Чернецовы. Парад в честь памятника Александру
И подвожу я наших французских друзей не случайно к этой картине. Совсем не случайно. Поскольку в этом месте я поведу речь не только а нашем императоре, но и о французском тоже. Об их очень не простых отношениях. А повод для этого разговора в этом месте очень даже подходящий. Он так и напрашивается сам собой. Потому как в Париже и по сей день тоже есть очень известная колонна. Вандомская колона с фигурой в рост самого Наполеона на её вершине.
*****
Сначала несколько слов о художниках. Как и большинство наших живописцев они вышли из самых глубин народных. Отец их был иконописцем. То есть от самых младых ногтей они начали постигать искусство живописи. Живопись, так сказать, вошла в их жизнь органически. Держать кисть в руке их учил старший брат Евграф. После этого путь их жизненный был предопределен. Им захотелось что-то большее, чем обучение старшего брата. И это понятно. А где его можно было получить в те времена? Самое лучшее только в Петербурге. В Академии художеств. А там просто по желанию никого не брали. Были экзамены.
Сначала поехал в столицу Григорий. Не прошёл экзамен. Не приняли в число казенных учеников.То есть по теперешнему не стал бюджетником. Но разрешили однако посещать академию на два часа бесплатно чтобы срисовывать, делать копии с оригиналов. Итак три года в жуткой нищете, только на средства, которые присылал всё тот же Евграф. Но старание принесло свои плоды. «Упорная кость» удержала его на выбранной стезе. Он получает серебряную медаль, а вместе с нею ему дают стипендию. И жить стало легче. А потом Общество Поощерения Художников приняло и брата его Никанора. Они оба учились у академика, художника М. Н. Воробьёва. А это был в те времена знаменитый художник. И будущее у братьев после этого было обеспечено. По выходу из Академии Художеств они заработали малые золотые медали. А это знак качества их мастерства и естественно хороший трамплин для карьерного роста.
Они очень много ездили по России. И за границу тоже. Это были Италия, Греция, Египет, Палестина, Сирия, Турция. Не забывайте, какое это было время. Это сегодня мы можем побывать в этих странах да и во всех прочих всего мира, не покидая дивана своей квартиры. По телевизору. А вот братья не в воображении, а зримо, в живую впитывали в себя виды и культуру других стран и народов. А для художника это так важно.
Никанор увлёкся пейзажами, Григорий творил в разных жанрах. Пейзаж, дворянские интерьеры, портреты, многофигурные сцены. И всё было замечательно. Они прошли хорошую школу. Во всех их картинах была видна рука мастера.
Особенно преуспел Григорий. Его зачислили художником «Кабинета Его Величества». Понятно, что любого в такой Кабинет не позовут. Это как сегодня попасть в журналистский пул при президенте, чтобы отражать его встречи и перемещения повсюду. Он должен был давать изображения различных официальных событий. Встречи, парады , молебны. Вот собственно то, что мы видим на представленной картине.
Оба брата много и плодотворно работали на избранном поприще. Но и с ними произошло то, что ждало многих художников. И не только у нас. Не буду цитировать. Забвение и даже нищета на склоне лет. Печально это. Но картины то остались. Вот как эта, которую мы видим перед собой.
Александровская колонна.
А вот теперь колонна , по случаю открытия которой построились войска. Это событие. Не рядовое. Понятно, что это не просто колонна, а памятник императору Александру первому. И не просто памятник, а монумент императору победителю, памятник главному событию, которое свершилось во время его правления. И не только. Ко времени открытия колонны оба императора, Александр и Наполеон, уже отошли в мир иной. Жизни их были уже прожиты. Но дуэль между ними ещё не закончилась. И в том году думали так, что эта колонна была последним удачным выстрелом, сразивший Наполеона. Так думали. Но это не так. Она не закончена и по сей день. И спорят, к примеру, и по сей день два монумента. Один – уже упомянутая Александровская колонна. Другой – другая колонна. Очень известная в Париже Вандомская колонна. И не меньшая достопримечательность во французской столице, как и в Питере Александрийский столп.
