Собибор продолжение

         Когда  думаешь о картине И.А. Солдатенкова, то понимаешь, что ей уделено какое-то особое место в увековечивании памяти А.А. Печёрского.         
          Я, кстати, во время одного из разговоров с Игорем Алексеевичем Солдатенковым  не удержался и спросил: "Почему он, глубоко русский человек, знаменитый русский художник, прославил своим творчеством Печёрского? Разве нет великих и неоправданно забытых героев среди русских? Как так получилось?" Ответ оказался гораздо сложнее, чем я ожидал. Игорь Алексеевич поразмыслил несколько мгновений и ответил: "Я прославил человека, который совершил подвиг во имя свободы. А раз он оказался евреем стало быть так тому и быть. А если вы хотите поднять тему национализма, антисемитизма и тому подобное ... , то имейте в виду, что я воспитанник детского дома, а у нас в детдоме никаких национализмов-то не было. Вообще, национализм - это, прежде всего, удел бездарных людей, которые зачастую скрывают за этим свою подлую душонку. Помните как у Пушкина в "Моцарт и Сальери" Моцарт провозглашает: "Гений и злодейство несовместны!". Национализм - это зло, вот так-то вот, а вообще-то я даже присутствовать при этих разговорах не люблю, не то, что рассуждать на эту тему. Талантливый человек только тогда по-настоящему талантлив, если он способен впитывать и развивать всё лучшее, что создано другими людьми, другими народами. Человек, какой бы он нации не принадлежал, непременно должен видеть перед собой величие духа, достижения человеческого разума. Это вызывает в нём мотивацию роста, он эволюционирует, совершенствуется." 
           22 февраля 2014 года в еврейской общине г. Обнинска, группа любителей истории собралась что бы отметить 105 годовщину со дня рождения Александра Ароновича Печёрского. Надеюсь, что отмечать 22 февраля День рожденния капитана Советской Армии А.А. Печёрского станет хорошей традицией. В гости к общине пришёл сын художника Игоря Алексеевича Солдатенкова - Алексей Игоревич Солдатенков. Его рассказ о непростой судьбе художника и его главного детища - картины "Восстание в Собиборе" не оставил никого равнодушным. Кстаи говоря, в этом году исполняется 80 лет со дня рождения художника Игоря Алексеевича Солдатенкова.
           (Этот рассказ о художнике я бы хотел донести до читателей "сообщества любителей истории" на Facebook).
           Алексей Игоревич начал свой рассказ с описания самой картины   "Восстание в Собиборе".
            "Размер картины 3,5х5м2, такой размер выбран не случайно - это размер лагерных ворот Собибора. Таким простым, казалось бы, художественным приёмом автор заставляет зрителя увидеть всё происходящее через ворота концлагеря... . Все фигуры первого плана написаны в полный рост. Это тоже очень важно. Эти герои поднялись с колен, они встали в полный рост, чтобы победить или погибнуть. Не имея никакого оружия, они сумели сломать менталитет сверхлюдей. Никакие облавы, и последовавшие за тем расстрелы уже не могли этого  изменить, "сверхчеловеки" дрогнули... .  Эту картину я видел в Америке в Бостоне, она хранится в Еврейском центре г. Бостона. Как она туда попала - это отдельная история.
            Вообще Игоря Алексеевича часто считают художником - мастером натюрморта, певцом русского пейзажа. Всё это так, но есть ещё один Солдатенков - художник-филосов, художник-борец. Душой он всегда был с первопроходцами, путешественниками.   Его волновали экспедиции Дмитрия Шпаро, которому он посвятил несколько своих картин. Есть групповой портрет участников экспедиции Д. Шпаро. Отец преклонялся перед моряками, но портреты участников восстания в Собиборе - это нечто другое.  Отец писал эти портреты тогда, когда война была уже позади и участники восстания после всех испытаний вернулись к обычной жизни, работали, воспитывали, детей. Их образы нужно было спроецировать в атмосферу восстания, смертельной схватки, в этом тоже проявилось умение мыслить, вместе со своими героями, сопереживать им, вести "заочную беседу" с будущим зрителем. Наверное, это и объясняет хоть в какой-то степени те перипетии, которые сопутствовали судьбе самой картины на её долгом пути к зрителю.
