «Выть» обосновался «Вытего;рский Пого;ст». Олонецкие Губернские Ведомости дают двоякое объяснение названия горы «Выть»: то ли от того что на горе по ночам волки выли –потому-де и «Выть»; то ли «Выть» от того, что гора эта такая высокая, и нужно было поесть и отдохнуть, перед тем как идти в гору; а я считаю, что название горы осталось с той поры, когда «Вы;ть-гора» была ничья, и считалась земельным наделом, пускалась в «переде;л», и облагалась налогом(«выть» - еденица налогообложе;ния).
А недалеко от озера Оне;го расположился небольшой городок Вы;тегра – районный центр Вологодской области (до 1920 числился в Олонецкой губернии, до 1937 года относился к Ленинградской области). Слово «Вы;тегра» – говоровое(«Откуда идёшь?» «С Вы;ти-горы», «С Вы;ть-горы» и слышим «с Вы;тегры»).
Обовсём этом я написала в своей краеведческой книге «Ве;ртосельга», опубликованной в альманахе «Вытегра-4»; (см.«Язык моих предков с Вепской возвышенности»).
К читателям сего труда.
Любезные мои потомки, буквы«Е» и «Ё» (в этом словаре)читайте так, как они здесь записаны. Если над знаком «е,Е» не поставлены точки – значит это звук «Е» (шестая буква русского алфавита, и читайте её как «е», а не «э»), ну, а уж коли видите «Ё»- стало быть, то - седьмая буква в русском алфавите; если написано «и» – значит так оно и есть, и читайте как современное нам «и», а не старорусское «ы». (К.Т.Алёшина-Матюшина)
© Copyright: Клеопатра Алёшина-Матюшина, 2017
Свидетельство о публикации №217061500176
© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Матюшина-Ал, 2017
Свидетельство о публикации №217103101291
В Писцовых книгах Обонежской Пятины 14-15 веков на странице 3 в Никольском Погосте встретилось мне название деревни «Новины на Корхе», а на странице 174 «деревня на Корко-Новолоке», «на Корх-наволоке Матюшков след Матфеев…» - похоже, мой пращюр
«Язык моих предков с Вепсской возвышенности»
(говор Вытегорья начала ХХвека)
авторский набор, редакция и оригинал-макет 2000 - 2016гг
© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Матюшина-Алёшина. 2017
Свидетельство о публикации №217103101291
ПЕРЕЧЕНЬ
использованных документов и литературы
Из фондов Вытегорского краеведческого музея:
1. Справочник Административно-территориального деления Вытегорского района по состоянию на 1.01.1999.
2. Журналы Вытегорского земского собрания чрезвычайной и очередной сессии за 1910-1911 гг.
3. Вытегорские газеты: «Трудовое слово», 1922г.; «Колхозное знамя», 1922-1944 гг.; «Красное Знамя» за 1992, 1995, 1979 гг.
4. «Олонецкие Епархиальные Ведомости» №№ 1-12, 1898г., стр. 121.
5. «Олонецкие Губернские Ведомости» за 1890, 1894, 1884, 1885-1887 гг.
Из фондов Вытегорской районной библиотеки
1. «Русское православие: Вехи истории» (М., изд.полит.литературы, 1989 г.).
2. «Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству С. Синода» (т. 1, стр. 1-2; 62-63; 79-80. Указы от 5.10.1722г. и 6.04.1723г.).
Из фондов Вологодского педагогического университета
1. «История Карелии XVI – XVII вв. в документах (т. III, Петрозаводск, 1993 г.).
2. «Описание Заонежских Погостов 1582/83 гг.» Р.Б. Мюллер.
3. Писцовые книги Обонежской Пятины 1496-1563 гг.» (изд. Академии наук СССР, Ленинград, 1930 г.).
4. «Тайны географических названий» И. Сергеев, (М., 1968 г.).
5. Энциклопедический словарь», изд. Ф.Л. Брокгаузъ и И.А. Ефронъ.
Из фондов Вологодской областной библиотеки им. Бабушкина
1. «Список селений в Олонецкой губернии с обозначением домов и жителей» (Олонецкий сборник, изд. 1894 г., Петрозаводск, выпуск 3, отд. 3).
2. «Олонецкие Епархиальные Ведомости» (№ 7, 1.10.1989г.).