Но Вандомской колонне речь пойдёт немного позже. Сначала о колонне на Дворцовой площади напротив Зимнего дворца. Очень забавно, что это было вдохновенное творение французского архитектора Огюста Монферрана. Она была возведена в 1834 г. по заказу брата Александра Николая в память о главной победы над Наполеоном. Правда, идея возведения принадлежала другому архитектору – итальянцу Карлу Росси. Без монумента обширная площадь казалась бы пустой. Она должна была по определению украсится каким нибудь монументом. Ставить ещё одну конную статую Петру первому ( а предложение такие были)- это был бы перебор. Уже стояла одна такая работы опять-таки француза Фальконе. Стояла совсем рядом на Сенатской площади. И другая статуя вступила бы в обязательный спор с новой конной статуей. И кому это надо? Нет, надо наполнить главную площадь аурой другого исторического героя. Его и искать не надо. Перед императорской резиденцией должен стоять тот, кто победно вошёл в Париж. Александр Первый.
На Вандомской колонне император завоеватель, потрясавший всю Европу, корсиканец, вознесший сам себя к небесам, стоит в рост. А у нас мы видим духовный образ ангела хранителя с лицом русского императора. Дуэль так дуэль. Почувствуйте разницу. Между двумя этими колоннами. На одной, наполеоновской, - прославление побед французского императора. Побед одержанных за пределами границ Франции. Во многих странах. Он даже и Бородинскую баталию записал в свой актив. А это были всё войны, если хотите, захватнические.
А вот Александровский столп посвящён одной победе. Над самим Наполеоном в великой Отечественной войне. Народной войне по определению Л.Н. Толстого.
Огюст Монферран
А по-русски его звали ещё Август Антонович Монферран. Но он был, конечно, француз. Но это бы ещё и ничего. Но ведь создатель колонны служил ещё в армии Наполеона. Не просто в армии, а в наполеоновской Гвардии. Участвовал в сражениях. В такой, например, как в Лейпцигской битве. Хорошо участвовал. Получил высший орден Почётного Легиона. А вот после прихода Александра первого в Париж в 1814 году его судьба резко переменилась. Он послал альбом русскому императору, который назывался «Альбом разных архитектурных проектов, посвященных Его Величеству Императору Всероссийскому Александру первому, выполненный собственноручно».
Альбом понравился, и после этого он получил любезное приглашение приехать в Санкт-Петербург в 1816 году. Он приехал и остался очень надолго. Провёл в России более 40 лет. И это хорошо. Он славно потрудился в нашей прежней столице. И украсил её несколькими выдающимися творениями. Самое большое – Исаакиевский собор. А потом упомянутая Александровская колонна. А ещё был проект памятника императору Николая первого, стоящий напротив главного фасада Исаакиевского собора.
И в Москве тоже он отметился. И мало кто знает, как и чем. А это интересно. Все знают Царь – колокол. Но не знают, что пребывает этот знаменитый колокол, так ни разу не звонивший, на нынешнем гранитном постаменте только благодаря Монферрану. Это благодаря его изобретательности и усидчивости колокол был вынут из глубокой ямы, в которой провёл около ста лет.
Монферран жил и скончался в России. Он хотел быть похоронен в основании построенного им собора. Царь не разрешил. Это был Александр второй. Почему? Собор православный, а его создатель - католик. Его отпели в католической церкви Св. Екатериным нам Невском проспекте. Но это не все. Прежде чем Монферран навсегда покинет Россию, его останки, траурный кортеж трижды объехал вокруг Исаакиевского собора. А похоронен он был на кладбище Монмартра, то есть в Париже рядом со своей матерью. Надо сказать с печалью, что его могила со временем была утрачена.
*****
Но вернёмся к самой Колонне. К тому, как она строилась. Монферран приступил к работе. А идея строить колонны в честь исторических героев родилась задолго до него. Ещё в древнем Риме. Как например, колонны Трояна и Помпея в Риме. Ну, и понятно, Монферран не мог не держать в голове образ Вандомской колонны в Париже. Более того, эта идея - построить колонну у нас в столице, заранее рассматривалась, как ответ на французскую колонну. Она изначально задумывалась выше столпа в Париже.