         Идея картины зародилась где-то в середине 60-х, после судебного процесса в Хагене и стала дипломной работой Игоря Алексеевича, который заканчивал Институт им. Сурикова. Защита диплома прошла успешно, но картина  долгие 25 лет хранилась в мастерской художника, ни один музей не выразил желание купить  эту работу. Музеи, конечно же, поддерживали официальную точку зрения о характере войны, согласно которой всех освободила Красная Армия, и подвиг заключённых из лагеря смерти Собибор этой официальной точке зрения никак не соответствовал, поэтому и картина никому не была нужна. Весьма интересную мысль высказал Леонид Млечин. С его точки зрения кандидатура Печёрского, просто, никак не соответствовала сложившемуся образу героя.
         Но вот пришла перестройка, и появились новые возможности, в области искусства то же начались новые процессы, многое стало более доступным.
          Как бы там ни было, к отцу обратился агент по популяризации произведений искусства, житель США, эмигрировавший в США из Одессы с предложением продемонстрировать картину в США. Отец согласился. Были соблюдены все формальности в соостветствии с требованиями Министерства культуры РФ. Вместе с картиной были вывезены все эскизы.
           В США картина была высоко оценена общественностью, она была выставлена в разных городах и везде привлекала искреннее внимание зрителей. Но время пребывания в другой стране не может быть бесконечным. Виза заканчивалась, и отец должен был возвращаться в Боровск, домой.  Но поскольку интерес к картине возрастал, то по договорённости с агентом, картина была оставлена за границей на его попечение.
          Упомянутый агент, имя которого я называть не хочу, решил, что ему всё дозволено. Он фактически использовал картину как свою собственность, и продолжал выставлять её по всему миру собирая целые аудитории зрителей то в Новой Зеландии, то в Майами, то в Австралии. Обидно сознавать, что будучи человеком еврейской национальности, он  пошёл  на сделку с собственной совестью и не погнушавшись наживать деньги на памяти великой войны, великого подвига, он фактически расписался в собственном ничтожестве, но, вообще то у мошенников и жуликов - нет национальности. Этот подонок пошёл ещё дальше. Наступил момент, когда он решил продать картину. Эскизы-то к картине он и до этого успешно распродавал. Но продать монументальное полотно - дело непростое, и наш аферист обратился к известному дилеру по продаже произведений искусства - итальянцу по имени Капота. Он представил дело таким образом, что автор уже умер, наследников нет и поэтому считает себя в праве предложить сделку купли-продажи.
          Но Капота, весьма искушённый в вопросах рынка произведений искусства, особенно в той части, которая касается авторских прав, усомнился в искренности сделанного ему предложения. И довольно легко разобрался в ситуации. У Капоты были связи в Союзе Художников России, что позволило ему связаться с отцом.
          Однажды утром у нас в доме в Боровске зазвонил телефон.  Это был Капота. Отец по-английски не разговаривал. Я же получал образование в Канаде, так что все переговоры пришлось вести мне. Капота предложил возбудить судебный процесс против жулика. Все затраты он взял на себя. И дополнительно он предложил содействие по продаже картины. Мы это предложение приняли и мне было поручено встретиться с Капотой и передать ему доверенность от действительного автора и собственника картины - моего отца.
         Капота выиграл судебный прооцес, картина была отчуждена у похитителя, а в дальнейшем добропорядочным покупателем картины стал Еврейский Центр города Бостона США, где эта картина и хранится по сей день.
         Так справедливость  восторжествовала в отношении картины "Восстание в Собиборе", и её автора, чего нельзя сказать об участниках восстания и самом Александре Ароновиче Печёрском, который так и не был вознаграждён за беспримерный подвиг, хотя во всём мире народ хранит многие десятилетия светлую память об этом человеке,  но всё-таки чего-то не хватает... !"
