Собибор

       Я наконец вернулся к своему замыслу изучать
итсторию вместе с посетителями  - "Сообщества любителей истории".   
       Для начала я хочу рассказать одну весьма поучительную историю. Это история о пересечении судеб Великого Героя еврейского народа - Александра Ароновича Печерского и Великого русского художника - Игоря Алексеевича Солдатенкова, но не только о них.
       Не в меньшей степени это рассказ  о том, как Её Величестсво  История врывается в нашу жизнь, воспитывает нас, заставляет совершать поступки, делит мир на порядочных и подлых людей, движет нами. Благодаря описанным событиям начинаешь отчётливо понимать, что будущего без знания истории быть не может. Не даром человечество любит, когда ему рассказывают истории ...
               
                СОБИБОР
            Меня всегда интересовала история Великой Отечественной войны. Всегда были в моей памяти символы человеческой скорби -названия лагерей смерти: Бухенвальд, Освенцим, Треблинка, Майданек, - а вот про концентрационный лагерь Собибор, я впервые узнал 1996 году из рассказа выдающегося русского художника, нашего современника, - Игоря Алексеевича Солдатенкова, который тогда жил в  Боровске,  в скромном доме на берегу реки Протвы.
           Мы познакомились после моей фотовыставки в городском центре искусств, который, кстати говоря, был создан при деятельном участии Игоря Алексеевича, и по его инициативе. Выставка моя, в целом, ему понравилась, но он сделал несколько важных замечаний о роли мелочей, некоторых, на первый взгляд несущественных моментов: выбор увеличения, тональность и некоторые другие. После выставки мои работы находились в помещении запасника, там же было несколько работ Игоря Алексеевича. Произошло непредвиденное: из-за аварии в системе теплоснабжения запасник был залит водой, многие мои фотографии погибли или были повреждены, пострадали и картины Солдатенкова. Игорь Алексеевич очень переживал и, как мне показалось, за меня, даже, больше, чем за себя. Как-то странно пошутил: "Да что там, у меня не впервой картины пропадают, конечно, обидно, но надо дальше работать". После этого мы стали   дружнее, ездили вместе по разным делам то в Малый Ярославец, где он организовывал ещё один центр искусств, то в Москву. И, однажды, вернувшись из поездки, засиделись у него в мастерской. Тогда-то он и рассказал мне про концентрационный лагерь Собибор, про восстание узников лагеря смерти, и про свою, возможно, главную картину своей жизни, - "Восстание в Собиборе".
            Рассказ его навсегда врезался в мою память, но позднее пополнился различными деталями из других источников, так что мне по истечении времени порой трудно отделить новые найденные факты от воспоминаний Игоря Алексеевича. Но важно то, что вновь открывавшиеся факты лишь дополняли  и усиливали то, что было в его рассказе. И это не удивительно ведь работая над своей картиной Игорь Алексеевич провёл огромное историческое исследование.  К моменту начала работы над картиной ещё были живы некоторые участники восстания, и был жив организатор и вдохновитель восстания Александр Аронович Печерский, подвиг которого надо признать главным подвигом во всей новейшей истории еврейского народа. Солдатенков нашёл оставшихся в живых и лично общался со многими участниками восстания,  он подробнейшим образом изучал все мелочи организации восстания, был наполнен фактами и различными случайными моментами этого события, которые так или иначе проникли в изображенное на его полотне. Но, конечно особенно важно, что Игорь Алексеевич имел возможность написать портреты  реальных людей - участников восстания, которые вместе с другими эскизами предшествовали созданию всей картины. Само полотно мне увидеть пока не удалось, но надежды я не теряю, однако, я видел несколько черно белых фотографий, которые обычно делают при вывозе картин за границу. Так положено при прохождении таможни. И, даже, по этим фотографиям впечатление от увиденного сохранилось в моём сердце навсегда.
            Созданию монументального полотна всегда предшествует не только историческая, но и огромная художественная работа. Было написано несколько десятков эскизов, портретов участников. К сожалению практически все вспомогательные эскизы, за малым исключением  были утрачены по причинам, о которых мы ещё скажем далее. Работа над картиной, которая стала его дипломной работой, была закончена в 1967 году.