Она и стала самой высокой колонной из прославлявших национальных героев в мире. Строили её более пяти лет. С 1829 по 1834 год. Её сделали из одной цельной гранитной скалы, найденной в Финляндии. Есть одна деталь на мой взгляд символическая. Прах Наполеона покоится в шести гробах, последовательно уложенных один в другой на манер матрёшки. А вот последний гроб, или лучше сказать саркофаг, исполнен из красного порфира, привезенного из той же Финляндии. Это подарок Николая Первого. Он сопроводил свой дар следующими словами: «Уж для Наполеона мне и кусок глыбы не жалко». Он отправил целую глыбу порфира в подарок весом в 200 тонн. Я видел эту гробницу в усыпальнице , стоящей позади Дворца Инвалидов. Если случится вам её повидать, то первое что вас поразит – это торжество роскоши и великолепия этого печального места. Эта роскошь просто подавит вас. Куда там нашему мавзолею на Красной площади. Как говорится, и рядом не стояло.
Скалу нашли. А дальше? А дальше её надо было обтесать и доставить из Выборгской губернии в Петербург. Вы представляете, какие колоссальные усилия потребовало всё это. Сначала уже предварительно обтёсанную глыбу тащили зимой на подстилке из елового лапника. А потом был водный путь на барже, специально построенной для такого путешествия. Баржа называлась Св. Николай.
Барка сделала последнее путешествии уже по Неве. Какое это было невиданное зрелище, происходящее при огромном стечении народа. А потом эту колонну нужно было доставить на Дворцовую площадь и поставить в вертикальное положение. И это тоже зрелище! Народ стоял повсюду. Некоторые забрались даже на крышу здания Генерального штаба. Присутствовала при этом и вся императорская семья.
Заметьте, никакой современной техники не было. Монферран придумал, как поднять колонну. Но для этого потребовалось, не поверите, силы 2000 солдат и 400 рабочих. Операция поднятия заняла один час сорок пять минут. Все кричали ура и женщины чепчики бросали вверх. Николай был доволен. Щедро наградил архитектора. Ему вручили высокий орден. А ещё император сказал ему « Вы обессмертили ваше имя». Он был прав. Правда, это было ещё не всё. Были ещё отделочные работы, полировка, установление фигуры Ангела, барельефов, ограды. На это ушло ещё два года работ.
Несколько цифр и фактов для любопытных. Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита. Третья по высоте монументальная колонна. Первая по высоте - колонна Великой Армии в Булонь сюр Мер. На ней тоже установлена статуя Наполеона. Её высота – 50 метров. Но она гораздо менее известна, чем Вандомская колонна в Париже. Она стоит там, на выходе к морю. Потому как император – завоеватель планировал именно оттуда начать захват Великобритании. Оно, как известно, не состоялось. А колонна стоит. Потому и не очень известна.
Есть и ещё одна колона, вторая по высоте в мире. Не трудно догадаться, что она находится по ту сторону Атлантики. В Великобритании. Называется Трафальгарская или колонна Горация Нельсона. Вот он как раз одержал победу, разнеся в пух и прах франко-испанский флот. Объединенный флот потерял 22 корабля. Англичане – ни одного. Но и сам Нельсон погиб в этом исторической сражении.
Общая высота нашей колонны 47, 5 метров. А это почти на три метра выше, чем Вандомская колонна. А это важно. А это очень существенно. Наша колонна и не могла быть ниже той, что стоит на Вандомской площади. Просто в принципе не могла быть ниже.
Общий вес сооружения 704 тонны. Для сравнения упомянутый Царь – колокол вместе с отколовшимся куском весит приблизительно 200 тонн.