3. Географический словарь Российской Империи 1896 года».
4. «Новый и полный географический лексикон Российского государства» (Часть 1, М., 1788г.)
5. «Вестник Олонецкого Губернского Земства за 1909 – 1917 гг.».
6. «Олонецкий край» В. Фрейдлинг (изд. 3-е, 1910 г.).
7. «Олонецкий сборник по материалам истории, географии, статистики и этнографии Олонецкого края» (вып. 1886 г.).
8. «Известия Общества изучения Олонецкого края» (журнал 1915 г. – III год издания, Петрозаводск).
9. «Олонецкие Губернские Ведомости 1896 г.».
Из фондов Государственного Архива Вологодской области
Фонд 782.
Опись 1, дело № 1 за 1755 г. «Межевой план».
Опись 2 «Дело № 33 за 1811 г. «Карта деревни Кондратьевская Ковжинского прихода», дело № 17 за 1785 г. «Межевой геометрический план»; дело № 13 за 1787 г. «Генеральный план Кемозерской Волости».
Фонд 889.
Опись 1, дело № 2 за 1854 г. «По размежеванию земель Олонецкой Губернии 1859 – 1868 гг.».
Фонд 1001.
Опись 1, дело № 4 «Отчет Мегринского лесничества за 1910 г.»: Опись 3, дело № 2 «Хозяйственный план на 1911 г.».
Фонд 1014.
Опись 1, дело № 8 за 1871 г.; № 2 за 1888 г. «О мирских расходах» № 15 за 1871 г. «Списки обельных крестьян»; № 17 «Ведомость о землевладении в 1817 г.»; № 83 «Ведомость о мирских расходах 1887 - 1889 гг.».
Опись 1-5, дело № 15 за 1868 – 1915 гг.».
Опись 2, дело № 63 за 1913 г. «Укрепительные договора»; № 9 за 1899 «Окладная книга о земских сборах», № 44 за 1916 г. «О случных пунктах»; № 65 за 1912 – 1918 гг. «О выделении земли»; № 64 за 1913 -19 14 гг. «Переписка о землеустройстве»; № 49 за 1917 г. «О числе обществ, селений, жителей»; № 67 за 1913 – 1915 гг. «О выделении земельного надела Семёну Егорову Нифантьеву».
Опись 2, дело 2 за 1912 г., № 74 «Ведомость о ратниках 31.03. – 30.04.1912.
Опись 3, дело № 2 за 1913 г. «Площади сенокосов», №№ 7 – 16 за 1882 – 1886 гг. «Расходные документы», № 21 за 1888 «О натуральной повинности 1890 г.».
Опись 4, дело № 2 за 1896 г. «Распределение города и уезда на переписные участки», № 3 «Списки о числе крестьянских хозяйств 1896 г.».
Опись 9, дело № 31 «Списки владельцев земельных участков в 1902 г.»; № 33 за 1913 г. «Площади и характеристика сенокосов».
Фонд 1024.Опись 1, дело № 3 за 1889 г.
Фонд 1054.Опись 1, дело № 3 за 1806 г. «Благочинный II округа».
Фонд 1057.Опись 6, дело № 12 за 1881 – 1885 гг. «Клировые ведомости церквей Вытегорского уезда».
Опись 7, дело № 1 за 1785 г. «Межевые книги».
Фонд 1971.Опись 1, дело № 3 «Список населённых пунктов и в них хозяйств по сельскому совету на 1936 г.».
Фонд 2227.
Дело № 89-146 за 1917 – 1927 гг. «Журналы заседаний Совнархоза».
Опись1, дело № 57 «О конфискации имущества Оленева», дело № 94 «Межевые книги Ухотской волости».
Фонд 4443.
Опись 1, дело № 6 «Итоги переписи скота 1941 г.; № 8 «О самообложении в 1941 г. по Ежезерскому с\совету»; № 13 «Перепись скота на 1.01.1936г.», «Списки населённых пунктов и в них хозяйств».
Из архива Воскресенского собора г. Вы;тегры Олонецкой губернии
Вытегорский приход. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Вытегорский Погост.
Фонд 496 «Метрические книги и исповедальные росписи».
Опись 3, дело № 92 за 1886 г.
Опись 6, дело № 30 за 1846 г.; № 66 за 1775 -1886 гг.
