CaнктПетерсбург. Казанский собор

CaнктПетерсбург. Казанский собор.

На иллюстрации к статье скомпонованы изображения:
1. фоновое — фрагмент  современной карты (направление на север снизу вверх) с окрестностями Казанского собора;
2. слева вверху — внутренние помещения собора - центральный неф;
3. слева внизу — купол изнутри собора и опущенный вниз из центра купола трос для крепления осветительных приборов (или маятника Фуко или «голубя», что одно и то же для проведения замеров физических параметров качания маятника, разница только в точности определения показаний прибора). Внизу под куполом на полу выполнена разметка в виде круга, разделенного на сегменты концентрическими окружностями и проведенными из центра радиусами. Вместе с маятником они составляют геофизический прибор;
4. справа — вид на собор сверху со стороны современного географического запада в направлении современного географического востока.

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский кафедральный собор) в Санкт-Петербурге построен в между-катастрофное время, как явствует из его географической ориентации. Здание собора стоит параллельно Невскому проспекту, пролегающему на этом участке в направлении от современного северо-запада на современный юго-восток, то есть с нарушением канонических условий постройки православных храмов.

Cобор выглядит как Собор Святого Петра в Риме с отсутствующим со стороны Невского проспекта полукольцом колоннады — это место сейчас не занято и ограничено решеткой Казанского сквера. В описаниях постройки собора упоминается «южная колоннада», не построенная по причине нехватки средств. (или времени в случае если катастрофа уже произошла).
В середине 19-го века из центра Казанского сквера исчезает обелиск (гномон, стрелка солнечных часов), изображавшийся на картинах и литографиях начала 19-го века. (см. ранее)

Гномон (с греческого — указатель) — самый древний астрономический инструмент, служивший для определения высоты Солнца и направления истинного меридиана. Состоит из вертикального шеста, укрепленного на горизонтальной плоскости. В ясный солнечный день шест отбрасывает тень, длина которой от восхода солнца до полудня непрерывно уменьшается, а от полудня до заката — увеличивается. Направление кратчайшей тени, около истинного полдня, представляет направление истинного меридиана, а длина тени (l), при известной высоте шеста (b), дает возможность вычислить угловую высоту Солнца (h) по формуле tgh = b/l.
Полуденная высота Солнца ежедневно изменяется; во время весеннего и осеннего равноденствий она равна дополнению географической широты места до 90°, а во время зимнего и летнего солнцестояний она меньше или больше равноденственной на угол, равный наклонности эклиптики к экватору. Поэтому из наблюдений гномоном выводили в древности географические широты и определяли наклонность эклиптики к экватору. Так как видимый диаметр Солнца довольно значителен (около 30'), то тень, отбрасываемая стержнем гномона, нерезко ограничена, и следовательно, ни длина тени, ни ее положение не могут быть определены с большой точностью. В настоящее время гномон вышел из употребления и заменен гораздо более точными угломерными инструментами с зрительными трубами. Воздвигнутые в Египте и других местах обелиски служили гномонами. В простейшем виде гномон применяется ныне лишь при устройстве солнечных часов.


Купол собора собран из металлических деталей, его венчает крест, возвышающийся над уровнем земли на 71,6 м. Казанский собор — одно из самых высоких купольных зданий. Купол поддерживается четырьмя мощными столбами — пилонами. Диаметр купола превышает 17 м. Купол имеет легкую изящную форму и вдоль его барабана расположено 16 окон (как у собора Саятого Петра в Риме), через которые в собор проникает свет. Эту же роль исполняют и многочисленные окна, расположенные по периметру храма. Купол имеет два свода: нижний, хорошо обозреваемый с внутренней стороны храма, и верхний, наружный, покрытый жестью. Внутренний купол был первоначально покрыт росписью.

Колоннада Казанского собора, включает в себя 96 колонн из пудостского камня коим облицован собор. Каждая колонна весит 28 тонн, высота около 14 метров.