           Концентрационный лагерь Собибор был создан в 1942 году на территории Польши, близ местечка Собибур (различие в написании, скорее всего, носит условный характер), как основной лагерь для массового  уничтожения пленных и интернированных лиц в основном еврейской национальности.(1)
           Лагерь использовался  почти исключительно для уничтожения евреев, в основном из восточной части Польши и из оккупированных Германской армией районов Советского Союза, а так же из Чехословакии, Австрии, Нидерландов , Бельгии и Франции. Среди жертв Собибора было некоторое число военнопленных не евреев, а так же цыган. Всего, по различным оценкам, в лагере было уничтожено около 250 тысяч человек..
Лагерь Собибор действовал, как чётко отлаженный механизм: по прибытии очередной партии жертв (как правило, по железной дороге) у них изымали багаж, после чего приказывали раздеться, стригли женщинам волосы, и загоняли тех, кто мог ходить, в газовые камеры, замаскированные под душевые и  вмещавшие по пятьсот человек. Процедура умерщвления длилась 15 минут. Больных стариков и маленьких детей, не способных дойти до газовой камеры, расстреливали на месте. Использовались различные способы ликвидации трупов: сначала их хоронили в огромных общих могилах, а позднее начали сжигать и отправлять пепел грузовыми составами в неизвестном направлении. Отобранные у жертв вещи, а так же женские волосы отправлялись в Германию.
       Охрана лагеря состояла, примерно, из 30 человек эсэсовцев и ста украинских коллаборационистов. В Собиборе постоянно содержалась еврейская рабочая команда, в которую входило несколько сотен , а иногда и до тысячи человек. Их заставляли обслуживать газовые камеры, заниматься ликвидацией трупов и сортировкой изъятых вещей; тех, кто утрачивал работоспособность, уничтожали, заменяя наиболее сильными мужчинами из очередной партии. Квалифицированные рабочие и инженеры находились в несколько лучшем положении, чем остальные узники, с которыми , как правило, обращались крайне жестоко.
     В сентябре 1943 года несколько евреев во главе с А.А. Печерским начали готовить восстание, которое было назначено на 14 октября. Несмотря на полное отсутствие оружия, заключённым удалось убить 12 эсэсовцев и около сорока охранников коллаборационистов. Некоторые из восставших, в том числе Печерский, работали в столярной мастерской, и в их распоряжении было несколько топоров, стамесок, топориков. Эти инструменты и заменили в какой- то момент оружие.
     Однако восставшие не смогли побиться к воротам лагеря, и им пришлось преодолевать проволочные заграждения и минные поля, окружавшие Собибор, где многие погибли. Другие были схвачены во время облавы, организованной нацистами и их пособниками, возвращены в лагерь и расстреляны. Лишь около 30 человек во главе с Печерским смогли происоединиться к партизанам. Несколько человек из участников восстания смогли впоследствии добраться до Эрец-Исраэль. Сразу после   вооруженного восстания нацисты закрыли Собибор, разрушили постройки и высадили на месте лагеря лес. Заключенные евреи, занятые на этих работах, стали последними жертвами Собибура, и были умерщвлены в ноябре 1943 года.
         После второй мировой войны на месте, где находился Собибор, был поставлен памятник жертвам нацизма. В апреле 1963 года в Краснодаре прошёл судебный процесс над одиннадцатью охранниками из Собибора; десять из них были приговорены к смертной казни. В 1966 году аналогичный процесс состоялся в г. Хаген (Германия); на нём шесть обвиняемых были приговорены к различным срокам тюремного заключения.
1)Электронная еврейская энциклопедия ЕЭК, том.8, кол 75-77

           Великий Александр Аронович Печёрский 
     (22 февраля 1909  - 19 января 1990)
             Александр Аронович Печёрский родился 22 февраля 1909 года в г.Крменчуге на Украине. Отец Александра адвокат. В 1915 году семья переехала в Ростов-на-Дону, где Александр начал свою трудовую жизнь рабочим-электриком в паровозном депо, получил высшее образование, окончил университет, руководил художественной самодеятельностью.
            
       Вместе с началом войны началась новая страница в биографии Александра Печёрского. 22 июня, в первый день войны, он был призван в армию в звании младшего лейтенанта и принимал участие в военных действиях. В сентябре 1941 года был аттестован на воинское звание техника-интенданта 2 ранга, соответствовавшее званию командного состава "лейтенант" и служил в должности делопроизводителя 596 КАП 19 Армии. 19 Армия вместе с тремя другими армиями была окружена севернее г. Вязьмы. Общее командование всей окружённой группировкой было возложено на генерала-лейтенанта Лукина М.Ф. Печерский разделил судьбу своих сослуживцев и был в окружении, воевал без страха и упрёка, известен его подвиг, когда он вынес    с поля боя на себе раненого командира. Имя командира неизвестно. Такой подвиг всегда отмечался боевыми наградами. Но в условиях окружения или по каким-то другим причинам Александр Печёрский награждён не был.
         