Опись 9, дело № 1 за 1793; № 2-а за 1797 г.; № 15 за 1811 г., № 16 за 1812 г.; № 10 за 1806 г.; № 18 за 1814 г.; № 19 за 1815 г.; № 20 за 1817 г.; № 39 за 1835 г.; №№ 40-41 за 1836 г.; №№ 44-45 за 1839 г., № 58 за 1846 г.; № 62 (2 тома) за 1849 г., №№ 50-51 за 1844 г.; №№ 52-53 за 1843 г.; № 46 за 1839 г.; № 49 за 1842 г.; № 84 за 1863 г.; № 85 за 1863 г., № 92 за 1869 г.; № 97 за 1871 г.; № 98 за 1872 – 1881 гг.
Опись 13-5, дело № 99 за 1872 г.: «Великопостные росписи»; дело № 100 за 1873 г.
Опись 19, дело № 39 за 1835 г.; № 30 за 1846 г.; № 41 за 1836 – 1837 гг.; № 44 за 1839 г.; № 46 за 1840 г.; № 53 за 1843 г.; № 200 за 1846 г.; № 286 за 1806 г. (2 тома); № 287 за 1807 г.; № 288 за 1811 г.; № 289 за 1813 г.; № 290 за 1814 г.; № 291 за 1816 г.; № 292 за 1818 г.; № 293 за 1819 г.; № 298 за 1834 г.; № 299 за 1835 г.; № 295 за 1821 г.; № 296 за 1829 г.; № 297 за 1832 г.; № 300 за 1846 г., № 301 за 1852 г.; № 302 за 1853 г.; № 303 за 1858 г., № 294 за 1820 г.; № 298 за 1834 г.
Опись 28, дело № 32 за 1891 г.; № 37 за 1892 г.; № 38 за 1893 г.; № 47 за 1893 – 1906 гг.; № 42 за 1893 г.; № 24 за 1893 г.; № 25 за 1895 г.
Опись 53, дело № 1-2.
Опись 61, дело № 133 за 1914 г.
Фонд 1055
Кн. 3 за 1854 – 62 гг.; № 36 за 1827 г.
Фонд 1057.
Опись 3. «Исповедальные росписи: дело № 2 за 1788 – 1789 гг.
Опись 3, дело № 5 «Духовные росписи Вытегорского Погоста, церковь Покрова Пресвятой Богородицы за 1831 – 1839 гг.»; дело № 2 за 1788 – 1830 г. Вытегорский приход; дело № 15 за 1850 – 1858 гг. за 1835 г.; № 41 за 1836 – 1837 гг. «Метрические книги»; № 16 за 1812 -1827 гг.; № 17 за 1812 г.; № 21 за 1820 – 1825 г.; № 25 за 1826 – 1827 гг., № 27 за 1828 – 1930 гг.; № 64 за 1856 – 1857 гг. «Исповедные росписи»; № 55 за 1851 – 1859 гг.; № 9 за 1848 – 1849 гг.
Опись 7, дело № 47 «Воскресенский собор» 1886 г.
Ко;штугский приход Вытегорского уезда Олонецкой Губернии
Петрозаводской Епархии церковь Сретенья в с. Ко;штуги
В 1835 г. Коштуги относятся к I Благочинному округу. В Коштугский приход входит 18 деревень. Из них 13 на Вытегорской стороне, 5-на Лодейнопольской (ОГВ 1890 г.) И есть ещё церковь деревянная «Флора и Лавра».
Фонд 496.
Опись 61, дело № 1 за 1885 г.; № 31 за 1889г.
Опись 19, дело № 294 за 1820 г. (церковь Сретенья Господня».
Опись 28, дело № 14 за 1888 – 1892 гг.; № 47 за 1893 – 1906 гг.
Фонд 1057.
Опись 3, дело № 2 за 1788 – 1830 гг. « Духовные росписи».
Ежезе;рский приход
Ежезерская Единоверческая церковь Спаса Преображенья
Фонд 496.
Опись 9, дело № 91 «Метрические книги Ежезерской Единоверческой церкви» 1868 – 1871 гг.; № 84 за 1863 г.; № 88 за 1868 г.; №№ 90-92 за 1868 г.; № 98 за 1872 – 1881 гг.; № 138 за 1882 г.
