День святого Валентина
Раннее замужество
Отец Лидии, последней дочери из двенадцати детей, служил до революции священником в небольшом селе Кобыльское Вологодской области. У Анны Аристарховны и Александра Николаевича один за другим родилось шесть девочек и шесть мальчиков. Жили дружно, в достатке и любви. После переворота семья подверглась гонениям. Дом у них отобрали, оставили только кухню, а в остальных комнатах располагалась изба – читальня. Церковь, где служил отец, превратили в мастерскую по ремонту сельскохозяйственного инвентаря. Средств к существованию не было, детей дразнили "поповским отродьем", не принимали никуда учиться. Чтобы сменить фамилию, Лида в 16 лет решила выйти замуж. Ее жениху Ивану было в это время уже 25 лет. Он приехал в село после армии и работал в библиотеке "избачом", писал за неграмотных селян заявления, письма и другие бумаги. Поженились они в родном селе, отец этот брак благословил. Но регистрировались только в сельсовете, венчание тогда было запрещено. Иван был не только старше и мудрее, он любил свою жену – подростка нежно и трогательно. После свадьбы увез ее в Петергоф, где сам выучился на юриста. Лида родила здесь троих детей.
- Наверное, этот период жизни был самым счастливым для меня. Я не только растила детей, но и получила профессию бухгалтера-счетовода, – вспоминает Лидия Александровна.- Для мужа я была всегда ребенком, он баловал меня и буквально носил на руках. Вышла я замуж, признаюсь, все же по расчету, а полюбила своего суженого всей душой гораздо позже. И любила всю жизнь. Он был очень внимательным, добрым и отзывчивым. Я ни разу не слышала от него грубого слова или крика.
После распределения семья поехала в город Кола Мурманской области. Здесь муж работал юрисконсультом, а Лида устроилась счетоводом на лесокомбинат. В семье ждали появления четвертого ребенка.
Ах, война...
-Когда началась война, мне было всего восемь лет. Я помню, как мама переживала и боялась за нас, - вспоминает Людмила Ивановна, дочь Лидии Александровны, с которой она жила в поселке Комсомолец Белгородской области.- Тогда получили приказ: всех женщин с детьми эвакуировать из Мурманской области, ведь началась бомбежка. Иван Алексеевич, мой отец, остался работать. В дороге у мамы родился сын Валера. Нас отправили в Вологодскую область и поселили в одной небольшой комнате на окраине села, название которого мама уже не помнит. Здесь пережили холод, голод и томительное ожидание. Честно сказать, мама надеялась на бронь, которая была у мужа.
Но вот наступил 1944 год. "Все для фронта, все для победы". Не хватало солдат и офицеров, мужу Ивану тоже пришла повестка. До этого Лидия ездила в Кандалакшу, куда перевели Ивана из Мурманска. Они встретились после долгой разлуки один раз. Результат этой встречи – маленькая Тамара, которую она успела показать мужу перед отправкой на передовую.
- Только береги себя и детей! – напутствовал Иван перед дорогой. Вслед за отцом добровольцем на войну ушел старший сын Юрий Чербунин. Ему едва исполнилось восемнадцать лет.
Можно ли словами передать чувства жены и матери, когда двое мужчин отправились на войну? Каждый приход почтальона ожидался с тревогой и надеждой. Но судьба на этот раз не вняла мольбам. Пришла похоронка. Горячо любимый муж Иван погиб 14 февраля 1945 года. Так в 36 лет Лидия стала вдовой, а день ее рождения навсегда перестал быть для нее праздником.
Наказ мужа
Большое горе не сломило молодую женщину. Главная ее забота была выполнить наказ мужа, сохранить детей и память о нем. Лида держала детей в строгости. Главным принципом воспитания был труд, и только труд. Ее дети умели буквально все делать сами: колоть дрова, топить печь, принести воды, сготовить обед, шить, перешивать и экономить. Все учились хорошо и на всю жизнь подружились со спортом. Пятеро детей Лидии и Ивана получили высшее образование. К огромному счастью матери сын вернулся с войны невредимым. Сама же Лидия Александровна до пенсии проработала регистратором в амбулатории. В 1946 году правительство наградило Лидию Чербунину "Медалью материнства" второй степени.