       Сам Печёрский так же был ранен, будучи в окружении, и раненым попал в плен к немцам. В плену переболел тифом, но выжил. По данным Википедии - свободной энциклопедии в мае 1942 года совершил побег из плена вместе с четырьмя другими заключёнными. Побег сорвался и все его участники оказались в штрафном лагере в г. Борисове, а оттуда были направлены в Минск. Сперва беглецов направили в "Лесной лагерь" за городом. Там, во время медосмотра выяснилось еврейское происхождение Печёрского. Его, вместе с другими евреями-военнопленными посадили в подвал ("еврейский погреб"). Там, в полной темноте, они находились десять дней и ночей. Следующим лагерем на пути пленённого лейтенанта Советской Армии был был "рабочий лагерь" СС на ул. Широкой в Минске. В этом лагере содержались евреи из минского Гетто, коло 500 человек, и евреи-военнопленные. 18 сентября 1943 года в составе группы заключённых-евреев Печёрский был отправлен в лагерь уничтожения в Собибор, куда он прибыл 23 сентября.
          
        Александр Аронович Печёрский понимал, что в его "хождении по мукам" лагерь Собибор - это последняя точка и дальше его ждёт физическое уничтожение. Поэтому идея восстания к нему пришла сразу по прибытии в Собибор. Это было восстание и потому оно привело к успеху. Когда готовят побег делают подкопы, подземные ходы договариваются с кем-то из охраны, стремясь подкупить или как то вовлечь в свои замыслы. В Собиборе ничего этого сделать было невозможно. Не было времени копать подземные ходы, не было никакого личного имущества, что бы даже думать о подкупе. Нужно было атаковать, захватывать оружие уничтожать охрану и с боем прорываться через ограждение, через колючую проволоку, если кому то повезёт остаться в живых. Затягивать подготовку было нельзя, чтобы никакая информация не успела просочиться...
    
       Восстание произошло 14 октября. На всю подготовку ушло ровно три недели. Быстрота и дерзновенность замысла позволили скрыть все действия по подготовке восстания. Согласно плану Печёрского заключённые должны были тайно, поодиночке ликвидировать персонал лагеря, а за тем овладеть лагерным арсеналом оружия. Без оружия  одолеть охрану было невозможно. План удался лишь частично. Было убито 12 эсэсовцев из персонала лагеря и 38 охранников-коллаборационистов. Овладеть арсеналом восставшим не удалось. Охранники всё же успели открыть огонь по восставшим, не позволив им пройти к лагерным воротам. Заветный прямоугольник размером 3,5 х 5 м2 (таким был размер лагерных ворот), через который можно было выйти на подъездную дорогу оказался недоступен и восставшим пришлось прорывать заграждение и уходить в леса через минные поля, окружавшие лагерь.  Там, в удалении от основных ворот,  охрана была бессильна, основная её часть была сосредоточена близ ворот. На минных полях многие погибли, прокладывая своими жизнями путь к свободе   товарищам по борьбе.
         Но далеко не все из числа рабочего лагеря, в котором насчитывалось около 550 человек, приняли участие в восстании. Многие в этой лагерной жизни пали духом, были морально сломлены и не нашли в себе сил, чтобы подняться с колен и уйти из лагеря даже тогда, когда путь к свободе был открыт. После восстания была организована масштабная облава, 170 человек из числа ушедших были схвачены. Все оставшиеся в лагере 130 человек и все, пойманные немцами,  в результате широкомасштабных поисков, всего 300 человек, были ликвидированы немцами. Несколько позже был ликвидирован и сам лагерь. Лагерные постройки были разрушены, документы уничтожены, а на месте лагеря, как уже было сказано, был высажен сосновый лес.
      
     Снова в строй
    
      Вырвавшись из плена, Печёрский вместе с небольшим отрядом из восьми человек направился на восток в Белоруссию в поисках партизан. Через восемь дней после восстания и побега 22 октября 1943 года А.А. Печёрский вместе со своими товарищами вступил в партизанский отряд, где воевал подрывником, пока советские войска не освободили Белоруссию.
    