Пудостский камень (устар.пудожский) - известковый туф, добываемый около посёлка Пудость Гатчинского района Ленинградской области.
Пудостский камень часто называют известняком, что неверно, а также путают с другими похожими породами, добываемыми в Гатчинском районе, например с парицким или черницким камнем.
Пудостский камень обладает небольшой объемной массой, пористостью, морозостойкостью, а также легко обрабатывается, поэтому использовался для декоративных работ - облицовки стен, изготовления скульптур. Имеет интересные свойства, которых нет у других отделочных материалов - меняет цвет в зависимости от освещения и погоды, принимая различные оттенки серого и желтовато-серого цвета.
Камень мягкий лишь пока лежит в земле, а чем дольше находится на воздухе, тем тверже становится. Обрабатывать камень легко, а по прочности он, как мрамор.
Запасы камня в пудостских каменоломнях были довольно невелики, поэтому к концу XIX века запасы его оказались почти полностью исчерпанными. Однако ещё в 1920-х годах этот камень использовался при реставрации скульптур Ростральных колонн.

Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями. Внутренняя часть собора разделена гранитными монолитными колоннами на три коридора — нефа. Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами. Потолок украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка. Они выполнены из французского алебастра.

Базилика (c греч. дом базилевса, царский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. В случае отсутствия окон во втором ярусе центрального нефа строение относится к типу псевдобазилика, являющемуся разновидностью зального храма.
Базиликами также именуются наиболее значимые римско-католические храмы вне зависимости от их архитектурного решения.

Интересен мозаичный пол собора, выложенный серым и розовым карельским мрамором. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром), который высоко ценили во всем мире. Русское правительство подарило плиты этого камня Франции для облицовки саркофага Наполеона в Париже. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора. При строительстве собора практически не использовались иностранные материалы.

Пространственная ориентация Казанского собора не совпадает с ориентацией Исакиевского собора. Следовательно, они построены в разные геологические эпохи и при разных местоположениях полюсов и ориентации оси вращения планеты Земля.



И немного традиционного исторического ….

По проекту М. Г. Земцова в 1733 году на Невском была заложена каменная придворная церковь Рождества Богородицы с деревянным куполом и стройной колокольней над входом. В 1737 году, в присутствии императрицы Анны Иоанновны сюда перенесли список Казанской иконы Божей Матери.
Анна Иоановна — дочь Московского царя Ивана Алексеевича сына царя Алексея Михайловича. Период ее царствования историки обозвали «бироновщиной» по имени герцога Бирона. Произошел как бы отказ от «неких петровских реформ».

3 июля 1739 года в храме Рождества Богородицы была совершено «законное бракосочетание Ея Высочества благоверныя государыни принцессы Анны с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люнебургским».
Дитем этого брака был несчастный Иоанн Антонович, первый и последний русский император Брауншвейгской династии…

28 июня 1762 года в этой же церкви Сенат, Синод, двор и гвардия присягнули на верность Екатерине II пришедшей к власти в результате дворцового переворота.

Уже в конце XVIII века церковь, выдержанная в скромном барочном стиле и наименованная при Императрице Елизавете собором, стала казаться чересчур невзрачной для растущей и все более украшаемой столицы. В 1799 году император Павел I провел конкурс на проект Казанского собора, потребовав, чтобы новый храм напоминал римский собор святого Петра.
NB. Алтарь собора святого Петра в Риме расположен в западной части собора.

Собор построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения  знамен, маршальского жезла Даву и других военных трофеев, часть из которых хранится в соборе и сейчас. При строительстве за образец взят Собор Святого Петра в Риме (лат. Basilica Sancti Petri, итал. Basilica di San Pietro; Базилика Святого Петра).

В 1812 году в Казанский собор доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Казанский собор начал превращаться в первый в России музей боевых реликвий 1812 г. по инициативе Кутузова.

В то же время Россия вела войну с Персией и в собор были доставлены взятые под Ленкоранью 4 персидские знамени.

В начале XX в. в описи по собору значилось знамен и штандартов немецких — 47, французских — 41, польских — 11, итальянских — 4, а также 5 воинских значков — 3 французских и 2 итальянских.
Итого — 107 знамен и штандартов союзной европейской армии.

Здесь же 11 июня 1813 года был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов, умерший в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода российской армии. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней.

Позднее над могилой помещена картина художника Алексеева "Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве". На картине изображено освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери.

Описания войны 1612 года удивительным образом напоминают описания войны 1812 года и уместны вопросы: кто с кем воевал? кто победил? и в каком году все это было?

Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли.


Рецензии