          Не могу не согласиться с сыном художника: "Чего-то не хватает". Правы ли земляки Печёрского? Стоит ли присваивать А.А. Печёрскому звание Героя Советского Союза? Уже нет того государства за которое воевал Печёрский, хотя РФ - правоприемник Советского Союза и награждение было бы вполне правомерным. Но сам характер подвига настолько неординарен, хотя, наверное, ординарных подвигов-то  не бывает,  настолько значителен, что и награждение должно быть каким-то особым. Осмелюсь высказать свою точку зрения на этот счёт.
         Мы уже рассказали о том, что в Бостоне установлена стеклянная стела с именем Печёрского. И в Москве есть стела с именами Великих борцов за свободу. Она находится в Александровском саду, недалеко от памятника Неизвестному солдату. Я впервые узнал о ней, читая книгу "Томазо Кампанелла" из серии ЖЗЛ. В книге упоминается эта cтела в связи с тем, что имя Кампанеллы написано первым. Это не так.  Имя Кампанеллы на  стеле есть. Но всё-таки оно не первое в ряду борцов за свободу. Борьба за свободу ещё не закончена.  Я думаю, что было бы справедливо, если бы имя Александра Ароновича Печёрского было бы начертано на этой cтеле среди имён Великих борцов за свободу.
              И вот совсем недавно я узнаю, что упомянутая стела подвергнута реконструкции и имена борцов за свободу замазаны. Как бы мне не хотелось, чтобы на этой стеле было написано имя Александра Ароновича Печёрского, но наверное, теперь это уже невозможно, потому что такой cтелы больше нет. А появилась эта cтела после Октябрьской Революции, а список борцов за свободу: от Томаса Мора и Кампанеллы до Карла Маркса и Фридриха Энгельса, - был составлен Председателем Совнаркома В.И. Лениным. Стела была поставлена для увековечивания памяти русских Самодержцев и на ней были высечены имена русских Царей. Но пришла революция, и к власти пришла партия Большевиков во главе с Лениным, которая, собственно говоря, имела право заменить имена свергнутой династии на имена победителей. Но теперь пришли другие времена и неизвестно, кому пришло в голову совершить попытку перевести стелу в её исходное состояние, хотя это не стало общим настроением и обратной попытки вернуть на стелу имена царей не произошло. Только кажется мне, что где бы ни были написаны имена борцов за свободу, марать их имена грязью или цементным раствором, что в данном случае одно и тоже недопустимо. Кстати, среди имён борцов за свободу имя одного русского Царя было бы к месту. Имя ему - Пётр Первый. 
          Когда в России рядом со стенами Кремля стирают имена борцов за свободу, где-нибудь из под земли всплывают сатанинские профили Степана Бендеры, да Петлюры, а на угольях Бухенвальда, Освенцима, Собибора ... пышным цветом расцветают Тыгнебоки, Турчиновы, Яценюки... .
           Всё-таки удивительная наша страна. В России всегда есть люди способные защитить её, не щадя живота своего, и всегда найдутся мутанты, которые способны измарать всё!!!
P.S.   
       Не следует, однако, думать, что США - это какая-то особая страна, где каждому герою поставлена стела, а в каждом культурном центре висит монументальное полотно, посвящённое подвигу. Нет это не так. Многим героям, гениям и пророкам не нашлось места в Американском отечестве.  В связи с этим я хотел бы упомянуть имя Льюиса Г. Моргана, Великого американского учёного: социолога, этимолога, историка, демографа, - создателя теории эволюции в социологии и истории, действительного члена Американской национальной Академии Наук, Председателя общества содействия Американской академии наук .... . О Моргане в Большой Советской Энциклопедии материалов едва ли не больше, чем про Маркса. Моргана, пожалуй, по ошибке, современники называли   американским Марксом, и, которого Америка забыла на полтора века. А ведь Морган своей жизнью, возможно, тоже заслужил право быть на стеле памяти борцов за свободу.
              Но Л.Г. Морган - это совсем другая история.

Вольфсон Е.Ф.     20-05-2014г.
          


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.