Опись 61, дело № 82 за 1897 – 1903 гг.; № 121 за 1904 – 1905 – 1918 гг.; № 128 за 1912 – 1918 гг.
Опись 28, дело № 24 за 1889 – 1896 гг.; № 84 за 1863 г.
Тагажмозе;рский приход
Тагажмозерский Погост, церковь Николая Чудотворца,
а при деревне Леме (в 10 верстах от Вертосельги)
кладбищенская часовня Успенья Пресвятой Богородицы.
Фонд 496.
Опись 28, дело № 25 «Тагажмозерский приход 1889 – 1900 гг.
Опись 53, дело № 9.
Ту;мбажская церковь
Фонд 496, опись 9, дело 89 за 1867 г.
У;ндозерский приход
Церковь Богоявленья Господня 1824 г., с. Ундозеро
Фонд 496.
Опись 9, дело № 55 за 1844 г. «Метрические книги; дело № 42 «Воскресенский собор, книга II «Ундозерский Погост»; № 41 за 1836 г. «Воскресенский собор, книга II».
Опись 28, дело № 19 за 1887-1896 гг.; № 25.
Опись 53, дело № 9.
Фонд 1057.
Опись 5, дело № 10 за 1837; № 11 за 1838 «Метрические книги»; № 14 за 1840 г. «Клировые книги церкви Богоявленья»; № 23 за 1848 г. «Исповедные росписи»; № 25 за 1859 – 1865 гг. «Отчет о раскольниках»; дело № 26 за 1852 г. «О состоянии народонаселения»; № 30 за 1863 – 1864 гг.
Опись 7, дело № 5 за 1820 -1890 гг.; № 14 за 1831 «Исповедальные росписи»; № 32 за 1867 – 1869 «Исповедальные росписи».
Опись 6, дело № 10 за 1837 г.; № 23 за 1848 г.
Опись 5, дело № 34 за 1874 г. «О белом духовенстве».
Куштозе;;;;рский приход
Церковь Святого Архистратига Михаила
Фонд 496.
Опись 28, дело № 48 за 1893 – 1900.
Ко;вжинский приход
Фонд 496.
Опись 61, дело № 74 за 1889 – 1912 гг. В это дело вшиты метрические книги приходов: Ягремского, Тагажмозерского, Ежезерского, Ундозерского, Коштугского. В Ягремском приходе 2 церкви: «Во имя Рождества Богородицы» (престол в холодной и в тёплой) и церковь «Во имя Сретенья Господня» «…есть жё и приписанная церковь Зосимо-Савватия при Лихошальской деревне. В 30-ти верстах Ундозерская церковь Преображение Господне» (фонд 1057, опись 6, дело 29 за 1852 г.).
Ко;вский Погост
«На острову; Ковского озера церковь Преображения Господня…»
У;хтомский приход
Церковь во имя Преображения Господня поставлена в 1660 г. в Ухотском Погосте
и на Ухтозе;рском Погосте в деревне Гаймотзеро – часовня.
Фонд 496.
Опись 4, дело № 3 за 1811 – 1824 гг. церковь Преображенья Господне.
Фонд 1057.
Опись 7, дело № 16 за 1837 – 1847 гг. «Преображенская церковь»; дело 47 за 1886 г. «Ухтомская церковь», № 46 за 1886 г. «Ведомости о церкви Ухотской».
Опись 6, дело № 42 за 1915 г. «Клировые ведомости Ухотской Преображениской церкви».
А;ндомский приход
Церковь Преображения Господне
Фонд 1057.
Опись 1, дело № 1 «Исповедальные росписи Андомской Троицкой церкви»; дело № 11 за 1812 – 1827 гг. «Метрические книги Андомской церкви»; №№ 16 – 17 за 1812 – 1827 гг. «Метрические книги»; дело №№ 25-27 за 1826 – 1830 гг. «Великопостные росписи и метрические книги» Воскресенского собора.
Тудозе;рский Погост
Церковь Рождества Богородицы
Фонд 496.
Опись 61, дело № 107 за 1914 г. «Метрические книги», дело № 134 за 1910 г. «Метрические книги».
Опись 9, дело № 97 за 1871 г.
Ко;ндушский Погост
Фонд 1057.Опись 2, дело за 1794 – 1925 гг
Свидетельство о публикации №218012801623