Судьба Кощеева
А. С. Пушкин
Данная статья - очередное обращение к символике в русской сказке. Наибольшее внимание уделяется широко распространенному персонажу русских сказок Кощею Бессмертному и ответу на вопросы: Кто такой Кощей Бессмертный? Почему он так тщательно скрывает свою смерть и превращает Василису Прекрасную / Елену премудрую в лягушку и чинит препятствия Ивану-Царевичу на пути освобождения невесты из кощеева плена.
Итак, о чем говорит сказка? Что мы знаем о Кощее Бессмертном?
Во-первых, он Кощей.
Кощей, согласно одной из версий происходит от слова «кость» и подразумевает субтильное сложение персонажа сказки. Существует мнение, что «кощей» происходит от древнерусского «отрок, мальчик, пленник, раб» или от «касть», что значит мерзость, гадость и т. п.
В тюркском похожее по звучанию слово переводится как стоянка.
Итак, перед нами худощавый (возможно, неуверенный в себе) молодой человек сначала, а потом стареющий, но находящийся в состоянии стагнации в плане психологического развития мужчина.
Что еще мы знаем о Кощее?
Ах, ну конечно, само имя его говорит нам, что он Бессмертный.
Все мы понимаем, что реалии таковы, что «мы все когда-нибудь» умрем… Но Кощей, похоже, мужчина собирающийся жить вечно.
Из сказки известно также, что живет Кощей в тридевятом царстве среди скал и холода.
Тема льда и холода напоминает нам о Снежной Королеве и это не случайно.
Кроме того, из сказочного сюжета хорошо известно, что Кощей обладает таким качеством как жадность. Лучше всего это выразил А. С. Пушкин в предисловии к «Руслану и Людмиле».
В общем, вечная жизнь и богатство вот два «кита» на которых строит свою жизнь Коша.
И самое главное! Кощей таки смертен, но очень дорожит иглой, на конце которой «смерть Кощеева» и запаковывает ее в несколько оболочек.
Попробуем, опираясь на символы сказки проследить жизненный путь Кощея.
Детство:
Скорее всего, мальчик рос не в достатке и потому тема «злата» стала для него значимой.
Мы помним, что данный персонаж предпочитает жизненное пространство вдали от людей в скалах и холоде и очень их опасается, но в качестве защиты использует устрашающие маску и поведение.
Можно предположить, что перед нами маленький (напоминаю, мы сейчас исследуем детство Кощея) Нарцисс, которому мама не перечит и исполняет его волю. Вместе с тем, любовь к холоду и одиночеству намекают нам, что мать ощущалась как холодная и отстраненная (Снежная Королева).
Тема власти впоследствии становится для Кощея третьим китом, на которого он опирается.
Итак, нарциссическая травма на лицо.
И судя по страху перед людьми, социализация не пройдена.
И конечно, Кощей буквально трясется над своей иглой, а чем игла не фаллос, тем более окончание сказки о Царевне-лягушке (о ней позже) на это намекает.
Т. о. Кощеево детство, скорее всего, проходило без отца и эдипальный период благополучно пройден не был (страх кастрации становится страхом смерти и желанием жить вечно). И тревога за иглу стала спутницей Кощея по жизни.
Юность Кощея:
Юность время, когда человек учится выстраивать отношения с противоположным полом.
Судя по всему, холод Кощея и привязанность к матери развеять никому не удалось… Шли годы и Кощей предстает перед нами уже в морщинах и седой, но все также трясущийся над иглой, чахнущий над златом и жаждущий власти, особенно над женщинами, что позволяет заключить, что прошел-таки Кощей через отвержение противоположным полом, но не смирился, а пол женский возненавидел.
Зрелость и старость Кощея:
В общем, про жену нам ничего не известно, но сюжеты сказок о Кощее (самая известная «Царевна-Лягушка») сообщают, что у Кощея есть дочь, которая «хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась» и батюшка-Кощей ни много ни мало настаивает на том, чтобы она вышла за него замуж.