- Если проанализировать свою жизнь в тот трудный период, то выстоять в годы лихолетья мне помогала не угасающая любовь к мужу и вера в то, что я выполню его наказ,- считает Лидия Александровна.
Она больше не вышла замуж, хотя претенденты были. Всю жизнь ее согревал свет ее большой любви. Одно печалило – семья не знала, где похоронен отец.
Поиск увенчался успехом
Сразу после войны начали поиск могилы отца. Писали запросы в военкомат, но тщетно. Только в 1985 году дочери Людмиле (третий ребенок в семье) удалось разыскать ее через Красный крест. Пришел ответ, что Чербунин Иван Алексеевич погиб в Восточной Пруссии в местечке Цинтей, а похоронен в поселке Корнево Калининградской области. Надо отметить, что в семейном архиве хранятся все письма, пришедшие с фронта. Каждый член большой семьи знает историю бабушки и дедушки, знает свою родословную, нарисованную в виде раскидистого дерева.
Первый раз на могилу отца поехала Людмила Ивановна вместе с внуком Иваном, названным так в честь деда. Она сфотографировала небольшой обелиск и показала маме. Через год Лидия Александровна, несмотря на свои восемь десятков, поехала туда сама. Какие мысли и чувства одолевали ее? Уже не было боли, осталась только грусть и большая гордость за то, что все дети выросли порядочными людьми. И это правда. Старший Юрий стал военным, Римма окончила финансово-экономический институт, Людмила всю жизнь стояла на страже детского здоровья, Валерий был тренером по хоккею, а младшая Тамара хирургом. Жизнь так распорядилась, что мама на старости лет живет у средней дочери. Людмила Ивановна Новоженина – очень интересный собеседник. Она почти всю жизнь прожила в Мурманске, работала заведующей детскими яслями. Серьезно занималась лыжным спортом. Переехав в Белгород в 1994 году, даже отсюда выезжала в Мурманск на областные соревнования по лыжам среди ветеранов спорта. Имеет полсотни медалей. Одна ее дочь живет в Израиле, а другая в Прибалтике.
Тихая белгородская жизнь
Большая семья – редкость в наши дни. Семья Чербуниных, разбросанная географически по всему свету, но дружная по сути своей – исключение. Здесь ищут любую возможность встретиться друг с другом, звонят по телефону, хотя тарифы в Израиль и Прибалтику недешевы, приезжают к прародительнице на день рождения. Свой 90-летний юбилей Лидия Александровна отмечала в Ленинградской области у дочери Риммы, а уже 95-летие в Белгородской области в Комсомольце. Небольшой коттедж подарил зять Людмилы Ивановны, предприниматель из Риги. Уже давно у Лидии Александровны начались проблемы со слухом. Дочь, пенсионерка, нашла возможность купить ей слуховой аппарат, и обращается с мамой, как с очень любимым ребенком. К сожалению, в 2002 году в Советской Гавани трагически погиб от рук бандитов сын Лидии Александровны Валерий.
- Эту весть в течение полугода удавалось скрывать от мамы, - говорит Людмила Ивановна, - но он часто звонил, а тут перестал. Мама забеспокоилась. Узнав, была безутешна. Пришлось вызывать "Скорую".
Мне довелось побывать на 95-летнем юбилее Лидии Александровны. Из Риги к бабушке приехала внучка Татьяна (дочь Людмилы Ивановны) с мужем и сыном Иваном. Во время застолья звонили из Риги, Израиля, Ленинградской области, все поздравляли и желали дожить до столетнего юбилея. Было все очень по-домашнему. А я порадовалась тому, что не перевелись еще на Руси большие и дружные семьи, где, как говорится в пословице, один за всех, и все за одного...(Белгород, 2009 год)
Послесловие
Впервые в жизни мне довелось побывать и на столетнем юбилее! Его праздновали в одном из ресторанов Белгорода в кругу многочисленной родни Лидии Александровны со всего света. Запомнилась сценка у зеркала. Именинница, глядя на своё отражение в новой блузке и модном сарафане, воскликнула:
-Лидочка, да ты ли это?
Юбилей прошёл с шутками, песнями, воспоминаниями. Через два года Лидия Александровна тихо ушла на небеса.
Свидетельство о публикации №218012801811