Экспериментальные миры Александра Конопатского

Экспериментальные миры Александра Конопатского

Передо мной листы со стихами.

И я должен написать на них критику. Угу, конечно же, напишу. Правда, всегда надо учитывать личность поэта. Ибо, по моему глубокому убеждению, поэты делятся. Кому-то нужна слава и всеобщее признание, кому-то – чтобы просто послушали. Желающие славы к любой славе относятся, как бы сказать, не то что с недоверием, но с неприятием.
А также… Все-таки невозможно абстрагироваться от личности поэта, его авторского прочтения. Не буду приводить примеры – Бродский, и Маяковский…
К числу таких поэтов относится и наш уважаемый автор. Его прочтение, интонации трудно воспроизвести, его нужно слушать. А сейчас он поставил перед рецензентами и вовсе трудноразрешимую задачу, предложив….   Необычную подборку.  Наверное, он издевался, или это такая манера шутить.

Несколько разделов, первый – «Поэзия абсурда».

Начнем с АМОР. Ну, какая рифма! Амор – мухомор. А можно прочесть, Амор – мух амор! Нет, чтобы лисичка!
Тогда бы звучало так:

Лисичку съела б ты! Позор! -
Ведь предпочла ты мухомор,
Тогда бы с рельсов не сошла,
И в клуб ночной не заглянула,
И было б счастливо тебе,
И уж никак не мухоморно!

Ну, это конечно, шутка.  А стихотворение хорошее, и с глубоким смыслом.
Вот, прочтите – с чувством, с расстановкой. И вникая в смысл.

Ты скушала зачем-то мухомор,
И стали посещать тебя виденья,
Но в этом нет состава преступленья,
Состав, увы, в твой врезался забор,
Покой нарушив частного владенья.
Все сходит с рельсов, даже поезда,
Когда любви все возрасты покорны…
«Амором» назывался клуб очной,
Ну, до чего ж всё в жизни мухоморно!

Следующим идёт АЛХИМИЧЕСКОЕ.

И опять – глубокий смысл, выверенная рифма. Повтор рифмы четвёртой строки вызывает трагические ассоциации – вода может быть и живой, и мёртвой.
Послушайте:
…наше дело – друг другу сегодня помочь,
Чтоб воды натолочь мёртвой, или живой.

Повезёт, коль вода получилась живой.
Здесь налицо иносказание, толочь можно воду, можно точить лясы, бать баклуши. А результат зависит не только от умения, но и желания сотрудничать, доброжелательного отношения друг к другу. Можно жертвовать многим, даже не зная о результате. Глубокий смысл.
Чего стоит только «кипящая от насилья вода»!

БЯКА

Вообще без претензий, однако – непостижимо, как можно найти такую строку «Где кто-то нёс розу, а кто-то бяку, /А кто-то вовсе гулял с собакой». Абсурд, скажете – но опять оригинально и интересно.
 Делаем вывод – название соответствует содержанию.

Следующий раздел – «Истории в стихах и типажи».

Он представлен стихотворениями «Тайна имени», «Распад» и «Кузя».
«Тайна…» и «Распад», по моему мнению, должны быть отнесены к предыдущему разделу.   
В «Тайне…» рассказывается о тайне имени, данном немецкой женщиной, осчастливленной нашим рядовым. Страстная немка, погиб и пёс, и обер-лейтенант – а что же ещё могло быть в оштурмованном Берлине? А имя ребёнок получил по имени не погибшего обера, ни нашего рядового Бердыева, а собаки. Которая вообще была не причём, а погибла в результате артобстрела. Видно,  она была дороже хозяйке, нежели лейтенант, или погибший позже рядовой. Сильное, абсурдное стихотворение. Рифма сбита, но в таком изложении такой приём вполне оправдан. Немного, правда, выбивается такое сочетание:
«Лежит голова обер-лейтенанта,
А в ней осколок торчит впритык
К серому глазу, и нет вариантов…»

Мне кажется, первая и третья приведённые строки рифмованы искусственно. Я бы написал – «стрелой циферблата»… Подобрать трудно, но надою Впрочем, у автора есть подобная возможность. Также кажется неудачной – случайно подобранной – рифма «лёд» - «назовёт».
Хотя «гладя фото старого лёд» - это круто.

