Встреча длиною в жизнь
Этот день не забыть никогда
Супруги Мастерских приехали в Белгороде сорок лет назад. По долгу службы Александру Николаевичу до выхода на пенсию пришлось сменить восемь мест в разных концах Советского Союза. В день 12 апреля 1961 года, после объявления по радио о старте "Востока" с первым космонавтом на борту, вся военная часть поселка собралась у экрана небольшого телевизора, который был единственным. Лица людей светились радостью и гордостью, что именно русский космонавт стал первым. От переполнявших эмоций обнимались и целовались, а когда увидели лицо космонавта, то влюбились в него все без исключения. Зоя Мастерских, молодая симпатичная женщина с длинной русой косой, радовалась больше всех. Она с утра принимала поздравления от друзей и сослуживцев мужа с днем рождения и присвоением супругу очередного звания.
- Этот тройной праздник мы пронесли через всю жизнь, - Зоя Ивановна сохранила старые фотографии поселка, где это произошло и фотографии сослуживцев тех лет. – Когда увидела Гагарина по телевизору, то первая мысль, которая появилась почти у всех, это желание увидеть его, дотронуться, пожать ему руку. И, представляете, мое желание исполнилось!
Да, скорее всего, в Белгороде больше не найдется семьи, в чьих архивах хранятся фотографии Гагарина с женой Валентиной, Никиты Сергеевича Хрущева, с Фиделем Кастро…Из Белоруссии семья Мастерских переехала в поселок Высокий Мурманской области. Это сейчас можно говорить об этом открыто. Тогда военный аэродром, куда приземлялись самолеты из разных стран, был строго засекречен. Но о прибытии Гагарина знали буквально все. До солдатского клуба, где проходила встреча, Юрий Алексеевич шел пешком в окружении людей. Улыбался, пожимал протянутые руки. А потом выступал перед переполненным залом, отвечая на все вопросы. Его долго не отпускали, встреча завершилась к утру. Зою с Александром толпа разлучила, но они были рады, что удалось протиснуться в клуб.
-Столько лет прошло, а я до сих пор помню его приятный голос и необыкновенную притягательность Юрия Гагарина. Он был простым в общении, он был одним из нас. Я долго не могла поверить в его гибель…
Девочка из Омска
Зоя Савченко, получившая после замужества знаковую для нее фамилию Мастерских, родилась в селе Игнатьево Омской области. Наш губернатор мог бы гордиться такой родственницей, но, составляя свою родословную до седьмого поколения, Зоя Ивановна не нашла в ней общих корней. Она была третьим ребенком в семье, но брат с сестрой умерли в раннем детстве в один год от крупозного воспаления легких. Зоя тоже не отличалась крепким здоровьем. До трех лет не могла ходить. Потеряв двоих детей, мама Зои делала все, чтобы девочка росла здоровой. И все же не смогла уберечь от несчастья. В шестом классе, а это было уже в Омске, школьники шли домой через трамвайные пути. Кто-то нечаянно толкнул Зою, и она оказалась под колесами грохочущего чудища. Шел 1943 год. Все госпитали переполнены ранеными с фронта. Не хватало бинтов и гипса. Девочку положили на растяжку на долгих четыре месяца. А потом, после выписки из больницы, Зоя могла ходить, только опираясь на табуретку. Но уже тогда девочка проявляла настойчивость в делах и твердость характера. Она не только закончила восьмилетку, но и вопреки всем смогла сдать экзамены в строительный техникум.
- После войны стране нужны были рабочие всех специальностей. Мне пришла повестка, что я должна начать учебу в профтехучилище. Это после моих травм на позвоночнике и ноге! А закон строгий – если не явишься на учебу, то приведут с милицией. Во времена Сталина мы всего боялись. Но мне хотелось получить образование. Сосед по коммуналке проверил мои знания и настоял, чтобы я подавала документы в техникум. Там мне сказали, что экзамены я должна сдать только на "отлично". Как радовались мои родственники, что я принята! Техникум я закончила на одни пятерки, а распределение получила в город Иссиль Куль. – Зоя Ивановна показала мне удостоверение лейтенанта путей сообщения. Во времена учебы боли от травм не отпускали, девушка долго хромала. Сердобольные соседки вздыхали, вряд ли Зоя сможет найти себе мужа.
Единственная встреча – на всю жизнь.
Военный летчик, красавец в форме, Александр Мастерских прибыл в родной город к маме на побывку. Его два брата и отец погибли на фронте. Сам же он в 17 лет попросился в летное училище. Но в военных действиях принимать участие ему уже не довелось. Шел 1950 год. Как вспоминает Зоя Ивановна, они встретились в клубе в дни выборов в Верховный Совет СССР. Она была с погонами в железнодорожной форме с короной из толстой косы. Кто кого первый заметил, теперь уже не важно. Александр пригласил Зою на танец, потом - другой. Вызвался провожать. Девчонки завидовали: "Ну, Зойка, какого парня отхватила! После отъезда Александра они переписывались в течение полугода, а в следующий приезд он предложил ей руку и жизнь, полную переездов, тревожных ожиданий окончания полетов, но все же интересную.