Очень хорошо иллюстрирует эту ситуацию эпизод из старого советского мультфильма о царевне-лягушке.
Кощей похищает Василису Прекрасную и соблазняет, предлагая ей замужество, на что та смеется и подставляет ему зеркало со словами «да ты на себя посмотри!».
Кощей зеркало Василисы разбивает и подводит ее к своему, глядя в которое, она превращается в лягушку, которую любвеобильный папаша отсылает в болото, где позже ее и находит Иван-Царевич.
Чем закончилась сказка о царевне-лягушке всем известно – победой над Кощеем и свадьбой Василисы и Ивана.
Но уделим еще немного времени «бессмертному» персонажу.
По отношению к Василисе Кощей – эдипальный отец. Любое «посягательство» на дочь сопровождается ее превращением в лягушку или в кусок золота как в мультфильме.
Кощей далек от человеческих ценностей и не способен устанавливать теплые отношения, возможен только лишь договор (например, с бабой Ягой) и ни в коем случае не может допустить, чтобы дочь обрела личное счастье. Каждая попытка сопровождается унижением до земноводного, обесцениванием, как красоты, так и интеллекта
В контексте психоанализа лягушачья кожа – симптом, по которому можно установить инцестуальные отношения отца-Кощея к дочери-Василисе и кожа лягушки и проклятье и защита одновременно.
Разбитое зеркало Василисы может символизировать «разбитое женское», то, что Василиса получила от матери (хотя о ней в сказке ничего не говорится, вероятнее всего она тоже девушка из числа похищенных), т. е. женственность. Так, подрастающая девушка, очарованная в детстве отцом, перейдя в пубертатный период, может сказать отцу-Кощею неприятную для него правду и ее женственность будет обесценена / искалечена зеркалом, т. е. глазами отца.
В роли Ивана-Царевича может оказаться как реальный жених девушки, так и ее мужской позитивный интроект и тогда бессознательное станет полем битвы между отцовским-кощеевским интроектом и позитивным интроектом-Иваном. Так же в этой роли может оказаться и реальный сын эдипального отца, мужественность которого будет подвергаться испытаниям.
Сказка заканчивается важным событием – символической кастрацией Кощея, т. о. «вечный юноша», властвующий в психическом пространстве дочери / сына, погибает, получая не пройденный урок отца.
В детстве родительские фигуры становятся для ребенка зеркалами, и если родитель сам застрял, то он переносит свои сексуальные и враждебные импульсы на дочь и сына соответственно, и если выросшие дети не отвечают взаимностью, то обесцениваются или вовлекаются в игру, в которой им предлагают кривое зеркало, отражающее на самом деле страхи далекого от совершенства родителя, который так и не вырос в зрелого человека.
В реальных семьях подобное самим участникам отношений заметить сложно, ведь «вечные подростки» умелые манипуляторы, одурманивающие своих жертв мерцающим светом (см. газлайтинг). И таким не важно, жена это или дети, или родная и горячо любимая мать, ведь страх, что придет Иван-царевич и сломает кончик иглы, стирает всякую мораль.
Кстати, именно из-за кастрационной тревоги упаковывают такие Кощеи свои иглы очень надежно. Говорят, если хочешь что-то надежно спрятать, спрячь туда, где искать никто не станет. Да, кощеева игла укутана не в одну оболочку, и всем известные: дуб, ларец, заяц, утка, яйцо, в коем игла не что иное, как символы, связанные с рождением ребенка. Яйцо – символ жизни, зарождения мира, т. е. символ дитя, а в нем игла, несущая кощею смерть.
Игла – сперматозоид, яйцо – яйцеклетка им оплодотворенная, но на конце иглы – ген кощеевой смерти.
Если мальчик вырос без отца или без замещающих его фигур, отверг его в своем сознании, то в генах и бессознательном эта отвергнутая часть продолжает вести свою игру, напоминая о себе даже через поколения.
Свидетельство о публикации №218012802198