РАСПАД

«Распад» - это, скорее, случайная игра слов, несущих определённый смысл. Хотя рифма прикольная «сзади – Влади», «Сверху – перхоть», а во втором четверостишье (впрочем, читать нужно подряд) – «Судьба их – Дубая», «Горбуньей – Тото Кутуньо», свидетельствует о незаурядном чувстве юмора автора. Вообще, непорядок – ты хочешь Марину Влади, а твоя реальная дама – чтобы ты вывел перхоть. Надо рекламу смотреть, тогда, быть может, дама не слиняет к таксисту. Правда, нам неизвестно, от кого.   

КУЗЯ

А вот «Кузя» - шедевр логического абсурда. Как ещё сказать иначе? Надо прочесть, а, лучше, послушать автора самому. Только что ж нам делать с «полмира этих»? Кормить надо, однозначно. Ну, хотя бы пару строк
«Ползёт трамвай, как крокодил на пузе, / плюётся дождь, как мелкий хулиган».
Автор и сам не против похулиганить. И это ему с лихвой удаётся. Попытаюсь хотя бы придраться к рифме.  Разве что «местный псих» – «в некий миг».
Как-то не вяжется, однако –  «сей город просто поза, / что приняла Россия в некий миг». Впрочем, не верится, что Кузя таки простодушен, что твой Ломоносов, прибывший в означенный Санкт-Петербурх, ибо за простодушием часто скрывается совсем обратное. Но, повторюсь, стихотворение прекрасно.   

Хотел было перевести дух, но тут следующий, но не последний раздел. «Фонографические эксперименты мо смыслом». Что-то не часто встречается подобное, даже завидно, как мастерски автор играет и со словами, и с рифмами, и со смыслом.

ГЛАГОЛЬЩИК
Не надо искать сравнение с Северяниным, или Сашей Чёрным – автор – самодостаточный поэт, виртуозно владеющий поэтическими формами, свободно плавает по морю стихиры. И правильно, верит не во всевышнего, а в силу бытия. Гемоглобин и глагол – вот основа поэзии. Автор искренне шутит, он не глобальнейше один, а центропуп вселенной Поэзии! Ему не нужны химеры, галёрки, даже слушатели – он – в центре. Читаем целиком, и учимся экспериментировать.

Не удержусь, всё же процитирую Северянина:
Не ученик и не учитель,
Великих друг, ничтожных брат,
Иду туда, где вдохновитель
Моих исканий - говор хат.

До долгой встречи! В беззаконце
Веротерпимость хороша.
В ненастный день взойдет, как солнце,
Моя вселенская душа!   
Точно, не всякая вселенская душа взойдёт, и не всяк «глобальнейше один».

ТРУБАДУР

Опять поэтический эксперимент, игра словами, чувствами, метафорами: «Мартиролог трагичный»…  Что я Гердту, pardon, «Что он Геку;бе? Что ему Геку;ба?» (англ. «What's Hecuba to him, or he to Hecuba…»). Но как написано: «Она уже отравлена виною, а не вином»…. Что ж делать бедной Гертруде? Всё равно кирдык, так пусть ей хоть слёзы утрут.
Мне кажется, «Трубадур» - классический пример проникновения в образ, с безупречной рифмой и глубоким смыслом. Читать целиком, вслух. И даже «отрясение оков» при всей своей нелогичности несёт глубокий внутренний смысл… 
СОН
А вот это стихотворение вообще не поддаётся анализу! Да, рваный стих, столбцом, как у Маяковского,  Сходу читать, пожалуй, сложно – если не слышал авторского исполнения. Но так почти всегда. Прочтёшь раз, два…. И погружаешься. Какая рифма, как великолепно построено стихотворение!  Шедеврально  - «Кто под луной нов,/ тот под луной рыж!». И,  чуть ниже: «Рыжий – вон там, на крыше! / мне наудачу там / рыжий орал кот». Жаль, не могу привести полностью, так как оно ещё не опубликовано.