На колонне есть надпись. «Александру Первому благодарная Россия». И эта надпись заставляет вспомнить другой памятник тоже Александру первому. Его воздвигли в 2014 году. Совсем недавно. На нем тоже присутствует надпись «Благодарная Россия». Его поставили в Александровском саду рядом с Кремлём. А это было, кажется, единственной причиной, почему она там стоит. Сам император Александр очень слабо был связан с «порфироносной вдовой». Это так Москву назвал Пушкин. Родился Александр в Питере, умер в Таганроге. И женился тоже в Питере. Вот только что на коронацию в Успенском соборе приезжал в Москву.
Меня тут удивляет одна вещь. Почему нет памятника Ивану третьему близ Кремля. Почему? Вспомним, что именно он собрал вновь Русь под его начало. Он был первым государем уже собственно России. Он же освободил страну от известного ига. И он же построил существующий Кремль. А памятника ему нет. Удивительно. Всем есть. Даже патриарху Гермогену есть. А ему нет. Но это так, к слову.
На открытие памятника в Александровском саду пришёл Путин. Речь соответствующую случаю произнес. Был военный кремлевский оркестр. Был и патриарх Кирилл. Но не было молебна. И колен преклоненных тоже не было. Я никогда не упускаю случая остановиться у этой статуи с моей французской группой. Приятно. Некая потаённая месть. Особенно я испытываю приятные чувства, когда я подвожу их к одному барельефу на гранитном полированном цоколе. На этом барельефе мы видим, как Александр на коне вступает в Париж. Такой ответный визит не совсем вежливый во французскую столицу. А вокруг него мы видим… Кого бы вы думали? Парижан всех возрастов, радостно встречающих российского императора. Самое удивительно, что это правда. И русские войска, прибывшие из варварских краёв, никакие безобразия в Париже не учиняли. И Нотр Дам дё Пари в конюшню не превратили.
Вандомская колонна.
Ну надо же сказать несколько слов и о французской колонне. Когда я впервые приехал в Париж, то я специально пришёл на эту известную площадь, чтобы посмотреть на неё. Я уже знал, что гранитное изваяние на Дворцовой площади– творение Монферрана - было задумано, как ответка, выражаясь по современному, парижской колонне. И мне хотелось её рассмотреть со всею тщательностью собственными глазами. Прикоснутся моими глазами к историческому творению. Прикоснуться рукой к тому, что будоражило французские умы в течении десятилетий.
Это наш столп как был поставлен напротив Зимнего дворца, так и стоял на ней непоколебимо. Его даже во время блокады, бережно укрывали и делали невидимым для фашистов. А вот то же самое никак нельзя сказать про парижский монумент. Отношение к нему у самих французов было очень сложным. И тогда, и сегодня. Чтобы понять это, вспомним историю колонны на Вандомской площади.
Её поставили в честь побед, одержанных Наполеоном в кампании 1805 года. Понятно, по повелению самого Наполеона. Повеление было исполнено в 1810 году. За образец была взята и ныне существующая колонна в Риме. Называется она Трояновой. Почему же она? А она вообще в Риме была первой колонной, воздвигнутой в честь исторического героя.
В чем состоит идея строительство колонн, которых понастроили достаточно. По мысли создателей, да и вообще в народном сознании, каменные или бронзовые изваяния должны возноситься к небесам. Они ведь по определению должны находится где - то высоко и возвышаться над обычными людьми, чье существование ничем не отличилось за время пребывания на Земле. И чьи имена исчезнут и забудутся чуть ли не сразу после ухода в мир иной. А вот кумиры должны остаться. Навсегда, если не навечно. И как это сделать? Естественный ответ – колонна. Она высокая и устремлена стрелою в небо, вознося, видимо, поближе к Богу героя отмеченного Его благословением.
А Троян был для Наполеона образцом для подражания. Да и как иначе. Он был римским императором во втором веке после рождения Христа. Был вначале простым легионером, а стал правителем могущественной империи. Он был и полководцем, и реформатором. Империя при его правлении значительно расширилась, а государство укрепилось. Вот и Наполеон, зная всё это, сказал словами Высоцкого: «Я , Вань, такую же хочу». Ну раз хочет, её и построили. Колонну поставили на месте, где стояла прежде статуя Людовика четырнадцатого. Стояла около ста лет. Ну и убрали её. Зачем им король- солнце. Пришло время императора Наполеона. Не всё могут короли. Уйди, пожалуйста.