      Как бывшего военнопленного Печёрского направили в штрафбат, точнее сказать в штурмовой стрелковый батальон - разновидность штрафбата. Командир батальона - майор Андреев был настолько потрясён рассказом Печёрского о Собиборе, что, по существу совершил должностное преступление: в нарушение всех инструкций и запретов покидать территорию штурмового стрелкого батальона, направил Печерского в Москву в "Комиссию по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников". Рассказ Печёрского в комиссии выслушали писатели Валентин Каверин и Павел Антакольский. На основе рассказа Александра Ароновича был написан очерк "Восстание в Собиборе" После войны этот очерк вошёл во всемирно известный сборник "Чёрная книга", но цензура запретила его издание в СССР и, по сей день, этот сборник   в России не издан.
          Печёрский продолжал воевать в штурмовом батальоне и дослужился до капитана, при наступлении на город Бауцк 20 августа 1944 г. был ранен в ногу и получил инвалидность. В Подмосковном госпитале Печёрский познакомился со своей будущей женой Ольгой Котовой, с которой прожил долгую и, наверное, счастливую жизнь и умер в глубокой старости. Печёрский умер 19 января 1990 года, не дожив месяц до своего восемьдесят первого дня рождения. А.А. Печёрский похоронен на Северном кладбище Ростова-на-Дону.
          После войны Печёрский вернулся в Ростов - на - Дону, где жил перед войной. Работал Администратором в Театре музыкальной комедии, однако есть версия, что он до 1955 года жил в Москве, где работал директором кинотеатра и лишь потом переехал в Ростов-на-Дону, где устроился на работу на машиностроительный завод Ростсельмаш.
          Александр Аронович неустанно продолжал работаь по разоблачению преступлений Собибора. В 1963 году Александр Печерский выступал свидетелем обвинения на судебном процессе по обвинению 11 охранников Собибора. Десять из них были приговорены к смертной казни. В 1966 году аналогичный процесс состоялся в городе Хаген в Германии; на нём шесть обвиняемых были приговорены к различным срокам тюремного заключения. Печёрского на этом процессе не было.
 Международное признание
         
        Несмотря на то, что подвиг Печёрского не нашёл должной оценки на Родине, и никаких наград (если не считать медали "За боевые заслуги", которая была вручена лишь в 1951 году, и медали "За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945гг". Не будем, однако, принижать, общую значимость этих наград) на Родине он не снискал, но международная известность к нему всё же пришла, как тому ни противились власти всех уровней.
       
        История уничтожения лагеря Собибор стала частью обвинений на Нюрнбергском процессе. Международный трибунал хотел видеть Печерского в качестве свидетеля, однако советские власти его в Германию не выпустили.  О лагере Собибор и восстании в нем написаны книги, очерки, множество публикаций, почти все они переведены на многие европейские языки. Сам Печерский в 1946 году то же издал книгу воспоминаний на идише - "Дэр уфштанд ин Собибур".  Был ещё один вариант воспоминаний, который был напечатан в журнале "Советиш геймланд", №12, 1973 год.
           В Голливуде был поставлен фильм, который снял режиссёр Джек Голд. Фильм назывался "Побег из Собибора". Главную роль - Александра Печёрского - сыграл Рутгер Хауэр. Хауэр за роль солдата Сашко получил "Золотой глобус". Самого Печёрского на премьере фильма не было. Позже вдова Александра Ароновича рассказывала, что власти просто не захотели оформлять им документы на выезд в США.
        Несмотря на все препоны и преграды память об Александре Ароновиче Печёрском жива в умах людей, и память эта нашла своё материальное воплощение.
В 2007 году на доме, где жил Печёрский, появилась мемориальная доска в память о нём.

        Именем Александра Печёрского в городе Цфат в Израиле названа улица.
В США в г. Бостоне установлена стеклянная стела с именем Печёрского.
16 октября 2012 года в Тель-Авиве Александру Печёрскому был открыт памятник.
В 2013 году жители Ростова-на-Дону обратились с просьбой к руководству страны присвоить Печёрскому звание Героя России, как это было выполнено для лётчика С.А. Ташиева.

(по материалам всемирной энциклопедии, Википедии) (Продолжение следует)
http://www.proza.ru/2018/01/28/2296


Рецензии