- Свадьбы как таковой у нас не было, - Вспоминает Зоя Ивановна. – Мы прибыли в город Черняховск Калининградской области. Расписались в разрушенном Калининграде. Когда вернулись в часть, то меня до глубины души тронули подарки от командования и сослуживцев: комнатка в пять квадратных метров, дорогой одеколон и часы. Где бы мы потом не были, во всех военных городках царила атмосфера братства, взаимовыручки, бережного отношения друг к другу. Ни о какой "дедовщине" не могло быть и речи! Когда приходилось переезжать, весь поселок собирался на проводы. Мы до сих пор переписываемся с семьями сослуживцев мужа, которые живут в Москве и Моздоке.
Зоя Ивановна и Александр Николаевич отметили 55 лет совместной жизни. А в золотой юбилей после тяжелой болезни мужа супруги решили обвенчаться. На венчании были только две их дочери – Татьяна и Ирина. После венчания муж пошел на поправку. Золотую свадьбу отмечали в кругу родственников, ведь у супругов Мастерских две взрослые внучки с семьями и правнук!
- Говорят, что с годами любовь уходит, - размышляет Зоя Ивановна. – Я этого не заметила. Я также не заметила, как прошли годы. Кажется, что только вчера была молодой.
В прошлом году Александра Николаевича не стало.
"Бабушка, расплети косу!"
Если бы в Белгороде создали книгу рекордов Гиннеса, то Зоя Ивановна Мастерских туда попала бы однозначно. За всею свою долгую жизнь, а ей на вид не дашь и шестидесяти, она стригла волосы один или два раза. Когда после свадьбы решила сделать в фотоателье снимок на память, фотограф не поверил, что коса настоящая. Упросил молодую женщину косу расплести. Тогда она была светло-русого цвета. Со временем волосы потемнели, но длина их сейчас составляет 140 сантиметров!
- Никого в родословной с такими волосами не было, - не без гордости говорит Зоя Ивановна. – Но очень жаль, что дочерям и внучкам не передались они по наследству. Возможно, что у правнуков, если будут девочки, у кого-то будет такая коса. Дожить бы до этого!
Мне кажется, что таких людей, как Зоя Ивановна, "старость дома не застанет". Все свободное время она отдает любимому делу – вышивке художественной гладью. Ее картины, где каждый стежок подобран по цвету, вызывают восхищение зрителей. К своему 70- летнему юбилею подготовила персональную выставку в Музее народной культуры, всегда участвует в выставках города и области по декоративно – прикладному искусству. Часто знакомые на выставках просят Зою Ивановну показать длину косы, которая короной заколота на голове. Зоя Ивановна, человек по натуре добрый и отзывчивый, соглашается. А дома, когда приходят внучки, то они просят распустить косу совсем. Волосы достают до пола. Конечно, за ними нужен уход. Но Зоя Ивановна не считает это трудным делом. Она, если сказать емко, мастер на все руки, что соответствует фамилии Мастерских. Может шить, вязать, создавать произведения искусства из различных лоскутков, придумывать и воплощать в жизнь новогодние костюмы для внуков и правнука, а также искусно готовит. Но самое главное ее качество – она всегда готова прийти всем на помощь. Нет, это не голословное утверждение. Я знаю Зою Ивановну более 20-ти лет.
В чудеса надо верить!
Отношение к православной вере у супругов было нейтральным. Военный летчик, член партии и религия – понятия несовместимые. Только в девяностые годы Зоя Ивановна начала ходить в церковь. Потом по заказу служителей вышивала различные предметы для церковных обрядов. А четыре года назад ездила в поселок Локоть Воронежской области, где своими глазами видела мироточивую икону "Умиление". Миро стекало таким потоком, что его собирали на вату. Кусочки этой ваты раздавали верующим. С собой Зоя Ивановна брала икону Казанской Божьей Матери. Пока шла служба, на этой иконе тоже появились капельки миро с характерным запахом. Миро появилось и на стенках закрытой бутылки с водой. Все эти чудеса Зоя Ивановна привезла в Белгород и с благоговением показывала всем своим многочисленным знакомым. Я была в их числе. Да, на иконе действительно были капельки масла, которые пахли очень приятно. Долго еще Зоя Ивановна наблюдала за иконой, где продолжали появляться новые капли. Теперь, по прошествии четырех лет, на иконе остались видимые капли и потеки. Запах исчез. Зато вера в чудеса осталась. Зоя Ивановна считает, что именно вера помогла тогда Александру Николаевичу выздороветь после тяжелой операции перед их золотой свадьбой.
Еще одна интересная деталь из жизни моей героини. Когда последний раз меняла паспорт, то сотрудница паспортного стола заявила:
- Не может быть, чтобы день рождения был именно в День космонавтики! Мы Вам поставили дату 11 апреля, и менять ее уже не будем.
В нашей стране спорить с чиновниками, даже низшего звена, бесполезно. Только все родственники и знакомые все равно продолжают поздравлять Зою Ивановну с днем рождения в День Космонавтики. Как хочется, чтобы такие люди, как Зоя Ивановна Мастерских, долго радовали нас своим творчеством!
Свидетельство о публикации №218012801833