Колонна Парижская якобы исполнена из бронзы трофейных пушек. Это легенда, в которую с их слов верил и я. Да и как им не поверить, когда так хочется. Вы представляете, какое подтверждение гениальности непобедимого полководца, прославившего Францию, если сделана она из пушек русских и австрийских. Но не правда это!
На самом деле она выложена из камня и обложена по спирали бронзовыми барельефами. Доказательство простое. Однажды колонна была разрушена и все увидели, из чего она была сотворена. Наверху мы видим фигуру Наполеона. Но это не первоначальная фигура. Колонна претерпела за всю свою историю несколько радикальных изменений.
Сначала она была увенчана статуей Наполеона. Он был одет, как римский император. Короткий плащ и знаки силы и власти. Меч в руке, и на голове лавровый венок.
Но вот в Париж вошли войска победителей. Прусское войско. И что делать с колонной с его уже поверженным героем. Странно как-то это выглядело. Войска победителей, а над ними высоко в небе им грозит своим мечом уже побеждённый победитель. Сняли,само собой, статую, а на её месте водрузили белый королевский флаг с лилиями. А статую переплавили. Из её материала сделали статую Генриха четвертого. Того самого, кто возгласил «Париж стоит мессы». Нам он известен по песенке «Жил был Анри четвёртый, он славный был король. Вино любил до чёрта, но трезв бывал порой». Мы и сегодня увидим эту статую на Новом мосту через Сену.
Но время идет и вместе с ним приходит и уважение к своей истории. Новый король Луи – Филипп первый приказал сделать новую статую. Сказано – сделано в 1833 году. Теперь нет римского одеяния и меча. И одет как-то странно. Сюртук поверх мундира со зрительной трубой в правой руке. Для чего труба? Что собрался высматривать он?
Но и эту статую сняли. По повелению Наполеона третьего. Нет, это не то, что вы подумали. Наоборот, он хотел предохранить статую от осадков. Живой он мог им противостоять. А в металле – нет. Её поставили в Доме Инвалидов. Я вижу в этом некую символику. Всё тот же Король – Солнце построил этот дом – дворец, как дом призрения для заслуженных ветеранов войны. Ну кто скажет, что Наполеон не был заслуженным ветераном. Был. Вот его туда и сослали.
Но это не всё. На этом не закончились злоключения колонны. Парижская коммуна. 1871 год. Коммунары не любили Наполеона. Вот как они выразились на его счет:
«Парижская Коммуна, считая, что императорская колонна на Вандомской площади является памятником варварству, символом грубой силы и ложной славы, утверждением милитаризма, отрицанием международного права, постоянным оскорблением побеждённых со стороны победителей, непрерывным покушением на один из трёх великих принципов Французской республики — Братство, постановляет: Статья первая и единственная. — Колонна на Вандомской площади будет разрушена».
Постановили и разрушили. При большом стечении народа в сопровождении бурных аплодисментов. У коммунаров было свое правительство. Всё это было, как известно, первым опытом диктатуры пролетариата. И Наполеону не было в ней места. И говорят, что известный художник Курбе стал выразителем общественного мнения. А он был не рядовым художником, он был в то время комиссарам по культуре.
Словом, разрушили. Ломать не строить – душа не болит. Но не у всех. У кого-то заболела. Коммуна потерпела поражения. Была утоплена в крови. Памятник тому мы можем увидеть на знакомом каждому французу кладбище Пер-Лашез. Там были расстреляны последние защитники.
Знаменитого художника Курбе не расстреляли. Но на него повесили всех собак по поводу упавшей Вандомской колонны. Сначала его посадили в тюрьму. А потом заставили платить 10 000 франков в год. Да ещё и конфисковали его собственные картины. В итоге он должен был покинуть родное отечество из-за травли. И уехал он в Швейцарию в маленькую деревушку в горах, где и окончил свои дни.