И вот, последний раздел представленной подборки - «Мифы».
Здесь – СТРАЖ,  ВАЛЬКИРИЯ и О СЕРЫХ ЛЮДЯХ С АЛЫМ НУТРОМ.

СТРАЖ

Последний страж охраняет покинутую всеми умирающую  королеву, и смерть отступает, пусть на время. Но страж исполняет долг. «Там, за дверью дубовой, слева, / Золотая стоит кровать, / и лежит на ней королева, /ей пришли пора умирать. /Потому что брошена всеми, / вот, один лишь остался страж… / но уходит смерть в исступленье, / видя белый его плюмаж!» Хоте придраться к чему-нибудь, но не смог. Даже «страж – плюмаж!» - это круто. И ещё – читаешь, и реально ощущаешь и пространство, и время. А оно бежит быстро.

ВАЛЬКИРИЯ

Здесь тоже всё хорошо и логично, к рифме не придраться, Однако, ура! – нашёл! Да про валькирию. «И ты умрёшь, / чтоб быть живою с ним, / да будет ваш покой / в снегах храним».
Вроде Вальки;рия (др.-исл. valkyrja «выбирающая убитых») в скандинавской мифологии — дочь славного воина или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и подбирает павших воинов. Погибшие отправляются в небесный чертог — Вальхаллу. С гривы её коня (облака) капает оплодотворяющая роса, а от её меча исходит свет.
Можно послушать песню «УбитыЙ скальд» группы «Валькирии»
Жаль скальдов, но такая у них судьба, и наш автор нашёл своё протчение.
Уфф…

 О СЕРЫХ ЛЮДЯХ С АЛЫМ НУТРОМ

О том, как наши люди, с алым нутром победили, выйдя на бой с «крупповской сталью». Кто спорит, «Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. (Николай Тихонов, «Баллада о гвоздях») . Мне кажется, стихотворение тяжеловато для восприятия, в нём достаточно отсылок и аллюзий, но, прекрасно звучит при авторском прочтении. Совмещение несовместимого. А эти строки близки и понятны:

А Мельник Войны молол на износ,
И всё ему было мало и мало…
но те, кто в себе Победу нёс,
были, как печи для плавки металла.

На этом и закончим знакомство с поэтическими экспериментами Александра Конопатского.
***

В каждой критической статье необходимо сделать выводы и предложения.
Но, как можно что-то предлагать одному из лучших поэтов?  (Да, Пушкин для нас – всё», все остальные – одни из лучших).

Его экспериментальная поэзия звучит, читается, слушается.

Автор прекрасно владеет рифмой, построением стиха, охватывает практически всю тематику. Его поэзия – жёсткая, мужская и однозначная.
И, как многие, не заботится о продвижении своего творчества, однако срывая аплодисменты.

Он – самодостаточен, и это главное.

И вот… мне приходится читать много стихов, подборок. Поэтических книг. Запоминаю я что-то? Конечно, это вопрос не к автору.

Прошлое – Владимир Кудрявцев «Летит попутная ворона» («На дачу»), сейчас - «Ползёт трамвай, как крокодил на пузе, / плюётся дождь, как мелкий хулиган».
Ради этих строк стоит писать. А читать Александра Конопатского просто необходимо, и не только для того, чтобы «проникнуть в мир».

Стихира, да и другие сайты не обделена интересными авторами, но Конопатский – «штучное явление», такие поэты не часто родятся, и ещё реже стараются всеми путями достучаться до читателей, издателей….  А жаль.
На стихире выложено около шестисот произведений автора,  их надо читать, и сопереживать вместе с автором.

Надеюсь, небольшой экскурс в экспериментальную поэзию автора пробудит в читателях неизбежный интерес к поэту.
 ***
На фото – Александр Конопатский вместе и Ириной Устиновой и Аллой Бройн на заседании ЛитО «Гармония» в Доме Писателей, Санкт-Петербург. 


Рецензии