В музее изобразительных искусств Пушкина, в котором я тоже бываю довольно часто с туристами, висит не очень большая картина Курбе. И на ней изображен этот дом на фоне живописных гор. Я не упускаю случая и в этом месте в моём рассказе связать эту картинку с Вандомской колонной.
А колонну все-таки восстановили. В том виде, какой она имела до крушения. Сегодня она стоит в центре одноимённой площади.La place Vendome. Рядом с ней находятся самые дорогие ювелирные магазины в Париже.
****
Словом, колонна стоит. Но в отличие от нашей колонны у французов отношение к их императору очень не однозначное. То есть, не к самой колонне, а к тому, кто находится на самом её верху. Слышал. Знаю, что говорю. Да и как оно может у них быть однозначным, даже при высокой степени патриотизма у этого народа, если его личный шкаф полон битком укрытых скелетов. Многие французы спрашивают, что он делал в далёкой заснеженной России. Для них название не очень большой речки Березина стало нарицательным. Синонимом катастрофы. Пришло в Россию около 600 000 человек. Вышло – не более 30 000. Воистину катастрофа. Да если бы только это. Как раз перед Березиной император бросил свое войско. Сбежал. Дезертировал. За такое расстреливают.
А есть и ещё один скелет. Да и какой ещё. А именно Египетский поход полководца-императора. Это была попытка Наполеона Бонопарта завоевать древний Египет. А это значит война. А это значит, что он предпринял действие, по словам Толстого, « противное природе человеческой». Он разве не знал, что следствием этого похода будут страдания и смерти. С обеих сторон. Знал! Но там, где непомерное честолюбие и неукротимое желание запечатлеть в истории своё имя, страдания и смерти не в счет. И чем больше будет смертей, тем выше будет колонна на Вандомской площади.
Но поход в Египет закончился неудачей. Было не мало сражений. Были и победы, которые вписаны в длинный список побед на сводах Триумфальной арки. Но война, захватническая война, была проиграна. Как и в России. И как и в России герой полководец бросил своих оставшихся бойцов в далёкой стране и вернулся во Францию. Дезертировал. А ему колонну за это!
А там были и ещё несколько эпизодов, которые никак не прибавляли славы императору. После одного из сражений в Египте, были взяты несколько тысяч пленных. Что с ними делать. Если не ошибаюсь около трёх тысяч. Их убили. Пули пожалели из экономии. Убивали штыками. Вы можете представить себе эту бойню. Убивали солдат, которые защищали свою землю. Как убивали и наших людей в Москве. Как это было, читаем у Толстого.
А была ещё и чума. Она поразила многих солдат. Чтобы поднять боевой дух, Наполеон заходил в чумной барак, чтобы пообщаться с ними. А потом опять встал вопрос, что делать с этими несчастными. Он дал приказ и их убить. Понятно не штыками. Врачи получили приказ усыпить их завышенной дозой опиума.
Он бежал во Францию, чудом не встретив английские корабли. И после было ещё много сражений. И много убиенный. А он снискал себе славу. И сам приказал построить себе вот эту самую колонну.
*****
Посмотрим ещё раз на нашу колонну на Дворцовой площади. И скажем спасибо художникам. Без них мы имели бы только описание словом торжественного мероприятия и не видели бы воочию, как это происходило. А так вот оно, перед глазами, это изображение. Очень достоверное.
И мы не испытываем чувство неловкости при созерцании нашей колонны. Наоборот. Она символизирует не только подвиг императора в защите нашего отечества. В моих глазах Александровская колонна – это та самая дубина народной воли всей России, дубина освободительной войны против нашествия Наполеона. "Эта дубина народной войны поднялась со всей своею грозною и величественною силой и, не разбирая ничего, гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Мы помним, чьи это слова?
.
Свидетельство о публикации №218012802207
Игорь Леванов 11.03.2021 17:15 Заявить о нарушении
Геннадий Мартынов 12.03.2021 20:27 Заявить о нарушении
Игорь Леванов 12.03.2021 21:02 Заявить о нарушении